Употребление слов-антонимов
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova-antonimy_1_klass.docx | 318.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для уч-ся 1-х классов
ТЕМА: Употребление слов-антонимов
Цель урока: научить детей употреблять в устной речи слова – антонимы.
Задачи:
- Познакомить детей со словами – антонимами.
- Учить использовать антонимы в речи.
- Развивать умение понимать текст и правильно вставлять слова, подходящие по смыслу.
- Развивать зрительное внимание и память.
- Развивать моторику.
- Развивать логическое мышление.
Оборудование:
- Плакаты с названием станций.
- Картинки животных: волк, лиса, медведь, лев, котёнок, «кот-наоборот».
- Мяч.
Речевой материал - словарь:
- Объяснение смысла слова – попутчики.
- Подбор антонимов к словам - признакам.
- Подбор антонимов к разным частям речи.
- Выделение из текста загадок слов с противоположным значением:
Враг – друг. Белое - чёрные. Встречает – провожает. Живёт – умрёт. Лежал – побежал.
Грамматический строй:
Согласование существительных и прилагательных.
Зима: тёплая – холодная, длинная – короткая
?Подбор подходящих по смыслу слов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Оргмомент.
Загадка. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь).
2. Игра – путешествие.
Л.: - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В этом сказочном путешествии узнаем новые слова. Вот карта нашего путешествия:
- ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СЛОВА
- СТАНЦИЯ ЗАГАДОК
- СЕКРЕТ
- ИГРОВАЯ
С нами в путь отправятся – показываются картинки с изображением волка, лисы, медведя, льва и котёнка. Они будут нашими попутчиками. Уточняется значение слова « попутчик».
Итак, путешествие началось.
ПЕРВАЯ станция ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СЛОВА, где нас встречают котёнок и лев.
- Давайте опишем их. Какие они по размеру? А по возрасту? Какая у них шёрстка? Сравним животных по характеру.
На доске появляется запись:
маленький большой
молодой старый
пушистый гладкий
ласковый сердитый, грозный
- Какие признаки обозначают эти слова? ( Противоположные).
- Эти слова, называющие противоположные признаки, называются антонимами. (Слово на доске)
- Мы покидаем станцию « Противоположные слова». Что нового вы здесь узнали?
ВТОРАЯ станция – это станция ЗАГАДОК
- Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадаете. Найдите в загадках слова – антонимы. Скажите, что эти слова обозначают.
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я враг, а деревьям друг. ( Дятел)
- Найдите здесь противоположные слова. (Враг – друг).
- Что они обозначают? - Предметы.
Поле белое, овцы чёрные. (Буквы и бумага)
-Что обозначают слова – антонимы?
- Признаки предметов.
Одной ручкой всех встречает, а другой провожает. ( Дверь)
( Встречает – провожает)
- Что обозначают эти слова?
- Действия.
Накормишь – живёт,
Напоишь – умрёт. (Огонь)
-Что обозначают эти антонимы?
- Действия.
Зимой в поле лежал, а весной в речку побежал. ( Снег)
( Лежал – бежал).
- Что обозначают эти слова?
- Действия.
Вывод. Антонимами могут быть слова, называющие предметы, признаки и действия.
-- Физминутка.
Чтение стихотворения сопровождается движениями.
Мы летали высоко,
Мы летали низко.
Мы летали далеко,
Мы летали близко.
- Логопед: Какие вы услышали антонимы (высоко - низко), (далеко - близко).
Отправимся на ТРЕТЬЮ станцию. Как она называется? - « СЕКРЕТ»
На доске картинки с изображением животных.
Л:- Как-то заспорили животные о том, какая бывает зима. Послушайте их спор и дополните по смыслу предложения:
- Зима бывает голодная,- сказал………. (волк)
- Уж очень зима длинная, - мурлыкнул ………..(кот)
- Зима холодная и морозная,- заявила…………..(лиса)
А…………(медведь) подумал и сказал: « Да что вы? Зима тёплая и совсем короткая, тянется всего одну ночь! «
- Как вы думаете, почему каждый из животных так воспринимает зиму?
- Назовите противоположные признаки зимы. ( Длинная – короткая, холодная – тёплая ).
И последняя ЧЕТВЁРТАЯ станция – «ИГРОВАЯ».
На доске появляется картинка « кот – наоборот».
Л.: - Ребята, кот – наоборот очень любит играть в мяч и вас научит. Я называю слово, бросаю мяч, а вы называете противоположное слово и возвращаете мяч: Добрый, узкий, горе, свет, утро, новый, подниматься, работать, радоваться, приходить.
3. Развитие логического мышления.
Л: - А теперь посмотрите на картинки : Отгадайте загадку. Расскажите, как выглядит дерево зимой, а как летом.
4. Итог урока. Оценка работы учащихся.
Л.: - Что нового мы узнали о словах? Вспомните, как называются противоположные по смыслу слова?
- «Антонимы».
- Для чего они нужны? Логопед оценивает работу учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по мору слов. Антонимы
Коррекционно-развивающее занятие. Технологическая карта Учитель – логопедвысшей квалификационной категории Сеина Любовь Артемьевна. Логопедическое занятие (групповое, 6 учеников ...
Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)
Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....
Урок русского языка во 2 классе по теме "Слова-антонимы"
УМК "Школа XXI века". Учебник С.В. Иванова "Русский язык" 2 класс. Первый урок по теме "Слова-антонимы"....
Конспект урока "Слова - антонимы"
Развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству....
Урок русского языка слова антонимы 2 класс
Урок русского языка по программе Начальная школа 21 век , 2 класс...
Русский язык "Слова антонимы, синонимы, омонимы"
Объяснение слов антонимы, синонимы,омонимы с иллюстрациями....
Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов" по системе Л.В. Занкова...