Логопедическое занятие № 3 для ребенка с РАС.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме
Логопедическое занятие для ребенка с РАС с учетом специфики развития данной категории детей направленное на развитие коммуникативных навыков, социализацию через сказкотерапию. Обучению глобальному чтению через лексическую тему "Домашние животные", развитие и совершенствование мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3_s_ras.docx | 63.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Данное занятие разработано с учетом специфики ребенка с РАС (ребенок говорящий, но дефекты звукопроизношения присутствуют, характерны персеверации, нарушения слоговой структуры, просодические компоненты речи требуют дальнейшего развития и совершенствования).
Главная работа учителя-логопеда с ребенком, имеющем в анамнезе РАС, направлена на социализацию и развитие коммуникативных навыков на протяжении всего обучающего процесса. Но постепенно учебные навыки также должны внедряться очень осторожно, индивидуально рассчитывая нагрузку и уровень сложности заданий для каждого воспитанника, учитывая огромную специфику развития данных детей (психоэмоциональной сферы, сверхметеочувствительность детей, резкую смену настроения и т.п.). Учебный материал преподносить ДОЗИРОВАНО, и НЕ ФОРСИРОВАТЬ события!!!
Все пособия, используемые на логопедических занятиях с детьми РАС, предоставлены в рубрике «Методические разработки и пособия: осуществляем, разрабатываем, творим вместе» на сайте Лешковой Н.В.
Логопедическое занятие с ребенком, имеющим в анамнезе РАС (расстройство аутистического спектра), проводится при визуальной поддержке - это РАСПИСАНИЕ в виде пентаграмм. Каждому этапу занятия соответствует определенная пентаграмма, которую ученик убирает в коробочку, выполнив задание.
По мере усвоения ребенком требований педагога, оформления учебного пространства, времени проведения занятий и др. оформление карточек изменяется: размер пентаграммы уменьшается, а надпись под картинкой занимает центральное положение (обучение глобальному чтению).
Задачи | Оборудование | Действие |
| Колокольчик, карточка «Логопед» | Карточка «Приветствие» Громкое приветствие логопеда «Здравствуй, (имя ребенка)» с одновременным пожатием руки ребенка и показом карточки «Логопед» «Занятие», - проговаривает логопед и звенит в колокольчик. |
Понимание и выполнение ребенком просьбы логопеда; Социализация ребенка. | Деревянные плоскостные цветные геометрические фигуры (треугольники ромбы, квадраты) шаблоны для выкладывания (3 шт.), корзина (2 шт.) | Карточка «Пальчиковая гимнастика» Ребенок самостоятельно берет из корзины один из шаблонов и выкладывает с помощью геометрических фигур рисунок на данном шаблоне. Одновременно ученик проговаривает цвет геомет.фигуры, которую взял в руки. |
Понимание просьбы логопеда и исполнение ее; Социализация ребенка | Картинный материал: «Слоненок» «Бегемот» «Лягушка» «Качели» «Часики» «Вкусное варенье»; Фланелеграф | Карточка «Артикуляционная гимнастика» Выполнить соответствующее картинке артикуляционное упражнение (каждое от 1-5 раз) и убрать картинку с фланелеграфа в корзину. Ребенок выполняет все действия самостоятельно. |
Понимание просьбы логопеда и исполнение ее; Социализация ребенка; Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики | АЗБУКА по Нуриевой (см. рубрику «Методические разработки и пособия: осуществляем, разрабатываем, творим вместе» на сайте Лешковой Н.В.), корзина 1 шт., контейнеры малые | Карточка «Букварь». Ребенок берет АЗБУКУ по Нуриевой из корзины и:
|
социализация; развитие коммуникативных навыков; развитие просодических компонентов; расширение, пополнение и использование лексического запаса | Подписанные картинки с домашними животными; Игрушки домашних животных; Напечатанные карточки с названиями домашних животных; Корзина (3 шт.) | Карточка соответствует лексической теме.
|
Освоение и закрепление глобального чтения; развитие коммуникации; социализация | Лото «Домашние животные» | Карточка «ЛОТО» Правила игры «Лото» учитывая особенности развития детей с РАС (см. ниже рекомендации при работе с РАС) |
укрепление мышц щек, круговой мышцы губ; понимание требований логопеда; социализация ребенка | Разнообразные дудочки, ветрячки, свистульки, воздушные шары, трубочки, свечи. | Карточка «Дуть» Ребенок дует с разной силой в предлагаемые логопедом предметы (2 -3 выдоха). Выдох кратко, длинно и т.п. по |
развитие связанной речи; развитие просодической стороны речи (темп, ритм, сила и т.п.); развитие коммуникативных навыков; социализация | Фланелеграф; Плоскостные фигуры героев сказки «Репка»; корзина | Карточка «Сказка» На фланелеграф ребенок самостоятельно (или с помощью, или с поддержкой) последовательно выкладывает фигуры героев по ходу сказки, доставая их из корзины. |
| Выбранное ребенком поощрение путем дискретных проб | Карточка с поощрением Поощрение |
| Колокольчик, карточка «Класс» | Карточка «Прощание» «Класс» Логопед звенит в колокольчик и показывает карточку «Класс» |
При работе с ребенком, имеющем в анамнезе РАС, рекомендуется:
- говорить четкие, краткие команды (однократно), повтор команды допустим только через 5 сек.;
- использовать разные виды поощрений словесные (ярко интонированные), жестовые, пищевые и др.;
- знать вид поощрения для каждого ребенка индивидуально (определяется с помощью проведения дискретных проб).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие № 2 для ребенка с РАС (ранний аутистический спектр). Использование "Личного букваря" в целях формирования понимания у ребенка с РАС положения его в социуме "семья"
Обучение ребенка с РАС (ранний аутистический спектр) глобальному чтению через ведение "Личного букваря" ("Мой альбом")...
Конспект логопедического занятия с ребенком после кохлеарной операции. тема «Осень».
Цели:Коррекционно-образовательные:-формировать и расширять семантическое поле слова «Осень»;-закрепить навык отвечать на вопросы.Коррекционно-развивающие:-учить правильному произнесению звука [ц];-раз...
Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...
Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком, имеющим кохлеарный имплантат по теме: Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки и вопросы.
Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 2 класса с предпосылками к дисграфии. Тема: «Предложение».
Тема: «Предложение».Цель: Уточнение понятия «предложение».Задачи: закрепить понятие «слово», ...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет. Тема: Автоматизация звука [л\'].
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [л']....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях. Тема: дифференциация звуко...