Занятие по логоритмике
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Щетинина Елена Васильевна

План-конспект занятия по логоритмике в 1 классе по теме: "Дифференциация звуков [ з ], [ ж ] Весенняя песенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Занятие – №21

Тема:  Дифференциация звуков [ з] и  [ж].   Весенние песенки.

Задачи.   1. Дифференциация звуков [ з],  [ж].

                2.Развитие артикуляции, развитие фонематического слуха и пространственной ориентации; развитие психомоторики на данном звуковом материале.

                                   Ход урока.

I. Организация класса.

                Психотерапия (психологический настрой детей):

   Логопед читает:

   Кто хочет разговаривать,

   Тот должен выговаривать

   Всё правильно и внятно,

   Чтоб было всем понятно.

Дети проговаривают с логопедом:

   Мы будем разговаривать

   И будем выговаривать

   Всё правильно и внятно,

   Что было всё понятно.

   

II.Артикуляционная разминка.  Постановка учебных задач.

 Сегодня мы пойдём на весеннюю прогулку. Будем различать звуки з и ж.

При артикуляции твёрдого звука [ з ]

1. Губы в улыбке, зубы видны;
2. Зубы сближены, но не сомкнуты;
3. Широкий кончик языка находится за нижними резцами;
4. Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;
5. Посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;
6. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
7. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При артикуляции звука [Ж ]

1.губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
2.
зубы сближены;
3.
широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
4.
посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5.
мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;
6.
голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос;

Чем похожи эти звуки?» (Звук ж звонкий и звук з звонкий.) «Какая разница между этими звуками?» (Когда мы говорим ж, язычок поднимается вверх, а когда говорим з – язычок опускается за зубки.)

III. Чистоговорки. Скороговорки

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки… (звать)

Заглянула в дверь коза.

Очень грустные …(глаза)

Он и плачет, Медведь, и ревёт.

Медвежат он из болота …(зовёт)

Зу-зу-зу –зайку моем мы в тазу.

За-за-за (бродит по лесу коза)

Зы-зы-зы -  много травки у козы

У Зины козлик в корзине.

Лиза купила Зине корзину в магазине.

У магазина пьют сок Зоя и Зина.

Жа-жа-жа –убежали два ежа

Жу-жу-жу –ежу кофточку вяжу.

Хорош пирожок, внутри творожок.

Инсценирование

         В очень сильную грозу

         Увели домой козу.

         Удивляется коза:

         «И кому нужна гроза!»

Распевка: СА-са-са –за, за, за; зу-зу-зу; зы-зы-зы;  зи-зи-зи; зо-зо-зо; зе-зе-зе

                  жА-жа-жа-жа –( повторить со всеми гласными)

IV. Произнесение слоговых сочетаний из трех элементов. Развитие внимания и памяти.

Логопед говорит: «Дети, сейчас мы устроим соревнование, посмотрим, чья команда наберет больше очков. Надо внимательно слушать, я буду говорить слоги только один раз. Кто правильно повторит, тот получит очко».

Логопед вызывает отдельных детей. Каждому предлагается повторить новое слоговое сочетание, например:

жба – зба – жба; зда – зда – жда; зго – жго – зго; жлу-злу-жлу; зви-жви-зви; зре-зре-жре; жмы-жмы-змы.

V.Упражнение на развитие слухового внимания.

            Ребята, что происходит с насекомыми весной?

«Пчёлы» под тихо звучащую музыку летают по полянке и жужжат «ж-ж-ж…» (мелкий бег со взмахами рук) Музыка прекращается, пчёлы садятся на цветочек и пьют нектар (дети, сидя на корточках, совершают соответствующие движения)

III.Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук, соотнесение зрительно-двигательного образа с речевым опосредованием.

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

(пальчики в кулачок, указательный и мизинец развёрнуты в стороны, ребёнок ими шевелит.)

 VI. Подвижная игра «Жуки»  

      Дети(жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорит:

         Я жук, я жук,

         Я тут живу,

         Жужжу, жужжу,

Жужжу, жужжу..

( По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж…»

По сигналу «Дождь» либо по музыкальным аккордам, имитирующим звуки дождя, жуки летят в домики (садятся на стулья)

                        Жук

-Жук, жук, пожужжи,                                        -Жук, жук, покажись!

Где ты прячешься, скажи?        Надо мною покружись!

-Жу, жу, жу, жу,        -Жу,жу,жу,жу,

Я на дереве сижу.        Я летаю и жужжу.

                                                                                             Н. Френкель

VII.Упражнение с движениями без музыкального сопровождения, направленное на развитие творческой инициативы.

    Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь подобрать движения, которые подходят к его содержанию.

                                 Пчёлка

Только солнышко проснётся –

Пчёлка кружит, пчёлка вьётся.

Над цветами за рекою,

Над травою луговою.

Собирает свежий мёд

И скорей домой несёт.

В свой далёкий теремок,

Луговой несёт медок.

VIII.Загадки

Определите, какой из звуков, з или ж, есть в слове-отгадке.

            Маленькая собачка, свернувшись, лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок) Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят (Глаза) Ползун ползёт, иглы везёт. (ёжик) Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (ножницы) Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

                  Мы не заметили жука

Мы не заметили жука                                                 Расправив крылья.

И рамы зимние закрыли,        И я зову на помощь маму:

А он живой,        - Там жук живой!

Он жив пока,        Раскроем раму.

Жужжит в окне,

IX. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логоритмике.

Обощающее занятие в форме соревнования, проведённого в конце первой четверти 2 класса....

Конспект занятия по логоритмике младшей группы

Конспект занятия по логоритмике    младшей группы...

Занятие по логоритмике №1

Внеурочная деятельность по ФГОС:занятие по логоритмике в 1 классе....

Путешествие в Африку (занятие по логоритмике)

Работа над развитием речи и постановке звуков, во многом зависит от заинтересованности учеников....

Методическая разработка логопедического занятия по логоритмике во 2 классе на основе чувашской народной сказки «Дети Ветра».

Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание условий для эффективного коррекционного во...

Календарно-тематическое планирование к занятию по «Логоритмике» в 3 классе на 1 четверть

Особенностью предлагаемого планирования, в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности муз...

Занятие по логоритмике. «Автоматизация сонорных звуков. Тема: «Весна»".

Закрепить и автоматизировать произнесение звука Р в спонтанной речи....