Автоматизация звука ( Р ) от обратных слогов и в словах. Лексическая тема "Зима".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме
На этапе автоматизациии корригируемого звука Р в словах и слогах логопеду приходится использовать различные виды упражнений на четкое произношение звука. Также логопед продолжает работать с детьми по развитию общей и мелкой моторики, правильного вдоха носом и выдоха ртом для закрепления "вибрации" звука Р Не надо забывать о развитии фонематического слуха, когда ученик должен слышать не только звуки в чужой речи, но и в свой. При автоматизации звука часто используем речевой материал на основе какой-либо лексической темы. На данном логопедическом занятии я взяла тему "Мороз". Здесь по этой теме можно использовать загадки, игры, находить родственные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое занятие по коррекции звука Р в слогах и словах. | 202.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по коррекции звука “ Р ” в 1 классе с использование ИКТ.
ТЕМА: Автоматизация звука ( Р ) от обратных слогов и в словах. Лексическая тема "Зима".
ЦЕЛЬ: Закрепить чёткое произношение звука Р в слогах и словах.
ЗАДАЧИ:
- образовательные:
Автоматизировать произношение звука ( Р ) в слогах и словах.
Развивать общую и мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитывать правильное ротовое дыхание.
Формирование и усиление воздушной струи.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Уточнение и расширение словаря по теме: Мороз"
Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
- воспитательные:
1. Воспитание любовь к родной природе.
Оборудование:
Интерактивная доска с картинками по теме, пособие для дыхательной гимнастики, книга
” Домашняя тетрадь", вата, набор цифр.
I.Организационный момент.
Объявление темы занятия.
Логопед: Сегодня на занятии мы продолжим учиться правильно произносить звук ( Р ) в слогах и словах. А поможет нам наша логопедическая зарядка.
II. Основная часть.
- Логопедическая зарядка.
А) Общее расслабление. Игра “Согреемся ”
Логопед: Зимой мерзнут звери, птицы, люди. Чтобы согреться, нужно двигаться. Давайте поиграем в игру и постараемся согреться.
Логопед Дети Движения
Мы замерзли с вами Да- да – да произвольно двигаемся
И стучим зубами Да – да - да стучим зубами
Хлопаем руками Да – да – да хлопаем руками
Топаем ногами Да – да – да топаем ногами
Повторяем и ритм меняем (медленно - быстрее - быстро).
Б). Дыхательная гимнастика. Игра “ Сдуй снежинку”
( на листочке бумаги - небольшой комок ваты. Вдыхаем носом и выдыхаем ртом).
В) Пальчиковая гимнастика. Игра “ Поиграем в снежки”
(из ваты лепим снежок. Работаем всеми пальчиками, стараемся сгибать-разгибать пальчики), затем "играем" в "снежки" - перекидываем друг другу.
2.Анализ артикуляционно-акустического образа звука ( Р ) .
- губы раскрыты, нейтрально,
- зубы разомкнуты,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
- Широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрируют.
А) Игра “ Собака рычит ” Р – Р – Р
Произнесение изолированного звука "Р " ( с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля)
(по подражанию- показываем четкое и правильное произношение изолированного звука "Р" )
3. Автоматизация звука "Р " в слогах, словах.
А) Чтение слогов и слов по "Домашней тетради" (читаем утрированно, стараемся чётко произносить звук Р в словах и слогах).
Логопед при выполнении всех заданий обращает внимание детей на чёткое произношение звука "Р". Контроль со стороны логопеда и самоконтроль со стороны логопата.
Ар – ар- ар – ар – ар – мы поставим самовар.
Ор – ор – ор- ор-ор – подметаем двор.
Ур – ур – ур -ур-ур– покорми голодных кур.
Ир – ир – ир-ир-ир – Ира купит сыр.
4.Развитие фонематического слуха и восприятия через лексическую тему "Зима".
А) Логопед: Послушайте стихотворение “ Времена года ”.
(прослушивание образца нормированной речи) .
( На интерактивной доске картинки с изображением 4 времени года)
Времена года.
Придумала мать дочерям имена:
Вот – Лето и Осень. Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса.
И птичьи повсюду звенят голоса
А лето пришло – все под солнцем цветет.
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды-
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Логопед: Ребята, посмотрите на картинке и назовите, какие времена года вы увидели.
- ( дети называют каждое время года).
Б) Игра “ Какое время года ?”
Логопед: Назовите какое время года сейчас ? ( Зима )
-Какое время года будет после зимы? До зимы? (ответы детей)
-А какое время года будет после лета , до лета?
_Какое время года будет до весны, после весны?
В) Загадки (на интерактивной доске картинки с изображением мороза, зимы)
.
Логопед: Отгадайте загадку
- Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? ( Мороз ) .
- На деревьях бахрома,
В белом инее дома.
Это значит — разгулялась
Наша русская .... (Зима).
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...(Cнегири)
- Запорошила все дорожки,
Разрисовала все окошки.
Радость детям подарила —
И на санках укатила. (Зима).
Г) Логопед: Какие вы знаете загадки о морозе и зиме? (ответы детей)
- Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз).
- Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежные сады. Кто?(Мороз).
Д) Подбор слова – родственники к слову “ Мороз”
Логопед: Назови основные приметы зимы? Какой бывает зима?
( Снежная, холодная, морозная, ветреная)
Логопед: Подбери к слову “ Мороз ” родственные слова, какие слова получили от слова "Мороз"?
(Мороз – морозит, морозильник, мороженое, Дед-мороз, отморозил, Морозко, заморозки)
Логопед: Назови основные приметы зимы? Какой бывает зима?
Зима – холодная, морозная, долгая, снежная, ветреная.
5.Работа с цифрами.
( выдвинуть в словах цифру со звуком "Р " , логопед называет слово, дети проговаривают, складывают карточки столько, сколько звуков в слове, затем выдвигают заданный звук, определяют под каким номером звук "Р" в слове).
МоРоз (5 звуков, звук "Р" под номером 3), 1 2 3 4 5
хоРошо (6 звуков, звук "Р" под номером 3), 1 2 3 4 5
ветеР (5 звуков, звук "Р" под номером 5), 1 2 3 4 5
( на интерактивной доске выкладывается правильный ответ, дети объясняют свой выбор).
III. Итог занятия.
- О каком времени года мы говорили ?
- Над каким звуком мы работали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка речевого материала для автоматизации звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях, текстах
Речевой материал для автоматизации звуков Р-Рь (их дифференциации) в слогах, словах (сложных словах), предложениях и текстах....
Автоматизация звука р в прямых слогах и словах
Данный конспект занятия и презентация разработаны для учеников 1-го класса , имеющие нарушение в звукопроизношении....
Автоматизация навыка произношения звука З в составе прямого и обратного слога на уровне слов (с учётом изменения грамматических форм).
Автоматизация звука З в названиях картинок с применением игрового метода....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах
Данная разработка пожет учителям-логопедам провести урок по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах...
Автоматизация звука Р в обратных слогах, словах с обратным слогом
Закрепление произношения звука Р в обратных слогах, автоматизация в словах с обратным слогом....
Постановка звука Л. Автоматизация звука Л изолированно, в слогах, словах.
Конспект индивидуального занятия по теме: " Постановка звука Л"...
Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах и начале слова
Пример логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]...