Преимущества использования И К Т в работе логопеда.
статья по логопедии по теме

Логопеды активно включилисьпроцесс широкого использования ИКТ на практике. В статье описены методы и приёмы использования компьютера на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon И К Т в работе логопеда38.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Использование ИКТ в работе логопеда

       В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ на практике.

Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям я использую на индивидуальных,  подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.  

Занятия с использованием компьютера  проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  1. Использование новых моделей компьютера
  2. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  3. Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

   Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:   

1.Повышать  мотивацию ребенка к логопедическим занятиям.

2.Формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения.

3.Обучать некоторым элементарным действиям с компьютером.

4.Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания.

5.Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей

6.Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

 На занятиях использую развивающие обучающие игры: «Кот Леопольд». Учим русский язык. Обучающая игра. ООО «Акелла» 2009г.

«Азбука. Как мышонок буквы ловил». Студия «Баюн», 2009г.

Комплексы  программ – веселая учеба с  мультипликационными героями!

 Ребята узнают, что такое гласные и согласные буквы, как они складываются в слоги, и как из слогов образуются слова, о существовании мягких и твёрдых согласных, закрепляют знания о гласных буквах, повторяют произношение слогов и тренируются складывать их в слова. Герои рассказывают  о лексике русского языка, учат правильно использовать слова – от простых до самых сложных. Вместе ребята развивают навыки чтения (можно при наличии микрофона сделать аудиозапись), учатся правильно и грамотно писать, больше узнают о строении предложений в русском языке, создают свою собственную историю о приключениях симпатичного кота.

 Компьютер  предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Кроме того, программы помогают развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учёбы в  школе. И всё это в лёгкой игровой форме, просто и доступно!

Использование указанных программ в процессе логопедических занятий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

В настоящее время продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения компьютерных программ на логопедических занятиях с учащимися начальной школы.

 Так же я использую компьютер в диагностических целях. (Обследование по Т.А.Фотековой) Демонстрационный материал для обследования всех сторон речи систематизирован и оформлен в виде презентации.

Даны задания для проверки состояния фонематического восприятия;

задания для исследования состояния артикуляционной моторики;
подобран картинный материал для обследования звукопроизношения; задания для исследования сформированности звуко-слоговой структуры слова;

задания для исследования навыков языкового анализа и т. д.

Кроме этого, в файле находится протокол речевого обследования, полное описание заданий и системы оценивания для составления речевого профиля ребенка.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:

1.Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

2.Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности.

3.Способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями).

4.Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам.

5.Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.

Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме

Любая игра - творческая, музыкальная и подвижная - представляют собой своеобразное средство познания ребёнком окружающего мира.

Наша задача - не только научить ребенка грамотно обращаться с компьютером, видеть в нем помощника в исследовании окружающего мира, но и помочь родителям и педагогам разобраться в многообразии компьютерных игр, появившихся на  рынке и дать рекомендации по их использованию в домашних условиях и на занятиях.

Применение  компьютерных  программ  является  одним  существенных методов  коррекционного обучения  в  развитии  речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества использования информационных технологий на уроках в начальных классах/

     В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто...

Использование электронных образовательных ресурсов в работе логопеда по развитию грамматического строя речи ( словообразование ).

Использование электронных образовательных ресурсов в работе логопеда по развитию грамматического строя речи ( словообразование )....

Преимущества использования информационных технологий в начальной школе

Сегодня наблюдается массовое использование информационных технологий во всех сферах образования. И это основное требование и , одновременно, результат развития современного общества. Современный ребен...

Методические рекомендации «Преимущества использования ИКТ – технологий в логопедической работе»

Методические рекомендации по использованию ИКТ в коррекционной работе в общеобразовательной школе. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работ...

Преимущества использования игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе

Аннотация: В данной статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку в начальной школе. Выделяются основные виды игровых технологий...