Конспект логопедического занятия по теме:"Сочетание ЖИ-ШИ в словах"
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме
Данный конспект занятия можно использовать для детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_teme_sochetane.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по теме: «Сочетание жи-ши в словах» ,для детей с ОНР.
Цели:
Коррекционно-образовательные:1.Дифференциация звуков по звонкости - глухости.2.Учить уметь выделять на слух слова с сочетаниями жи-ши в словах, находить их в тексте.
Коррекционно-развивающие цели:1.Развитие навыков слухового и зрительного восприятия, диалогической речи.
Коррекционно-воспитательные цели:
1.Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми.
Оборудование: Индивидуальные карточки с записанными на них словами; эмблемы для двух команд-колокольчики и звездочки; текст чистоговорок; ворота, корзина с шишками, шоколадные медальки; предметные картинки для выделения первого звука в словах.
Ход занятия:
1)Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2)Сообщение темы и цели занятия.
-Сегодня мы будем изучать тему «Сочетание жи-ши в словах». Научимся правильно произносить сочетания жи-ши в словах.
-Давайте все вместе прочитаем хором нашу тему сегодняшнего занятия. На этом занятии научимся правильно произносить сочетания жи-ши в словах, учить читать чистоговорку, работать с карточками, составить слова из кубиков, делать гимнастику для пальцев. Чтобы научиться произносить, читать и правильно писать сочетания жи-ши нам нужно работать активно и дружно.
3)Новая тема.
-Ребята к нам пришло письмо из города Звукограда.Сейчас я его прочитаю, а вы послушайте внимательно: «Ребята,приглашшшаем вас в нашш город,ужжжасно жжждем.»
-А теперь давайте все хором прочитаем это письмо.
-Какие звуки нас приглашают в гости?
-Звуки ж,ш.
-Когда произносим звук ж губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
-Когда произносим звук ш губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Передняя часть спинки языка широкая, поднята к небу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), Мягкое небо прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.
1.Артикуляционная гимнастика.
-А теперь давайте сделаем артикуляционную гимнастику «Трубочка». (Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.) Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке «у».
-А теперь давайте сделаем артикуляционную гимнастику «Вкусное варенье». (Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка, облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.
-Давайте, выясним какие эти звуки? Послушайте, какой звук ж?
-Звук ж - звонкий, согласный.
-Правильно, молодцы! Послушайте, какой звук ш?
-Звук ш-глухой, согласный.
-Правильно, молодцы! Чтобы войти в город Звукоград ,вам надо разделиться на две команды. Вы будете командой колокольчиков, а вы командой звездочек. А теперь все посмотрите на доску, я вам прочитаю чистоговорку, а вы внимательно послушайте.
2.Чистоговорка.
Жи-жи-жи-у нас живут чижи
Ши-ши-ши-ну-ка попляши.
-Давайте, ребята, все хором прочитаем чистоговорку.
-Найдите в чистоговорке слова с сочетаниями жи-ши.
-Живут,чижи,попляши.
-Правильно, молодцы, ребята! Какая буква стоит после ж и ш?
-Буква и
- Молодцы! Вы правильно ответили, вот и открылись ворота и вы вошли через ворота в город Звукоград.
3.Физминутка
-А теперь все встали ,сделаем физминутку.
У меня плечи хороши,
А у соседа-лучше,
Тра-та-та.
У меня локти хороши,
А у соседа-лучше,
Тра-та-та.
У меня уши хороши,
А у соседа-лучше,
У меня живот хороший,
А у соседа-лучше,
Тра-та-та.
4.Закрепление.
-Посмотрите на доску,я вам прочитаю правило.
Жи-ши пиши с буквой и. Например: Хороши, уши, живот.
-Давайте все хором прочитаем правило.
-Аялга, прочитай нам правило. Какая буква пишется после ж?
-Буян, какая буква пишется после ш?
5.Работа с карточками.
На столе карточки со словами.
-Команда колокольчиков выберите карточки со словами, где есть сочетание жи, а команда звездочек возьмите карточки, где есть сочетание ши.
-Команда звездочек, идите к доске и напишите свои слова на карточках (машина, карандаши, камыши, уши)
-Команда колокольчиков выберите идите к доске и напишите свои слова на карточках (ежи, этажи, жираф, лыжи).
6.Работа в тетрадях
-Открыли тетради и пишем сегодняшнее число и тему занятия. Напишите следующие слова в тетрадях:
Машина, карандаши, камыши, уши, ежи, этажи, жираф, лыжи.
Обратите внимание на букву, стоящую после ж и ш. Назовите эту букву.
-Буква и.
-Какое же правило мы с вами запомнили?
- Жи-ши пиши с буквой и.
-Правильно,молодцы!
7.Работа с предложениями.
-Каждая команда закончит предложение подходящим словом.
а) Важно голову задрав
Ходит в Африке…(жираф).
б) Прицепившись к задней шине,
Зайка едет на …(машине).
в)Мишка плачет и ревет:
У него болит …(живот)
г)Все малы и хороши,
идут в садик…(малыши)
-Команда колокольчиков соберет из кубиков слово малыши, а команда звездочек - слово живот.
8.Пальчиковая гимнастика.
-А теперь давайте сделаем гимнастику для пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших)
будем листья собирать. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (вновь загибают пальчики, начиная с больших)
Листья рябины,
листики тополя,
листья осины,
листики дуба мы соберем, (приседает, «шагают» по ковру средним и
указательным пальцами обеих рук.)
маме осенний букет отнесем.
9.Работа с картинками.
-С помощью этих картинок составим новое слово. Назовите, что нарисовано на картинках. Напишите по порядку только первые буквы.
Мак,арбуз,шар,ива,носки,аист.
-Какое слово получилось?
-Слово машина.
10.Игра «Наша Маша»
-Наша Маша в лес ходила,
наша Маша шишки ела.
- Шишки ела?
-Вам велела.
-Вам велела?
-А мы шишки не едим,
мы их Маше отдадим.
-Какое слово вы услышали с сочетанием ши?
-Слово шишка.
-Правильно, молодцы!
11 Подведение итога занятия.
-Какую тему мы сегодня изучили на этом занятии?
Какое же правило вы запомнил?
-Хорошо поработали на занятии..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация Ч – Ш в слогах, словах, предложениях и тексте».
Учить детей различать звуки Ч-Щ...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема:"Зимующие птицы"
Занятие по коррекции звукопроизношения во 2 классе школы VIII вида....
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...
Конспект логопедического занятия по теме: «Безударные гласные в корне слова»
Конспект логопедического занятия по теме:«Безударные гласные в корне слова»...
Конспект логопедического занятия на тему "Непроизносимые согласные в корне слова"
Коспект логопедического занятия предназначен для обучающихся 3-4 кл. со смешанной дисграфией, дизорфографией....
Конспект логопедического занятия на тему:«Парные звонкие - глухие согласные в конце слова». Лексическая тема: сказка «Снежная королева».
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза,осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов о...