Индивидуальное логопедическое занятие.
план-конспект занятия по логопедии на тему
индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков Р , Рь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по автоматизации звука. | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звуков [Р] и [Рь].
Тема «Грибы Краснодарского края».
Цели:
- Коррекционно – обучающие:
-активизация и актуализация словаря;
- развитие лексико-грамматического строя;
- развитие навыков словообразования и словоизменения;
- автоматизация звуков [Р] и [Рь] в словах, словосочетаниях и предложениях.
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие речеслухового внимания, зрительного восприятия, мышления и памяти;
- развитие тактильного восприятия;
- развитие мелкой моторики.
3. Коррекционно – воспитательные:
- формирование эмоционально благоприятного микроклимата во время занятия;
- воспитание навыков самоконтроля.
Оборудование: иллюстрации грибов, деревьев, корзинки для грибов, иллюстрация «Лес», дидактическое пособие «Грибы», шнуровка, трафареты, цветные карандаши. Разрезные карточки со слогами. Карточки с деформированными предложениями. CD «Симфония природы. Звуки леса».
Ход занятия:
Звучит музыка леса.
Красив и печален лес в осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают с деревьев лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Шелестит под ногами опавшая листва… Приглядевшись повнимательнее под ней можно рассмотреть необычные шляпки. Что это?
Октябрь принес нам лесной урожай.
Соли, маринуй и в сметане их жарь,
Свари из них суп, приготовь их с картошкой,
И в блюдо мясное добавь их немножко.
Богатством своим с нами делится лес.
Спасибо за радость осенних чудес!
Догадался, чем нас может порадовать осенний лес? Конечно, грибами. Весело смотреть на них и приятно собирать; в несколько минут наберёшь корзинку.
Грибы - одно из самых загадочных созданий природы. Даже само происхождение грибов - загадка, которую не одно столетие разгадывали. Та внезапность, с которой гриб вдруг появлялся на поверхности земли, в траве, на коре дерева или старом пне, всегда поражала человека. Это таинственное появление пытались связать с ударом молнии, действием росы, испарениями гниющих органических веществ, или же просто игрой природы.
Грибы любят селиться на опушках, обочинах лесных дорог, в старой хвое и листьях.
Оказывается, лес не может обойтись без грибов. За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, и грибы их превращают в перегной, то есть плодородную почву.
Существует множество разновидностей грибов, многие из них имеют причудливую форму и замысловатые названия. Но не все грибы можно употреблять в пищу, некоторые из них – ядовитые. Давай познакомимся с некоторыми грибами, которые можно встретить в кубанских степях и лесах.
- Задание «Знакомство с грибами».
Будь внимателен, рассмотри картинки, прочитай названия грибов правильно, обрати внимание на ударение.
Грибы: мухомор, опята, груздь, лисички, сморчок, рядовка, вешенка, подберезовик, подосиновик, подольшанник, дубовик, шампиньон, гриб-баран, гриб-зонтик, бледная поганка, трутовик, боровик, рыжик, белый гриб, сыроежка.
- Задание «Грибники-звуковики».
Давай представим, что мы грибники-звуковики и нам нужно пересортировать грибы так, чтобы в одной корзинке были грибы, в названии которых есть звуки Р и РЬ, а в другой – нет.
(выполнение задания)
- Задание «Будь внимателен!».
Но это еще не все, теперь нам предстоит задача распределить грибы следующим образом: справа от себя положи грибы, в названии которых звук Р звучит твердо, а слева – где мягко.
(выполнение задания)
Запомни, мухомор и бледная поганка – грибы ядовитые! А значит им не место в корзине грибника.
- Задание «Сравни названия».
Ты, наверное, заметил, что названия некоторых грибов похожи на названия деревьев, и это не случайно. Выбери эти грибы и постарайся догадаться, у какого дерева растет каждый из них.
Подберезовик - под березой
Подосиновик - под осиной
Подольшанник - под ольхой
Дубовик - у дуба
Боровик - в сосновом бору.
- Задание «Соедини слоги».
А вот и следующее задание: постарайся из слогов составить название гриба, выбери соответствующую картинку.
ро ка сы еж (сыроежка)
вик бо ро (боровик)
мор хо му (мухомор)
жик ры (рыжик)
- Задание «Отгадай загадку, покажи отгадку».
С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке... (мухомор)
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это - белый... (боровик)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
- Задание «Смышленый повар».
Из грибов можно приготовить множество разных блюд, попробуй определить их названия:
- Суп из грибов – грибной суп.
- Запеканка из грибов – грибная запеканка.
- Жаркое из грибов – грибное жаркое.
- Соус из грибов – грибной соус.
- Физкультминутка.
Мы с друзьями в лес пошли, (шаги на месте)
Много там грибов нашли, (разводим руками)
Белых, рыженьких лисичек, (загибаем пальцы на руке)
И волнушечек - сестричек. (волнообразное движение пальцами рук)
Мухоморы нам кивали, (киваем головой)
Мы в корзинки их не брали, (отрицательный жест рукой)
Нам такие не нужны
Ядовитые они. (руки на пояс)
- Задание «Заготовка грибов на зиму» (развитие мелкой моторики).
А еще грибы можно сушить. Тебе нужно выбрать из всех предложенных грибов только съедобные, определить их название и нанизать на шнурок, чередуя.
(выполнение задания: чередование грибов рыжиков и боровиков)
- Задание «Подбери слова»
Подбери и напиши однокоренные слова с указанным корнем. Выделите его в однокоренных словах.
Гриб тот, кто любит собирать грибы
маленький гриб
часть гриба под землёй
- Задание «Где спрятались грибы?».
Посмотри на рисунок внимательно, назови все грибы, которые здесь спрятались. Назови место спрятавшегося гриба.
(выполнение задания: под сосной - боровик, у пня мухомор, под берёзой - подберезовик, на лесной опушке – рыжики и т.д.)
- Задание «Не гриб, а грибок».
Попробуй назвать гриб так, как будто он еще очень маленький.
Мухомор – мухоморчик
Боровик – боровичок
Груздь – груздик
Сыроежка – сыроежечка и т.д.
- Задание «Установи порядок слов в предложении».
- В, собирали, сыроежки, лесу, дети.
- Для, мухомор, опасен, людей.
- Грибов, можно, разные, блюда, из, приготовить.
(выполнение задания)
- Задание «Волшебный конверт».
В этом конверте лежат трафареты, с изображениями даров осени. Выбери тот трафарет, который подходит к теме нашего сегодняшнего занятия и обведи его.
(выполнение задания: обводит трафарет гриба)
- Задание «Послушай, повтори!».
Послушай стихотворение про грибы, повтори те слова, в которых ты услышал звуки Р и РЬ.
Вдоль тропинки,
Выгнув спинки,
Строй маслят
(красивый ряд!)
А у ёлки, сбоку
Подосиновики жмутся.
От грибов не повернуться!
Мы с тобой возьмём лукошко,
Соберём грибов немножко.
Сварим очень вкусный суп!
На грибы наш лес не скуп.
Грибы содержат вещества, необходимые для роста и развития организма. Килограмм сушеных белых грибов - это почти 3 килограмма мяса, 3 килограмма рыбы, 4 килограмма картофеля. Свежие грибы по калорийности питательнее капусты, зеленого лука, а сушенные почти 2 раза калорийнее яиц и вареной колбасы.
Многие грибы используются в традиционной и нетрадиционной медицине. Например, в народной медицине настойки из красных мухоморов уже давно используют для лечения многих, в том числе и онкологических заболеваний. А еще – от радикулита, ревматизма.
Сморчки действуют при лечении и профилактике таких глазных заболеваний: катаракты и глаукомы, близорукости и дальнозоркости. Вещества, содержащиеся в грибе, могут укреплять ослабленные мышцы глаза. Кроме этого сморчки подпитывают глаза и улучшают в сосудах и мышцах глаз обменные процессы. Если проводить длительное лечение сморчками, то можно добиться очищения и осветления помутневшего хрусталика.
- Итог занятия.
Итак, сегодня на занятии мы побывали в грибном царстве, узнали о многообразии грибов, растущих на Кубани и полезных свойствах некоторых из них.
Рефлексия.
Если тебе понравилось занятие, то нарисуй пальчиком на песке солнышко, а если нет, то тучку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия"Дифференциация [ч]-[щ] в словосочетаниях и предложениях"
На индивидуальном логопедическом занятии проводятся упражнения для развития кинестетических и кинетических движений руки, а также развития зрительного восприятия и мелкой моторики. Речевой материал по...
Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»
Индивидуальное логопедическое занятие для учащихся 3 класса...
Индивидуальное логопедическое занятие "Различай П-Т"
Индивидуальное логопедическое занятие для учащихся 3 класса...
Индивидуальное логопедическое занятие Дифференциация звуков (с – с*)
Для учащихся 2 класса...
Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»
Подготовила и провела:учитель начальных классов, логопедАрженовская Е.И.на семинаре для слушателей ИПК и ПРОпо теме:«Организация коррекционной работы при нарушении устной иписьменной речи младши...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях. Тема: дифференциация звуко...