Презентация на тему звуко-буквенный анализ слова
презентация к уроку (логопедия, 1 класс) по теме
Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем языка и средств, с помощью которых передается мысль. Звуки в речи у этих детей могут сливаться друг с другом, путаться, да и сами слова становятся нечеткими, неточными, расплывчатыми.
Материал, предложенный в данной презентации, возможно поможет педагогам и родителям решить проблемы дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuko-bukvennyy_analiz_slova.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно в таких случаях между ребенком и учителем (родителем) происходит диалог: «Это твоя рука писала?» – «Да». – «Глазки видят?» – «Да». – «Тогда прочитай, что у тебя получилось!». Ребенок хватается за ручку и с улыбкой вставляет ту букву, которую пропустил, исказив слово до неузнаваемости. Всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких глупых ошибок! Почему же ученик пропускает буквы?
Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно в таких случаях между ребенком и учителем (родителем) происходит диалог: «Это твоя рука писала?» – «Да». – «Глазки видят?» – «Да». – «Тогда прочитай, что у тебя получилось!». Ребенок хватается за ручку и с улыбкой вставляет ту букву, которую пропустил, исказив слово до неузнаваемости. Всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких глупых ошибок! Почему же ученик пропускает буквы?
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: · пропуски букв и слогов; · перестановка букв и (или) слогов; · недописывание слов; · написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук"; · повторение букв и (или) слогов;
Игры, способствующие формированию звукового анализа и синтеза 1. Придумать слова на заданный звук . Например «З»- замок, зуб, зубры… 2. Модифицированный прием игры «Города» , когда каждое последующее слово начинается с конечного звука предыдущего. Например «Лет о - о се нь - н еб о - о блак а - а рбу з …».
3. Усложненный вариант предыдущего задания. В слове должен быть обязательно заданный звук. Например «Б»- б атон- не б о- о б лака- а б ажур… 4. «Заданные параметры». Нужно подобрать слово, которое не только начинается, но и заканчивается на заданный звук. «К__А» Каша, кошка, калитка, кружка, крупа, калоша… Если ребенок затрудняется в подборе слов, то можно дать подсказку: « Так называют одним словом рис, гречку, пшено…». « Крупа».
5. « Назови лишнее слово». Логопед произносит одно и тоже слово несколько раз, но между ними вставляет созвучное им слово. Например: Гора, гора, гора, кора, гора. (Нора, пора). Коса, коса, роса, коса, коса. (Коза). Голос, голос, голос, волос, голос. (Колос). 6.Вставить в слова пропущенные гласные буквы. … збук …, … стр …, з…п…х, п…л… тк … . «А» …к…л…, … кн …, … стр …в, л… жка . «О». … гла , в… лка , л… цо , л…па. «И». М… шь , м… ло , кам …ш, пол… нь . «Ы».
7. Сквозная буква». Металлический стержень, которым открывают замок. Комната для занятий в школе. Стальные полозья для катания по льду. Овощ, похожий на огурец. Письменная принадлежность к к к к к
8. « Замена». На доске записаны слова: дом, воз, нос, вол, сок, сом и др. Учащиеся должны заменить в этих словах гласную или согласную так, чтобы получилось новое слово 9.« Слово рассыпалось». Из букв, написанных на каждой строчке, нужно составить слова. О,Н,К,О. А,Р,У,К. И,Р,А,Г. К,А,Л,О,Ж. Ш,А,М,И,А,Н. А,Н,К,И,Г.
10. «Считаем» Н азывать слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: «Дым, луг – вторая буква». Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: «ы», «у». Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.
11. «Чем различаются слова?» лук — лак, рис — лис, раб — рад, кот — кт , рад — ряд, мол — моль, душ — туш. 12. Назови, какой звук первый/последний в слове луч, сила, диван… 13 . Назови все звуки по порядку в слове небо, туча, крыша…
Упражнение «Найди букву». Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Игры, способствующие формированию звукового анализа и синтеза
Подчеркни буквы, которые нужны тебе для составления слов: дом, лук.
Раскрась квадраты в соответствии со значками: — красный, — синий, — зелёный. Соедини каждую букву в слове с правильной характеристикой звука.
Чего больше? Чего больше — гласных или согласных? Допиши буквы так, чтобы в каждой строчке гласных и согласных стало поровну.
Соедини линией букву с той клеточкой, где она должна стоять, чтобы получилось название картинки.
Напиши букву С (в клетке с точкой), потом — О, в конце—К. Напиши букву О (в клетке с точкой), перед ней — С, после неё — М. Напиши букву Р (в клетке с точкой), перед ней — О, перед О — Б. В слове 4 буквы. Первая — О, последняя — А, перед А — Ц, после О — В.
На каждом кубике — буквы одного слова, на каждой грани кубика — одна буква. Напиши в клетках внизу те буквы, которые не видны.
Составь из этих букв два слова: одно из больших, другое из маленьких букв.
В названии каких предметов встречается данная буква.
Послушай (прочитай) стихотворение и запомни (подчеркни) все слова со звуком Р Радуга . Радостная радуга разная-разная - Синяя, зеленая, голубая, красная... Разноцветной радуге в небе очень весело! Радуемся радуге и поем ей песенку : Радуга-дуга распрекрасная После дождика в небе светится, Ярких семь полосочек радуги Разноцветные, разноцветные! Радуга-дуга всех обрадует, Птички песенку радуге споют, Дети залюбуются радугой, Семь полосочек радость принесут!
Л….К С….Р С….М Р……К
Большое спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, ...
Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова
Памятка звуко-буквенного (фонетического) разбора слова...
Методический материал для 4 класса по русскому языку: "Слова для звуко-буквенного (фонетического) анализа".
Карточки для работы в 4 классе по теме: "Слова для звуко-буквенного (фонетического) разбора"....
Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".
Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»
Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...
Логопедическое занятие по коррекции сложной формы дисграфии с группой учащихся 2 класса на тему: "Звуко-буквенный анализ слов с безударными гласными в корне"
Конспект логопедического занятия для учащихся 2 классов на тему: звуко-буквенный анализ слов с безударными гласными в корне. Цель занятия: учить детей правильно обозначать буквой безударный гласный зв...
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»
Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...