Использование речевых физкультминуток в группах детей с фонетико-фонематическими недостатками
статья по логопедии (1 класс) по теме
При систематическом использовании речевых физкультминуток на занятиях с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения (ФФН), поставленный звук быстрее автоматизируется, прочнее входит в речь ребенка и легче используется им в собственной речевой практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_rechevyh_fizkultminutok_v_gruppah_detey.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование речевых физкультминуток в группах детей с фонетико-фонематическими недостатками
При систематическом использовании речевых физкультминуток на занятиях с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения (ФФН), поставленный звук быстрее автоматизируется, прочнее входит в речь ребенка и легче используется им в собственной речевой практике.
Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений. В дальнейшем, дети настолько привыкают к ним, что на прогулке, в игровой деятельности дома часто, без напоминания взрослых, используют эти упражнения, стараясь правильно и четко, выделяя голосом, произнести тот или иной звук и хорошо выполнить разученное движение. Игровые упражнения всегда вызывают у детей интерес, поэтому и правила выполнения их быстро усваиваются всеми ребятами.
В процессе проведения физкультминутки, во время которой разнообразные движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарь. В умело подобранном несложном стихотворении (песне, считалке, диалоге) отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, создаются предпосылки для овладения диалогической речью.
На логопедических занятиях широко используются различные физкультминутки с целью эмоциональной разрядки, снятия статической нагрузки, предупреждения переутомления школьников.
Наблюдая за детьми с различными нарушениями развития речи на протяжении нескольких лет, мы заметили, что школьники во время фронтальных и подгрупповых занятий каждый раз с желанием выполняют физкультминутки, с живым интересом разучивают новые упражнения, сравнительно быстро усваивая их. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждая утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у школьников уравновешенное нервно-психическое состояние.
Для успешной организации речевых физкультминуток необходим дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями, целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплект двигательных упражнений. Двигательные упражнения, в сочетании с речью ребенка, координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) с его речью. Целесообразно включать в логопедические занятия при проведении физкультминуток музыкальное сопровождение (по возможности), элементы логоритмики: отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки; пение и рассказывание в сопровождении соответствующих движений, танцы, речевые игры.
Упражнения должны отвечать следующим требованиям:
быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;
включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики);
эмоциональными, достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);
связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и тексты — быть доступными детям.
Особое значение на физкультминутках приобретает использование всевозможных игр и игровых приемов Вся игровая деятельность детей с отклонениями в речевом развитии складывается только при непосредственном педагогическом воздействии и обязательном руководстве ею.
Необходимо, чтобы игровой элемент стимулировал детей на новые успехи, вызывал интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения детей-логопатов сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подобраны в соответствии с речевыми возможностями школьников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия — от простого к сложному.
Наблюдения показывают, что дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и речевой моторики. Отнимая минимум времени и не требуя большой площади для занятий, физкультминутки дают возможность ребенку в свободной игровой форме закрепить в речи изучаемые на данном конкретном занятии звуки, лексику, способствуют формированию речевых навыков.
Исходя из опыта логопедической работы с детьми с ФФН, возможно выделить 2 вида физкультминуток: лексические (на активизацию и усовершенствование имеющегося словаря) и фонетико-фонематические (на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в связную речь).
Ниже приводятся некоторые примеры3 физкультминуток на различные группы звуков. Они рассчитаны на детей 6-го года жизни с ФФН и проводятся нами на подгрупповых и фронтальных занятиях — как логопедических, так и воспитательских.
В первый месяц обучения целесообразно, чтобы логопед был ведущим при проговаривании текста, а дети произносили только часть слов (двигательные упражнения при этом выполняют все). Можно использовать наиболее простые стихи, повторяя их 2—3 раза. В дальнейшем дети произносят текст самостоятельно (при разучивании повторяем его 2—3 раза без движений). Через многократное повторение физкультминутки у детей складывается своеобразный автоматизм движений на определенный словесный сигнал.
Учитывая принцип известной последовательности коррекционной работы над звуком, материал для физкультминуток подобран соответственно четырем этапам: подготовительному для вызывания звука, для автоматизации, дифференциации и введению его в связную речь ребенка.
1. На подготовительном этапе развиваем фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова. Приступая к занятиям, в первую очередь уточняем произношение гласных звуков, именно с этой группы звуков и начинаем знакомство с физкультминутками. Затем более легкие в произношении звонкие звуки б, в, г, д, далее звуки п, т, к, х, свистящие, сонорные, йотированные.
II. На втором этапе проводятся физкультминутки для автоматизации звуков в речи ребенка в указанной последовательности. Тексты насыщены словами с автоматизируемым звуком (но не содержат звуков, неправильно произносимых ребенком), который в данной физкультминутке встречается в разных позициях: слогах открытых, закрытых, со стечением согласных.
III. На этапе дифференциации звуков используются более длинные и сложные тексты, сопровождаемые разными по объему движениями. Для детей с нормально развивающейся речью основной целью данного этапа является развитие культуры речи, для ребенка-логопата здесь на первый план выступает коррекционно-развивающая задача (коррекция звукопроизношения, умение контролировать свою речь, дифференцировать ее недостатки). Большое внимание уделяется наиболее часто смешиваемым звукам и группам звуков: с—ц, с—ш, их—ж, р—л и др.
IV. Четвертый этап является заключительным в работе над звукопроизношением, когда целевые задачи в отработке звука находят свое завершение и правильно произносимый звук вводится в связную речь ребенка. На этом этапе нежелательно ограничиваться разучиванием 1—2 физкультминуток. Необходимо отработать несколько (5—6) текстов с изученным звуком на логопедических занятиях (хорошо, когда физкультминутки не дублируются) . Любое логопедическое воздействие не ограничивается только коррекционной задачей, поэтому и речевые физкультминутки могут быть использованы как во вступительной, так и в основной или заключительной части логопедического занятия, во время проведения подгрупповых или фронтальных занятий логопеда, в общеобразовательных занятиях, на прогулках и др.
Наш опыт позволяет сделать вывод о том, что систематическое многоплановое использование физкультминуток, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы, осуществлению преемственности и взаимосвязи в работе логопеда, учителя и родителей.
Примеры практического материала для речевых физкультминуток в группе детей с ФФН
Гласные звуки А, У, И, О, Э, Ы
А — руки вверх;
У — руки вперед;
И — руки в стороны;
О — руки кольцом перед собой;
Э — руки овалом сзади;
Ы — руки овалом спереди (Активно работают губы.)
А,У
Мы в лес пойдем, Детей позовем:
Ау, ау, ау!
Никто не отзывается,
Руки в стороны, вверх;
руки в стороны, вниз;
руки рупором;
руки в стороны, вверх;
руки в стороны, вперед;
Ау, ау, ау (тише, чтобы руки рупором, одновременно работать над силой голоса).
О
Не под окном, Руки в стороны ,вперед;
А около руки вверх, в стороны (кругом);
Каталось О и охало дважды плавные круговые движения перед собой;
О охало, О охало,
Не под окном, а около.
руки в стороны, вниз.
И, А
Тик-так, тик-так...
Я умею делать так:
Влево — тик,
вправо —так... Тик-так, тик-так.
По 2 наклона головы влево и вправо;
в полуприседе 2 наклона туловища влево и вправо;
3) — »—
4) как в 1-й части упражнения.
Звонкие согласные звуки
Б, Д, Г
Я бегу, бегу, бегу Легкий бег на месте (руки согнуты в локтях);
И ладонью в бубен бью имитировать игру в бубен правой рукой (левой рукой)
Потом бубен Диме дам И пойду на место сам.
легкий бег; выпрямиться, руки вдоль туловища.
Д, Б
Поглядите боком , боком Руки на поясе, повернуться левым боком, притопывая;
Ходит галка мимо окон.
— правым боком
— правым боком
Скок-поскок да скок-поскок полуповороты туловища (на носочках) влево-вправо,
в полуприседе прыжки вперед-назад;
Дайте булочки кусок! развести руками и сложить просяще.
М, Б, Д
Взяли, детки, белый ком,
Лепить будем белый дом.
Мы польем его водой,
Сделать руками не большой круг в воздухе (в наклоне вперед);
— » — большой круг (выпрямиться);
присесть, «поднимая ведро и выливая воду» — 2 раза;
Домик будет ледяной. Ком за комом мы кладем
наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один;
Вот и вылепили дом.
потянуться на носочках, делая руками круговые движения
(большой дом).
Д, Б
Долго дятел дуб долбит. Повороты туловища влево и вправо (руки на поясе);
пальчики в форме клювика, постучать по одной ладони,
Клювом дятел дуб долбит затем по другой;
Тук, тук, тук, (2 раза) 2 наклона вперед;
Пауков найдет он тут как во 2-й части упражнения
Д
Летит поезд во весь дух! Круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками;
Ух-ух, ух-ух! такие же движения, только правой и левой рукой поочередно;
Загудел тепловоз: остановиться, погудеть;
У-У-У-
Домой деток повез. присесть, погудеть;
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Я всех мигом довезу! 2 таких же движения, как в начале.
Свистящие звуки
С
Я подую высоко,
Я подую низко,
Я подую далеко, Я подую близко.
Руки поднять вверх, встать на носки, подуть;
руки перед собой, присесть и подуть;
руки перед собой, наклон вперед;
руки положить на грудь и подуть на них.
С
На одной ноге постой-ка, Руки на поясе, постоять на правой ноге;
Будто ты солдатик стойкий. то же на левой ноге;
Ну, смелее подними, поднять правую ногу (прямую) перед собой;
Да гляди — не упади. руки в стороны;
А сейчас постой на левой, покачаться на одной ноге влево-вправо;
Если ты солдатик смелый. то же на другой ноге.
С
У нас славная осанка Встать в струнку, руки вдоль туловища
Мы свели лопатки. свести лопатки (руки поставить на пояс) — 2 раза;
Мы походим на носках повернуться вокруг себя на носках
И пойдем на пятках. повернуться в обратную сторону на пятках
Пойдем мягко, как
лисята, пройти вкрадчиво;
Ну, а если надоест,
То пойдем все косолапо, пройти «по-медвежьи».
Как медведи ходят, в лес.
Пусть всегда будет солнце! Руки в стороны, вверх, описать руками круг
С (петь)
;
Пусть всегда будет небо! руки в стороны, вверх, скрещивая руки, помахать над головой;
Пусть всегда будет мама! руки в стороны, вверх, вниз;.
Пусть всегда буду я! то же
С — С*
Катились колеса,
колеса, колеса. Руки согнуть в локтях, ладони вперед, совершать подталкивающие движения;
Катились колеса все
влево, все косо. руки на поясе, вращательное движение туловищем;
Скатились колеса на
луг под откос, то же в обратную сторону;
И вот, что осталось от этих колес. выпрямиться, развести руки в стороны.
С,З,Ц,Ч
Забежали как-то в сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Мать-наседка — курица.
Ты ошиблась улицей,
Хоть наседка — умница.
Это — славный детский сад
Для детей, не для цыплят.
Легкий бег на месте;
то же;
руки в стороны, вверх,вниз;
то же;
наклоны туловища влево-вправо;
то же;
ходьба на месте;
развести руки в поклоне и поставить их на пояс.
Шипящие звуки
Ш
Носом — вдох, а выдох — ртом, Соответствующие движения.
Дышим глубже, а потом —
Шаг на месте не спеша.
Как? Покажем малышам.
Ш
Ну, так что ж, ну так
что ж, Много есть у нас калош!
Ходьба на месте;
поставить одну ногу на пятку,
Надевай ловчей калошки,
Побежали наши ножки.
развести руки в стороны;
руки на поясе, попрыгать,
выкидывая ноги вперед;
бег на месте (или прыжки через «лужи») .
Ш
По ровненькой дорожке, Наклон туловища влево;
По ровненькой дорожке наклон вправо;
Шагают наши ножки, шаг на месте;
Шагают наши ножки то же;
По пням, по кочкам. руки на поясе, прыжки
По камушкам, по камушкам, то же;
В ямку — бух! присесть.
Ж
Я—жук, я—жук,
Я здесь живу
Я все жужжу, жужжу,
жужжу: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж...
Кружу над лесом и к
Или на листике сижу...
И не тужу я, не тужу.
Я — жук, и потому жужжу: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-
1, 2)Плавно размахивать руками,
ритмично переступая ногами;
3) руки рупором, «пожужжать»;
поворот с вытянутыми руками,
ладони на грудь;
взмах руками вверх, прыжок и руки в стороны;
руки рупором, «пожужжать».
руки на бедра, смелая осанка
Ч
Ноги вместе, подскоки на месте (руки на поясе);
одна нога впереди другой, подскоки;
«утиный шаг» вперевалочку;
грудь вперед, посеменить ногами;
руки перед грудью,
прыжки;
бег на месте.
Чики-чики-чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке,
Зайчик — на тачке,
Мальчик — на собачке.
Ч
Мы мячик поднимаем, Соответствующие движения.
Мы мячик опускаем,
Мы мячик об пол бьем!
Устали — отдохнем!
Щ
Щука в омуте жила, Руки в стороны, вверх,вниз;
Щеткой воду мела, ладони вместе, «повилять хвостом»;
Щи готовила гостям, приседания;
Угощение лещам. то же.
Ш,Ж,Ч
И в окошко глядят.
Погулять все захотели,
На шиповник полетели: Ж-ж-ж (2 раза).
Пчелки в улье сидят Присесть (руки на поясе);
повороты головой влево и вправо;
медленно поднимаясь, взмахивать руками;
взмахивая руками покружиться
Ш,Ж,Ч
Дождик, дождик! 4 хлопка;
Что ты льешь,
Погулять нам не даешь? притопы;
Дождик, дождик! 4 хлопка;
Полно лить,
Деток, землю, лес мочить. прыжки на месте;
После дождика на даче ходьба; ходьба
Мы по лужицам поскачем. прыжки через «лужи» вперед, назад.
Свистящие — шипящие звуки
Соответствующие движения.
Ножками затопали,
Зашагали по полу.
Наклонились, сели,
1) Присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими;
Потом встать сумели.
Зайка беленький сидит
и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть — встать, растирая руки, хлопая;
надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять- поскакать;
надо зайке поскакать.
Мишка зайку испугал «медвежья» походка;
Зайка — скок и убежал. прыжок вперед и присесть.
Зайки скачут — скок-скок-скок — Руки перед грудью, кисти рук опущены вниз, прыжки;
На зелененький лужок. то же;
Щиплют щавель, кушают,
Длинным ушком слушают: присесть, поворот влево-вправо, руки перед собой;
Не идет ли волк? ладони у головы, покрутить ими; встать медленно, поднимаясь на носки.
Ты носочки поднимай, Соответствующие движения.
Ты носочки опускай.
В кулачок ладонь сожми,
Кулачками постучи.
Сейчас, девочки и мальчики, Встряхнуть ноги; кисти рук
Отдыхать будут ваши пальчики.
Поезд мчится, и свистит, Руки согнуты в локтях, синхронные вращательные движения
И колесами стучит обеими руками;
Я стучу, стучу, стучу, те же попеременно каждой рукой;
Всех до дачи докачу. шаг в сторону — притоп (3 раза);
Чу-чу-чу-чу-чу-чу. движения руками (движения колес);
Всех до дачи докачу. то же.
Петь
Заинька, поскачи! Подскоки;
Заинька, поскачи!
Вот как, вот как поскачи. (2 раза). хлопки;
Заинька, попляши! (2 раза) покружиться на месте;
Вот как, вот как попляши (2 раза). хлопки;
Заинька, поклонись (2раза) наклоны;
Вот как, вот как поклонись (2 раза). хлопки, поклон.
Наша елка велика, Круговое движение обеими руками;
Наша елка высока, Встать на носки, поднимая руки вверх;
Выше папы, выше мамы — присесть 2 раза, встать на носки
Достает до потолка. потянуться как можно выше;
Будем весело плясать, руки на поясе, покружиться влево;
Будем песни напевать, то же вправо;
Чтобы елка захотела левую ногу на пятку, на носок, притоп;
В гости к нам зайти опять! то же с правой ногой.
Петь
(и. п!— руки на пояс);
Мишка с куклой бойко топают, Соответствующие движения
Бойко топают: раз-два-три!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают, погляди!
Мишке весело, очень весело.
Машет мишка головой.
Кукле весело, тоже весело, покружиться.
Очень весело, ой-ой-ой!
Йотированные звуки
У медведя дом большой, Круговое движение руками (от груди вверх, в стороны);
А у зайки маленький наклон, руками малый полукруг;
Наш медведь пошел домой — «медвежья» походка;
Поскакал и заинька. «заячьи» прыжки.
Мячик мой, лети высоко! Подняться на носки, «подкинуть» вверх мяч;
Мячик мой, лети далеко! то же;
В пол ударься посильней! поиграть об пол;
По полу катись смелей! присесть, покатить вперед.
Едем , едем, долго едем Круговые движения согнутыми в локтях руками
Очень длинен этот путь. притопы;
Когда к лесу мы подъедем, то же;
Там мы сможем отдохнуть. руки вперед и присесть
Сонорные звуки
Р
Туки-туки-туки-тук! постучать кулачок о кулачок;
Рубят вместе много рук. руки в замок, взмахи из-за головы к полу;
Ты, капуста, рубись! притопы, прихлопы, слегка наклоняя голову;
Ты, капуста, солись! как в 3-м задании;
(Повторить 2 первые строки.) как в 1, 2-м заданиях
Р—Р'
Раз, два, три, четыре... Соответствующие движения.
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо поворот,
Наклон назад,
Наклон вперед!
Р-Р*
Тра-ра-ра, тра-ра-ра, Прыжки (руки на поясе);
Ушли кони со двора... присесть 2 раза;
Кучера их всех поймали, через одного дети подскакивают и помогают встать Крепко-крепко привязали. друг другу;
Тпру-тпру! руки назад и скачут.
Р—Р'
Ветер дует нам в лицо. Махи обеими руками в лицо;
Закачалось деревцо. наклоны туловища вправо-влево;
Ветер, тише, тише, тише — медленно присесть;
Деревцо все выше, выше. подняться, потянуться вверх.
Л'
Мы — листики осенние Руки вверх, покачивающие движения влево-вправо;
На веточках сидели. присесть, взмахивая руками;
Дунул ветерок — резко встать, разведя руки;
И мы полетели. легкие взмахи руками;
Мы летали, мы летали то же;
И на землю тихо сели. присесть медленно.
Л—Л'
Пилят пилы (2 раза) 2 «пилящих» движения;
Целый день (2 раза) 2 наклона вперед;
Пилят пилы без умолку, 2 «пилящих» движения;
Пилят пилы дуб и елку. 2 наклона влево-вправо.
Л-Р
Возле елочки зеленой 1) Медленные прыжки со взмахами рук;
Скачут, каркают вороны: 2) то же;
Карр-карр! Карр-карр! 3) стоять, хлопая руками себе по бедрам;
Из-за корочки подрались, 4) «боксирующие» движения;
Во все горло разорались 5) то же;
Карр-карр! Карр-карр! 6) как в 3-м задании;
Вот собаки прибегают — - 7) медленный бег на месте;
И вороны улетают. 8) взмахи разведенными в стороны руками.
Л-Р
По грибы ходила Алла, 2 приседания;
Гриб красивый выбирала 2 полунаклона вперед-в сторону;
Собрала как на подбор: маршировать;
Что ни гриб — то мухомор. то же.
Л—Р
Ай люли, ай люли! 1 хлопок, 2 притопа (2 раза);
Наши луки мы сплели. сплести руки;
Мы их подняли повыше, поднять над головой;
Получилась красота! покружиться на месте;
Получились не простые, наклонились вперед (2раза);
Золотые ворота. развести руки в стороны.
На разные звуки
С барабаном ходит ежик — бум! Маршировать (ударять кулачок о кулачок на слово «бум»).
Целый день играет ежик — бум!
С барабаном за плечами — бум!
Ежик в сад забрел случайно — бум!
Все выходят по порядку, Ходьба на месте;
Дружно делают зарядку. то же
Влево-вправо! Влево-вправо! наклоны;
Получается на славу! присесть;
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть! встать, потрясти кистями
Теперь можно отдохнуть. встряхнуть ступнями ног.
Раз-два, раз-два! Наклоны туловища;
Замелькали пятки. бег на месте
Как чудесно босиком; бег на носках;
Бегать на зарядке! бег на пятках.
Умеют все ребятки Маршировать; выполнять соответствующие
С носочков встать на пятки, движения.
Вдохнуть и потянуться,
Присесть и разогнуться.
Вот так, вот так:
Присесть и разогнуться.
Физзарядкой ей не лень Руки в стороны, вверх, в стороны, вниз;
Заниматься каждый день. то же;
С одной ветки, прыгнув влево, руки на поясе, прыжок влево;
На сучок она присела. присесть;
Вправо прыгнула потом, руки на поясе, прыжок вправо;
Покружилась над дуплом... покружиться на месте;
Влево-вправо целый день ножки вместе, прыжки влево-вправо:
Прыгать белочке не лень. то же вперед-назад
Конь меня в дорогу ждет, Руки за спиной сцеплены в замок;
Бьет копытом у ворот. ритмично поднимать согнутые в коленях ноги,
На ветру играет гривой, покачивания головой;
Пышной, сказочно красивой. подскоки на месте;
Быстро на седло вскочу, руки полусогнуты в локтях перед собой, одна нога впереди,
Не поеду — полечу. бег на месте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...
Технология использования персонального компьютера на коррекционно – развивающих занятиях с учащимися начальной школы ( 3 класс фонетико фонематическое недоразвитие речи формированию грамотного письма).
опыт с применением персонального компьютера на логопедических занятиях...
Итоговый концерт в 1 классе с группой учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Итоговый концерт в 1 классе с группой учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...
Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"
Цель: Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...
Рабочая программа по преодолению фонетических ,фонетико-фонематических нарушений речи у детей младшего школьного возраста
Рабочая программа по преодолению фонетических, фонетико-фонематических нарушений речи у детей младшего школьного возраста составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Цель программы: Реализ...
Коррекция познавательных процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи IV уровня
Необходимость развития познавательной сферы у детей с нарушением речи....
Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детейс фонетико-фонематическим недоразвитием речи....