Формирование лексического запаса у детей с ТНР во внеурочное время
статья по логопедии на тему
Одним из важнейших видов работы по формированию и расширениюлексического запаса,
особенно на начальном этапе обучения, является работа с учащимися над осознанием
значений и смысла слова в речи, практическое их употребление.
Формирование возможностей речевого общения детей с ТНР предполагает включение
в жизнь ребенка на уроках и во внеурочное время специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных),
в которых логопед ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_leksicheskogo_zapasa_detey_s_tnr_vo_vneurochnoe_vremya.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ТНР ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Научные данные и практика воспитания школьников свидетельствует о том, что одной из причин недостаточной социально-личностной готовности ребенка к школе является речевая недостаточность, в результате которой проблемы, возникающие в процессе образования, не дают возможность ребенку полноценно развиваться.
У всех детей с тяжелыми нарушениями речи имеется несформированность пассивного словаря, а также наблюдается отставание объема активного словаря от возрастной нормы.
Ограниченные лексические возможности у таких детей выражаются не только в бедности словаря, но и в медленном его пополнении, смешении близких по значению лексем, незнании точного употребления слов, их ограниченном понимании и объяснении значений, вследствие чего страдает организация семантических полей, ассоциаций, формирование синтагматических и парадигматических связей.
Учащиеся 2-х и 3-х классов испытывают затруднения в установлении смыслового тождества или различия в значении слов. Например, слово «скорая» они употребляют только в сочетании со словом «помощь» (очень редко — «скорый поезд»); «детская» в сочетании со словами «обувь» и «одежда» (но не детская рубашка, майка, кроссовки и т. п.).
Для большинства учащихся характерны грубые нарушения как обозначающей, так и обобщающей функции слова, которые проявляются в различных замещениях. Так, учащиеся 2-го и 3-го классов заменяют названия признаков названиями предметов, например, вместо грузовая — «груз»; производят замены по смысловой близости (вместо машинист — «шофер»), на основе семантической сменности (вместо едет— «идет»; плывет— «плавает», «плывут»); типичными ошибками являются ошибки «взлетает» — «летит», «чистит» — «чищу».
В связи с тем, что работа по коррекции речевой деятельности учащихся нашей школы имеет свою специфику, предполагается разработка педагогически целесообразного содержания и форм воспитательной работы, которая учитывает не только потенциальные возможности учащихся в коррекции речевых дефектов, накоплении словарного запаса и его правильного использования в речи, но и другие возможности.
Одним из важнейших видов работы по формированию и расширению лексического запаса, особенно на начальном этапе обучения, является работа с учащимися над осознанием значений и смысла слова в речи, практическое их употребление.
Приведем примерный перечень дидактических игр по формированию глагольной лексики:
1. Развитие лексико-семантических ассоциаций.
С целью развития смысловых и вербальных ассоциаций детям предлагаются следующие задания.
1. Назвать слово как можно быстрее.
Инструкция: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)».
Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, поднимать.
2. Игра «Придумай, о чем может идти речь?»
Инструкция: «О чем может идти речь, если в тексте есть слова «кот и лист?»
Возможные варианты ответов детей:
а) о том, как кот играл с листом;
б) о том, как лист упал на кота;
в) о том, как кота засыпали листьями;
г) о том, как кот искал мышку в куче листьев;
д) о том, как кота щекотали листом;
е) о том, как кота завернули в лист бумаги и т.д.
Данные варианты заданий проводятся в виде соревнований с использованием наглядного материала.
3. Игра «Назови лишнее слово».
Инструкция: «Я назову ряд слов, а вы найдите среди них лишнее и объясните почему».
4. Объяснение значения слов-глаголов.
Педагог называет глагол и просит детей объяснить, что обозначает слово (слова: бежать, мыть, переезжать, стоять).
5. Развитие антонимии.
Инструкция: «Скажи наоборот».
6. Развитие синонимии. Выбрать из предложенных слов два слова – «приятеля», объяснить, чем они отличаются. Подобрать картинки к каждому слову и придумать с ними предложения.
Шить – вязать, мыть – стирать, лежать – спать, класть – ставить, чистить – подметать, лежать – стоять, строить – чинить, нести – везти, рисовать – раскрашивать.
7. Добавить одно общее слово к двум словам (с использованием вопросов).
Дерево, цветы – что делают?
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляют один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Формирование возможностей речевого общения детей с ТНР предполагает включение в жизнь ребенка на уроках и во внеурочное время специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых логопед ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечена возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательского интереса у учеников младших классов во внеурочное время.
“Сначала было слово”. Но, как только слово начали изображать и писать, а затем печатать у человечества стало одной значительной проблемой больше. Как научить читать? Как сделать это с меньшими затрата...
Использование здоровьесберегающих технологий для формирования познавательной активности младших школьников на уроках и внеурочное время
обобщение опыта...
Примерный речевой материал обиходно-разговорного характера для формирования разговорной речи слабослышащих учащихся II отделения во внеурочное время.
Составленный речевой материал позволяет организовать работу воспитателей (родителей) по формированию обиходно-разговорной речи....
Выступление на МО по теме: "Роль воспитателя в формировании речевой среды и развитии речевого общения во внеурочное время"
В данном выступлении я показала работу воспитателя во внеурочное время в школе-интернате....
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время
Выступление на педагогическом совете из опыта работы по формированию ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время...
Формирование творческого воображения детей с ОВЗ во внеурочное время
Формировние творческого воображения детей с ОВЗ во внеурочное время...
Консультация для родителей. Тема: «Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных - выдающихся психологов, педагогов и лингвистов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Леонть...