Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
методическая разработка по логопедии по теме
Примерная индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ind._zanyatiy.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОБУ СОШ № 12
___________П.И. Олейников
Приказ от _________ №_____
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
Учитель-логопед Листопад О. Ю.
Ф.И.О.
2014-2015 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
_________________________________________
название кафедры или МО
Протокол от ___________ №___
г. Таганрог
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Результативность организации коррекционно-развивающей работы с детьми определяется посредством диагностики уровня речевого развития. Основной целью речевой диагностики является определение фактического уровня развития каждого воспитанника. Оценка динамики развития в ходе обследования производится по следующим параметрам:
- состояние звуковой стороны речи;
- состояние фонематической стороны речи;
- состояние слоговой структуры речи.
Диагностика осуществляется в начале и в конце учебного года с целью оценки уровня и динамики развития ребенка в период взаимодействия логопеда с ребенком, что позволяет выявить недостатки речевого развития и наметить направления коррекционно-развивающей работы. Количественный и качественный анализ результатов речевой диагностики носит проблемно-ориентированный характер, позволяет педагогически целесообразно, с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника организовать процесс наиболее полноценного содействия развитию ребенка в области его ближайшего развития. Исходя из основных целей школы, как образовательной системы, развивать, воспитывать, обучать каждого ребенка на уровне его индивидуальных возможностей, осуществляется тесная взаимосвязь всех специалистов школы и родителей учеников.
Это позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса с учетом личностных и поведенческих особенностей каждого воспитанника, индивидуального темпа усвоения знаний и физического развития. Все результаты, полученные в ходе заносятся в таблицу. По результатам диагностики составляются индивидуальные коррекционно-развивающие программы, формируется подгруппа детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Итоги диагностики доводятся до сведения родителей.
Произношение звуков.
Оптимальный уровень: правильно произносит все звуки речи в словах различной слоговой структуры
Достаточный уровень: сформировано произношение фонем, но в спонтанной речи фонемы употребляются не всегда верно, встречается смешение при произношении близких в акустическом и артикуляторном плане звуков.
Критический уровень: нарушено произношение звуков одной или двух артикуляционных групп.
Катастрофический уровень: нарушено произношение звуков трех и более артикуляционных групп.
Фонематическое восприятие.
Оптимальный уровень: дифференцирует звучание контрастных фонем во фразе, словах, слогах.
Достаточный уровень: дифференцирует звучание контрастных фонем изолированно, в слогах, допускает ошибки в дифференциации фонем во фразе.
Критический уровень: не дифференцирует звучание контрастных фонем изолированно и в слогах.
Катастрофический уровень: не различает неречевые звуки, не различает голос по высоте, силе, тембру.
Фонематический анализ и синтез.
Оптимальный уровень: сформирован фонематический синтез, выделяет первый и последний звук в словах, определяет место звука в слове, определяет количество звуков в 3-х и 4-хзвуковых словах.
Достаточный уровень: сформирован фонематический синтез, выделяет первый гласный звук в слове, затрудняется в выделении первого согласного звука в слове. Выделяет последний звук в слове, но встречаются ошибки в выделении гласного звука. Встречаются ошибки в определении количества звуков в 3-х и 4-х звуковых словах. Может подобрать слово с заданным звуком.
Критический уровень: Фонематический анализ и синтез сформированы недостаточно, ошибки в выделении первого гласного звука в слове, не может выделить первый согласный звук, последний звук в слове, затрудняется в подборе слова на заданный звук.
Катастрофический уровень: фонематический анализ и синтез не сформированы.
Слоговая структура слов.
Оптимальный уровень: правильно произносит слова различной слоговой структуры (3-х, 4-хслоговые слова со стечениями согласных и без них)
Достаточный уровень: слоговая структура искажается только в словах содержащих 4 - 5 слогов со стечениями согласных звуков (строительство, водопроводчик)
Критический уровень: искажаются двухсложные, трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, с 1 2 стечениями согласных.
Катастрофический уровень: нарушается структура однос~ожных слов, двухсложных И трехсложных слов с открытыми слогами. .
Словарь и словообразование.
Оптимальный уровень: словарь соответствует возрастной норме. Навыки словообразования сформированы
Достаточный уровень: словарь приближен к нижней границе возрастной нормы, однако остаются затруднения, связанные с подбором некоторых антонимов, синонимов. Встречаются ошибки в употреблении существительных, обозначающих профессии, сложных существительных и прилагательных, некоторых притяжательных прилагательных.
Критический уровень: словарь ниже уровня возрастной нормы, навыки словообразования сформированы недостаточно. В словаре мало обобщающих понятий, не используются антонимы, синонимы, неправильно используются приставочные глаголы, часто название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение (шнурки - «завязать чтобы»), наименование части предмета заменяется названием предмета в целом (ствол, корни - «дерево»).
Катастрофический уровень: словарь значительно отстает от возрастной нормы, что проявляется в незнании многих слов, обозначающих профессии, предметы мебели, животных и их детенышей, слова обобщения. Ограничены возможности использования словаря действий, признаков. Навыками словообразования практически не владеет.
Грамматический строй речи.
Оптимальный уровень: ребенок правильно употребляет существительные и прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа, умеет использовать простые предлоги, свободно использует их в высказываниях. Усвоены основные формы согласования слов: существительных с прилагательными, с числительными и местоимениями.
Достаточный уровень: ребенок владеет фразовой речью, в которой отмечаются ошибки грамматического оформления речи. Могут встречаться ошибки в употреблении падежных форм существительных и прилагательных множественного числа, ошибки в использовании предлогов, в то время, как инструкции с предлогами исполняются практически без ошибок.
Критический уровень: выявляются стойкие ошибки при согласовании прилагательных и числительных с существительными в роде и падеже, смешение родовой принадлежности существительных (<<две ухи»), ошибки в употреблении предлогов (замены, пропуск). Встречается недостаточное понимание инструкций с предлогами.
Катастрофический уровень: отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций: существительные употребляются преимущественно в именительном падеже, ошибки в образовании форм существительных множественного числа Им.п., отсутствие согласования числительных и прилагательных с существительными. Предлоги часто опускаются вообще, встречаются замены, недоговаривание предлогов (ан столе - «а той» ). Выявляется импрессивный аграмматизм, который проявляется в недостаточном понимании изменения значения слов, выраженных при помощи приставки, понимании падежных форм, инструкций с предлогами.
Связная речь.
Оптимальный уровень: Рассказы полны, развернуты, последовательны. В речи используются полные распространенные простые предложения, достаточно часто использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Достаточный уровень: Адекватно, достаточно полно отвечает на вопросы, сформирована монологическая речь на элементарном уровне. Рассказы недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами.
Критический уровень: монологическая речь сформирована на элементарном уровне. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий, иногда «теряют» действующих лиц, пропускают отдельные звенья при пересказе. В речи используются простые двусоставные предложения, чаще нераспространенные. Ответы на вопросы адекватны, но недостаточно полны.
Катастрофический уровень: высказывания крайне бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий, составление рассказа, пересказ сводится к односложным ответам на вопросы. Ответы на вопросы не всегда адекватны. В речи используются неполные, односоставные однословные и двухсловные предложения, реже двусоставные нераспространенные предложения.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Фамилия, имя ребенка: _____________________________________________
Класс ___________________________
Звукопроизношение | 1. Формирование артикуляционного уклада звука с помощью артикуляционных упражнений. 2. Постановка звука. 3. Автоматизация звука: изолированно, в слогах, словах, фразах и в связной речи. 4. Дифференциация звука от других, сходных по характеристике звуков. |
Фонематическое восприятие. Фонематический анализ и синтез | Учить дифференцировать звуки изолировано, в слогах и словах. 1. Формировать фонематические представления. 2. Учить выделять первый и последний звук в слове. 3. Определять количество звуков в словах. |
Слоговая структура. Словарь и словообразование. | 1. Тренировать в произношении слов сложной слоговой структуры. 2.Упражнять в произношении предложений, состоящих из слов сложной слоговой структуры. |
Грамматический строй речи. | 1. Упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 2. Ввести в активный словарь обобщающие понятия. |
Связная речь. | 1. Учить правильно образовывать форму множественного числа существительных. 2. Учить употреблению в речи простых и сложных предлогов. Учить составлять развернутые рассказы, составляя их из распространенных предложений. Учить составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ)
Нередко приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас страшный драчун. В классе только его и ругают." И тревогу у взрослых вызывает повышенная агре...
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ученика 4 класса
Данная прграмма разработана для сопровождения ребёнка инвалида....
Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1
Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.Данная программа заключается в том, чт...
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат»
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат» направлена на работу с учащимися, имеющими признаки школьной дезадаптации.Актуальность программы связана с...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа создана для учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика" (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч. В.П. Канакина, 2016 г.)...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...