конспекты занятий по управлению Т.п., В.п.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Балбашова Марина Анатольевна

конспекты логопдических занятий по развитию лексико-грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiy_po_upravleniyu.doc383.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент
  2. Артикул. гимнастика
  3. Дыхат. гимнастика
  4. Выделение темы, через проблемную ситуацию

А) Развитие зрительного восприятия, речемыслительной деятельности (предметные картинки с наложением о профессиях: в дет.саду, на стройке, портниха, на транспорте, капитан, водитель)

Б) Сообщение темы:

- Сегодня на занятии мы будем  закреплять слова, обозначающие названия профессий, а ещё мы будем учиться отвечать на вопросы. На какие вопросы вы сейчас сами ответите?                           -Посмотрите на картинку и скажите, у учителя в руках  «ЧТО»?                      Учитель учит «КОГО»? Значит, какие вопросы я вам задавала?    

5. Работа со слогами.

Логопед диктует названия профессий, записать первый слог.

  1. Работа со словами.

Составление названий профессий:

А) из слогов, записанных на одинаковом цветовом поле дети составляют слова – названия профессий.

Б) читаем слова профессий, используя игровой приём «Снежный ком».








В) чтение слов действий


7. Работа над словосочетанием.                 Нужно к словам из левого столбика подобрать подходящее слово из правого столбика

учит                    учитель

строит                строитель

шьет                   портниха

ведёт                  машинист

лечит                  доктор

чинит                 часовщик

тушит                 пожарник




      Физ.минутка.                        Мы в профессии играли,    Вмиг мы лётчиками стали. В самолёте полетали,          И шофёрами вдруг стали.     Руль теперь в руках у нас  Быстро едет 2-ой класс,       А теперь на стройке мы,      Кладём ровно кирпичи.     Раз кирпич, и два, и три    Строим дом мы посмотри.  Вот закончена игра,     Вновь за парты нам пора.

8.Работа над предложением.

А) Составление предложений из записанных словосочетаний с опорой на графические схемы.  

-Сейчас мы будем составлять из записанных словосочетаний предложения с опорой на графические схемы. Посмотрите на графические схемы и скажите: «Какая из графических схем подойдёт к нашему первому словосочетанию для составления предложения?» .

-Будем узнавать, что делают люди данных профессий.



Б) Запись по предложению к каждой схеме по выбору детей.                       - Запишите в тетрадь по 1 предложению к каждой схеме.

В) Закрепление вопросов В.п., развитие умения задавать вопросы.

Игровой приём «Поле чудес» - вопросно-ответная форма.










9.Работа над текстом.

На этом этапе идёт работа описательного характера о разных профессиях  с опорой на пиктограммы.













10. Итог занятия.

-Чем сегодня занимались на занятие, о ком говорили?

-Давайте представим, если бы не было кого-то из людей этих профессий, что тогда  было бы?

Вывод: все профессии нужны, все профессии важны.

-Что интересного и полезного узнали?


11. Оценка работы детей.

Запись числа, с выделением орфограмм










Соотнесение предметных картинок с профессиями людей (работа у доски).
















В руках у учителя указка.

Учитель учит учеников.


Кого? Что?




По цепочки выделяют первый слог в словах. Запись в тетрадь первого слога из слов –профессий.  Чтение слогов – проверка.


Развитие слогового  анализа и синтеза слов.


учи

строи

порт

ма

ши

док

тель



нист

тор

ни

тель

ча

по

рник

вщик

жа

ха

со

Развитие слогового анализа и синтеза

Работа с оппонентами у доски.  Затем запись составленного слова в тетрадях и на доске.

Качественный анализ:

Что обозначают эти слова?

На какой отвечают? К какой части речи относятся? Подумайте и назовите лишнее слово. (Все относятся к имени сущ м.р., а портниха – ж.р.)


Чтение хором

Чтение  по цепочке

Чтение  по выбору

Качественный анализ:

Что обозначают слова, которые мы прочитали? На какой вопрос отвечают? К какой части речи относятся?



Уч-ся составляют словосочетания, отвечая на вопрос: «Что – кто делает?».

Затем логопед называет слова первого столбика, а уч-ся называют подходящее по смыслу слово из второго столбика. Затем игра

 «Наоборот»  после многократного повторения словосочетания записываются в тетрадях.


Дети выполняют движения в соответствии с текстом


 























1)                 (кого?)      .

                        (что?)        .




2)Учитель учит ученик…

    Строитель строит дом…

    Портниха шьёт ….

    Доктор лечит   ребёнк…, дет….

    Пожарник тушит гараж…

3)




Запись проводится с обязательной записью вопроса данного в скобке и выделением окончаний у слова, отвечающего на данный вопрос в скобке.




Учащийся крутит волчок и называет цвет поля, у кого выпал этот цвет отвечает на вопрос.  Уч-ся даёт полный ответ на вопрос.

Активизация деятельности уч-ся через игровой приём «Поле чудес».

Перед игрой, учащимся раздаются цветные жетоны по цвету секторов, в которых записаны вопросы (кого? что?). ведущий раскручивает волчок и задаёт вопрос ученику сданным цветом жетона. Если уч-ся отвечает правильно, то он становится ведущим.




Логопед составляет текс о поваре с опорой на пиктограмму. Учащимся дает задание составить рассказ о какой-либо профессии.


Сегодня на занятии мы говорили о людях разных профессий. Отвечали на вопросы кого? что?

Ответы детей. Рассуждения.

 








Рефлексия

Деятельность логопеда.

Деятельность детей.

  1. Орг. момент. (аутотренинг).


  1. Общая артик. гимн-ка.
  2. Выделение темы.

Используя игровой приём «Зашифрованное слово».

На доске карточки со словами, буквы записаны в разбросанной последовательности, но внизу пронумерованы. Если дети правильно составили слово, то логопед переворачивает карточку, где записано правильно слово и нарисована картинка.

Идёт сообщение темы, через обобщение слов по лексической теме «Инструменты».

  1. Дыхательная гимн-ка.




5.Работа со слогами.

Работа с оппонентами у доски. Логопед называет слово, учащиеся записывают второй слог. Добавить слова: отвёртка, пассатижи, шило, стамеска.

Анализ по твёрдости, мягкости.

  1. Работа со словами.

А) называние слов инструментов по рисунку наложения.

-На какой вопрос отвечают эти слова?

-Что обозначают эти слова?

-К какой части речи относятся?

-Назовите слова, которые используются только во множественном числе?

-Запишите слова в тетрадь.




Б)  уч-ся читают слова, записанные на карточке









Физ. минутка:

Точим, точим нож, нож

Будет он хорош, хорош

Будет резать он припасы:

Мясо, сало, сыр, колбасы,

Помидоры, огурцы

Угощайтесь молодцы!

7. Работа со словосочетанием.


Слова с вопросами:

Забивают (чем?) …

Рубят (чем?) …

Пилят (чем?) …

Вытаскивают (чем?) …

Режут (чем?) …

А) Чтение и добавление слов по вопросам устно разными способами: логопед называет  слова из 1 столбика, а дети - второго.

Логопед называет  слова из второго столбика, а дети из первого.

-А теперь запишем словосочетания в тетрадь с обязательной записью вопроса в скобке, с выделением окончаний.


8.Работа над предложением.

На доске логопед размещает предметные картинки для составления предложений.

-Папе для работы по дому нужны разные инструменты. Посмотрите на картинки и скажите, что есть в ящике у папы?

-А теперь составим предложение о том, чем папа пользуется?


-Если папа умело работает инструментами, то по профессии  кем может быть папа?

9.Работа над текстом.

У папы для работы (кем?) плотником есть разные инструменты.      

-Почему папа инструменты хранит в ящике?

 -Правильно, потому что у каждой вещи своё место.








10.Итог занятия.

-Чем сегодня занимались, о чём говорили, что учились делать?

-Какие окончания могут быть у существительных, отвечающих на вопросы: кем? чем?



11.Оценка.



 

Чтение и запись числа с выделением орфограмм.





Дети с опорой на цифровой ряд составляют слова и называют получившиеся слова (молоток, клещи, топор, ножницы, ножовка).

Определяют количество  слогов в словах и показывают сигнальный фонарик с нужной цифрой – игровой приём «Сигнальщики».


Развитие слогового анализа и синтеза.










                  т-т-т-т-т


                   т ------- т


Записывают только вторые слоги.


Выделяют слоги с твёрдыми и мягкими согласными.  Называют только вторые слоги в словах.









Развитие зрительного восприятия с использованием предметного рисунка с наложением.



Качественный анализ








Развитие навыков согласования существительных с числительными. Игровой приём «Математики».


Чтение разными способами: хором, по цепочке, по причинно-ответным параметрам.




Называют слова инструменты;





Дети выполняют движения

в соответствии с текстом.







Составление словосочетаний посредством игрового приёма «что для чего?» молоток нужен для чего?

(забивать)

молотком

топором

пилой

щипцами

ножницами







Забивают (чем?) молотком.

Рубят (чем?) топором.

Пилят (чем?) пилой. и т.д.

Сделать вывод о написании окончаний ед. ч. и  мн. ч. .









У папы в ящике есть пила, молоток, щипцы и т.д.






Папа пользуется (чем?) молотком, топором, пилой и т.д.

 


Плотником, мебельщиком, столяром.





Дети читают текст, записанный на карточке (по кол-ву уч-ся) вместо картинок называют слова, чётко проговаривая окончания.


У папы для работы (кем?)____________(плотник) есть инструменты:                                        .

     

     (чем?) _________(молоток) папа


забивает                 .                 (чем?) ________(топор) он


рубит                 .              (чем?) _________(ножовка) пилит                .            (чем?)_________  


(клещи) папа вытаскивает неправильно забитые                 .      Все инструменты папа хранит в ящике.                  




Говорили об инструментах, учились отвечать при работе со словами на вопросы: кем? и чем? Выделяли окончания.

-ом,-ой; -ами,-ями







Рефлексия

   Тема: Управление.

    Лексическая тема «Профессии».

Цель: учить детей отвечать на вопросы В.п.: кого? что?

Задачи:

           Образовательные:

  • учить детей соотносить слова с разными частями речи, правильно задавая и отвечая на вопрос;
  • учить отвечать на вопросы косвенных падежей: винительный падеж кого? что?
  • закреплять правописание орфограмм ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, слов с разделительным Ь знаком;
  • закреплять правило о записи слов в предложениях;
  • активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

            Коррекционные:

  • восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка;
  • уточнение значений слов профессий, имеющихся в активном словаре детей;
  • уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнению значений используемых синтаксических конструкций;        
  • дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении моделями различных синтаксических конструкций.

                Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к труду людей разных профессий;
  • Воспитывать трудолюбие, самостоятельность на  занятии.

Оборудование: предметные карточки, карточки со словами, текст на каждого ребенка, цветные фишки, юла, цветное поле.

Тема: Управление.

    Лексическая тема «Инструменты».

Цель: учить детей отвечать на вопросы Т.п.: кем? чем?

Задачи:

           Образовательные:

  • учить детей соотносить слова с разными частями речи, правильно задавая и отвечая на вопрос;
  • учить отвечать на вопросы косвенных падежей: творительный падеж - кем? чем?
  • закреплять правописание орфограмм ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, слов с разделительным Ь знаком;
  • закреплять правило о записи слов в предложениях;
  • активизировать  словарь по лексической теме «Инструменты».

            Коррекционные:

  • восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка;
  • уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнению значений используемых синтаксических конструкций;        
  • дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении моделями различных синтаксических конструкций.

                    Воспитательные:

  • Воспитывать навыки самообслуживания «каждой вещи своё место».
  • Воспитывать трудолюбие, самостоятельность на  занятии.

Оборудование: предметные карточки, карточки со словами, текст на каждого ребенка, демонстрационный материал.

конспект

логопедического занятия

Управление.

Лексическая тема «Инструменты».

2класс

Провела:

Учитель-логопед

МОУ «СОШ №105»

Балбашова М.А.

Дата проведения:

22.04.2010.

2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение  интереса  младших школьников к изучению природы,  к экологии;  расширение   кругозора  обучаю...

Доклад "Мониторинг как инструмент управления качеством обучения младших школьников

В докладе приводятся примеры мониторинга качества знаний по предметам в начальной школе. Разработанные технологические карты помогут учителям отслеживать уровень усвоения учебного материала младших шк...

Управление внедрением ФГОС НОО в МОУ «Каслинская СОШ №27»

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. С 1 сентября 2011 года все первок...

Управление здоровьем - управление жизнью. Саморегуляция в школе.

              При большой и напряжённой работе необходимо в полной мере реализовать приоритет здорового образа жизни, который предусматривает постоянную забот...

Конспект логопедического занятия по теме "Управление. Творительный падеж"

Конспект логопедического занятия по теме "Управление. Творительный падеж" .Логопедическое заключение  «Общее недоразвитие речи (III уровень)», подготовительный специальный (коррекционный) класс V...

Технология эффективности управления и организации учебного процесса по методу Лысенковой С.Н. : перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»

Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы.Поэтому я использую в своей работе технологию  С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение ...

Основные подходы к решению проблемы управления и воспитания в понятиях управления

Подходы к управлению качеством в образовательной организации в настоящее время широко исследуются. Так, системологический  подход к управлению качеством образования и его оценке развивается в исс...