Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация разделительного «Ь» и «Ь», как показателя мягкости согласных»
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

Логопедическое занятие предполагается как групповое занятие в начальной школе. Методы и приёмы коррекционных упражнений направлены на дифференциацию  разделительного мягкого знака и мягкого знака - показателя мягкости согласных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед:Савенкова Е.А.

Логопедическое занятие по теме :

«Дифференциация разделительного «Ь» и «Ь», как показателя мягкости согласных»

Цель: Научить детей дифференцировать разделительный Ь и Ь, как показатель мягкость согласных звуков.

Задачи:  Формировать умение слышать и различать мягкое звучание согласных звуков,

Формировать навык правильного написания слов с разделительным мягким знаком и ь знаком, показателем мягкости согласных звуков

Ход занятия.

  1. Орг.момент  (сядет тот, кто составит слово из предложенных букв)

Слова:  друзья, семья, лью, день

-СЯДЕТ ТОТ У КОГО СЛОВО  ОТНОСИТСЯ К ЭТОЙ СХЕМЕ:

ь

    =

- На какое правило эти слова?  (разделительный ь знак)

-Какое слово лишнее?  (день)

-Почему?  ( в слове день  ь знак обозначает мягкость согласного звука)

  1. Сообщение темы занятия:

- Сегодня мы продолжаем работу по Дифференциации разделительного «Ь» и «Ь», как показателя мягкости согласных

Прочитайте пары слогов:

Ля-лья,           ря-рья            

Ле-лье            ре-рье

Лю-лью         рю-рью

Ли-льи           ри-рьи

Лё-льё            рё-рьё

Прочитай слоги, вставляя между буквами «Ь»

Вя – вья, ви, вё, ве, вю

Пя – пья, пи, пе, пё, пю

Зи-зьи, зё, зю, зе, зя

Бе-бье, бё, бю, би, бя

  1. Прочитай слова

ПЬЮ, ЛЬЮ, ШЬЮ, ДЕНЬ, ПЬЁТ, ПЛАТЬЕ, ЛЬЁТ, ПЕНЬ, ШЬЁТ, КОНЬ, СОЛЬ, БЬЁТ.

- раздели слова на два столбика

- по какому правилу вы разделили слова на два столбика?

- какое слово самое длинное? Почему? (ПЛАТЬЕ, 2 слога)

- «посчитаем слово» ПЛАТЬЕ

1 платье

2платья

3платья

4платья

5платьев

- Запиши слово, сделай звуко-буквенный анализ СКОЛЬКО БУКВ, ЗВУКОВ?

- Какого цвета может быть платье? (белое, красное, синее, зеленое)

Составьте словосочетание используя слово платье и цвет так, чтобы в каждом слове был мягкий знак.

БЕЛЕНЬКОЕ, КРАСНЕНЬКОЕ, СИНЕНЬКОЕ, ЗЕЛЁНЕНЬКОЕ ПЛАТЬЕ.

- подчеркните 1чертой «Ь» знак ,который смягчает согласную

2 чертами разделительный «Ь»

-СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

  1. Прочитай. Измени слова по образцу.

ШИТЬ-ШЬЮ, ШЬЁТ

ЛИТЬ-…,…,

ПИТЬ-…,…,

БИТЬ-...,…,

ВИТЬ-…,….

  1. Разделите слова на слоги, напиши слова, разделяя для переноса

РАДОСТЬ – Ра-дость

ОБЕЗЬЯНА- обезь-яна

 ПЛАТЬЕ – пла-тье

 СОЛОВЬИ – со-ло-вьи

 ПОЛОВОДЬЕ – по-ло-во-дье

ДАЛЬ

 ДЕНЬ

 ДЕКАБРЬ- де-кабрь

 Вывод:  Ь в словах переносится вместе с согласной буквой

Слова с разделительным «Ь»знаком переносятся так : бра-тья, вью-га

  1. Работа по карточкам

Прочитай текст, делая паузу в конце каждого предложения. Спишите.

   Мы любим сидеть у ручья. над ручьём летают стрекозы и мошки. ночью к ручью прилетают соловьи. в прозрачном ручье плещутся рыбки.

Выпишите выделенные слова, разделяя их черточками для переноса.

  1. Как сказать одним словом? Слово-ответ с разделительным «Ь»

Снежная буря – вьюга

Домики для пчел – ульи

Мать,отец.дети- семья

Животные-макаки – обезьяны

Ягоды, сваренные с сахаром – варенье

То, без чего птица не улетит – крылья

Верхняя женская одежда – платье

  1. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Конспект урока русского языка на тему "Обобщение знаний о ь знаке-как показателе мягкости согласных"

Данный урок проводится во 2 классе , учебник "Русский язык" 2 класс  Рамзаевой. На урокеиспользуются различные развивающие задания....

Урок русского языка в соответствии с ФГОС Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме. ...

« Правописание разделительных Ъ, Ь и Ь – показателя мягкости согласных на письме » (3 класс).

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Цель урока уточнить и систематизировать знания о правописании разделительных Ъ, Ь и Ь - показатель мягкости согласных...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация согласных звуков [с-с\'] - [з-з\'] (1 дополнительный класс VII вид)

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с-с'] - [з-з']". Цель занятия:  Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з...

технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Дифференциация согласных звуков Г-К. Лексическая тема "Обувь"

материал подобран для детей 2-3 классов коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, на развитие фонематического слуха, слуховой и речевой памяти, межполушарного взаимодейс...