ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья (логопедия, 1 класс) по теме

Одной из главнейших причин, мешающих малышу успешно адаптироваться в школе, является речевое недоразвитие.

Очень важно знать, на каком уровне речевого развития находится ребенок, идущий  в школу. Меняется ведущий вид деятельности – игровой на учебный, а это требует от ребенка полной сформированности речи и всех ее компонентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 55555.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

             МОУ лицей с. Долгоруково

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

                                                                      Подготовила:

                                                                       учитель-логопед

                                                                          Рябова Оксана Викторовна

Успешность обучения ребенка в школе зависит от уровня владения родным языком, развития речи, на котором строится вся учебная деятельность. Высокий уровень речевого развития – показатель  успешности обучения ребенка в школе.

Одной из главнейших причин, мешающих малышу успешно адаптироваться в школе, является речевое недоразвитие.

Очень важно знать, на каком уровне речевого развития находится ребенок, идущий  в школу. Меняется ведущий вид деятельности – игровой на учебный, а это требует от ребенка полной сформированности речи и всех ее компонентов.

Работа начинается с психолого -медико-педагогического обследования.

Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября я провожу комплексное обследование развития речи. С этой же целью организую встречу с логопедом детского сада, где в личной беседе уточняются диагнозы и характер проделанной работы с конкретным ребенком до школы. Это нужно для того, чтобы не начинать работу с нуля, а продолжить начатое. Для более детального изучения детей посещаю уроки, изучаю медицинские карты, знакомлюсь с родителями. Работаю в тесной связи  с психологом.

Коррекционная логопедическая работа тесно связана с процессом обучения. Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, логопед должен создать базу для понимания и правильного применения грамматических правил, и закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом, который даст учитель.

 Например, работая над слоговой структурой слова, даю понятие о слогообразующей роли гласных. Развивая у детей умение слышать ударный гласный, я не могу игнорировать тему «Безударные гласные», а для того чтобы ученики слышали безударный гласный в корне слова, необходимо вспомнить темы «Ударение», «Состав слова», «Родственные слова».

. В задачу учителя  входит закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда.

Для выработки единой направленности в работе учителя и логопеда посещаю уроки в начальных классах. Очень важно, когда логопед и учитель работают в тандеме, поддерживают постоянный контакт.

Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, в умении применять на письме грамматические правила, необходимо с начала обучения в школе начинать работу по предупреждению дисграфии.

От того, как будет себя чувствовать ребенок в новой школьной жизни, зависит вся его дальнейшая жизнь. Все начинается с первых дней.

В адаптационный период нужно поощрять и поддерживать все его крохотные успехи, создавать такие комфортные условия, чтобы ученик хотел бежать на занятия.

Если нравится учитель, то нравится и предмет. Я стараюсь сделать все ,чтобы понравиться ребенку, завоевать его расположение. Стремлюсь заинтересовавть и увлечь. Здесь приходит на помощь игра.

Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью игры я стараюсь развить не только речь, но и тренировать память, внимание, расширять знания и кругозор, учиться размышлять, анализировать, фантазировать.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. К здоровьесберегающим образовательным технологиям обучения следует отнести соблюдение двигательного режима, а именно:

- физкультминутка;

- упражнения на снятие статического напряжения (эмоциональные разгрузки и минуты «покоя»);

- гимнастика (пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний);

- упражнения на релаксацию.

Конечно немаловажным условием, способствующим успешной адаптации ребенка в школе, а так же быстрому преодолению речевого дефекта, являются взаимодействие с семьей.

Сразу после проведения обследования ставлю родителей в известность о тех недостатках речи, которые обнаружила у ребенка. Важная задача – вооружение семьи логопедическими знаниями и умениями. С первых встреч подчеркиваю, что исправление речи требует систематических, продолжительных занятий и что успех коррекционной работы во многом зависит от них, от родителей. Моя задача научить мам и пап несложным упражнениям, подобрать наглядный и речевой материал для занятий с ребенком дома. С этой целью провожу консультации, беседы, читаю лекции на родительских собраниях, прошу родителей посещать логопедические занятия.

Преемственность в работе логопеда, психолога, учителя и тесный контакт с семьей обеспечивают наибольший успех в своевременном исправлении речи у детей, а так же быстрее и лучше адаптироваться к новой жизни младшего школьника.

Я стараюсь не забывать, что я не только учитель, воспитатель, а прежде всего мама.

Нужно относиться к каждому ребенку как к своей дочери или своему сыну, т. е. с любовью и заботой. Тогда всем будет хорошо и легко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение образовательного процесса

В прозентации обозначены приоритетные направления развития образования:  здоровьесбережение, личностно-ориентированное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Рассмотрены  ...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организац...

Возможности Мозартикотерапии в сопровождении образовательного процесса

Презентация-знакомство http://psi-school.ru/znakomstvo-s-mozartikoj/Скачать протокол занятияОписание игр https://psi-school.ru/category/igroteka/mozartika-igroteka/...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

Презентация знакомит с системой психолого-педагогическое сопровождение образовательного процессав условиях внедрения ФГОС...

Диагностико - аналитическое сопровождение образовательного процесса на первом этапе обучения в школе

Диагностико - аналитическое сопровождение образовательного процесса на первом этапе обучения в школе...

Выступление на педагогическом совете.Понятие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Основным моментом модернизации современной системы образования по ФГОС, является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредство...

Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ

Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...