Итоговый концерт в 1 классе с группой учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Столбихина Марина Васильевна

Итоговый концерт в 1 классе с группой учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Итоговый концерт29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый концерт в 1 классе с группой учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Одним из способов оценки достижений детей в результате специального обучения является итоговый концерт, который проводится в конце учебного года.

Каждый ребенок имеет возможность продемонстрировать свои успехи, выступив перед большой аудиторией слушателей: детьми, родителями, сотрудниками детского сада. Концерт способствует закреплению правильных речевых навыков, поскольку к концу третьего периода обучения у всех детей звуки поставлены и активно вводятся в речь. С ростом речевых возможностей у детей вырабатывается самоконтроль, повышается интерес к слову.

Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный текст. Дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность родной речи. В ритме стихотворной речи дошкольникам легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.

При отборе речевого материала необходимо учитывать уровень развития фонетико-фонематической стороны речи, достигнутый каждым ребенком. Заучиванию стихотворений, чистоговорок предшествует большая подготовительная работа над их смысловой стороной, над звукопроизношением. Речевой материал распределяем дифференцированно: даем ребенку такой текст, в котором есть слова, которые он раньше не выговаривал. Родители помогли в подготовке и проведении концерта. Нарисовали кадры ленты для показа по «телевизору», изготовили «телевизор», дом для Матушки, нарисовали декорацию для центральной стены. Учились с интонационной выразительностью произносить считалки, исполнять роли Матушки, Почтальона.

Зал был красочно оформлен. На центральной стене изображены солнце, подсолнухи, деревья, цветы. Бутафорский домик обращен окном к зрителям, на окне занавес. Стульчики для детей размещены вдоль боковых стен.

Дети входят в зал под звуки веселой музыки.

Логопед. Дорогие ребята! Сегодня у нас праздник, вместе с родителями вы будете играть и веселиться. Говорите свободно, а если вы поспешите и почувствуете, что не получается какое-то слово, не волнуйтесь. Остановитесь, сделайте спокойный вдох и продолжайте говорить четко и плавно. А теперь повторяйте за мной:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим.

Потому что не спешим!

У нас во рту живет язык.

К словам знакомым он привык.

Легко сказать ему: «вода,

утенок, небо, нет и да».

Но пусть он скажет: «черепаха!»

Не задрожит ли он от страха?

(Дети повторяют: «Че-ре-па-ха!»)

Пусть повторит за мной язык

Такое слово: боровик.

(Дети: «Бо-ро-вик!»)

Боровик растет в бору.

(Дети повторяют всю фразу. И далее по ходу чтения стихотворения повторяют за воспитателем слова, фразы, слоги.)

Боровик в бору беру.

А теперь наш язычок

Скажет: Чики-чики-чок!

Сел на дудочку сверчок.

Скажем вместе: ща-ща-ща,

Рыбы нет вкусней леща!

Повторите: жа-жа-жа,

Вы не видели ежа?

Если ж видели ежа,

То скажите: жа-жа-жа!

Если ж видели леща,

То скажите: ща-ща-ща!

Если ж видели грача,

Отвечайте...

(Дети уже поняли игру и ответили: ча-ча-ча!)

Чики-чики-чики-чок,

Стал послушней язычок!

Желательно, чтобы дети повторяли, подражая интонации взрослого.

Один из родителей. Кто будет играть в интересную игру, а в какую — не скажу.

Солнце разгорается -

Игра начинается.

Чок, чок, чок,

Зубы на крючок,

Язычок на палочку,

Начинай считалочку.

Дети.

Танцевали мышки

Около коврижки,

Танцевали, пели,

Всю коврижку съели.

Солистом в игре становится ребенок, на котором остановился счет.

Логопед. Вокруг себя повернитесь, в комаров превратитесь!

Дети, стоящие в кругу, то тихо, то громко звенят «з-з-з» и замолкают по знаку логопеда.

Солист.

Комары, комары,

Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

Логопед. Отвечали комары.

Дети.

Мы и так к тебе добры,

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя: «З-з-з...»

Матушка (открывает на окне занавеску, из окна, строго).

Ишь, расшумелись под окном, а у нас две Ульки в люльке спят. Спели бы для них колыбельную!

Дети.

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Колыбельную поют 2 раза, второй раз — тише. Дети, стоя у раскрытого окна, повернувшись к Матушке, слушают. Матушка, как бы качая ребенка, приговаривает:

Березонька скрип, скрип,

Моя доченька спит, спит,

Моя доченька уснет,

Ее сон унесет,

Унесет ее в садок.

Под малиновый кусток,

А малина упадет,

Дочке в ротик попадет.

Спи, доченька маленька,

Малиночка сладенька,

Березонька скрип, скрип,

А доченька спит, спит.

Матушка закрывает окно. Дети на носочках, чтобы не разбудить У лек, расходятся на 2 группы и садятся на стульчики. 

Дети (шепотом).

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя,

А кто будет говорить,

Того будем выводить,

Выводить наказывать,

Слезы не показывать!

Дети прикладывают указательный палец к губам и молчат некоторое время, чтобы крепче уснули Ульки.

Логопед. А весельчаки хотят слово сказать спешное, всех позабавить.

1-й        ребенок. Федул, что губы надул?

2-й        ребенок. Кафтан прожег.

1-й        ребенок. Починить можно?

2-й        ребенок. Да иглы нет.

1-й        ребенок. А велика ли дыра?

2-й        ребенок. Остались ворот да рукава!

3-й        ребенок.         Шел высокий человек,

Низенького роста,

Он кудрявый, без волос,

Тоненький, как бочка.

4-й        ребенок. Ты пирог ел?

5-й        ребенок. Нет, не ел!

4-й        ребенок. А вкусный был?

5-й        ребенок. Очень!

6-й ребенок. Почему ты черный, кот?

7-й ребенок. Лазил ночью в дымоход.

6-й        ребенок. Почему сейчас ты бел?

7-й        ребенок. Из горшка сметану ел.

6-й        ребенок. Почему ты серым стал?

7-й        ребенок. Меня пес в пыли валял.

6-й        ребенок. Так какого же ты цвета?

7-й        ребенок. Я и сам не знаю это.

8-й        ребенок.         Пришел медведь к броду -

Бултых в воду.

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис-

Вымок, выкис, вылез, высох,

                        Встал на колоду –

Бултых в воду...

Мальчики (встают, топают ногой, приговаривают) .

Чепуха, чепуха, чистая чепуха,

Чики-чики, ах-ха-ха,

На самом деле чепуха.

Девочки.                         Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали: ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Один из родителей произносит считалку:

Шалуны-балуны,

Выбегайте во дворы,

Становитесь-ка играть,

Воеводу выбирать.

Воевода из народа,

Выходи из хоровода.

Ребенок, на котором остановился счет, встает на середину круга.

Логопед. Вокруг себя повернитесь, в шалтаев-болтаев превратитесь!

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай...

(Повороты туловища вправо-влево, руки свободны, болтаются, как у тряпичной куклы.)

Свалился во сне

(Уронили корпус с руками вниз.)

И вся королевская

Конница...

(Высокий шаг на месте, руки вперед.)

И вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Болтая-Шалтая,

Шалтая-Болтая..

(Идут вперед высоким шагом. Отходят назад, с силой тянут Шалтая-Болтая. Наклоняются, руки внизу. Выпрямляются с прогибом в спине, руки в стороны.)

Собрать.

(Уронили корпус, руки свободно висят.)

Дети садятся на свои места. Стук в дверь.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

(С. Маршак]

Логопед открывает дверь, входит почтальон.

Логопед. Это он, это он... Кто, ребята?

Дети. Ленинградский почтальон!

Почтальон. Здравствуйте, дети! А откуда вы меня знаете?

Логопед. Вы пришли к нам из книжки Самуила Яковлевича Маршака.

Почтальон. А у меня для вас посылка! (Вскрывает посылку и спрашивает: «Что это?»)

Дети. Телевизор!

Почтальон. Ребята, вот беда! Изображение в телевизоре есть, а звука нет.

Логопед. Не расстраивайтесь, дети будут озвучивать кадры. Включите, пожалуйста, телевизор!

На экране телевизора дети видят изображение лисы и леса.

1-й        ребенок.         Са-са-са,

В лесу бегает лиса.

2-й        ребенок.         Со-со-со,

                        У Вовы колесо.

3-й        ребенок.         Зоиного зайку

Зовут Зазнайкой.

(Почтальон постепенно прокручивает кадры, появляется новое изображение).

4-й        ребенок.         Звенит звонок,

Звонок зовет.

И Зоя в класс

К себе идет.

5-й        ребенок.         Цы-цы-цы,

Поспели огурцы.

6-й        ребенок.         Цо-цо-цо,

На руке кольцо.

7-й        ребенок.         Ша-ша-ша,

Мама моет малыша.

8-й        ребенок.         Шу-шу-шу,

Я письмо пишу.

9-й        ребенок.         Жа-жа-жа,

Есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу,

Молоко дадим ежу.

10-й        ребенок.         Ча-ча-ча,

Горит в комнате свеча.

11-й        ребенок.         Оч-оч-оч,

Наступила ночь.

12-й        ребенок.         Ща-ща-ща,

Мы несем домой леща.

13-й        ребенок.         Ло-ло-ло,

На улице тепло.

14-й        ребенок.         Ул-ул-ул,

У нас сломался стул.

15-й        ребенок.         Ро-ро-ро,

На полу стоит ведро.

16-й        ребенок.         Ры-ры-ры,

Летают комары.

Почтальон. Вы сегодня хорошо выступали, поэтому я хочу подарить вам на память детские книги. Всегда говорите так же четко и свободно, как сегодня. Спасибо!

Использованная литература

Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре.— М.: Просвещение, 1984, с. 41.

Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя.— М.: Просвещение, 1983, с. 124.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду.— М<: Просвещение, 1987, с. 117.

Дошкольное воспитание.— 1978.— № 3, с. 114.

Дошкольное воспитание.— 1987.— № 1, с. 90.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, происходит развитие умения устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, за...

Использование речевых физкультминуток в группах детей с фонетико-фонематическими недостатками

При систематическом использовании речевых физкультминуток на занятиях с детьми, имеющими фонетико-фонематические на­рушения (ФФН), поставленный звук быст­рее автоматизируется, прочнее входит в р...

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детейс фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...