« Правописание разделительных Ъ, Ь и Ь – показателя мягкости согласных на письме » (3 класс).
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Цель урока уточнить и систематизировать знания о правописании разделительных Ъ, Ь и Ь - показатель мягкости согласных

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Русский язык 3 класс

План-конспект урока.

Тема: « Правописание разделительных Ъ, Ь и Ь – показателя мягкости  согласных на письме » (3 класс).

Тип урока: УОСЗУН (урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков)

Цели урока:

  • уточнить и систематизировать знания о правописании разделительных Ъ и Ь и Ь – показателе мягкости согласных;
  • формировать умения сравнивать правила и употреблять в письменной речи разделительные Ъ, Ь и Ь – показатель мягкости согласных;
  • формировать абстрактное мышление, развивать аналитико- синтетические способности на основе операций синтеза, анализа, сравнений, классификаций, обобщения;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, сплоченности и организованности  при работе в команде;
  • учить пользоваться справочной литературой.

 Оборудование урока:

  • сборные модели правил
  • игра «Ловкий вратарь»  
  • персонажи кукольного театра к сказке «Репка»
  • магнитофон
  • орфографические словари
  • карточки с  индивидуальными заданиями

Ход урока.

Этап

урока

Содержание

1.Организация начала занятия

-Сегодня мы расскажем русскую народную сказку «Репка» на новый лад. (Рассказ сопровождается показом кукольных персонажей).

 Запись на магнитофоне: Посадил Дед репку. Выросла она большая. Стал Дед Репку из земли тянуть. А Репка и говорит: « Нет, Дед, не вытянуть Тебе меня из земли, если не выполнишь моего задания…»

2.Минутка чистописания

- Отгадайте, какую букву возьмем сегодня на минутку чистописания.

У КОШКИ – две,

у СОБАКИ – одна,

на ЗАКАТЕ – одна,

на ЗАХОДЕ – ни одной.

(Буква К ).

- Что вы знаете об этой букве? (Письмо образцов).

 

 

-С какими орфограммами мы будем работать сегодня?

Сформулируйте тему урока.

- Какие цели поставим перед собой в ходе повторения?

-Вспомнив правила, запишите слова в следующей последовательности: Ъ-разделительный знак,

                                     Ь-разделительный знак,

                                     Ь- показ-ль мягкости на письме

(Дети восстанавливают сборные модели правил правописания Ъ и Ь. (Приложение 1).

- Запись на магнитофоне: Тянут Дед с Бабкой репку, ничего не получается, новое испытание для них Репка приготовила. Зовут они Внучку…

-Опираясь на модели, повторите правила в   парах  

4.Обобщение и систематизация знаний

 Игра

«Ловкий вратарь»

Словарная работа

Запись на магнитофоне: Снова стали Дед с Бабкой, Внучкой Репку тянуть. Тянут- потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. А Репка им…

-А сможете ли вы, мои дорогие, стать ловкими вратарями?

-Забросьте слово-мяч в нужные ворота.  

 

 Ь- показатель мягкости (морковь, картофель),

 Ь- разделительный (перья, судья, друзья),

 Ъ – разделительный (съест, съёмка).

- Чем интересны слова 1 столбика? (с непроверяемыми безударными гласными). Вспомните и запишите другие словарные слова с ь- показателем мягкости согласных на письме.  (Работа с орфографическими словарями)

- В каком столбике слов больше? А друзей бывает много? Вспомните и запишите пословицу о друзьях.

- И нашим сказочным героям поможет сегодня дружная работа и наша помощь!

Динамическая пауза

 

 Групповая игра

 

- Будьте всегда дружными и сплоченными, и тогда любое дело вам окажется по плечу!

5. индивидуальные

задания по карточкам (контроль)

Запись на магнитофоне. Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку…Тянут- потянут…Хотели Мышку звать, а она сама явилась, да не одна…Задания принесла…

- Ребята, чтобы сказку нам закончить, мы должны справиться с   карточкой. Вспомним еще раз правила, которые вам потребуются в вашей работе.  

 (Приложение 2).

 

6. Рефлексия

-Ребята, оцените свою работу по следующей шкале.

«5»- без ошибок,

«4»- 1 – 2 ошибки,

«3» - 3 – 4 ошибки.

Запись на магнитофоне: Мышка за Кошку. Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку. Дедка за Репку…Тянут- потянут…Вытянули Репку.

- Репка благодарит всех своих друзей за помощь,          за сплоченную работу и преподносит вместе с Дедом дары сада, яблоки и груши.

- Понравился вам урок?

-Справились мы с поставленными  в начале урока

целями?

- Что было интересным и запоминающимся?

- Что вызвало затруднения во время работы?

7. Дом. задание

- Кто из ребят не успел полностью справиться с   картой или хотел улучшить результат своей работы? Вам домашнее задание - выполнить другой вариант карточки. Остальным учащимся - задание по выбору: составить кроссворд по заданной теме или подобрать свои варианты заданий для  самостоятельной работы. Самые интересные будут использованы учителем на уроках повторения по теме « Правописание слов с Ъ и Ь».

Приложения

Приложение 1.

Ъ – разделительный         Ь – разделительный         Ь - показатель

                                                                                            мягкости согласных

Согл. б.      Ъ       Е                Согл. б.      Ь        Е             Согл. б.    Ь

                              Е                                              Е

                              Ю                                            Ю

                              Я                                              Я             Согл. б.    Ь    Согл.б.

                                                                               И

                             

 Приложение 2.

     

 1. Спиши слова, вставляя буквы ъ или ь.

      

Суч…я,  в…езжал,  прут…я,  под…езд, б…ёт, об…ём.

  2. Впиши слова с разделительным ь знаком.  

                               Вот бы тебе заяц, да (лиса)…….зубы,

                               Вот бы тебе, серый, да (волк)……..ноги,

                               Вот бы тебе, косой, да (рысь)……..когти!

                               Э-э, на что мне клыки и когти?

                              Душа-то у меня всё равно (заяц)……..

                            (в скобках даны слова – помощники)

    3.Спиши, вставляя Ь или Ъ.    

     Летом мы решили с…ездить в деревню. Скол…ко хлопот перед от…ездом! По дороге мне об…яснили, как растет хлеб.

                  4.  Добавь в текст слова с разделительным ь или ъ знаком.   Запиши.  

                                Осенью.

Поздней …………. наступает  нена….. .

С  …………..  опадают последние  ………….. .

Целый день  ………….  дожди.

Не звучат  ……………  голоса.

Только  …………..   кар……..   об…единяет всех птиц.

Скоро прилетят лютые  ………….  .

И зима пред…явит свои права.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

Ученики выступают в роли исследователей института Грамматики....

Урок русского языка. ОС "Школа 2100",3 класс по теме :Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

Вашему вниманию   представлен урок по теме « Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь » по предмету « Русский язык» в рамках программы «Школа 2100». Данный...

«Упражнения в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме», 2 класс

Закрепление полученных учащимися знаний о разделительном ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме....

«Упражнения в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме», 2 класс

Закрепление полученных учащимися знаний о разделительном ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме....

Сценарий урока "Звук "й" и и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ь и ъ."

Учащиеся проводят исследование над правописанием  разделительных ь и ъ и делают вывод. На уроке используется парная ,групповая и индивидуальная фрмы работы. Также применяются формы самоконтроля и...