Логопедическое занятие № 3 для ребенка с РАС.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Лешкова Наталья Владимировна

Логопедическое занятие для ребенка с РАС  с учетом специфики развития данной категории детей направленное на развитие коммуникативных навыков, социализацию через сказкотерапию. Обучению глобальному чтению через лексическую тему "Домашние животные", развитие и совершенствование мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3_s_ras.docx63.18 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\hBxM9J0.jpg

Данное занятие разработано с учетом специфики ребенка с РАС (ребенок говорящий, но  дефекты звукопроизношения присутствуют, характерны персеверации, нарушения слоговой структуры,  просодические компоненты речи требуют дальнейшего развития и совершенствования).  

Главная  работа  учителя-логопеда  с ребенком, имеющем в анамнезе РАС,  направлена на социализацию и развитие коммуникативных навыков на протяжении всего  обучающего  процесса. Но  постепенно учебные навыки также должны внедряться очень  осторожно,  индивидуально рассчитывая нагрузку и уровень сложности заданий для каждого воспитанника, учитывая огромную специфику развития  данных детей (психоэмоциональной сферы, сверхметеочувствительность детей, резкую смену настроения и т.п.). Учебный материал преподносить  ДОЗИРОВАНО,  и   НЕ ФОРСИРОВАТЬ события!!!

Все пособия, используемые на логопедических занятиях с детьми РАС, предоставлены в рубрике «Методические разработки и пособия: осуществляем, разрабатываем, творим вместе» на  сайте Лешковой Н.В.

Логопедическое занятие с ребенком, имеющим  в анамнезе  РАС (расстройство аутистического спектра),  проводится при визуальной поддержке  - это РАСПИСАНИЕ  в виде пентаграмм. Каждому этапу занятия соответствует определенная пентаграмма, которую ученик убирает в коробочку, выполнив задание.

По мере усвоения ребенком требований педагога, оформления учебного пространства, времени проведения занятий и др. оформление карточек  изменяется: размер пентаграммы уменьшается, а надпись под картинкой занимает центральное положение (обучение глобальному чтению).

Задачи

Оборудование

Действие

  1. Обучение навыкам социального поведения и развитие коммуникативных навыков

Колокольчик,

карточка «Логопед»

Карточка «Приветствие»

Громкое приветствие логопеда «Здравствуй, (имя ребенка)»  с одновременным пожатием руки ребенка и показом карточки «Логопед»

«Занятие», - проговаривает   логопед и  звенит в колокольчик.

  1. Развитие мелкой моторики;

Понимание и выполнение ребенком просьбы логопеда;

Социализация ребенка.

Деревянные плоскостные цветные геометрические фигуры (треугольники ромбы, квадраты)

шаблоны для выкладывания (3 шт.),

корзина (2 шт.)

Карточка «Пальчиковая гимнастика»

Ребенок самостоятельно берет из корзины один из шаблонов  и выкладывает с помощью геометрических фигур рисунок на данном шаблоне. Одновременно ученик проговаривает цвет геомет.фигуры, которую взял в руки.

  1. Развитие артикуляционного аппарата;

Понимание просьбы логопеда и исполнение ее;

Социализация  ребенка

Картинный материал: «Слоненок»

«Бегемот»

«Лягушка»

«Качели»

«Часики»

«Вкусное варенье»;

Фланелеграф

Карточка «Артикуляционная гимнастика»

Выполнить соответствующее картинке артикуляционное упражнение (каждое от 1-5 раз)  и убрать картинку с фланелеграфа в корзину. Ребенок выполняет все действия самостоятельно.

  1. Знакомство с буквами;

     Понимание просьбы логопеда и исполнение ее;

    Социализация  ребенка;

    Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики

АЗБУКА по Нуриевой

(см. рубрику «Методические разработки и пособия: осуществляем, разрабатываем, творим вместе» на  сайте Лешковой Н.В.),

корзина 1 шт., контейнеры малые

Карточка  «Букварь».

Ребенок берет АЗБУКУ по Нуриевой из корзины и:

  1. Проговаривает и обводит разнофактурные буквы;

  1. Прописывает самостоятельно (или с поддержкой, или с помощью) определенную букву в свободном поле;

  1. Достает из кармашка слова и подкладывает их под определенной картинкой;

  1. Проговаривает слова.  Находит и  выкладывает в слове ту букву, которую изучает и объемной буквой выкладывает ее;

  1. По просьбе логопеда: «Покажи мне  …» или «Дай, мне слово ….» (усложнять или упрощать команду можно взависимости от уровня развития ребенка с РАС)

  1. Освоение глобального чтения по определенной лексической теме согласно календарно-тематическому плану (например, домашние животные);

социализация;

развитие коммуникативных навыков;

развитие просодических компонентов;

расширение, пополнение  и использование лексического запаса

Подписанные картинки с домашними животными;

Игрушки домашних животных;

Напечатанные карточки с названиями домашних животных;

Корзина (3 шт.)

Карточка соответствует лексической теме.

  1. Ребенок из 1-й корзины вынимает картинки с домашними животными и раскладывает их на столе, проговаривая название изображенного животного.
  2. Воспитанник из 2-й корзины вынимает игрушку домашнего животного и ставит на соответствующую картинку, проговаривая при этом название животного, и как оно кричит (говорит).
  3. Из 3-ей корзины ученик по очереди достает из корзины напечатанные слова, находит, проговаривает их и накладывает на соответствующее название домашнего животного.
  4. По просьбе логопеда: «(Имя ученика), дай мне лошадь»; или  «(Имя ученика), покажи мне корову» и т.д.

  1. Закрепление лексического материала по теме домашние животные;

Освоение и закрепление глобального чтения;

развитие коммуникации;

социализация

Лото «Домашние животные»

Карточка «ЛОТО»

 Правила игры «Лото» учитывая особенности развития детей с РАС (см. ниже рекомендации при работе с РАС)

  1. Развитие силы выдыхаемой воздушной струи и управление ею;

    укрепление    мышц щек, круговой мышцы губ;

    понимание требований логопеда;

    социализация ребенка

Разнообразные дудочки,

ветрячки,

свистульки, воздушные шары,

трубочки,

свечи.

Карточка «Дуть»

Ребенок дует с разной силой в предлагаемые логопедом предметы  (2 -3 выдоха).

Выдох кратко, длинно и т.п. по

  1.  Активизация, расширение, закрепление, совершенствование лексического словаря;

развитие связанной речи;

развитие просодической стороны речи (темп, ритм, сила и т.п.);

развитие коммуникативных навыков;

социализация

Фланелеграф;

Плоскостные фигуры героев сказки «Репка»;

корзина

Карточка «Сказка»

На фланелеграф ребенок самостоятельно (или с помощью, или с поддержкой) последовательно выкладывает фигуры героев по ходу сказки,  доставая их из корзины.

  1. Закрепление  у ребенка положительной рутины

Выбранное ребенком поощрение путем дискретных проб

Карточка с поощрением

Поощрение

  1. Обучение навыкам социального поведения и воспитание коммун. навыков

Колокольчик,

карточка «Класс»

Карточка «Прощание»

«Класс» Логопед звенит в колокольчик и показывает карточку «Класс»

При работе с ребенком, имеющем в анамнезе  РАС, рекомендуется:

  • говорить четкие, краткие команды (однократно),  повтор команды  допустим только через  5 сек.;
  • использовать разные виды поощрений словесные (ярко интонированные),  жестовые, пищевые и др.;
  • знать вид поощрения для каждого ребенка индивидуально (определяется с помощью проведения дискретных проб).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с ребенком после кохлеарной операции. тема «Осень».

Цели:Коррекционно-образовательные:-формировать и расширять семантическое поле слова «Осень»;-закрепить навык отвечать на вопросы.Коррекционно-развивающие:-учить правильному произнесению звука [ц];-раз...

Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком, имеющим кохлеарный имплантат по теме: Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки и вопросы.

Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 2 класса с предпосылками к дисграфии. Тема: «Предложение».

Тема: «Предложение».Цель: Уточнение понятия «предложение».Задачи:                  закрепить понятие «слово», ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет. Тема: Автоматизация звука [л\'].

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [л']....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.  Тема: дифференциация звуко...