Итоговый концерт в 1 классе с группой учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме
Итоговый концерт в 1 классе с группой учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговый концерт | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый концерт в 1 классе с группой учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Одним из способов оценки достижений детей в результате специального обучения является итоговый концерт, который проводится в конце учебного года.
Каждый ребенок имеет возможность продемонстрировать свои успехи, выступив перед большой аудиторией слушателей: детьми, родителями, сотрудниками детского сада. Концерт способствует закреплению правильных речевых навыков, поскольку к концу третьего периода обучения у всех детей звуки поставлены и активно вводятся в речь. С ростом речевых возможностей у детей вырабатывается самоконтроль, повышается интерес к слову.
Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный текст. Дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность родной речи. В ритме стихотворной речи дошкольникам легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.
При отборе речевого материала необходимо учитывать уровень развития фонетико-фонематической стороны речи, достигнутый каждым ребенком. Заучиванию стихотворений, чистоговорок предшествует большая подготовительная работа над их смысловой стороной, над звукопроизношением. Речевой материал распределяем дифференцированно: даем ребенку такой текст, в котором есть слова, которые он раньше не выговаривал. Родители помогли в подготовке и проведении концерта. Нарисовали кадры ленты для показа по «телевизору», изготовили «телевизор», дом для Матушки, нарисовали декорацию для центральной стены. Учились с интонационной выразительностью произносить считалки, исполнять роли Матушки, Почтальона.
Зал был красочно оформлен. На центральной стене изображены солнце, подсолнухи, деревья, цветы. Бутафорский домик обращен окном к зрителям, на окне занавес. Стульчики для детей размещены вдоль боковых стен.
Дети входят в зал под звуки веселой музыки.
Логопед. Дорогие ребята! Сегодня у нас праздник, вместе с родителями вы будете играть и веселиться. Говорите свободно, а если вы поспешите и почувствуете, что не получается какое-то слово, не волнуйтесь. Остановитесь, сделайте спокойный вдох и продолжайте говорить четко и плавно. А теперь повторяйте за мной:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим.
Потому что не спешим!
У нас во рту живет язык.
К словам знакомым он привык.
Легко сказать ему: «вода,
утенок, небо, нет и да».
Но пусть он скажет: «черепаха!»
Не задрожит ли он от страха?
(Дети повторяют: «Че-ре-па-ха!»)
Пусть повторит за мной язык
Такое слово: боровик.
(Дети: «Бо-ро-вик!»)
Боровик растет в бору.
(Дети повторяют всю фразу. И далее по ходу чтения стихотворения повторяют за воспитателем слова, фразы, слоги.)
Боровик в бору беру.
А теперь наш язычок
Скажет: Чики-чики-чок!
Сел на дудочку сверчок.
Скажем вместе: ща-ща-ща,
Рыбы нет вкусней леща!
Повторите: жа-жа-жа,
Вы не видели ежа?
Если ж видели ежа,
То скажите: жа-жа-жа!
Если ж видели леща,
То скажите: ща-ща-ща!
Если ж видели грача,
Отвечайте...
(Дети уже поняли игру и ответили: ча-ча-ча!)
Чики-чики-чики-чок,
Стал послушней язычок!
Желательно, чтобы дети повторяли, подражая интонации взрослого.
Один из родителей. Кто будет играть в интересную игру, а в какую — не скажу.
Солнце разгорается -
Игра начинается.
Чок, чок, чок,
Зубы на крючок,
Язычок на палочку,
Начинай считалочку.
Дети.
Танцевали мышки
Около коврижки,
Танцевали, пели,
Всю коврижку съели.
Солистом в игре становится ребенок, на котором остановился счет.
Логопед. Вокруг себя повернитесь, в комаров превратитесь!
Дети, стоящие в кругу, то тихо, то громко звенят «з-з-з» и замолкают по знаку логопеда.
Солист.
Комары, комары,
Вы уж будьте так добры,
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня.
Логопед. Отвечали комары.
Дети.
Мы и так к тебе добры,
Ведь кусаем мы тебя,
Хоть до крови, но любя: «З-з-з...»
Матушка (открывает на окне занавеску, из окна, строго).
Ишь, расшумелись под окном, а у нас две Ульки в люльке спят. Спели бы для них колыбельную!
Дети.
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
Колыбельную поют 2 раза, второй раз — тише. Дети, стоя у раскрытого окна, повернувшись к Матушке, слушают. Матушка, как бы качая ребенка, приговаривает:
Березонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит,
Моя доченька уснет,
Ее сон унесет,
Унесет ее в садок.
Под малиновый кусток,
А малина упадет,
Дочке в ротик попадет.
Спи, доченька маленька,
Малиночка сладенька,
Березонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит.
Матушка закрывает окно. Дети на носочках, чтобы не разбудить У лек, расходятся на 2 группы и садятся на стульчики.
Дети (шепотом).
Тише, тише, тишина,
Разговаривать нельзя,
А кто будет говорить,
Того будем выводить,
Выводить наказывать,
Слезы не показывать!
Дети прикладывают указательный палец к губам и молчат некоторое время, чтобы крепче уснули Ульки.
Логопед. А весельчаки хотят слово сказать спешное, всех позабавить.
1-й ребенок. Федул, что губы надул?
2-й ребенок. Кафтан прожег.
1-й ребенок. Починить можно?
2-й ребенок. Да иглы нет.
1-й ребенок. А велика ли дыра?
2-й ребенок. Остались ворот да рукава!
3-й ребенок. Шел высокий человек,
Низенького роста,
Он кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
4-й ребенок. Ты пирог ел?
5-й ребенок. Нет, не ел!
4-й ребенок. А вкусный был?
5-й ребенок. Очень!
6-й ребенок. Почему ты черный, кот?
7-й ребенок. Лазил ночью в дымоход.
6-й ребенок. Почему сейчас ты бел?
7-й ребенок. Из горшка сметану ел.
6-й ребенок. Почему ты серым стал?
7-й ребенок. Меня пес в пыли валял.
6-й ребенок. Так какого же ты цвета?
7-й ребенок. Я и сам не знаю это.
8-й ребенок. Пришел медведь к броду -
Бултых в воду.
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис-
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду –
Бултых в воду...
Мальчики (встают, топают ногой, приговаривают) .
Чепуха, чепуха, чистая чепуха,
Чики-чики, ах-ха-ха,
На самом деле чепуха.
Девочки. Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха-ха-ха, ха-ха-ха!
Один из родителей произносит считалку:
Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода из народа,
Выходи из хоровода.
Ребенок, на котором остановился счет, встает на середину круга.
Логопед. Вокруг себя повернитесь, в шалтаев-болтаев превратитесь!
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай...
(Повороты туловища вправо-влево, руки свободны, болтаются, как у тряпичной куклы.)
Свалился во сне
(Уронили корпус с руками вниз.)
И вся королевская
Конница...
(Высокий шаг на месте, руки вперед.)
И вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая..
(Идут вперед высоким шагом. Отходят назад, с силой тянут Шалтая-Болтая. Наклоняются, руки внизу. Выпрямляются с прогибом в спине, руки в стороны.)
Собрать.
(Уронили корпус, руки свободно висят.)
Дети садятся на свои места. Стук в дверь.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
(С. Маршак]
Логопед открывает дверь, входит почтальон.
Логопед. Это он, это он... Кто, ребята?
Дети. Ленинградский почтальон!
Почтальон. Здравствуйте, дети! А откуда вы меня знаете?
Логопед. Вы пришли к нам из книжки Самуила Яковлевича Маршака.
Почтальон. А у меня для вас посылка! (Вскрывает посылку и спрашивает: «Что это?»)
Дети. Телевизор!
Почтальон. Ребята, вот беда! Изображение в телевизоре есть, а звука нет.
Логопед. Не расстраивайтесь, дети будут озвучивать кадры. Включите, пожалуйста, телевизор!
На экране телевизора дети видят изображение лисы и леса.
1-й ребенок. Са-са-са,
В лесу бегает лиса.
2-й ребенок. Со-со-со,
У Вовы колесо.
3-й ребенок. Зоиного зайку
Зовут Зазнайкой.
(Почтальон постепенно прокручивает кадры, появляется новое изображение).
4-й ребенок. Звенит звонок,
Звонок зовет.
И Зоя в класс
К себе идет.
5-й ребенок. Цы-цы-цы,
Поспели огурцы.
6-й ребенок. Цо-цо-цо,
На руке кольцо.
7-й ребенок. Ша-ша-ша,
Мама моет малыша.
8-й ребенок. Шу-шу-шу,
Я письмо пишу.
9-й ребенок. Жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу,
Молоко дадим ежу.
10-й ребенок. Ча-ча-ча,
Горит в комнате свеча.
11-й ребенок. Оч-оч-оч,
Наступила ночь.
12-й ребенок. Ща-ща-ща,
Мы несем домой леща.
13-й ребенок. Ло-ло-ло,
На улице тепло.
14-й ребенок. Ул-ул-ул,
У нас сломался стул.
15-й ребенок. Ро-ро-ро,
На полу стоит ведро.
16-й ребенок. Ры-ры-ры,
Летают комары.
Почтальон. Вы сегодня хорошо выступали, поэтому я хочу подарить вам на память детские книги. Всегда говорите так же четко и свободно, как сегодня. Спасибо!
Использованная литература
Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре.— М.: Просвещение, 1984, с. 41.
Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя.— М.: Просвещение, 1983, с. 124.
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду.— М<: Просвещение, 1987, с. 117.
Дошкольное воспитание.— 1978.— № 3, с. 114.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи"
На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, происходит развитие умения устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, за...
Использование речевых физкультминуток в группах детей с фонетико-фонематическими недостатками
При систематическом использовании речевых физкультминуток на занятиях с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения (ФФН), поставленный звук быстрее автоматизируется, прочнее входит в р...
План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.
В процессе нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка, необходимо учащихся научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...
Технология использования персонального компьютера на коррекционно – развивающих занятиях с учащимися начальной школы ( 3 класс фонетико фонематическое недоразвитие речи формированию грамотного письма).
опыт с применением персонального компьютера на логопедических занятиях...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...
Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детейс фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...