Сказка как средство развития связной речи.
статья по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
У детей с ТНР речевая несостоятельность проявляется как в невозможности оперирования языковыми средствами общения, так и в явно выраженных недостатках восприятия, декодирования речи. Сказка является отличным средством для устранения речевых проблем.
Порой взрослым кажется, что тексты сказок просты и наивны, а в сюжетах много повторов и подробностей. Тем не менее, сказки привлекают детей именно тем, что в них дается последовательное описание действий всех героев, присутствует завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, множество удивительных познаний. На сказках дети учатся оценивать не только поведение персонажей, но и свое собственное.
И конечно, сказка способствует активизации разных сторон речи детей:
- Обогащению словаря
- Формированию грамматического строя
- Развитию диалогической и монологической речи, и в конечном итоге – связной речи
Именно сказки помогают сделать речь эмоциональной, образной, красивой.
Свою работу по формированию связной речи средствами работы со сказкой я построила следующим образом:
1.Организационно-подготовительный этап. На данном этапе решается несколько задач:
- знакомство детей со сказками. При этом сказку лучше не читать, а рассказывать. Это способствует формированию у детей умения слушать и понимать монологическую речь, помогает лучше усваивать эмоциональную окраску речи и выразительность интонации.
- развитие диалогической речи и умения отвечать на вопросы по содержанию сказки. Желательно задавать вопросы, направленные не только на констатацию, но и поискового характера (как? почему?), побуждающие анализировать, рассуждать, делать выводы. С помощью одних вопросов можно выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.
- активизация отдельных слов, с постепенным переходом к распространенной речи. С этой целью я собрала небольшую картотеку игр и упражнений. Вот некоторые из них:
1) работа со словом (сказка "Колосок")
- Игра "Раньше и теперь" (названия приспособлений, которые использовались для выращивания и приготовления хлеба в прошлом, и тех, что используются в наше время)
Деревянная соха - тракторный плуг
Деревянная борона - металлическая борона
Сеятель (человек) - сеялка (машина)
Серп - комбайн
Ветряная мельница - элеватор
Русская печь - хлебозавод
- "Назови муку"
Из пшеницы _______________
Из овса ___________________
Из ячменя _________________
Из кукурузы _______________
- Вспомни какие действия выполнял петушок в сказке? (по картинкам).
2) Работа со словосочетанием (сказка "Три поросёнка"):
- Скажи со словом "Много"
домик - много ______
поросёнок - много _______
волк - много ________
- Соедини имена героев сказки с относящимися к нему словами (ленивый Нуф-Нуф, голодный Волк, мудрый Наф-Наф).
3)Работа с предложением (сказка "Заюшкина избушка"):
- Сократи предложение:
Через несколько дней хитрая лиса выгнала зайчика из его лубяной избушки на улицу.
- Дополни предложение:
Петух выгнал.
- Составь предложение из данных слов.
- Составь предложение по схеме: Когда? У кого? Какая? избушка Что сделала?
2. Второй этап работы – пересказ
Пересказ может быть полным (всего текста) и фрагментарным — по эпизодам, индивидуальным и коллективным (по частям).
На этом этапе для детей с ТНР наиболее эффективно использование метода мнемотехники, приемы которого помогают корригировать особенности развития многих психических функций. Опираясь на схематичные рисунки, ребенок может последовательно вспомнить содержание сказки и пересказать ее, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Опыт показал, что мнемотаблицы нужно предоставлять готовыми только на первом – ознакомительном этапе. Для развития мнемических процессов важно научить детей составлять такие таблицы самостоятельно.
Кроме этого, детей целесообразно учить приемам композиционного оформления сказочного повествования. К таким приёмам относятся:
- традиционные зачины («жили-были старик со старухой», «в некотором царстве, в некотором государстве…»);
- концовки («и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»);
- связующие повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «туда – не знаю куда»), их функции в сказке.
На втором этапе хорош также прием «перевирания» сказки, когда в рассказывании знакомой сказки меняется существенное в героях и их поступках. Это ставит ребенка в активную позицию, заставляет его сосредоточиться, исправить запрограммированные ошибки взрослых («Красная шапочка» - желтая, в гости к тете и т.д.).
Живой интерес у детей вызывают и разыгрывание сказок, с использованием пальчикового театра, кукол, театрализованных постановок.
3. Третий этап - деятельностный (изменение, дополнение и сочинение сюжета сказок)
Возможны следующие варианты работы:
- изменение ситуации в знакомых сказках («Гуси-лебеди» - если бы ни печка, ни речка, ни яблонька не стали помогать девочке?)
- сказка с продолжением (т.е. начало после конца) Н-р: сказка «Маша и медведь» не заканчивается благополучным возвращением девочки домой: испугавшись собак, медведь вместе с Машенькой, сидевшей в коробе, убежал обратно в лес.
- сочинение собственных сказок по схеме развития сюжета. Такую схему можно составить к любому сказочному сюжету. Для этого детям задаются, например, следующие вопросы:
1) Жил-был... Кто? Какой он был? Чем занимался?;
2) Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?;
3) Встретил... какого злого персонажа? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?;
4) Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?;
5) Где наши друзья стали жить? Что стали делать?
6) Если бы ты был одним из героев этой сказки, то на чьей стороне был бы ты? Почему?
Кроме данной схемы, в работе использую знакомые детям мнемотаблицы.
В заключении хочется сказать, что нет предела творчеству при работе со сказкой. Пусть сказка станет путеводной звездой в развитии связной речи наших детей. Да здравствует сказка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения
В статье рассказывается о технологии учебного диалога, которая является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....
Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.
Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....
ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...
Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников.
Сказкотерания для детей дошкольного возраста...
«Проектная деятельность как средство развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения».
В статье представлен опыт работы по теме "Проектная деятельность, как средство развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка"...
Изложение как средство развития связной речи у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Осмысливается роль изложения в развитии связной речи школьников. Представлены различные классиикации изложения. Описаны изложения с точки зрения их влияния на мыслительную деятельность учащихся....
Сказка как средство развития связной речи у обучающихся с ЗПР
Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение....