Методика обследования младших школьников с дизорфографией.
методическая разработка по логопедии (3 класс) по теме
В современной логопедической литературе дизорфография рассматривается как стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Симптоматика данной патологии у школьников носит полиморфный характер. Ее типичными проявлениями являются: нечеткое владение учебной терминологией и формулирования правил правописания, трудности освоения и применения правил правописания, особенно морфологического принципа, что проявляется в значительном количестве орфографических ошибок на письме. Выделение дизорфографии как вида нарушения языковых способностей детей и формирования у них письменной речи, требующего специальных логопедических методов коррекции, произошло благодаря исследованиям Г.М. Сумченко [6] и И.В. Прищеповой [14] публикациям Р.И. Лалаевой [8], А.Н. Корнева [7] и других исследователей. Ученые говорят о том, что дизорфография является не столько проблемой обучения, сколько проблемой языковой некомпетентности детей, при этом необязательно у школьников с дизорфографией может наблюдаться какого-либо рода неполноценность состояния устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obsledovaniya_dizorfografiya.docx | 67.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обследования младших школьников с дизорфографией.
Автор: учитель-логопед Волкова Н.В. ГБОУ школа №571 с углубленным изучением английского языка Невского района.
Глава I. Теоретические основы изучения дизорфографии у школьников общеобразовательной школы
1.1.История изучения дизорфографии
Дизорфографию начали изучать не так давно. Данным вопросом занимались в разные годы Р.И. Лалаева [8], В.В Комарова, Л.Г Милостивенко, Г.М. Сумченко [6], И.В. Прищепова [16], О.Н. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская [4], О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, С.Ф. Савченко [5]. В современной логопедической литературе дизорфография рассматривается как стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Симптоматика данной патологии у школьников носит полиморфный характер. Ее типичными проявлениями являются: нечеткое владение учебной терминологией и формулирования правил правописания, трудности освоения и применения правил правописания, особенно морфологического принципа, что проявляется в значительном количестве орфографических ошибок на письме. Выделение дизорфографии как вида нарушения языковых способностей детей и формирования у них письменной речи, требующего специальных логопедических методов коррекции, произошло благодаря исследованиям Г.М. Сумченко [6] и И.В. Прищеповой [14] публикациям Р.И. Лалаевой [8], А.Н. Корнева [7] и других исследователей. Ученые говорят о том, что дизорфография является не столько проблемой обучения, сколько проблемой языковой некомпетентности детей, при этом необязательно у школьников с дизорфографией может наблюдаться какого-либо рода неполноценность состояния устной речи.
В современной логопедической литературе дизорфография определяется как стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками (Р.И. Лалаева[8], Л.Г. Парамонова [12], И.В. Прищепова [16].) Литературные данные свидетельствуют о тесной связи дисграфических и орфографических ошибок на письме, в основе которых лежит нарушение языкового и когнитивного развития (Р.Е. Левина [10], О.Н. Елецкая [4], Г.М. Сумченко [6],).
Р. И. Лалаева и И. В. Прищепова [9] определили симптоматику данной патологии. Они выявили, что она носит устойчивый характер, так как значительная часть учащихся с дизорфографией имеет речевые нарушения, обусловленные чаще всего общим недоразвитием речи или фонетико-фонематическим недоразвитием.
У младших школьников с дизорфографией не сформирован ряд неречевых психических функций: операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация, систематизация), речеслуховая память. Выявляются также неустойчивость внимания (недостаточность его концентрации), трудности как переключения с одного вида деятельности на другой, так и выработки алгоритма орфографических действий.
При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, неумение сравнивать звуковые единицы речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значение, низкий уровень усвоения грамматических закономерностей. У детей не сформированы морфологические обобщения, навыки оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.), нарушен языковой анализ и синтез (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова).
Р.И.Лалаева и И.В.Прищепова [9] отмечают, что данную патологию следует отличать от трудностей иного характера при усвоении и применении правил правописания. По мнению Г.М. Сумченко [6] дизорфография является широко распространённым явлением в общеобразовательной школе. Анализ дисграфических и дизорфографических ошибок у учащихся общеобразовательной школы подтверждает представления о сложной структуре психических функций и показывает паталогическое влияние даже незначительных отклонений в развитии речевой системы, а также гнозиса и праксиса на формирование письменной речи. Коррекционная работа должна проводиться с учениками не только младших, но и средних, а при необходимости - и старших классов.
1.2 Причины возникновения и механизмы дизорфографии.
В исследованиях Р. Е. Левиной [11], Р.И. Лалаевой [8] посвященных взаимосвязи устной и письменной речи, обоснована тесная связь нарушений письма с недоразвитием устной речи в целом. Это выражается в неполноценности фонематического восприятия, недостатках произношения, препятствующие овладению фонетическим звуковым письмом. Расстройство письма может быть обусловлено органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, а также запоздалым созреванием этих систем мозга и нарушением их функционирования; длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными факторами социального характера. Т.В. Ахутина [1] связывает трудности письма со снижением активного тонуса коры головного мозга. Это затрудняет поддержание рабочего состояния в течение недели, дня, урока. У учеников нарушается произвольное внимание, ориентировка в задании, на письме многочисленные ошибки связанные с трудностью программирования и контроля.
В качестве механизмов дизорфографии можно рассматривать комплекс факторов, обусловленных нерезко выраженным общим недоразвитием речи, а также не сформированностью ряда неречевых психических функций. Это операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация) и речеслуховая память. Выявляются неустойчивость внимания, трудности переключения с одного вида деятельности на другой, выработка алгоритма орфографических действий. Отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объём и недостаточность актуализации словаря, аграмматизмы, низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значение. У детей не сформированы морфологические обобщения, навыки оперирования грамматическими категориями, нарушен языковой анализ и синтез, трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове.
Глава II. Методика исследования и симптоматика дизорфографии. Критерии оценок.
При разработке методики применялась в адаптированном виде методика диагностики дизорфографии у младших школьников, описанная в работе И. В. Прищеповой [14], методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г. А. Волковой [3], альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников Г. А. Волковой [2], пособие по нарушениям письменной речи И.А. Поваровой и В.А.Гончаровой [13].
Методика включает следующие разделы:
I. Исследование моторных функций.
1. Исследование состояния общей моторики.
2. Исследование состояния ручной моторики.
3. Исследование состояния пальчиковой моторики.
3.1. Кинестетическая основа движений.
3.2. Кинетическая основа движений.
4.Исследование состояния артикуляционной моторики.
4.1. Состояние кинестетического праксиса.
4.1.1.Объём и качество движения губ.
4.1.2.Объём и качество движений мышц щёк.
4.1.3.Объём и качество движения языка.
4.2. Состояние кинетического праксиса.
4.2.1. Объём и качество движения губ.
4.2.2. Объём и качество движения языка.
II. Исследование состояния зрительной функции.
1.Исследование знания букв.
2.Исследование буквенного гнозиса.
III. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
1.Особенности ориентировки в пространстве.
2. Выполнение речевых проб Хеда.
IV. Состояние экспрессивной речи. Исследование динамической стороны речи.
V.Состояние звукопроизношения.
1.Исследование звукопроизношения.
1.1. При изолированном звукопроизношении.
1.2.Состояние звукопроизношения при повторении открытых слогов.
1.3.Состояние звукопроизношения при повторении обратных слогов.
1.4. Состояние звукослоговой структуры в словах.
1.5.Состояние звукослоговой структуры во фразах.
1.6.Состояние звукослоговой структуры в тексте.
2.Исследование состояния фонематического анализа, синтеза,
фонематических представлений.
2.1.Простой фонематический анализ. Выделение звука на фоне слова.
2.2.Сложный фонематический анализ.
2.2.1. Определение места звука в слове.
2.2.2.Определение последовательности звуков в слове.
2.2.3.Определение количества звуков в слове.
2.3. Исследование фонематических представлений.
2.4.Исследование фонематического восприятия (дифференциация фонем).
3.Активный словарь.
3.1. Исследование предикативного словаря.
3.2. Исследование номинативного словаря. Исследование объёма и качества номинативного словаря по лексическим темам.
3.3.Исследование функции синонимии и антонимии.
3.3.1.Исследование называть слова синонимы.
3.3.2.Исследование умения называть слова-антонимы.
4.Морфологическая система
4.1.Исследование способности к словоизменению.
4.1.1.Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.
4.1.2.Исследование умения употреблять предложно-падежные конструкции.
4.1.3..Исследование умения согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.
4.1.4.Исследование умения дифференцировать единственное и множественное число глаголов настоящего времени.
4.1.5.Исследование умения дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.
4.1.6.Исследование умения дифференцировать глаголы прошедшего времени по родам.
4.2.Исследование словообразования.
4.2.1.Исследование умения образовывать притяжательные прилагательные.
4.2.2..Исследование умения образовывать названия детёнышей животных.
5.Исследование языкового анализа, синтеза, представлений.
5.1.Анализ состава предложения на слова и синтез слов в предложении.
5.1.1.Анализ структуры предложения.
5.2.2.Составление предложения из слов, данных в беспорядке.
6.Исследование знаний о частях речи.
6.1. Умение определять часть речи.
6.2.Исследование умения распределять слова на группы.
6.3.Исследование умения определять грамматическую категорию слова в предложении.
VI. Исследование состояния письменной речи. Исследование орфографических знаний, умений и навыков.
1. Исследование состояния письменной речи на материале диктанта.
2.Исследование состояния письменной речи на материале сочинения.
3. Исследование состояния письменной речи на материале слов из словаря.
4.Исследование знания основных терминов («звук», «буква», «слог», «слово», «предложение») и умение их применять в учебной практике.
5.Исследование умений отбирать из группы слов родственные и выделять общий корень.
6. Исследование усвоения способов проверки орфограмм.
7. Исследование знаний правил орфографии на материале отрывка из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина.
8.Исследование умения самостоятельно находить и исправлять ошибки в предложении.
I.Исследование моторных функций.
1. Исследование состояния общей моторики.
Процедура и инструкция. Ученику предлагается внимательно прослушать инструкцию и выполнить следующие действия: пройти по кабинету на полной ступне; пройти по кабинету на пятках.
Оценка результатов: 3 балла – правильное и безошибочное выполнение задания, движения чёткие и уверенные; 2 балла – объём движений не полный, появление сопутствующих движений; 1 балл – моторная напряжённость, нарушена координация; 0 баллов – задание не выполняет.
2. Исследование состояния ручной моторики.
Процедура и инструкция. Ученику предлагается внимательно прослушать инструкцию и выполнить следующие действия: имитация полёта птиц, имитация качания веточек деревьев.
Оценка результатов: 3 балла – правильное и безошибочное выполнение задания, движения чёткие и уверенные; 2 балла – объём движений не полный, появление сопутствующих движений; 1 балл – моторная напряжённость, нарушена координация; 0 баллов – задание не выполняет.
3. Исследование состояния пальчиковой моторики.
3.1. Кинестетическая основа движений.
Процедура и инструкция. Ученику предлагается внимательно прослушать инструкцию и выполнить следующие действия: показать 2-й и 3-й пальцы на правой руке; показать 2-й и 3-й пальцы на левой руке; показать 2-й и 3-й пальцы на обеих руках.
Оценка результатов: 3 балла – правильное и безошибочное выполнение задания, движения чёткие и уверенные; 2 балла – объём движений не полный, переключение движений замедленное, появление сопутствующих движений; 1 балл – моторная напряжённость, нарушена координация, переключение движений отсутствует; 0 баллов – задание не выполняет.
3.2. Кинетическая основа движений.
Процедура и инструкция. Ученику предлагается внимательно прослушать инструкцию и выполнить следующие действия: попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке; попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на левой руке; попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на обеих руках.
Оценка результатов: 3 балла – правильное и безошибочное выполнение задания, движения чёткие и уверенные; 2 балла – объём движений не полный, переключение движений замедленное, появление сопутствующих движений; 1 балл – моторная напряжённость, нарушена координация, переключение движений отсутствует; 0 баллов – задание не выполняет.
4.Исследование состояния артикуляционной моторики.
4.1. Состояние кинестетического праксиса.
4.1.1.Объём и качество движения губ.
Процедура и инструкция. Ученику предлагаются задания: 1.Вытянуть губы вперёд (трубочкой), удержать позу в течение 3 секунд. 2.Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу в течение 3 секунд. 3.Надуть обе щеки, затем втянуть их, губы вытягиваются вперёд.
Оценка результатов: 3 балла – точное выполнение задания, поза удерживается; 2 балла – замедленный темп движений, поза удерживается; 1 балл – замедленный темп движений, поза не удерживается, наличие синкинезий; 0 баллов – задание не выполнено.
4.1.2.Объём и качество движений мышц щёк.
Процедура и инструкция. Ученику предлагаются задания. 1.Надуть правую щёку, удержать позу в течение 3 секунд. 2.Надуть левую щёку, удержать позу в течение 3 секунд. 3.Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.
Оценка результатов: 3 балла – точное выполнение задания, поза удерживается; 2 балла – замедленный темп движений, поза удерживается; 1 балл – замедленный темп движений, поза не удерживается, наличие синкинезий; 0 баллов – задание не выполнено.
4.1.3.Объём и качество движения языка.
Процедура и инструкция. Ученику предлагаются задания. 1.Показать узкий язык вперёд «жалом», удержать позу в течение 3 секунд. 2.Показать широкий язык «лопаточкой», удержать позу в течение 3 секунд. 3.Перевести кончик языка поочерёдно из правого угла рта в левый (5-6 раз).
Оценка результатов: 3 балла – точное выполнение задания, равномерная работа мышц языка, поза удерживается; 2балла – способность к переключению замедленная, отклонение кончика языка; 1 балл – способность к переключению замедленная, тремор кончика языка, посинение кончика языка; 0 баллов – задание не выполнено.
4.2. Состояние кинетического праксиса.
4.2.1. Объём и качество движения губ.
Процедура и инструкция. Ученику предлагаются задания. 1. Вытянуть губы вперёд – улыбнуться – покой. Повторить 3-4 раза. 2.Вращение «хоботком» по часовой стрелке и в обратную сторону. Повторить 3-4 раза. 3.Поднять верхнюю губу – опустить вниз нижнюю губу – опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх нижнюю губу. Повторить 3-4 раза.
Оценка результатов: 3 балла – объём движений полный, точность выполнения сохранна, тонус в норме, темп движений нормальный, синкинезий нет; 2балла – объём движений неполный, точность выполнения нарушена, тонус нарушен (часть движений выполнено вяло), темп движений ускоренный (замедленный), есть синкинезии; 1 балл – серия движений искажена, поиски артикуляции, тонус вялый, способность к переключению замедленная, тремор кончика языка, посинение кончика языка; 0 баллов – объём движений нарушен (опущена большая часть движений), точность движений нарушена, тонус нарушен (движения без достаточного напряжения мышц), темп движений патологически ускоренный или замедленный, есть синкинезии (при выполнения упражнений появляются дополнительные движения как в артикуляционных, так и в мимических мышцах).
4.2.2. Объём и качество движения языка.
Процедура и инструкция. Ученику предлагаются задания. 1.Открыть рот – показать широкий язык – поднять его на верхнюю губу – опустить на нижнюю губу – убрать в рот – закрыть рот. Повторить 2-3 раза. 2.Открыть рот - показать узкий язык – коснуться узким языком правого, левого углов рта – убрать язык в рот –закрыть рот. Повторить 2-3 раза. 3.Открыть рот – показать попеременно широкий - узкий язык. Повторить 3-4 раза.
Оценка результатов: 3 балла – объём движений полный, точность выполнения сохранна, тонус в норме, темп движений нормальный, синкинезий нет; 2 балла – объём движений неполный, точность выполнения нарушена, тонус нарушен (часть движений выполнено вяло), темп движений ускоренный (замедленный), есть синкинезии; 1 балл – серия движений искажена, поиски артикуляции, тонус вялый, способность к переключению замедленная, тремор кончика языка, посинение кончика языка; 0 баллов – объём движений нарушен (опущена большая часть движений), точность движений нарушена, тонус нарушен (движения без достаточного напряжения мышц), темп движений патологически ускоренный или замедленный, есть синкинезии (при выполнения упражнений появляются дополнительные движения как в артикуляционных, так и в мимических мышцах).
II. Исследование состояния зрительной функции.
1.Исследование знания букв.
Речевой материал – печатные и письменные буквы алфавита.
Процедура и инструкция. 1.Ученику показывают заглавные печатные буквы алфавита В, Ж, К, О, Н, А, Р, Ш, Ь, Я - и предлагают их назвать. 2.Ученику показывают строчные печатные буквы алфавита и, э, х, с, ф, б, г, л, й, п - и предлагают их назвать Аналогичное задание проводится и с рукописными буквами. Ученику показывают заглавные рукописные буквы алфавита Б, Щ, И, Л, Г, Е, П, Т, У, Ц - и предлагают их назвать. Ученику показывают строчные рукописные буквы алфавита о, а, н, ю, ш, м, ч, у, к, з - и предлагают их назвать.
Оценка результатов: 3 балла – правильное и самостоятельное выполнение задания; 2 балла – ошибка в назывании букв, исправляется самостоятельно; 1 балл – смешение терминов «звук» «буква», стойкие смешения и замена букв; 0 баллов – букву не называет.
2.Исследование буквенного гнозиса.
Материал – печатные буквы алфавита заштрихованные дополнительными линиями.
Процедура и инструкция. Ученику показывают печатные буквы алфавита заштрихованные дополнительными линиями Ю, И, П, О, Б, С, Р, Н, К, Ф - предлагают назвать их.
Оценка результатов: 3 балла – правильное и самостоятельное выполнение задания; 2 балла – ошибка в назывании буквы, исправляется самостоятельно; 1 балл – стойкие смешения и замены в назывании букв, медленный темп работы; 0 баллов – букву не узнаёт.
Материал – печатные буквы алфавита наложенные друг на друга: СкЛ, ОЩг, Дн, ЮБ, аМп, ЕИы.
Процедура и инструкция. Ученику показывают печатные буквы алфавита наложенные друг на друга и предлагают назвать их.
Оценка результатов: 3 балла – правильное и самостоятельное выполнение задания; 2 балла – ошибка в назывании букв, исправляется самостоятельно; 1 балл – шибки в назывании 1 буквы; 0 баллов – больше 2 ошибок.
III.Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
1.Особенности ориентировки в пространстве.
Процедура и инструкция. Ученику предлагается выполнить следующие действия: 1.Покажи предметы впереди от себя. 2. Покажи предметы позади от себя. 3. Покажи предметы вверху от себя. 4. Покажи предметы внизу от себя. 5. Покажи предметы справа от себя. 6. Покажи предметы слева от себя.
Оценка результатов: 3 балла – правильное, точное и самостоятельное выполнение задания; 2 балла – путается в определении направления, исправляется самостоятельно; 1 балл - неуверенное выполнения задания, инструкция повторяется несколько раз; 0 баллов – незнание сторон тела, неуверенное выполнения задания.
2. Выполнение речевых проб Хеда.
Процедура и инструкция. Ученику предлагается выполнить следующие действия: 1.«Покажи правой рукой правое ухо». 2.«Покажи правой рукой правый глаз». 3.«Покажи правой рукой левое ухо». 4.«Покажи правой рукой левый глаз». 5«Покажи левой рукой левое ухо». 6.«Покажи левой рукой левый глаз». 7.«Покажи левой рукой правое ухо». 8.«Покажи левой рукой правый глаз».
Оценка результатов: 3 балла – правильное и безошибочное выполнение задания; 2 балла – путает правую сторону с левой стороной, исправляется самостоятельно; 1 балл – моторная напряжённость, объём движений не полный, замедленная переключаемость, выполняет задание если инструкция повторяется несколько раз; 0 баллов – задание не выполняет.
IV.Состояние экспрессивной речи. Исследование динамической стороны речи.
Речевой материал – стихотворение Е. Боратынского.
«Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Ласкают облака!»
Процедура и инструкция: прочитай это стихотворение с выражением.
Оценка результатов: необходимо отметить следующее: темп (нормальный, ускоренный, замедленный); ритм (нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи); интонация (основные виды интонации – повествовательная, вопросительная, побудительная). 3 балла – читает стихотворение с выражением, в нормальном темпе, без запинок, соблюдает смысловые ударения; 2 балла – темп нарушен, нарушения в употреблении ударений и пауз в потоке речи, интонацию соблюдает; 1 балл – темп речи нарушен, нарушения в употреблении ударений и пауз в потоке речи, голос тихий, речь монотонная; 0 баллов – нарушены всех компонентов речи.
V.Состояние звукопроизношения.
1.Исследование звукопроизношения.
1.1. При изолированном звукопроизношении.
Процедура и инструкция. Ученику предлагается повторять изолированно по подражанию логопеду. Согласные звуки: группа свистящих звуков – [С], [СЬ], [З], [ЗЬ], [Ц]; группа шипящих звуков – [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; группа сонорных звуков – [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ].
Оценка результатов: 3 балла – исследуемый звук произносится правильно; 2 балла - исследуемый звук произносится с искажением; 1 балл - исследуемый звук заменяется; 0 баллов – отсутствие звука.
1.2.Состояние звукопроизношения при повторении открытых слогов.
Материал – логопедический альбом Г.А. Волковой [5].
Процедура и инструкция. Ученику предлагается повторять по подражанию логопеду. Группа свистящих звуков - СА, СО, СУ, СЫ; ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ; ЧА,ЧО, ЧУ,ЦУ, ЦЫ. Группа шипящих звуков – ША, ШО, ШУ, ШИ; ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ; ЩА, ЩО, ЩУ, ЩИ. Группа сонорных звуков – РА, РО, РУ, РЫ; ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
Оценка результатов: Оценка результатов: 3 балла – исследуемый звук произносится правильно; 2 балла - исследуемый звук произносится с искажением; 1 балл - исследуемый звук заменяется; 0 баллов – отсутствие звука.
1.3.Состояние звукопроизношения при повторении обратных слогов.
Материал – логопедический альбом Г.А. Волковой [5].
Процедура и инструкция. Ученику предлагается повторять по подражанию логопеду. Группа свистящих звуков - АС. ОС, УС, ЫС; АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ. Группа шипящих звуков – АШ, ОШ, УШ, ИШ; АЧ, ОЧ, УЧ, ИЧ; АЩ, ОЩ, УЩ, ИЩ. Группа сонорных звуков – АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ; АР,ОР,УР, ЫР.
Оценка результатов: 3 балла – исследуемый звук произносится правильно; 2 балла - исследуемый звук произносится с искажением; 1 балл - исследуемый звук заменяется; 0 баллов – отсутствие звука.
1.4. Состояние звукослоговой структуры в словах.
Материал – логопедический альбом Г.А. Волковой [5].
Процедура и инструкция. Ученику предлагается повторить слова простой и сложной слоговой структуры. Группа свистящих звуков – сани, оса, нос; зонт, ваза, зима, цапля, кольцо, отец. Группа шипящих звуков – шапка, мышка, душ; жук, ёж; чайник, почта, мяч; щётка, ящик, плащ. Группа
сонорных звуков – лодка, вилка, пол; рак, тара, пар.
Оценка результатов: 3 балла – исследуемый звук произносится правильно; 2 балла - исследуемый звук произносится с искажением; 1 балл - исследуемый звук заменяется; 0 баллов – отсутствие звука.
1.5.Состояние звукослоговой структуры во фразах.
Материал – логопедический альбом Г.А. Волковой [5].
Процедура и инструкция. Ученику предлагается повторить за логопедом фразы. Группа свистящих звуков – Соня пьёт сок. У сома усы и у папы усы. У Зои зонт. Коза - егоза – забияка. Отцу дали пиццу. У кольца нет конца. Группа шипящих звуков – Маша дала Даше пшенную кашу. Шапка да шубка – вот наш Мишутка. Ужи и ежи жили – поживали, а над ними жуки летали и жужжали. Девочки ночевали на даче у печки. В чайнике чай. В ящике овощи. Группа сонорных звуков – Алла и Мила плывут в лодке. Колкие иголки у этой ёлки. У Ромы топор – Рома рубит дрова. Рак и краб братья.
Оценка результатов: 3 балла – исследуемый звук произносится правильно; 2 балла - исследуемый звук произносится с искажением; 1 балл - исследуемый звук заменяется; 0 баллов – отсутствие звука.
1.6.Состояние звукослоговой структуры в тексте.
Материал – логопедический альбом Г.А. Волковой [5].
Процедура и инструкция. Ученику предлагается прочитать самостоятельно текст. Группа свистящих звуков – В лесу сова, в лесу сосна, на сосне сова не спит, сова глядит, куда совёнок полетит. Зайка зубки показал, вот какие зубки. Зайка, зайка – егоза забавные зубки. У колодца водица льётся, цыплята, бегите к колодцу водицы напиться. Группа шипящих звуков – В тиши шумит камыш. Шумит шалун-малыш. Тише, малыш, не бей в ладоши в тиши. Жук жужжал: я тут живу. Жужжу, жужжу! Жук лежал, но не жужжал – он Жужу ждал. На печи калачи, а на даче мячи, дай девочке калач, а мальчику мяч. Щука ищет леща. Лещ! Уйди в гущу хвоща, щуке не найти леща. Группа сонорных звуков – По лугу катится колобок. Колобок, колобок ты похож на клубок. Бьют барабаны, трубы трубят, в поход, детвора. Пора! Пора!
Оценка результатов: 3 балла – исследуемый звук произносится правильно; 2 балла - исследуемый звук произносится с искажением; 1 балл - исследуемый звук заменяется; 0 баллов – отсутствие звука.
2.Исследование состояния фонематического анализа, синтеза,
фонематических представлений.
2.1.Простой фонематический анализ. Выделение звука на фоне слова.
Речевой материал – слова: сани, зубы, цветок, шкатулка, жбан, чашка, щётка, лампа, рыба.
Процедура и инструкция. Логопед просит ученика поднять карточку, если тот услышит условленный звук: 1.«Слышишь ли ты звук [C] в слове САНИ?». 2.«Слышишь ли ты звук [З] в слове ЗУБЫ?». 3.«Слышишь ли ты звук [Ц] в слове ЦВЕТОК?». 4.«Слышишь ли ты звук [Ш] в слове ШКАТУЛКА?». 5.«Слышишь ли ты звук [Ж] в слове ЖБАН?». 6. «Слышишь ли ты звук [Ч] в слове ЧАШКА?». 7. «Слышишь ли ты звук [Щ] в слове ЩЁТКА?». 8. «Слышишь ли ты звук [Л] в слове ЛАМПА?». 9. «Слышишь ли ты звук [Р] в слове РЫБА?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – задание выполняет самостоятельно, темп работы медленный; 1 балл – задание выполняет после многократного повторения инструкции, темп работы медленный; 0 баллов – выделить звук на фоне слова не может.
2.2.Сложный фонематический анализ.
2.2.1. Определение места звука в слове.
Речевой материал – слова: косы, зонт, боец, мыши, кожа, бочка, ящик, полка, корка.
Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова и ответь на вопрос: «Где ты слышишь звук [С] в слове КОСЫ?», «Где ты слышишь звук [З] в слове ЗОНТ?», «Где ты слышишь звук [Ц]в слове БОЕЦ?», «Где ты слышишь звук [Ш] в слове МЫШИ?», «Где ты слышишь звук [Ж] в слове КОЖА?», «Где ты слышишь звук [Ч] в слове БОЧКА?», «Где ты слышишь звук [Щ] в слове ЯЩИК?», «Где ты слышишь звук [Л] в слове ПОЛКА?», «Где ты слышишь звук [Р] в слове КОРКА?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – допускает неточности в определении места звука в слове, исправляет самостоятельно; 1 балл – допускает неточности в определении места звука в слове, исправляет самостоятельно после многократного повторения инструкции, темп работы медленный; 0 баллов – положение звука в слове не определил.
2.2.2.Определение последовательности звуков в слове.
Речевой материал – слова: сумка, рамка, лапа, рыба, зубы, кошка.
1.Процедура и инструкция: «Какой звук ты слышишь в начале слова СССУМКА?», «Какой звук ты слышишь после звука [С]? СУУУМКА?», «Какой звук ты слышишь после звука [У]? СУМММКА?», «Какой звук ты слышишь после звука [М]? СУМКККА?», «Какой звук ты слышишь после звука [К]? СУМКААА?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2балла – допущена одна ошибка; 1 балл – допущено две ошибки; 0 баллов – допущено больше двух ошибок.
2.Процедура и инструкция: «Какой звук ты слышишь в начале слова РРРАМКА?», «Какой звук ты слышишь после звука [Р]? РАААМКА?», «Какой звук ты слышишь после звука [А]? РАМММКА?», «Какой звук ты слышишь после звука [М]? РАМКККА?», «Какой звук ты слышишь после звука [К]? СУМКААА?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – допущена одна ошибка; 1 балл – допущено две ошибки; 0 баллов – допущено больше двух ошибок.
3.Процедура и инструкция: «Какой звук ты слышишь в начале слова ЛЛЛАПА?», «Какой звук ты слышишь после звука [Л]? ЛАААПА?», «Какой звук ты слышишь после звука [А]? ЛАПППА?», «Какой звук ты слышишь после звука [П]? ЛАПААА?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – допущена одна ошибка; 1 балл – допущено две ошибки; 0 баллов – допущено больше двух ошибок.
4.Процедура и инструкция: «Какой звук ты слышишь в начале слова РРРЫБА?», «Какой звук ты слышишь после звука [Р]? РЫЫЫБА?», «Какой звук ты слышишь после звука [Ы]?РЫБББА?», «Какой звук ты слышишь после звука [Б]? РЫБААА?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – допущена одна ошибка; 1 балл – допущено две ошибки; 0 баллов – допущено больше двух ошибок.
5.Процедура и инструкция: «Какой звук ты слышишь в начале слова ЗЗЗУБЫ?», «Какой звук ты слышишь после звука [З]? ЗУУУБЫ?», «Какой звук ты слышишь после звука [У]? ЗУБББЫ?», «Какой звук ты слышишь после звука [Б]?ЗУБЫЫЫ?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – допущена одна ошибка; 1 балл – допущено две ошибки; 0 баллов – допущено больше двух ошибок.
6.Процедура и инструкция: «Какой звук ты слышишь в начале слова КККОШКА?», «Какой звук ты слышишь после звука [К]? КОООШКА?», «Какой звук ты слышишь после звука [О]? КОШШШКА?», «Какой звук ты слышишь после звука [Ш]? КОШКККА?», «Какой звук ты слышишь после звука [К]? КОШКААА?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – допущена одна ошибка; 1 балл – допущено две ошибки; 0 баллов – допущено больше двух ошибок.
2.2.3.Определение количества звуков в слове.
Речевой материал - слова: лом, жук, кора, шуба, полка, забор.
Процедура и инструкция. Ученику предлагаются слова из 3-5 звуков. 1.«Сколько звуков в слове ЛОМ?. 2.«Сколько звуков в слове ЖУК?». 3.«Сколько звуков в слове КОРА?». 4.«Сколько звуков в слове ШУБА?». 5.«Сколько звуков в слове ПОЛКА?». 6.«Сколько звуков в слове ЗАБОР?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – допущена одна ошибка, исправляет самостоятельно; 1 балл – допущена одна ошибка, исправляет самостоятельно после повторения инструкции несколько раз; 0 баллов – не определяет количество звуков в слове.
2.3. Исследование фонематических представлений.
Процедура и инструкция. Ученику предлагается подобрать слово с определённым звуком без опоры на наглядность.1. «Подбери слово со звуком [C] в начале слова». 2.«Подбери слово со звуком [З] в конце слова». 3. «Подбери слово со звуком [Ц ] в конце слова». 4.«Подбери слово со звуком [Ш] в середине слова». 5. «Подбери слово со звуком [Ж] в начале слова». 6.«Подбери слово со звуком [Ч] в конце слова». 7. «Подбери слово со звуком [Щ] в начале слова». 8.«Подбери слово со звуком [Л] в середине слова». 9. «Подбери слово со звуком [Р] в начале слова».
Оценка результатов: 3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – допущена ошибка в подборе слова, исправляет самостоятельно; 1 балл – допущена ошибка, исправляет самостоятельно после повторения инструкции несколько раз; 0 баллов – задание не выполняет.
2.4.Исследование фонематического восприятия (дифференциация фонем).
Речевой материал – парные картинки на слова-квазиомонимы: катушка-кадушка, мышка-мишка, пашня-башня, лужа-Луша, гора-кора, крыша-крыса.
Процедура и инструкция. Перед учеником поочерёдно раскладываются картинки на слова-квазиомономы. По указанию педагога он показывает то или иное изображение.
Оценка результатов: 3 балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – показ картинок сопровождается ошибками, исправляется самостоятельно; 1 балл – ошибки в дифференциации исправляет самостоятельно после повторения инструкции; 0 баллов – задание не выполняет.
3.Активный словарь.
3.1. Исследование предикативного словаря.
Речевой материал – картинки, на которых изображены: рыба, кузнечик, птица, маляр, велосипедист, скалолаз.
Процедура и инструкция. Логопед показывает учащемуся картинки, просит внимательно их рассмотреть и сказать, кто как передвигается, назвать действия людей.
Оценка результатов: 3 балла – быстро и правильно называет действия; 2 балла – ошибки в виде неточно подобранных слов; 1 балл – ученик неверно называет действия людей и животных; 0 баллов – задание не выполняет.
3.2. Исследование номинативного словаря. Исследование объёма и качества номинативного словаря по лексическим темам.
1.«Времена года».
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ученику перечислить времена года с предъявлением предметных картинок, по вопросу «Что это?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и правильный ответ; 2 балла – словарный запас соответствует возрасту, неточность понимания лексических значений слов; 1 балл – темп работы медленный, не сформированы процессы классификации, обобщения; 0 баллов – задание не выполняет.
2. «Части тела».
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ученику перечислить части тела без опоры на наглядность.
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и правильный ответ; 2 балла – словарный запас соответствует возрасту, неточность понимания лексических значений слов; 1 балл – темп работы медленный, не сформированы процессы классификации, обобщения; 0 баллов – задание не выполняет.
3. «Фрукты».
Речевой материал – картинки с изображением фруктов: персик, яблоко, слива, апельсин, банан, киви.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ученику перечислить фрукты с предъявлением предметных картинок, по вопросу «Что это?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и правильный ответ; 2 балла – словарный запас соответствует возрасту, неточность понимания лексических значений слов; 1 балл – темп работы медленный, не сформированы процессы классификации, обобщения; 0 баллов – задание не выполняет.
4. «Овощи».
Речевой материал – картинки с изображением овощей: помидор, огурец, капуста, свекла, морковь, кабачок.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ученику перечислить фрукты с предъявлением предметных картинок, по вопросу «Что это?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и правильный ответ; 2 балла – словарный запас соответствует возрасту, неточность понимания лексических значений слов; 1 балл – темп работы медленный, не сформированы процессы классификации, обобщения; 0 баллов – задание не выполняет.
5. «Ягоды».
Речевой материал – картинки с изображением ягод: малина, клубника, смородина, черника, ежевика, крыжовник.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ученику перечислить ягоды с предъявлением предметных картинок, по вопросу «Что это?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и правильный ответ; 2 балла – словарный запас соответствует возрасту, неточность понимания лексических значений слов; 1 балл – темп работы медленный, не сформированы процессы классификации, обобщения; 0 баллов – задание не выполняет.
6.«Школьные принадлежности».
Речевой материал – картинки с изображением школьных принадлежностей: пенал, ручка, тетрадь, фломастеры, дневник, портфель.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ученику перечислить школьные принадлежности с предъявлением предметных картинок, по вопросу «Что это?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и правильный ответ; 2 балла – словарный запас соответствует возрасту, неточность понимания лексических значений слов; 1 балл – темп работы медленный, не сформированы процессы классификации, обобщения; 0 баллов – задание не выполняет.
7. «Одежда».
Речевой материал – картинки с изображением одежды: брюки, рубашка, платье, футболка, сарафан, трусы.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ученику перечислить предметы одежды с предъявлением предметных картинок, по вопросу «Что это?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и правильный ответ; 2 балла – словарный запас соответствует возрасту, неточность понимания лексических значений слов; 1 балл – темп работы медленный, не сформированы процессы классификации, обобщения; 0 баллов – задание не выполняет.
8 . «Профессия».
Речевой материал – картинки с изображением людей различных профессий: воспитатель, учитель, библиотекарь, повар, пожарный, спасатель.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ученику перечислить названия профессий с предъявлением предметных картинок, по вопросу «Кто это?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и правильный ответ; 2 балла – словарный запас соответствует возрасту, неточность понимания лексических значений слов; 1 балл – темп работы медленный, не сформированы процессы классификации, обобщения; 0 баллов – задание не выполняет.
9. «Инструменты».
Речевой материал – картинки с изображением инструментов: грабли, лопата, вилы, коса, серп, топор.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ученику перечислить инструменты с предъявлением предметных картинок, по вопросу «Что это?».
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и правильный ответ; 2 балла – словарный запас соответствует возрасту, неточность понимания лексических значений слов; 1 балл – темп работы медленный, не сформированы процессы классификации, обобщения; 0 баллов – задание не выполняет.
3.3.Исследование функции синонимии и антонимии.
3.3.1.Исследование называть слова синонимы.
Речевой материал – слова: буря (ураган), актёр (артист), вежливый (учтивый), известный (знаменитый), думать (мыслить), работать (трудиться).
Процедура и инструкция: внимательно послушай слова и подбери к каждому из них близкое по смыслу слово.
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и правильный ответ; 2 балла – недостаточно точно подобраны слова; 1 балл – медленный темп работы, помощь логопеда помогает выполнить задание; 0 баллов – задание не выполнено.
3.3.2.Исследование умения называть слова-антонимы.
Речевой материал – слова: добро (зло), болезнь (здоровье), длинный (короткий), пасмурный (ясный), разрушать (создавать), молчать (говорить).
Процедура и инструкция. Внимательно прослушай слова и подбери к каждому из них слово, противоположное по смыслу.
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и правильный ответ; 2балла – недостаточно точно подобраны слова; 1 балл – медленный темп работы, помощь логопеда помогает выполнить задание; 0 баллов – задание не выполнено.
4.Морфологическая система
4.1.Исследование способности к словоизменению.
4.1.1.Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Речевой материал – картинки, изображающие один и несколько предметов: шар-шары, дом-дома, , маска-маски, шишка-шишки, яблоко-яблоки, дупло-дупла.
Процедура и инструкции: внимательно рассмотреть картинки и назвать то, что изображено на одной из них, а затем на другой. (Перед учеником
поочерёдно раскладывают пары картинок, которые он затем называет).
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и безошибочный ответ; 2 балла – ошибки исправляет самостоятельно; 1 балл – ошибки в словоизменении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных словоформ; 0 баллов – задание не выполняет.
4.1.2.Исследование умения употреблять предложно-падежные конструкции.
Речевой материал – картинки с изображением двух предметов в различных пространственных соотношениях: мяча и стола (мяч на столе, мяч под столом, мяч перед столом, мяч в столе, мяч около стола).
Процедура и инструкция. Логопед говорит: «Сейчас я покажу тебе картинку с изображением стола и мяча. Внимательно рассмотри каждую и назови, где находится мяч по отношению к столу».
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и безошибочный ответ; 2 балла – затруднения при составлении предложно-падежных конструкций, исправляются самостоятельно; 1 балл – ошибки как при составлении предложений, так и при употреблении понятий с пространственным значением; 0 баллов – задание не выполняет.
4.1.3..Исследование умения согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.
Речевой материал – картинки с изображением синей футболки, синего ремня, синих баклажанов; красного свитера, красных туфель, красной вазы.
Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и назови изображенные предметы, указав их цвет.
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и безошибочный ответ; 2 балла – ошибки исправляет самостоятельно; 1 балл – ошибки в словоизменении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных словоформ; 0 баллов – задание не выполняет.
4.1.4.Исследование умения дифференцировать единственное и множественное число глаголов настоящего времени.
Речевой материал – картинки с изображением девочки, катающейся на коньках, девочек-фигуристок; кошки лакающей молоко и кошек, лакающих молоко.
Процедура и инструкция: поочерёдно рассмотри картинки и назови, что на них нарисовано (что происходит).
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и безошибочный ответ; 2 балла – ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно; 1 балл – ошибки на уровне понимания внутри указанных дифференцируемых категорий; 0 баллов – задание не выполняет.
4.1.5.Исследование умения дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Речевой материал – парные картинки: девочка одевается, девочка оделась; мальчик строит пирамидку, мальчик построил пирамидку; девочка собирает цветы, девочка собрала цветы.
Процедура и инструкция. Логопед поочерёдно демонстрирует пары картинок и просит ученика назвать, что изображено на одной, а затем на другой картинке.
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и безошибочный ответ; 2 балла – ошибки исправляет самостоятельно; 1 балл – ошибки в словоизменении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных словоформ; 0 баллов – задание не выполняет.
4.1.6.Исследование умения дифференцировать глаголы прошедшего времени по родам.
Речевой материал – картинки, изображающие упавшего мальчика, упавшую девочку, упавшее яблоко, разбитую вазу, разбитый стакан, разбитое блюдце.
Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и скажи, что на них изображено.
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и безошибочный ответ; 2 балла – ошибки исправляет самостоятельно; 1 балл – ошибки в словоизменении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных словоформ; 0 баллов – задание не выполняет.
4.2.Исследование словообразования.
4.2.1.Исследование умения образовывать притяжательные прилагательные.
Речевой материал – картинки с изображением хвоста рыбы, головы лисицы, крыла птицы, лапы медведя, дупла белки, гнезда вороны.
Процедура и инструкция: Внимательно рассмотри картинки и назови, что на них изображено с помощью вопросов «Чьё это?», «Чья эта?», «Чей это?». (Например, рыбий хвост, лисья голова и т.д.).
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и безошибочный ответ; 2 балла – правильное выполнение задания с определённой помощью логопеда в виде отдельных уточнений; 1 балл – ошибки в образовании слов; 0 баллов – отсутствие умения образовывать новые словоформы.
4.2.2..Исследование умения образовывать названия детёнышей животных.
Речевой материал – парные картинки с изображением домашних животных и диких зверей, домашних птиц, рыб и их детёнышей. Без изменения основы: коза козлёнок, лягушка-лягушонок, медведь-медвежонок, волк-волчонок, утка-утёнок, мышка-мышонок. С изменением основы: корова-телёнок, лошадь-жеребёнок, овца-ягнёнок, рыба-малёк, свинья-поросёнок, курица-цыплёнок.
Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и назови взрослое животное, а затем его детёныша, взрослую птицу и птенца.
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и безошибочный ответ; 2 балла – правильное выполнение задания с определённой помощью логопеда в виде отдельных уточнений; 1 балл – ошибки в образовании слов; 0 баллов – отсутствие умения образовывать новые словоформы.
5.Исследование языкового анализа, синтеза, представлений.
5.1.Анализ состава предложения на слова и синтез слов в предложении.
5.1.1.Анализ структуры предложения.
1.Речевой материал – предложение: На улице идёт дождь.
Процедура и инструкция. Логопед читает вслух предложение и просит ученика внимательно прослушать и определить, сколько в нём слов.
Оценка результатов: 3 балла – правильное, быстрое выполнение задания; 2балла – определение слов в предложении требует неоднократного их повторения, допущенные ошибки исправляется самостоятельно; 1 балл – задание выполняет при неоднократном их повторении, с привлечением моторного компонента в виде загибания пальцев; 0 баллов – задание не выполняет.
2.Речевой материал – предложения: В класс пришёл новый ученик.
Процедура и инструкция. Логопед читает вслух предложения и просит ученика внимательно их прослушать и определить, сколько в них слов.
Оценка результатов: 3 балла – правильное, быстрое выполнение задания; 2 балла – определение слов в предложении требует неоднократного их повторения, допущенные ошибки исправляется самостоятельно; 1 балл – задание выполняет при неоднократном их повторении, с привлечением моторного компонента в виде загибания пальцев; 0 баллов – задание не выполняет.
5.2.2.Составление предложения из слов, данных в беспорядке.
1.Речевой материал – слова: в, грибы, собирать, лес.
Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова, постарайся изменить некоторые их них, порядок их расположения и составь предложение.
Оценка результатов: 3 балла – правильное, быстрое выполнение задания; 2 балла – для правильного выполнения задания ученик неоднократно повторяет слова, ошибки исправляет самостоятельно; 1 балл – ошибки в установлении смысловой и синтаксической связи слов в предложении; 0 баллов – задание не выполняет.
2.Речевой материал – слова: на, ловить, мальчик, пруд, рыба.
Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова, постарайся изменить некоторые их них, порядок их расположения и составь предложение.
Оценка результатов: 3 балла – правильное, быстрое выполнение задания; 2 балла – для правильного выполнения задания ученик неоднократно повторяет слова, ошибки исправляет самостоятельно; 1 балл – ошибки в установлении смысловой и синтаксической связи слов в предложении; 0 баллов – задание не выполняет.
5.2.Деление слов на слоги.
5.2.1.Исследование умения делить слова, предъявленные в письменном виде, на слоги.
Речевой материал – слова предъявленные в письменном виде: пароход, котельная, золотая, весенняя, постучали, разбежался.
Процедура и инструкция: внимательно прочти слова, напечатанные на карточке, а затем раздели их вертикальными линиями на слоги.
Оценка результатов: 3 балла – правильное, быстрое выполнение задания; 2 балла – ошибки исправляются самостоятельно; 1 балл – неправильное определение 1 слога, темп работы медленный; 0 баллов – неправильное определение 2 слогов, задание не выполнено.
5.2.2. Исследование умения делить слова, предъявленные в письменном виде, на слоги с учётом правила переноса.
Речевой материал – слова предъявленные в письменном виде: берёза, мошка, красивая, мебельный, покрывать, прогремел.
Процедура и инструкция: внимательно прочти слова, напечатанные на карточке, а затем раздели их на слоги с учётом правил переноса.
Оценка результатов: 3 балла – правильное, быстрое выполнение задания; 2 балла – ошибки исправляются самостоятельно; 1 балл – неправильное деление слова на слог с учётом правила переноса; 0 баллов – задание не выполнено.
6.Исследование знаний о частях речи.
6.1. Умение определять часть речи.
Речевой материал – слова: квартира, глубокий, пробежал, он.
Процедура и инструкция: прочитай слова, напечатанные на карточке, и укажи к каким частям речи они относятся.
Оценка результатов: 3 балла – правильное выполнение задания; 2 балла – допущенные ошибки замечаются и исправляются самостоятельно; 1 балл – ошибки не исправляются; 0 баллов – задание не выполняет.
6.2.Исследование умения распределять слова на группы.
Речевой материал – напечатанные на карточке слова: дружба, вручает, тарелка, спешит, душистый, слабое, пищит, песня, танцевать, другой, муравейник, звонкий.
Процедура и инструкция. Учащемуся вручается карточка, на которой написаны слова. Нужно записать слова из карточки в три колонки (принцип записи не объясняется). В карточке предложен образец написания трёх слов: одно в начале (машина), другое в середине (голубой), третье в конце (бежит).
Оценка результатов: 3 балла – правильный ответ, различает слова по частям речи; 2 балла – неправильно определил колонку для написания имени существительного-1 слово, имени прилагательного-1 слово, глагола-1 слово; 1 балл – неправильно определил колонку для написания имени существительного-2 слова, имени прилагательного-2 слова, глагола-2 слова; 0 баллов – в каждом задании больше 3 ошибок.
6.3.Исследование умения определять грамматическую категорию слова в предложении.
Речевой материал – предложения: На море неожиданно поднялся сильный ветер. По шоссе едет колонна велосипедистов.
Процедура и инструкция: послушай предложение, запиши его и с помощью грамматических вопросов разбери по членам предложения.
Оценка результатов: 3 балла – быстрый и безошибочный ответ; 2 балла – неправильно определены главные члены предложения, подлежащее или сказуемое, исправляет самостоятельно; 1 балл – неправильно определены главные и второстепенные члены предложения; 0 баллов – задание не выполнено.
VI.Исследование состояния письменной речи. Исследование орфографических знаний, умений и навыков.
1. Исследование состояния письменной речи на материале диктанта.
Речевой материал – текст диктанта «Речка Яблонька» для учеников 3 класса.
Речка Яблонька
Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонька. Дно реки было песчаное. Со дна реки били студёные ключи. Вода была удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.
По И.Аксёнову
Контрольный диктант для учеников 6 класса.
Сквозь заросли что-то засияло жестяным блеском. Ваня приподнялся, заглянул через невысокие кусты и увидел блистающую на солнце поверхность небольшого искусственного озерца. Мальчик обогнул кусты и оказался на берегу. Кто-то выложил его ноздреватым камнем. В трещинах росли причудливые цветы и спускались прямо к воде. В ней на фоне торфяного зеленоватого дна проглядывали тускло-желтые караси.
Ванина собачонка взгромоздилась на камень и стала лакать воду. Караси не испугались. Они будто хотели обнюхать собачью морду. Это было необыкновенное зрелище.
Мальчик присел и опустил руку в воду. Теплая вода заколебалась, и караси исчезли. Только лучик солнца продолжал отражаться в воде. (89слов)
Процедура и инструкция. Слуховой диктант.
Оценка результатов: качественный и количественный анализ орфогрффических и дисграфическиз ошибок.
2.Исследование состояния письменной речи на материале сочинения.
Речевой материал - тема сочинения: «На рыбалке».
Процедура и инструкция: Без опоры на наглядность и опорных слов составь небольшой рассказ и самостоятельно его запиши.
Оценка результатов: качественный и количественный анализ орфогрффических и дисграфическиз ошибок.
3. Исследование состояния письменной речи на материале слов из словаря.
Речевой материал – слова: автомобиль, аллея, багаж, беседа, богатство, вагон, вокзал, воробей, ворона, восток, город, девочка, дежурный, дорога, жилище, завод, заяц, земляника, календарь, квартира, костёр, лагерь, лестница, молоко, мороз, Москва, огурец, около, пальто, растение, столица, субботник, ужин, урожай, яблоко, язык (36 слов).
Процедура и инструкция: внимательно прослушай слово, а затем запиши его.
Оценка результатов: качественный и количественный анализ орфогрффических ошибок.
4.Исследование знания основных терминов («звук», «буква», «слог», «слово», «предложение») и умение их применять в учебной практике.
Речевой материал – предложение: «Возле дома распустилась сирень». Процедура и инструкция: прослушайте и запишите предложение и письменно дайте ответы на вопросы.
- Что вы сейчас записали?
- Сколько в этом предложении слов?
- Сколько в слове СИРЕНЬ слогов?
- Сколько в слове СИРЕНЬ звуков?
- Сколько в слове СИРЕНЬ букв?
- Перечисли звуки слова СИРЕНЬ?
Оценка результатов: 3 балла - правильное употребление грамматических терминов, каждое задание выполняет правильно; 2 балла - знанием терминов владеет, допущенные ошибки исправляет самостоятельно; 1 балл – знанием терминов владеет, но допускает 1 ошибку в применении на практическом материале; 0 баллов – грубые нарушения в употребление терминологии, неправильно определяет количество слов в предложении, количество слогов, звуков и букв в слове, не может перечислить звуки в слове.
5.Исследование умений отбирать из группы слов родственные и выделять общий корень.
Речевой материал – слова напечатанные на карточке: моряк, рыбак, море; соль, солонка, солома; школьник, ученик, школа; путь, дорога, путник; ученье, учебник, книга; вода, водитель, водник.
Процедура и инструкция: внимательно прочитайте и подчеркните однокоренные слова, выделите общий корень, продолжи ряд родственных слов.
Оценка результатов: 3 балла – правильное выполнение задания; 2 балла –выделил общий корень у родственных слов; 1 балл – выполнил с ошибками; 0 баллов – задание не выполнил.
6. Исследование усвоения способов проверки орфограмм.
Речевой материал – слова на пройденные правила правописания: поля, моря, паруса, каток, грустный, ненастный.
Процедура и инструкция. Ученику предлагается прослушать и записать под диктовку слова на пройденные правила правописания.
Оценка результатов: 3 балла – правильное выполнение задания, ошибок нет; 2 балла – допускает 1 орфографическую ошибку, исправляет самостоятельно; 1 балл – 1орфографическая ошибка; 0 баллов – проверочное слово подобрано неправильно.
7. Исследование знаний правил орфографии на материале отрывка из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина.
Речевой материал – отрывок из сказки:
Между тем, как он далёко
Бьётся долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына Бог им дал в аршин,
И царица над ребёнком,
Как орлица над орлёнком;
Шлёт с письмом она гонца,
Чтоб радовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царевна в ночь.
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Процедура и инструкция. Прочитай отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина. Вставь пропущенные буквы.
Оценка результатов: 3 балла – правильное выполнение задания; 2 балла – 1 орфографическая ошибка; 1 балл – 2 орфографические ошибки; 0 баллов – больше 3орфографических ошибок.
8.Исследование умения самостоятельно находить и исправлять ошибки в предложении.
Речевой материал – предложение: Утром марина вы шла крике и посмотрела на большую тучю, которая палзла к деревне. (Утром Марина вышла к реке и посмотрела на большую тучу, которая ползла к реке).
Процедура и инструкция. Внимательно прочитай предложение, напечатанное на карточке, найди и исправь допущенные в словах ошибки, перепиши правильно.
Оценка результатов: 3 балла – правильное выполнение задания; 2 балла – не исправил 1-2орфографические ошибки; 1 балл – не исправил 2-3 орфографические ошибки; 0 баллов – не исправил больше 3 орфографических ошибок.
Список литературы
- Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика// Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекция. Москва; Воронеж, 2001.- С.7-20.
- Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. – СП.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Волкова Г. А. Методика логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС2», 2008.-144с.
- Елецкая О.В., Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов.\\О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская.-М.:Пресса, 2003.-64с.
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Савченко С.Ф. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008, - 544 с.
- Комарова В. В., Милостивенко Л. Г., Сумченко Г. М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб.: Образование, 1992. –С.106 - 117
- Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. –Спб. : ИД «М и М», 19 97, – 286 с.
- Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы : Мат-лы I Межд. конференции Российской ассоциации дислексии. – М. : Изд-во МСГИ, 2004. – 296 с.
- Лалаева Р. И., Прищепова И. В. Выявление дизорфографии у младших школьников. – СПб.,1999.
- Левина Р. Е. Связь орфографических затруднений у младших школьников с особенностями их речевого развития// Тезисы докладов III научной сессии по дефектологии. – М.: 1960.С.139-142.
- Левина Р. Е. Нарушения письма у учащихся массовой школы.//Специальная школа.1961.-Вып.I. С.66-71.
- Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом. - СПб.: Дельта,1998.-208с., ил.
- Поварова И.А., Гончарова В.А. Нарушения письменной речи у младших школьников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 220, [2] с.: ил.
- Прищепова И. В. Карта обследования младших школьников с дизорфографией // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения // Сборник методических рекомендаций. – СПб., 2000.
- Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб., 1992. - С.124-131.
- Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006 – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека методик диагностики младших школьников
Начальная школа...
Организация и методика обучения младших школьников проектной деятельности
В данной статье раскрывается понятие технология проектной деятельности, перечисляется структура учебного проекта, ф...
Особенности умения младших школьников c дизорфографией находить ударение в слогах и словах
Статья об особенностях умения младших школьников с дизорфографией находить ударение в слогах и словах....
Материал для аттестации. Логопедическое обследование младших школьников (речевая карта)
Индивидуальное логопедическое обследование учащихся - логопатов....
Дефектологическое обследование младшего школьника
Данный документ написан на основе Рабочей программы организации работы учителя-дефектолога, должностной инструкцией учителя-дефектолога, закона «Об образовании», в соответствии с федеральными государс...
Направления логопедической работы по формированию учебных действий у младших школьников с дизорфографией
Наличие данных об уровнях сформированности учебных действий у младших школьников позволяет осуществлять логопедическую работы по нескольким направлениям....
Комментарии
Методика обследования младших школьников с дизорфографией.
Большое спасибо за столь интересный и нужный материал!