« Правописание разделительных Ъ, Ь и Ь – показателя мягкости согласных на письме » (3 класс).
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Цель урока уточнить и систематизировать знания о правописании разделительных Ъ, Ь и Ь - показатель мягкости согласных
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык 3 класс
План-конспект урока.
Тема: « Правописание разделительных Ъ, Ь и Ь – показателя мягкости согласных на письме » (3 класс).
Тип урока: УОСЗУН (урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков)
Цели урока:
- уточнить и систематизировать знания о правописании разделительных Ъ и Ь и Ь – показателе мягкости согласных;
- формировать умения сравнивать правила и употреблять в письменной речи разделительные Ъ, Ь и Ь – показатель мягкости согласных;
- формировать абстрактное мышление, развивать аналитико- синтетические способности на основе операций синтеза, анализа, сравнений, классификаций, обобщения;
- воспитывать чувство взаимопомощи, сплоченности и организованности при работе в команде;
- учить пользоваться справочной литературой.
Оборудование урока:
- сборные модели правил
- игра «Ловкий вратарь»
- персонажи кукольного театра к сказке «Репка»
- магнитофон
- орфографические словари
- карточки с индивидуальными заданиями
Ход урока.
Этап урока | Содержание |
1.Организация начала занятия | -Сегодня мы расскажем русскую народную сказку «Репка» на новый лад. (Рассказ сопровождается показом кукольных персонажей). Запись на магнитофоне: Посадил Дед репку. Выросла она большая. Стал Дед Репку из земли тянуть. А Репка и говорит: « Нет, Дед, не вытянуть Тебе меня из земли, если не выполнишь моего задания…» |
2.Минутка чистописания | - Отгадайте, какую букву возьмем сегодня на минутку чистописания. У КОШКИ – две, у СОБАКИ – одна, на ЗАКАТЕ – одна, на ЗАХОДЕ – ни одной. (Буква К ). - Что вы знаете об этой букве? (Письмо образцов).
|
| -С какими орфограммами мы будем работать сегодня? Сформулируйте тему урока. - Какие цели поставим перед собой в ходе повторения? -Вспомнив правила, запишите слова в следующей последовательности: Ъ-разделительный знак, Ь-разделительный знак, Ь- показ-ль мягкости на письме (Дети восстанавливают сборные модели правил правописания Ъ и Ь. (Приложение 1). - Запись на магнитофоне: Тянут Дед с Бабкой репку, ничего не получается, новое испытание для них Репка приготовила. Зовут они Внучку… -Опираясь на модели, повторите правила в парах |
4.Обобщение и систематизация знаний Игра «Ловкий вратарь» Словарная работа | Запись на магнитофоне: Снова стали Дед с Бабкой, Внучкой Репку тянуть. Тянут- потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. А Репка им… -А сможете ли вы, мои дорогие, стать ловкими вратарями? -Забросьте слово-мяч в нужные ворота.
Ь- показатель мягкости (морковь, картофель), Ь- разделительный (перья, судья, друзья), Ъ – разделительный (съест, съёмка). - Чем интересны слова 1 столбика? (с непроверяемыми безударными гласными). Вспомните и запишите другие словарные слова с ь- показателем мягкости согласных на письме. (Работа с орфографическими словарями) - В каком столбике слов больше? А друзей бывает много? Вспомните и запишите пословицу о друзьях. - И нашим сказочным героям поможет сегодня дружная работа и наша помощь! |
Динамическая пауза
| Групповая игра
- Будьте всегда дружными и сплоченными, и тогда любое дело вам окажется по плечу! |
5. индивидуальные задания по карточкам (контроль) | Запись на магнитофоне. Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку…Тянут- потянут…Хотели Мышку звать, а она сама явилась, да не одна…Задания принесла… - Ребята, чтобы сказку нам закончить, мы должны справиться с карточкой. Вспомним еще раз правила, которые вам потребуются в вашей работе. (Приложение 2).
|
6. Рефлексия | -Ребята, оцените свою работу по следующей шкале. «5»- без ошибок, «4»- 1 – 2 ошибки, «3» - 3 – 4 ошибки. Запись на магнитофоне: Мышка за Кошку. Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку. Дедка за Репку…Тянут- потянут…Вытянули Репку. - Репка благодарит всех своих друзей за помощь, за сплоченную работу и преподносит вместе с Дедом дары сада, яблоки и груши. - Понравился вам урок? -Справились мы с поставленными в начале урока целями? - Что было интересным и запоминающимся? - Что вызвало затруднения во время работы? |
7. Дом. задание | - Кто из ребят не успел полностью справиться с картой или хотел улучшить результат своей работы? Вам домашнее задание - выполнить другой вариант карточки. Остальным учащимся - задание по выбору: составить кроссворд по заданной теме или подобрать свои варианты заданий для самостоятельной работы. Самые интересные будут использованы учителем на уроках повторения по теме « Правописание слов с Ъ и Ь». |
Приложения
Приложение 1.
Ъ – разделительный Ь – разделительный Ь - показатель
мягкости согласных
Согл. б. Ъ Е Согл. б. Ь Е Согл. б. Ь
Е Е
Ю Ю
Я Я Согл. б. Ь Согл.б.
И
Приложение 2.
1. Спиши слова, вставляя буквы ъ или ь.
Суч…я, в…езжал, прут…я, под…езд, б…ёт, об…ём.
2. Впиши слова с разделительным ь знаком.
Вот бы тебе заяц, да (лиса)…….зубы,
Вот бы тебе, серый, да (волк)……..ноги,
Вот бы тебе, косой, да (рысь)……..когти!
Э-э, на что мне клыки и когти?
Душа-то у меня всё равно (заяц)……..
(в скобках даны слова – помощники)
3.Спиши, вставляя Ь или Ъ.
Летом мы решили с…ездить в деревню. Скол…ко хлопот перед от…ездом! По дороге мне об…яснили, как растет хлеб.
4. Добавь в текст слова с разделительным ь или ъ знаком. Запиши.
Осенью.
Поздней …………. наступает нена….. .
С ………….. опадают последние ………….. .
Целый день …………. дожди.
Не звучат …………… голоса.
Только ………….. кар…….. об…единяет всех птиц.
Скоро прилетят лютые …………. .
И зима пред…явит свои права.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.
Ученики выступают в роли исследователей института Грамматики....
Презентация к уроку русского языка на тему: "Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь".
Презентация к уроку....
Урок русского языка. ОС "Школа 2100",3 класс по теме :Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.
Вашему вниманию представлен урок по теме « Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь » по предмету « Русский язык» в рамках программы «Школа 2100». Данный...
«Упражнения в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме», 2 класс
Закрепление полученных учащимися знаний о разделительном ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме....
«Упражнения в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме», 2 класс
Закрепление полученных учащимися знаний о разделительном ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме....
конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме», 2 класс
конспект данного урока составлен по программе "Школа России", по стандартам ФГОС...
Сценарий урока "Звук "й" и и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ь и ъ."
Учащиеся проводят исследование над правописанием разделительных ь и ъ и делают вывод. На уроке используется парная ,групповая и индивидуальная фрмы работы. Также применяются формы самоконтроля и...