Преимущества использования информационных технологий в начальной школе
статья

Бондаренко Татьяна Григорьевна

Сегодня наблюдается массовое использование информационных технологий во всех сферах образования. И это основное требование и , одновременно, результат развития современного общества. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. На современном этапе изменяется роль педагога, он становится координатором информационного потока. Формировать информационную культуру необходимо с начальной школы, так как начальная школа – это фундамент образования. От того, каким будет фундамент, зависит успешность обучающегося, а затем и выпускника в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преимущества использования информационных технологий в начальной школе

Сегодня наблюдается массовое использование информационных технологий во всех сферах образования. И это основное требование и , одновременно, результат развития современного общества. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. На современном этапе изменяется роль педагога, он становится координатором информационного потока. Формировать информационную культуру необходимо с начальной школы, так как начальная школа – это фундамент образования. От того, каким будет фундамент, зависит успешность обучающегося, а затем и выпускника в современном мире.

Применение информационных технологий на уроках в начальной школе  развивает интерес к изучаемому предмету, вносит новые интересные элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. Использование информационных технологий помогает активизировать внимание обучающихся, усилить их мотивацию, развить познавательные интересы, мышление, внимание, воображение и фантазию.  

Использование  информационных технологий в начальной школе основано на знании возрастных особенностей обучающихся. А именно, в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Использование игровых возможностей компьютера позволяет сделать этот переход более плавным. Информационные технологии позволяют создать на уроках  игровую среду. Применение полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения. Ребенок усваивает материал как бы незаметно для себя и при этом, что очень важно, использует его в любой практической деятельности.

Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками образовательного процесса. А занятия с использованием информационных технологий позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятную эмоциональную атмосферу, повысить мотивацию к обучению и углубить знания, что несомненно приведет к повышению качества образования.

Основными преимуществами использования информационных технологий на уроках в  начальной школе являются: индивидуализация обучения; интенсификация самостоятельной работы обучающихся; увеличение объема выполненных на уроке заданий; расширение информационных потоков при использовании Internet; повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента; интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным; помогает педагогам  лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует  профессиональный рост и  дальнейшее освоение компьютера; применение на уроках компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет педагогу за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех обучающихся и своевременно его скорректировать, при этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного обучающегося; для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе; освоение обучающимися современных информационных технологий.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе является создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации сочетают в себе динамику, звук и изображение, а это достаточно долго удерживает внимание ребенка. Одновременно воздействуя на слух и зрение, мультимедийные презентации позволяют достичь гораздо большего эффекта. Задача мультимедийных презентаций состоит в том, чтобы ребёнка легче заинтересовать и обучить, при этом на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Чтобы добиться наибольшего учебного эффекта, педагог может скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы урока, предмета.

Применение информационных технологий в образовательном процессе стимулирует творческую активность обучающихся. Педагог  может использовать на уроках как иллюстративный, наглядный материал результаты творческой деятельности своих учеников.

Из опыта работы можно сказать, что использование информационных технологий в образовательном процессе в начальной школе вызывают интерес обучающихся. Например, на уроке можно провести экскурсию – путешествие по любому городу или стране, можно рассмотреть любую картину, услышать шум моря, раскаты грома, увидеть радугу. Основная задача педагога заключается в том, чтобы найти что-то новое, неизвестное и заинтересовать детей, используя при этом только качественные наглядные пособия.

Применение информационных технологий в образовательном процессе в начальной школе создает условия для дифференциации обучения. У педагога есть возможность обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, организовать самопроверку и контроль знаний.

И главное, управляя информационными потоками, педагог становится авторитетным консультантом для обучающихся и, поэтому,  реализуется переход от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной».

Использование информационных технологий на уроках  в начальной школе способствует развитию у обучающихся познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышается их самооценка, а главное,  динамика качества обучения.

Информационные технологии на уроках в начальной школе главные помощники педагогов. Например, к урокам русского языка можно подготовить базу данных для картинных словарных диктантов, а использовать её можно во время коллективной или индивидуальной работы. В базе данных учителей  хранятся презентации и учебный материал по разным темам: «Части речи», «Безударные гласные в корне слова», «Сложные предложения», «Падежные окончания имен существительных», «Личные окончания глаголов» и др.

При обучении чтению и письму в 1 классе можно использовать иллюстрированный материал для звуко-буквенного анализа слова. Красочные иллюстрации и разнообразные задания способствуют повышению интереса к русскому языку, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом. На уроках письма можно спроецировать изображение  страницы прописи на интерактивную доску.

На уроках литературного чтения на интерактивной доске дети могут увидеть репродукции картин известных художников к произведениям, послушать, как известные артисты читают народные и авторские сказки. При знакомстве с биографией писателя можно попасть в то время и место, где он жил и творил.

На уроках математики в  работе над устными приемами вычислений педагогам помогают презентации с заданиями, если  ребенок правильно выполнил его, то это графически или звуковым сигналом отобразится на экране, а если нет, то необходимо вернуться к исходному заданию. Ребята могут представить задачу в виде схемы или рисунка, и с помощью данного приема решение задачи становится более наглядным и эффективно усваивается учениками.

Информационные технологии могут использоваться в роли источника учебной математической информации, мультимедийного наглядного пособия, тренажера, средства диагностики и контроля.

На уроках окружающего мира информационные технологии используются для работы, как в малых группах, так и при индивидуальной работе для создания докладов, сообщений и презентаций по теме урока. Создание презентаций учит детей добывать знания, выделять нужную информацию, учит правильно доносить информацию. Именно «Окружающий мир» позволяет формировать целостную картину мира, экологическую грамотность, играет важную роль в развитии и воспитании личности.

А особенно яркими на основе использования информационных технологий становятся уроки технологии. С помощью информационных технологий появляется возможность продемонстрировать порядок работы, причем с помощью повторной демонстрации можно отработать сложные этапы работы.

Информационные технологии упрощают процесс общения с родителями учеников, дают возможность осуществлять обратную связь. Для  общения с родителями педагоги  используют электронную почту, электронный журнал. На родительских собраниях используют специально подготовленные презентации, например, «Адаптация первоклассников к школе», «Пути совершенствования техники чтения», «Агрессивный ребенок» и другие.

Итак, использование информационных технологий в образовательном процессе в начальной школе создает положительный эмоциональный настрой. Красочная графика, элементы сказки вовлекают детей в атмосферу творчества. Дети с нетерпением ждут компьютерных уроков и, как итог, повышается мотивация обучения.

В начальной школе игровая деятельность выходит на первый план по сравнению с учебной деятельностью, поэтому, благодаря информационным технологиям удается организовать такое обучение, при котором  оно не будет утомительным, а знания будут прочными. Например, ребенок ищет выход из лабиринта, а между тем развивается его память, внимание, таким образом можно проверить знание таблицы умножения.

У ребенка также формируется потребность использовать компьютер как инструмент. Этот инструмент помогает ему учиться.

Используя информационные технологии  на уроках, опытный и творческий педагог может найти широкие возможности для реализации  собственных интересных задумок.  При всем при этом, компьютер никогда не заменит педагога, ведь живое общение незаменимо.

 Мы уверены, что разумное использование информационных технологий на уроках в начальной школе развивает у обучающихся логическое и образное мышление,  воспитывает любознательность и стремление к саморазвитию,   расширяет кругозор и дает возможность творческого роста.

Список литературы:

  1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный   процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  2. Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.
  3. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006.
  4. Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г
  5. Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование информационных технологий в начальной школе" с презентацией.

Проект разработан мною о том, как использовать информациооные технологии в начальной школе. В настоящее время это актуально. Предлагаю проект с презентацией....

Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"

Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"...

Использование информационных технологий в начальной школе

Использование информационных технологий в начальной школе....

Использование информационных технологий в начальной школе.

АннотацияСовременные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Чаще всего, говоря об информационных технологиях, имеют ввиду работу со старшими школьниками и в меньшей степени г...

Использование информационных технологий в начальной школе

Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в образовательных дисциплинах в начальной школе.Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является...

Статья на тему «Использование информационных технологий в начальной школе психолого-педагогической поддержки»

Использование информационных технологий в школе психолого-педогагической поддержки.Данный материал предназначен для учителей начальных классов....