Игровые приёмы в обучении грамоте
статья по логопедии по теме

Митусова Людмила Алексеевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы25.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ливенская средняя общеобразовательная школа№1

Сообщение на тему:

«Игровые приёмы в обучении грамоте»

Выполнила :

учитель-логопед                                                                                                                                                    

Митусова Л.А.

2012 г

Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. «Обучение грамоте» - первый учебный предмет, с которым знакомится ребенок, пришедший в школу.

Овладение им требует от детей сложных умственных операций, большого умственного напряжения, поэтому я считаю, что использование игровых приемов на логопедических занятиях по обучению грамоте и развитию речи наиболее эффективный способ повышения эмоциональной, речевой и познавательной активности ребенка.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у школьников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Детям-логопатам очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача учителя-логопеда раскрыть перед учащимися эти сложные вопросы. На помощь приходят игры и игровые приёмы.

На своих занятиях по обучению грамоте я использую игровые элементы со сказочными персонажами,  позволяющие решать одновременно целый комплекс педагогических задач, как речевых, так и познавательных. Действуя от имени героев или демонстрируя им свои умения, дети активно вступают в диалог, сопереживают, решают поставленные проблемы. Тем самым непроизвольно улучшается произносительная сторона речи, повы-шается интерес к интеллектуальным заданиям, появляется самоконтроль, формируется устно-речевая база для овладения элементами письма и чтения.

В  своей  педагогической  деятельности  в  вопросах  подготовки к обучению грамоте,  я  выделяю  2 этапа:

на первом этапе формирую умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатывая четкую артикуляцию звуков, уточняя их звучание. Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”  Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;

на втором этапе развиваю у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры, формирование звуко-слогового анализа и синтеза  - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.

В ходе работы отрабатываются задачи по подготовке детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи: развитие умения вслушиваться в слово; выделять звуки; различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова: последовательно выделять звуки; устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и игровых приемов, дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте.

На развитие фонематического слуха использую следующие игровые приёмы:

1.Определение неречевых звуков («Шумящие коробочки», «Угадай предмет по звуку» и д.р.)

2.Формирование фонематического слуха с опорой на гласные, а также на согласные («Поймай звук», «Закончи слово»- логопед показывает детям картинки и называет их, но не договаривает последний звук. Дети должны произнести слова за логопедом и выделить тот звук, который они добавили. Например, ко ..., пay..., вени... и др, «Найди общий звук»)

С целью развития фонематического слуха я использую игры:

«Собери цветок».

На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

«Цепочка слов».                                                                                                           Кладётся картинка, к ней в виде цепочки добавляется следующая, начинающаяся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

В своей работе я использую пособие «Город звуков». Его населяют человечки – Звуковички. Гласные – девочки в красных платьицах, с артикуляторным очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука, согласные – мальчики в зеленых и синих костюмах, с колокольчиком и без. Сначала ведётся работа над гласными звуками, а когда дети научатся выделять и хорошо различать их, переходим к согласным звукам. Варианты игр с использованием Звуковичков:

1. «Подари картинки». Дети получают картинки-«подарки» и распределяют их между Звуковичками в зависимости от того, какой звук есть в слове.

2. «Нарисуем подарки Звуковичкам».Дети выбирают, к какому звуку они пойдут в гости, и рисуют ему подарок.

Использование настенного панно «Город звуков» позволяет:                                                         1) закреплять умения характеризовать звуки;                                                                          2) определять звук на слух в слоге,слове, фразе;                                                        3) различать звуки по гласности согласности, твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;                                                                                                                       4) развивать словесно-логическое мышление, память, внимание,

У каждого звука есть адрес:улица Гласная, Твёрдая, Мягкая,Глухая, Звонкая или площадь Парная.

Варианты использования панно«Город звуков»:

1. При знакомстве с новым звуком на занятиях;

 Характеризуя звук, мы совместно с детьми определяем его адрес, рисуем на доске модель артикуляции, определяем, на каком этаже живёт звук, какого цвета его домик, будет ли на его домике колокольчик. После этого дети ищут домик звука на панно. В окошке мы видим портрет звука и переходим к показу его графического образа – букве.

2. Игра «Собираем звуки». У детей «домики звуков», у логопеда картинки с данными звуками в названиях предметов. Дети называют картинкии помещают их в нужный домик.

3.Игра «Где живёт звук?». Логопед называет звук, дети ищут его домик и              объясняют, почему звук живёт в этом домике.

Хочется отметить пособие «Звуковой куб», которое несложно в изготовле-нии. На его гранях изображены символы для характеристики звуков (глас-ный, согласный, глухой твёрдый, согласный глухой мягкий, согласный звонкий твёрдый, согласный звонкий мягкий). Ребёнок бросает кубик и по заданию логопеда называет звук или слово, в котором есть данный звук.

      Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов коррекционно-образовательной работы с детьми, который вызывает наибольшие трудности. Детям сложно на слух определить наличие или отсутствие какого-либо звука в слове, сосчитать количество звуков и определить их последовательность в слоге или в слове. При организации игр по развитию звукового анализа и синтеза я стараюсь придумывать интересные сюжеты, использую соревновательные моменты, игры-иллюстрации, создаю игровые ситуации. Например, пойти в магазин и купить вещи со звуками «к» и «кь» или «с» и «сь», класть их в соответствующую корзинку, сумку. Потом посчитать, кто больше набрал «продуктов». Предлагаю другую игру – пойти в лес и называть животных, птиц со звуками «р» и «рь», «л» и «ль». Когда дети свободно определяют наличие звука в слове,  перехожу к определению его места в слове. Далее  ребята учатся устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Это предупреждает в будущем пропуски букв при письме.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы кроссворды. При этом  важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах, словах. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.

Для выработки практического навыка деления слов на слогия провожу  с детьми следующие игры: «Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?», «Добавь слог». Взрослый произносит первый слог, а дети – второй (ши-на, ми-на, пе-на, сум-ка).

В игре «Эхо» дети повторяют вторую половину слова (неза-будка, дети – будка-будка; бала-лайка, дети – лайка-лайка и т. д.) или произносят слово, отсекая первый звук (смех-мех, экран-кран, олень-лень, клещ-лещ, коса-оса).

Мною сделаны развивающие наглядные  игры: «Звуковая улитка», «Звуковой кубик», «Звуковые часы», «Цепочка слов», «Составь и прочитай слово», «Кто в домике живёт?», «Определи первый звук в слове». Ребята с огромным удовольствием в них играют.

Таким образом, включение игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте помогает детям овладеть звукобуквенным анализом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия, дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом.  В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие. Использование игр и игровых приёмов в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Рекомендации:

1.Широко использовать игровые приемы при обучении грамоте.

2.Разнообразить игровые приемы.

3.Играть вместе с ребенком, быть в игре равноправным партнером. Не выполнять, а только помогать ребёнку выполнять задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой материал по обучению грамоте в послебукварный период.

Игровой материал  по обу чению грамоте представлен в виде таблиц разных по сложности, включая обучающие таблицы. В различных комбинациях  дети ищут спрятанные слова. Задания направлены на ра...

Использование средств наглядности и игровых приёмов при обучении грамоте учащихся 1 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Дети, которые поступили в 1 класс школы с нарушением интеллекта, характеризуются низким уровнем познавательной активности, выраженным нарушением произвольного внимания, поэтому каждый урок требует сис...

игровые упражнения по обучению грамоте

игровые упражнения по обучению грамоте...

Игровые приёмы при обучение письму на уроках английского языка в начальной школе.

При обучение письму на уроках английского языка в начальной школе важную роль играют игровые приёмы....

Использование игр и игровых приемов в обучении грамоте школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Методика работы по обучению грамоте младших школьников с интеллектуальной недостаточностью....