Дифференциация мягких звуков к-г на письме у младших школьников
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка подгруппового занятия | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
22.01.2014 год.
Учитель-логопед Марштанова Марина Георгиевна.
Открытое групповое логопедическое занятие.
Нарушение процесса письма с преобладанием фонетической дисграфии.
Тема. Дифференциация звуков [кь,гь].Буквы К,Г.
Цель:учить детей различать звуки кь,гь изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме буквами.
Задачи:развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы;
Учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза; расширять сенсомоторный репертуар и словарный запас.
Оборудование:цыпленок Кеша и гусенок Геша (картонные фигурки),речевые профили, зеркала,магнитная доска, карточки с заданиями.
Ход занятия
1.Орг.момент
Сядет тот, кто назовет слово со звуком [к] или [г].
2.Повторение
[к], [г]-это звуки с которыми мы работали на предыдущих занятиях. Давайте вспомним характеристику звука к
К- согласный,твердый,глухой.
Г-согласный, твердый,звонкий.
1
Чем они похожи?(Оба согласные). Почему согласные? (так как воздушная струя во рту встречает преграду, ниточка рвется при произношении звука, он не тянется). Оба твердые. А какие буквы делают г-к твердыми? (Гласные первого ряда и твердый знак). Назовите гласные 1 ряда.
Чем они различаются?(К-глухой, а г- звонкий) . Как докажем? (г-голосовые связки вибрируют, а к-не вибрируют,голос не участвует).
Игра «Пятый лишний»
Какое слово лишнее и почему?
Глухарь,гусь,иволга, фламинго, сорока. Как назвать одним словом?(Птицы)
Пеликан, голубь, колибри, кукушка, клюв.
3.Знакомство с новым материалом.
На магнитной доске слоги:
Кь-кя-кё-кю-ки-ке
Читаю стихотворение:
Явился в желтой шубке
Прощайте две скорлупки!
Куриный я ребёнок-
Зовут меня …(Цыпленок)
К слогам прикрепляется картинка цыпленка. Назовем его Кеша. Кеша маленький, поэтому он умеет произносить только слоги кь, кя, ке,кё,кю,ки. Давайте повторим.
Появляется картинка гусенка
Беленький гусенок у речки сидит
2
На воду гусенок грустно глядит
Хочется купаться, да мама не велит!
У нашего гусенка горлышко болит!
Гусенок умеет произносить слоги гь,гя,гё, гю,ги,ге. Повторим их.
Как зовут цыпленка? (Кеша). Как зовут гусенка? ( Геша). Какими звуками различаются слова Кеша, Геша?
Кто может сказать с какими звуками мы будем работать сегодня? Со звуками кь.гь.
Давайте дадим характеристику этим звукам.
[к/]согасный, глухой, мягкий.
[Г/]согласный, звонкий, мягкий.
Докажем что согласный. Рассматривают артикуляцию в зеркало и на речевых профилях.Докажем, почему кь-глухой, а гь-звонкий. А какими буквами обозначаются звуки кь-гь?(Буквой кА и буквой гэ)
Работа в тетрадях
Записывают число и характеристику звуков.
Проведем минутку чистописания с проговариванием:
К
Г
К г
3
Давайте вспомним какие буквы делают согласные мягкими? (Гласные 2 ряд
и ь). Перечислите гласные 2 ряда (я ё ю и е).
Дифференциация звуков в слогах.
Повтори не торопись , да смотри не ошибись!
Кя-гя-кя
Кё-гё-кё
Ки-кю-ки
Ги-ги-ге…
Дифференциация звуков в словах.
«Кто внимательный»
Кеша и Геша очень любят рассматривать большую птичью энциклопедию. А что такое энциклопедия?. Это научное справочное пособие в форме словаря где собраны все сведения по всем или отдельным отраслям знаний. Итак, больше всего они любят рассматривать птиц, в названии которых есть звуки … ( кь,гь). Я буду называть этих птиц, если слышим кь-то надеваем на ушки воображаемые наушники (так как он глухой), а если гь- то звоним в колокольчик.
Снегирь, иволги, авдотки, пустельги, синички, зяблики, чомги, ореховки.
Спишите эти слова с доски в тетрадь , над кь нарисуйте наушники , а над гь- колокольчик.
Физминутка
Грач качался в гамаке(наклоны в стороны)
4
Гуси в волнах на реке(наклоны вперед,назад)
Мимо голуби летели(покачивание руками)
И на веточку присели (приседание)
Веточка качается (покачивание руками)
Неплохо получается (хлопки)
Нейролингвистические упражнения:
«Заяц-коза»
«Рожки-ножки»
Кулак-ребро-ладонь»
Запишите слова с карточек:
Кеды, кит, кино, кисть, Гена, книги, перчатки.
Обведите букву « г» в круг, а «к» в квадрат.
Взаимопроверка.
Гь-кь- в предложениях.
Запись на доске:
В гербарии у Евдокии, Лукерьи и Ангелины герань, подснежники и георгины.
Читают по цепочке за логопедом. Что такое гербарий? (Это коллекция засушенных растений). А кто такие Евдокия, Лукерья и Ангелина? (Девочки). А что такое герань, подснежники и георгины? (Цветы).
Запишите это предложение 3 цветами .( Синим-твердые согласые, зеленым-мягкие согласные, красным-гласные, ь-не дает нам звука, но он смягчает согласный поэтому его тоже зеленым).
5
Прочитайте еще несколько раз предложение и попробуйте его проговорить без зрительной опоры.
4 Итог занятия
Какие учились различать звуки?
Вспомним их характеристики.
Какие персонажи приходили на занятие (цыпленок и гусенок).Кто они такие? (Птицы).
Я предлагаю посмотреть вам фото различных птиц. (Звучит музыка и демонстрируются птицы на компьютере).
Всем большое спасибо!
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение ошибок письма у младших школьников с недоразвитием речи.
Материал, отраженный в данной работы позволяет скоррегировать специфические ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематическог...
Выявление характера взаимосвязи уровня развития познавательной деятельности и нарушений письма у младших школьников
Содержание статьи основывается на данных моей дипломной работы, рекомендована педагогам-психологам, учителям-логопедам общеобразовательных учебных заведений...
НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Р...
Нарушения письма у младших школьников
Дается понятие "дисграфия", рассматриваются виды дисграфии, ее проявления на письме у младших школьников....
Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.
Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства. Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...
Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику: и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...
Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику: и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...