Итоговая работа на тему: «Организация и проведение диагностических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Макарова Анна Анатольевна

Итоговая работа представлена на дистанционных курсах "Профилактика и коррекция  нарушений письма и чтения"  Педагогический университет Первое сентября "

В работе представлен конструкт логопедического занятия на тему: "«Звуки [с]- [ц]. Буквы С- Ц.  Цветик – семицветик. Цель:

дифференциация звуков [с]- [ц]. Дифференциация букв С- Ц на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_2014_pismo.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая  работа на тему:

 «Организация и проведение диагностических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»

I План диагностических мероприятий

список диагностических методик

цель

1

Т.А. Фотекова

ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ  и письменной РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Диагностика

(данной методики состоит в том, чтобы выявить особенности устной и письменной речи ребенка, характер речевых нарушений, дать рекомендации и прогноз развития. Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам:
 состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения.
 состояние словарного запаса.
 состояние грамматического строя речи.
 состояние связной речи.
 сформированность фонематических процессов.
 сформированность письменной речи.)

  • уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушения разных сторон речи (получение речевого профиля);
  • построения системы индивидуальной коррекционной работы;
  • комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;
  • отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

II. Коррекционно-развивающее занятие.

Ребенок обучается во 2 классе.

Логопедическое заключение.

Было выявлено:

По заключению специалистов: ребенок соматически ослаблен, часто болеет.

Строение артикуляционного аппарата: б/о

Состояние просодики и динамической стороны речи: речь смазанная

Состояние звукопроизношения: замены [с]- [ц]

Состояние звукослоговой структуры  слов и фраз: замедленное произношение слов сложной слоговой структуры

Состояние фонематического восприятия: трудности  дифференциации свистящих звуков и аффрикат

Состояние звукослогового анализа и синтеза не нарушено

Сосотояние импрессивной речи: в пределах возрастной нормы

Состояние экспрессивной речи  б/о

Состояние моторики : моторно неловок

Состояние моторно – пространственного гнозиса и праксиса: без нарушений

Состояние письма: встречаются замены [с]- [ц] и пропуски букв

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Артикуляторно – акустическая  дисграфия, обусловленная фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Тема занятия: «Звуки [с]- [ц]. Буквы С- Ц.  Цветик – семицветик.

Цель: дифференциация звуков [с]- [ц]. Дифференциация букв С- Ц на письме

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение

  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование

ответа полным предложением;

  • корригировать и развивать слуховое восприятие;

  • корригировать речевое дыхание;

  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности)

образовательные:

  • обобщить знания по теме «Цветы»
  • познакомить с буквами  С- Ц.  , соотнести звуки [с]- [ц].   с буквами С- Ц

воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

здоровьесберегающие:

  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: карточки цветы, компьютерная программа для развития речи «Учимся говорить правильно», Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе.


Ход занятия

Этапы

занятия

виды

заданий

деятельность

специалиста

деятельность

ученика

Какие задачи

решались в ходе

выполнения

заданий

Организац момент

Загадка

Семь лепестков
Разного цвета.
В сказке цветет
Растение это.
(Цветик-семицветик)

Открывается магнитная доска, на которой прикреплен серединка от цветка.

Назови первый звук в слове «цветик» и «семицветик»

Организовать детей. Настроить ребенка на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата

II.1 Проверка домашнего задания

Взаимопроверка (ребенок подчеркивал буквы С и Ц в тексте)

Определить уровень усвоения пройденного материала

II.2 Актуализация знаний

Беседа

Характеристика звуков [С] и [Ц] по предложенному плану. Программа «Учимся говорить правильно»

Привлечь  внимание и вызвать  интерес ребенка к занятию. Актуализировать знания  по теме занятия.

II.3 Изучение нового материала. Сообщение темы занятия

Ветер унес   лепестки у цветика – семицветика, нам необходимо их вернуть. Мы будем говорить о различных цветах и о звуках [С] и [Ц], если выполнил все задания ветер обязательно вернет нам все лепестки.

Ребенок слушает и выполняет

Динамическая пауза

Д/и, движения под музыку

Ребенок выполняет и получает первый лепесток

Способствует снятию общего утомления. Развивать общую моторику.

II.4 Закрепление  изученного материала

Самостоятельная работа.

Д/и

Коробочки (греча  и манка) - «сильный ветер»  и «ветерок».

Упражнение «Пальцы дружная семья»

  1. Прочти на облаках цепочку букв, запиши в тетрадь: первая строка с С, вторая с Ц
  2. Загадка о солнце. На лучиках слоги с Ц и С. Прочти запиши
  3. Прочитай загадки  покажи картинки цветов, запиши в 2 столбика названия + задание из программы «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе»
  4. Составить рассказ о нашем волшебном цветке, используя слова со звуками «С» и «Ц»

Ребенок пальчиками определяет буквы- они сделаны на картоне из манки и гречи и др. круп.

Лепесток №2

Лепесток №3

Лепесток№4

Лепесток №5

Лепесток №6

Развитие фонематического слуха

Развитие мелкой моторики

Упражнять в умении. Закреплять навык. Развивать.

Развитие мышления, воображения

II.5 Контроль знаний и умений

Знакомство с книгой

Вспомним сказку В Катаева «Цветик – семицветик». Прочитай отрывок.

Лепесток №7

Проконтролировать уровень выполнения

III .Итог занятия.

Ответы на вопросы по плану

Обобщить тему урока. Развивать память.

Обобщить тему урока. Развивать память.

III.1 Оценка деятельности ребенка.

Опрос.

Оценивание.

Подвести итог работы на занятии. Развивать долговременную память. Оценить деятельность детей

III.2 Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Выпиши из сказки 6 слов с буквами С и Ц.

Запиши свой рассказ – путешествие, используя слова «Цветик – семицветик»

Ребенок получает домашнее задание

Закрепить знания и умения, полученные на занятии, дома.

Приложение

На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные -
Алые и красные.
(Кактус)

В огороде, на дорожке, под моим окошком
Расцвело сегодня солнце на высокой ножке
(Подсолнух)

Мои цветы — оранжевое пламя,
А листья — как зеленые медали.
В названии — восточная страна.
Ну что, ребята, вы меня узнали? 
(Настурция)

Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца!
(Нарцисс)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

Красивые цветочки
Расцвели в саду,
Запестрели красками,
А осень на носу.
(Астры)

В саду есть петушок -
Лиловый гребешок,
А хвостик - боевой,
Сабелькой кривой
(Ирис)

В сентябре пшеница в поле. Наливалась колосом. А у нас сегодня в школе. Много... (гладиолусов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация диагностических мероприятий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»

В материале сделана попытка систематизировать в таблицу  логопедические диагностические методики известных авторов. Выделены цель и краткое содержание методик,а так же таблица составлена на ...

«Диагностическая карта в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»

Данная карта составлена и адаптирована к новым требованиям в школе по ФГОС.В карте выделены основные диагностические критерии. Данное пособие служит приложением к "Логопедической диагностике готовност...

«Использование в работе учителя-логопеда бланкового метода с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»

В данной работе представлены бланк экспресс-диагностики по Фотековой(адаптированный), таблица по анализу вида ошибок и таблица динамики количества ошибок за год.Все таблицы использую в написании отчет...

«Коррекционно-развивающая программа для обучающихся первых классов по профилактике нарушений письменной речи»

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. I этап коррекционной работы является самым продолжитель...

"Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в овладении письменной речью"

Работая над воспитанием звукового анализа слов, логопед ставит сложные задачи...Эти задачи решаются посредством применения различных упражнений, игр, заданий, повторений, проведения устных и письменны...

Рекомендации логопеда учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов – научить ребёнка читать и писать, то есть письменной речи. Общепринято также, что обучение письменной речи – один из самых т...

Коррекционно-развивающая работа с детьми имеющими проблемы с обучением в школе, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Педагогическая статья раскрывает аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими проблемы с обучением в школе, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Статья рекомендована...