Логопедическая гимнастика
картотека по логопедии по теме

Мурзинцева Дарья Сергеевна

Комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_gimnastika.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека логопедической гимнастики

Логопедическая гимнастика

1. Губы вытянуть вперед, не закрывая зубы. Удерживать их в таком положении 5—10 с. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.

2. Улыбнуться, открывая зубы. Удерживать губы в таком положении 5—10 с. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы, укрепляет мышцы губ, способствует их подвижности.

3. Рот закрыть. Надавить языком на внутреннюю сторону щеки так, чтобы появился «орешек» за щекой. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

4.  «Чередование». Дети повторяют движения губ за педагогом. Взрослый выполняет движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а»), удерживая губы в каждой позиции 3—5 с, а дети повторяют. Упражнение укрепляет мышцы губ, тренирует их подвижность путем переключения позиций губ, развивает произвольное внимание.

5. «Любопытный язычок». Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и двигать языком вперед-назад. Язык кладут на нижнюю губу, потом убирают его в рот. Повторить 8—10 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает их подвижность.

6. Вытянуть губы «трубочкой» и вдыхать, как бы «втягивая» в себя воздух. Упражнение вырабатывает движение губ вперед.

7. «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были
видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в
таком положении под счет от «1» до «5—10». Упражнение укрепляет мышцы губ, вырабатывает умение держать их в улыбке.

8. «Трубочка». Вянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от «1» до «5—10». Упражнение развивает подвижность мышц губ, вырабатывает движение губ вперед.

9. «Домик открывается». Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука [а]), подержать рот открытым 5—10 с, медленно закрыть. Упражнение прививает умение спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка, учит удерживать губы и язык в заданном положении.

10. «Жнем колоски». Быстро облизать языком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение отрабатывает произвольные движения языка, развивает координацию движений, укрепляет мускулатуру языка.

11. «Молотьба». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]. Упражнение отрабатывает подвижность языка, подготавливает его к вибрации, укрепляет мышцы кончика языка.

12. «Веем зерно». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Упражнение вырабатывает умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

13.        «Горка». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счет от «1» до «5—10». Упражнение развивает мускулатуру языка, укрепляет
кончик языка.

Улыбаюсь, рот открыт —

Там язык лежит свернувшись.

В зубки нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

14. «Ветерок дует с горки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», затем плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Для контроля воздушной струи можно дуть на палец. Упражнение укрепляет мышцы языка, способствует привитию умения дуть посередине языка плавно и длительно.

С горки дует ветерок

И несет он холодок.

15.  «Мостик построим, мостик разрушим». Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение «горки», затем расслабить его. Удерживать язык в напряженном и расслабленном состоянии по 3—5 с. Упражнение учит попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Ставлю я язык «дугой»

 И кладу — даю покой.

16.  «Лиса заметает след хвостом». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой, левая щека — под нижней). Затем язык движется в обратном направлении. Повторить 45 раз. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет его мускулатуру, способствует подвижности языка.

17. «Птицы ходят по снегу». Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу, потом на нижнюю. Удерживать в каждой позиции 3—5 с. Упражнение отрабатывает движение языка вверх и вниз, разбивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки — уздечки.

18. «Животные жуют сено». Выполнять круговое движение нижней челюстью при закрытом рте (рисовать подбородком букву «о»). Упражнение стимулирует движение нижней челюсти.

19. «Пьют воду». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык до середины нёба. Нижняя челюсть и губы должны быть неподвижными. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной уздечки.

20. «Покажи язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот и широкий язык дотянуть вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Повторить 5—6 раз. Упражнение отрабатывает движения языка вниз, развивает его подвижность, укрепляет мышцы языка, способствует растяжке подъязычной связки — уздечки (при ее укорочении).

21. «Маятник». Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык:как можно дальше и производить им плавные движения одного уголка рта к другому. Повторить 8—10 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка, отрабатывает его подвижность:

22.        «Лопаточка». Улыбнуться. Приоткрыть рот, положить широкий, передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет от «1» до «5—10». Упражнение вырабатывает умение удерживать язык в расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

23. Поворачивают голову в стороны. И.п. — сидя, спина и шея прямые. При повороте — вдох носом, при возврате в исходное положение — выдох ртом. Упражнение укрепляет мышцы шеи.

24. Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук [ы]. Упражнение отрабатывает положение языка, необходимое при постановке звука [л].

25. «Греем руки». Вытянуть губы вперед «трубочкой» и продолжительно дуть на ладони. Упражнение прививает навык выпускать длительную направленную воздушную струю.

26. «Греем нос». Губы в улыбке. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Упражнение учит направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

27. «Греем щеки». Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую. Упражнение укрепляет мускулатуру щек, развивает координацию движений и умение переключаться.

28. «Киска умывается». Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык соответственно к верхней и нижней губе. Упражнение развивает подвижность языка.

29. «Киска лакает молоко». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными. Упражнение укрепляет мышцы языка, отрабатывает движение языка вверх.

30.  «Киска жмурится». Медленно прищуривать глаза, сначала сразу оба, потом по очереди правый и левый. Упражнение развивает мимическую мускулатуру, активизирует движения нижних век.

31. «Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении 5 с. Упражнение отрабатывает движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений, укрепляет мышцы языка.

32. «Бульдог». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении 5 с. Упражнение тренирует подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений.

33. «Чередование». Выполнять попеременно упражнения «Обезьянка» и «Бульдог» в спокойном темпе. Упражнение укрепляет мышцы языка и губ, развивает подвижность языка, тренирует способность к переключению с одной позиции на другую (низ — верх).

34. Приложить ладони к ушам и выполнять наклоны головы в стороны с сопротивлением рук. Упражнение укрепляет мышцы шеи.

35. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрыть, при опускании — глаза почти закрываются. Упражнение развивает мимическую мускулатуру.

36. Откидывать челюсть вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звука [э] на твердой атаке. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.

Логопедическая гимнастика «Орешек»

Молоточек возьмем             Максимально откинуть челюсть резко закрыть рот.

И орешек разобьем.

За щеками покатаем,           Надавливать языком на внутреннюю сторону правой щеки, потом левой.

Ядрышко потолкаем,

Вот какое маленькое,               «Погладить» языком внутреннюю сторону щеки,                  

Вкусненькое, сладенькое,    сначала     правой, потом левой.
Вновь орешек мы возьмем  Проводить нижними зубами по верхней губе, затем И словно белочки.                 верхними по нижней губе.

Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений нижней челюсти

1. Откидывать челюсть вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотным произнесением звука [а] на твердой атаке.

2. Откидывать челюсть вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотным произнесением звука [э] на твердой атаке.

3. Произносить гласные звуки [а-э-и-о-у].

Логопедическая гимнастика на отработку

подъема языка и подготовки его

к выработке вибрации

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и щелкать кончиком языка за верхними зубами сначала медленно, затем быстрее.

                        Логопедическая гимнастика на укрепление мышц языка

О. Крупенчук, Т. Воробьевой

Скачет, скачет взад-вперед         Язык перешагивает через зубы.

Любопытный зверь енот.

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.          Показать «зайчика», «лягушку».

А в траве грустит подружка,                  

Пучеглазая лягушка:

Промочила в луже брюшко.

Сверху белка прискакала,          Язык здоровается с  верхней губой                                     

Лягушка «здравствуй!» ей сказала.

Посмотрела, а потом           Язык здоровается с подбородком.

Поздоровалась с кротом.

Логопедическая гимнастика на развитие мимической   мускулатуры

1. Двигать ноздрями (одновременно и поочередно).

2. Сжать зубы и губы. Одновременно опускать углы рта. Дышать через нос.

3. Зубы и губы сомкнуть. Поочередно опускать левый и правый углы рта. Дышать через нос.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая гимнастика

Дыхательная и мимическая гимнастики...

Гимнастика Brain Gem на логопедических занятиях.

Представленная методика П. и Г. Деннисон направлена на развитие латерализации полушарий, что приводит к улучшению навыков чтения и письма, интеграции работы глаз и рук, формированию ...

Логопедическая гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикулят...

Логопедическая гимнастика при дефекте смягчения

Домик открывается – широко открыть рот, закрыть. Повторить 5-6 раз.Любопытный язычок - улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, з...

Логопедическая гимнастика для сонорных звуков

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ).1. «Улыбочка – Трубочка» (развитие подвижности губ).Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в ул...

логопедическая гимнастика на каждый день

логопедическая гимнастика на каждый день...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....