Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки
статья
Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки для обучающихся с нарушениями слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_zaryadka.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат I – II вида»
Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки
Подготовила: воспитатель
Гармажапова
Формирование устной речи у детей с нарушенным слухом — это одна из основных, сложных и важных задач их обучения и воспитания. Объясняется это той исключительной ролью, которую она играет в жизни каждого человека. Устная речь есть способ общения, основа владения языком и инструментом мышления. При этом задача формирования произносительной стороны речи детей с нарушением слуха является наиболее специальной, потому что реализуется в условиях нарушения единства слуха и речи.
Дети с нарушением слуха овладевают устной речью в процессе специального обучения и в ходе подражания речи педагога. Успех в существенной мере зависит от усвоения словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими посредством устного слова.
Сложность работы усугубляется тем обстоятельством, что состав детей, обучающихся в каждом классе, далеко не однороден как в отношении степени потери слуха, так и потенциальных возможностей усвоения произносительной стороны речи. Перечисленные особенности необходимо учитывать как во всей системе работы по формированию произносительной стороны речи, так в частности при проведении речевых зарядок.
Как известно, работа над устной речью (в том числе и над произношением) должна вестись в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на уроках и воспитательных занятиях, на специальных индивидуальных или групповых занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению, в ходе повседневного общения в школе, вне ее, дома.
Речь педагога должна быть естественной, с соблюдением правил орфоэпии, с правильным делением фразы на синтагмы, с соблюдением логического ударения.
Речь должна быть интонированной, эмоционально окрашенной, спокойной.
На первых этапах работы речь должна быть чуть замедленной.
Произношение педагога – без утрирования артикуляции.
Голос – разговорной громкости.
1. Речевая зарядка (фонетическая зарядка) — это одна из форм организации работы над произношением. Основной задачей ее является закрепление в устной речи обучающихся вновь сформированных произносительных навыков и на удержание уже имеющихся.
Она проводится, как правило, в начале каждого урока в течение 3—5 минут. Содержание фонетической зарядки определяется прежде всего состоянием произносительных навыков обучающихся класса. В нее могут быть включены автоматизация и дифференциация тех или иных групп звуков, требующих наиболее пристального внимания педагога (свистящие, шипящие, аффрикаты), которые есть у большинства детей.
Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона устной речи:
- работа над звуками,
- голосом,
- речевым дыханием,
- словесным и логическим ударением,
- нормами орфоэпии,
- темпом речи,
- интонацией.
В содержание фонетических зарядок целесообразно включить дыхательно-голосовые упражнения, которые способствуют формированию навыков воспроизведения словесного и логического ударения, делению фразы на синтагмы, интонационной выразительности речи с использованием приемов фонетической ритмики.
Планирование содержания фонетических зарядок в каждом конкретном классе (по тематике, по фонетическим позициям звука) воспитатель проводит в тесном контакте с педагогом, ведущим индивидуальные занятия по развитию слуха и обучению произношению, и учителем класса.
Материалом фонетических зарядок служат:
- слоги,
- слова,
- словосочетания,
- фразы.
Преимущество при этом отдается целым словам и фразам, используемым обучающимися в их активной речевой практике. При необходимости работы над целым словом и его элементами учитель проводит фонетическую зарядку в соответствии с требованиями аналитико-синтетического метода.
Воспитатель проводит фонетическую зарядку в течение трех-четырех минут в начале занятия.
В состав зарядки он включает как материал учебной программы, так и речевой материал, специфичный для данного занятия, а также материал, необходимый для общения в речевой практике школьников.
Речевой материал, используемый в фонетической зарядке, должен быть небольшим по объему. На одном занятии предусматривается, не более двух видов речевой деятельности. На зарядках обычно используется подражание на основе слухового восприятия, чтение слогов, слов, словосочетаний и фраз; называние картинок, составление предложений по картинкам, ответы на вопросы, решение примеров.
Виды речевой деятельности подбираются учителем (воспитателем) с учетом возрастных особенностей учащихся, их речевого развития, произношения, которое указано в профилях произношения.
В записанном на доске или в предъявляемом на табличках речевом материале необходимо проставить ударение, надстрочные знаки, указать слитность и паузы.
Вначале детям дается установка «Послушай(-те) и повтори(-те) правильно», «Прочитай(-те) и скажи(-те) правильно»
На речевых зарядках могут быть использованы следующие виды работ:
1. Восприятие на слух слогов, слов, написанных на доске, и их воспроизведение:
са са са — сарай (самолёт, ...)
со со со — сок (40, ...)
су су су — сумка (сутки, ...)
2. Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки (запись на доске) и их воспроизведение:
урожай
богатый урожай
На полях собран богатый урожай.
3. Чтение слов и предложений с последующим восприятием на слух
Здра(в)ствуйте.
Добрый день. Доброе утро.
Завтра будет вторник.
4. Чтение предложений с наращиванием, например:
Будем писать.
Будем писать рассказ.
Будем писать большой рассказ.
5. Чтение словосочетаний с последующим составлением предложения, например:
В садах, в полях, в лесах (поспели ягоды, поют птицы, лежит снег...).
Представляем Вашему вниманию фрагменты уроков развития речи и математики. Работу на фонетической зарядке над звуком и слогами, труднопроизносимыми словами.
При планировании и проведении речевой зарядки важно следить за тем, чтобы была обеспечена смена видов речевой деятельности: от менее самостоятельных к более самостоятельным (подражание при сопряженном с педагогом воспроизведении речевого материала и при отраженном его повторении — чтение — рядовая речь (постоянные ряды слов, например: название числительных, дней недели, считалки, т.п.), самостоятельное называние — ответы на вопросы и выполнение заданий).
Материал фонетической зарядки произносится учащимися хором и индивидуально. При этом используется отраженное и сопряженное проговаривание.
Детям помогает лучше проговаривать звуки фонетическая ритмика. В свое время югославскими учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным микродвижениям нашего тела.
Движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми.
Использование приемов фонетической ритмики возможно, как в ходе фонетической зарядки, на режимных моментах, занятиях, и. т.д. (особенно в младших классах) для закрепления навыков правильного проговаривания слова и фразы. По мере необходимости в процессе проведения зарядки используются тактильно-вибрационные ощущения. (пособие «Фонетическая ритмика» Т. М. Власовой, А. Н. Пфафенродт (М., 1989).
Работа по накоплению словарного запаса. Работа по накоплению словаря детьми с нарушением слуха проводится не только на занятиях и во время самоподготовки, но и на режимных моментах (в столовой, в спальне, в умывальной комнате, на прогулке и т.д.). Педагог использует в работе «словари» (тематические гармошки, альбомы, блокноты).
Список литературы:
- Болбат Л.В., Калашникова Т.В., Святоха Н.В., Яншина Т.М. "Дефектология" 2000 год - журнал "Дефектология" 2000 год №3.
- Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.; под ред. К.Г. Коровина. — М.: Просвещение, 1995. — 160 с.
- Пфафенродт А.Н., Власова Т.М., Кочанова М.Е. и др., Произношение: Учебное пособие для подготовительного класса школ слабослышащих. – М.: Просвещение, 1991, 174с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению урока постановки учебной задачи в системе ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Данное пособие призвано усилить практическую направленность учителей, работающих в системе ро Эльконина-Давыдова....
Методические рекомендации по проведению коллективных познавательных и ролевых игр
Тип: проведения: ролевая и познавательная игра....
Методические рекомендации по проведению минуток чистописания.
Методические рекомендации по проведению минуток чистописания...
"Методические рекомендации по проведению клубного часа «Мой первый естественнонаучный практикум» для 4-го класса
Дети знакомятся с веществами и химическими явлениями в начальной школе. Каждый знает вещества, используемые в быту, полезные ископаемые и даже отдельные химические элементы. Постепенно к началу ...
Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки, развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на общеобразовательных уроках и самоподготовке.
Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи неслышащих учащихся в коррекционном образовательном учреждении 1 вида. В ходе общеобразовательных уроко...
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....
Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки
В данном материале представлены рекомендации по использованию фонетической и речевой зарядки с детьми младшего школьного возраста в школах I и II вида....