Конспект занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме
Подробный конспект в двух вариантах в виде описания и диалога педагога преднозначен для творческих встреч , мастер-классов родителей с детьми. Знакомит еще с одной технологией имитации витража:витражной роспись по стеклу и новой техникой матирования стекла. Название необходимых материалов присутствуют в схемах -алгоритмах для запоминания последовательности действий. Если провести занятие "Имитация витража живописью пластилином на стекле" (конспект занятия уже выложен на данном сайте) и "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла", то у детей и родителей (можно обе встречи провести для детей с родителями) будут более углубленные знания в о искусстве " Витража", способах его имитации в домашних условиях и других способах декорироания стекла, таких , как матирование. Более того они смогут сами, в семейном кругу создавать подобные панно и мини-панно для собственного интерьера и для подарков друзьям и родственникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no2.docx | 38.86 КБ |
algoritm-_shema.docx | 57.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 520
Колпинского района
Конспект занятия (мастер-класса)
Арт-студии «Юные художники»
«Весеннее зеркало «И расцвел подснежник», выполненное в технике матирование стекла и витражной росписи по стеклу»
Для детей с родителями 7-10 лет.
Автор: педагог дополнительного образования (ИЗО и ДПИ)
Гордина Жанна Константиновна
Санкт-Петербург
2012г.
Образовательная программа: «Юный художник».
Предмет: Изобразительное и Декоративно-прикладное искусство.
Тема занятия: «Весеннее зеркало «И расцвел подснежник», выполненное в технике матирование стекла и витражной росписи по стеклу»
Тип занятия: Изучение новой технологии и создание работы по собственному эскизу в соавторстве с родителем.
Цель занятия: Изучить новую технологию и создать в ней небольшое панно по собственному эскизу, познакомится с техникой матирование стекла и техникой имитации витража «Витражная роспись по стеклу», создать или поддержать устойчивый интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, научится работать в паре, быть соавтором произведения.
Планируемые результаты:
Личностные (развивающие) | Метапредметные | Предметные (обучающие) | ||||
. Умение создавать работу в новой технологии, осваивая последовательность действий. . Умение создавать собственный эскиз, следуя определенным условиям. . Развитие фантазии и воображения. . Развитие мелкой моторики и координации движений. . Развитие творческого мышления. . Развитие памяти и внимания. . Создание и поддержание устойчивого интереса к изобразительному и декоративно-прикладного искусства. | . Умение осваивать новую технологию и действовать согласно указанной последовательности действий. . Умения осваивать на практике новые знания. . Умения создания творческой работы с определенными технологическими ограничениями. . Умение планировать работу. . Умение работать в соавторстве в паре, разделять работу в соответствии с умениями, навыками и временным интервалом. | . Знание о матировании стекла (зеркального стекла), как одной из технологий декоративно-прикладного искусства и последовательность его создания. . Знания о способах имитации витража В современном декоративно-прикладном искусстве. . Умение создавать имитацию витража в технике «Витражная роспись по стеклу»». . Умение использовать макетный нож для создания трафарета из оракла (самоклеющееся пленки) . Умение наносить рельефные контуры по стеклу. . Умение работать витражными красками в пределах заданного контура. . Умение смешивать цвета в витражной росписи по стеклу. | ||||
№ | Этап занятия | Деятельность педагога ( мастера) | Деятельность детей и родителей( участников МК) | Планируемый результат | ||
1 | Организованное начало занятия. | Приветствие педагога. Рассказ об особенностях новой формы занятия мастер-классе. Просьба представить своих родителей или братьев и сестер, чтобы поближе познакомиться с ними. Знакомство с родителями детей. | . Дети представляют педагогу своих родителей, братьев или сестер, рассказывают о них в нескольких предложениях, пишут имя отчество на специально предложенных вкладышах, вкладывают в бейджик и нацепляют на одежду родителям. | Приобретать навыки сотрудничества с педагогом и с родителями. Умение кратко и четко представить другого человека. Быстро, аккуратно и грамотно выполнять предложенные задания. | ||
2 | «Мастер-класс (МК)» - одна из современных форм проведения занятий. «Матирование стекла (зеркального стекла) – технология декорирования стекла в декоративно-прикладном искусстве. | Педагог кратко рассказывает о мастер-классе, и чем эта форма занятий отличается от классических занятий и уроков, вводит понятие «мастер». Через стихотворный фрагмент (сказка «12 месяцев» в обработке С.Я. Маршака), иллюстративный ряд и беседу педагог подводит детей и родителей к изображению весны, посредством таящего снега и льда и расцветающих подснежников. Рассказывает о матировании стекла, иллюстрируя свой показ слайдами компьютерной презентации и побуждает участников матировать свое зеркальное стекло в виде кусочков снега и льда | . Дети с родителями беседуют о весне, рассказывают о ее приметах. . разбирают по составу слово подснежник и приходят к мысли изобразить остатки снега и льда приемом способом матирования стекла. . рассматривая компьютерную презентацию, изучают и запоминают технологию матирования стекла. . при помощи родителей наносят оракл на стекло. . дети рисуют снег и лед перманентным маркером на оракле. . при помощи родителей вырезают макетным ножом трафарет и наносят матирующую пасту. | Изучение технологии «Матирования стекла» и создания в ней части зеркального панно-зеркала в соавторстве с родителями. Освоение новой, неизвестной ранее технологии, работа в парах ( разделение работы в соответствии с умениями, навыками и временным интервалом). | ||
3 | «Витражная роспись по стеклу»- одна из имитаций витража» | Краткая история витража и его имитаций с компьютерной презентацией Рассказ о технологии имитации витража «Витражная роспись по стеклу», последовательности действий с краткой компьютерной презентацией до этапа нанесения контуров. Педагог спрашивает о названиях и видов цветов, именуемых «подснежниками» предлагает их изображения в компьютерной презентации и на столах в виде фотографий и изображений. Педагог предлагает выбрать тот подснежник, который больше всех понравился паре и попробовать изобразить его на небольшом листочке, который станет эскизом будущей росписи. | Дети и родители делятся собственными знаниями о витражах, рассказывают какие витражи и где видели, из чего и как создается витраж, создавали ли имитации витража самостоятельно или в других студиях, кружках и на мастер-классах. Рассматривают и комментируют компьютерную презентацию. Слушают и запоминают последовательность действий. Выбирают, совместно с родителями , понравившееся подснежник и создают эскиз будущей витражной росписи. | Краткое знакомство с витражом и его имитацией «Витражной росписью по стеклу» Знакомство с новым изобразительным материалом рельефным контуром для стекла. Выбор цветка и создание собственного эскиза будущей росписи, совместно с родителями. | ||
4 | Завершение «Матирования стекла», нанесение рельефного контура и изучение способов нанесения красок и смешивания цветов в технике «Витражная роспись по стеклу» | Педагог предлагает вернуться к результатам матирования, рассказывает, как правильно удалить и смыть матирующую пасту, вытереть работу выбрать и нанести рельефный контур. При возникновении сложностей с нанесением контуры предлагает воспользоваться карандашом по стеклу «стеклографом». | . Дети и родители удаляют и смывают матирующую пасту. Любуются полученным эффектом и наносят контуры. | Завершить и запомнить весь цикл «матирование стекла», чтобы использовать самостоятельно в последующих работах. Формирование умений работать в технике «Витражная роспись по стеклу», начальная стадия нанесение рельефных контуров по стеклу. | ||
5 | «Витражная роспись по стеклу» способы нанесения витражных красок и смешивания цветов. | Педагог рассказывает о различных витражных красках, особенно о красках фирмы «Гамма» на водной основе, которой мы пользуемся на данном МК и иллюстрирует свой рассказ слайдами, напоминает, что краска не должна вытекать за пределы контура. | Дети и родители наносят витражные краски, при желании смешивая цвета. | Овладение новой технологии «Витражная роспись по стеклу» и использование ее в своем авторском панно, работая в паре. | ||
6 | Декорирование готовой работы стеклянной галькой. | Педагог предлагает декорировать готовую работу стеклянной галькой, имитирующей капельки воды при таянии снега и повторить технологии «Матирования стекла» и «Витражной росписи по стеклу» при помощи схем-алгоритмов, которые и останутся у участников МК. | Дети и родители декорируют работы стеклянной галькой и повторяют обе, изученные технологии, заполняя схемы-алгоритмы. | Развитие памяти и внимания, умения анализировать и систематизировать полученные новые знания. | ||
7 | Организованное завершение занятия. Выставка и обсуждение готовых работ. | Педагог предлагает рассмотреть и обсудить готовые работы. Прощается с детьми, благодарит за совместную работу на занятии, выражает радость и восхищение, созданными работами выражает надежду на последующие встречи. | Участники МК обсуждают работы, благодарят друг- друга за интересный МК проведенный вместе и прощаются. | Умение ясно и точно излагать свои мысли в устной форме. Находить интересное, и необычное не только в своих работах, но и в работах своих коллег. Уметь критиковать конструктивно, не обижая товарищей. Уметь находить ошибки и способы их исправления в последующих работах. |
Приборы и материалы: зеркальное стекло (зеркало) (20 х20 см), карандаш простой, ластик, маркер перманентный черный, белые листы для черчения размером 10 х 15 см, самоклеящейся пленка (оракл)(21х21 см), макетные ножи, рельефные контуры для стекла различных цветов, карандаш-стеклограф, витражные краски «Гамма на водной основе» различных цветов, матирующая паста «Glassmoz», поролоновые губки, вода в ведрах, бумажные салфетки, стеклянная галька, клей «Эпоксидный»(прозрачный) «Контакт»,спички, зубочистки, незаполненные схемы-алгоритмы, шариковые ручки.
Методическое обеспечение: компьютерная презентация «Матирование стекла, Витражная роспись по стеклу, Весенние сюжеты, виды первых весенних цветов», бумажные (репродукции) с фотографиями и изображениями первых весенних цветов (подснежников), схемы алгоритмы, бейджики.
Оборудование: компьютер (мультимедийная установка), экран, столы и стулья.
2 вариант.
Методическое обоснование занятия.
В настоящее время в современном обществе постепенно повышается интерес именно к декоративно-прикладному искусству. Это связано с желанием людей самостоятельно или с помощью профессионалов создать личный индивидуальный интерьер. Большое количество современных изобразительных материалов и проводимые, а также видео-интернет-напечатанные мастер-классы позволяют людям, даже без специального образования самим декорировать собственный интерьер. В тех отраслях декоративно – прикладного искусства, где технический процесс создания произведения достаточно сложен в домашних условиях, как в пескоструйной обработке стекла и классическом витраже, возникает возможность имитации процесса, т. е. подражание, с помощью более простых и (или) дешевых материалов. На сегодняшнем мастер-классе (МК) будут изучены технологии «Матирования стекла» и «Витражная роспись по стеклу». Мне кажется, что участие детей в процессе создания и украшения семейного интерьера решает сразу несколько задач разного порядка:
Психологические (воспитательные):
1 Желание самостоятельно украшать интерьер самостоятельно или с помощью взрослых (как на данном МК), созданными предметами интерьера (панно).
2 Укрепление семейных ценностей.
Эстетические (развивающие)
1 Создание небольших предметов (панно) для украшения интерьера.
2 Развитие эстетического отношения к прекрасному, умение его ценить и создавать.
3 Развитие фантазии и воображения в создании предметов интерьера.
Обучающие
1 Развитие мелкой моторики, координации движений и образного мышления.
2 Знакомство и освоение технологий «Матирования стекла» и «Витражная роспись по стеклу».
3 Развитие умения самостоятельно или с помощью родителей создавать трафарет из оракла (самоклеющееся пленкой) и наносить на него матирующую пасту.
4 Формирование навыка нанесения рельефного акрилового контура по стеклу.
5 Развитие навыка создать собственный эскиз на заданную тему.
6 Повторение строения и частей цветка.
7 Формирование навыка работы в новых технологиях.
8 Формирование навыка работы в паре в соавторстве, разделяя этапы работы в соответствии с умениями, навыками и временным интервалом.
Поэтому я решила познакомить детей и родителей с таким разделами декоративно-прикладного искусства, как «Матирование стекла» и имитации витража «Витражная роспись по стеклу» и предложить выполнить небольшое зеркальное панно. Освоив данную технологию, Вы сможете вместе с ребенком, самостоятельно, а в будущем и ребенок сможет сам, без посторонней помощи создавать в домашних условиях доступными изобразительными материалами аналогичные панно для украшения собственного интерьера и в подарок друзьям и близким.
Цель занятия: Сформировать или поддержать устойчивый интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, научится работать в паре родитель-ребенок и в соавторстве создавать панно в новых технологиях декоративно-прикладного искусства.
Основные термины и понятия: декоративно – прикладное искусство, матирование, витражная роспись, витраж, оракл имитация, панно, эскиз, ластик, рельефный контур по стеклу.
Ход занятия:
Педагог: Добрый день уважаемые ребята и родители. Я рада, что мы встретились сегодня, чтобы освоить новые технологии декоративно-прикладного искусства и создать зеркальное панно «Весна». Для начала давайте представимся друг другу, меня зовут Жанна Константиновна! Как зовут наших деток я знаю, так как встречаюсь с ними на занятиях нашей ИЗО-студии. А о именах родителях, мы узнаем после того, как каждый из детей представит того, кто сегодня будет работать с ним в паре, расскажет о нем несколько предложений и впишет имя и отчество в бейджик, который и приколет к одежде родителей, на втором бейджике он напишет свое имя, чтобы родители других деток, тоже всех знали и могли общаться друг с другом, давайте начнем с левой стороны по кругу. Перед началом хочу спросить: «С какой буквы следует писать имена и отчества и от чьего имени образуется отчество человека?» Последняя просьба писать разборчиво и печатными буквами.
(дети представляют своих родителей, кратко рассказывают о них, заполняют свои и родительские бейджики)
Педагог: Сегодня у нас будет не обычное занятие, а мастер-класс (МК). Мастер-класс, это такое занятие в котором один человек, именуемый «мастером» и обладающий знаниями и умениями работать в новых технологиях помогает другим людям, именуемых «участниками мастер-класса» совместно освоить эти технологии и создать панно. Сегодня мастером буду я, а участниками МК все Вы и мы вместе создадим зеркальное панно «Весна».
Педагог: Давайте начнем, включает компьютерную презентацию. На экране стихотворный отрывок из сказки «Двенадцать месяцев в обработке» С. Я. Маршака
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь,
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Давайте рассмотрим картины художников и поговорим о приметах весны.
(дети и родители рассматривают изображения и перечисляют приметы весны, в том числе появление подснежников)
Педагог: Кто из детей разберет по составу слово «подснежник», чтобы узнать от какого слова оно произошло?
(дети разбирают по составу слово и находят корень «снеж» и слово снег)
Педагог: Давайте мы на своих зеркальных панно изобразим остатки снега и льда с помощью новой технологии «Матирования стекла», а сами подснежники с помощью имитации витража «Витражная роспись по стеклу»
Обратите внимание на экран. « Матирование стекла»- это способ декорирования стекла при помощи травления специальной пастой, при травлении разрушается верхний слой стекла или зеркального стекла и он становится белым и матовым, если мы посмотрим на него в микроскоп, то увидим кристаллы неровной поверхности. Но чтобы протравился только задуманный нами рисунок, а не все зеркало или стекло стало белым и матовым надо нанести на него оракл (самоклеющуюся пленку) и вырезать на нем трафарет, вынимая только те места, которые станут белыми и матовыми, то есть проматируются. Давайте аккуратно с уголочка или с полосочки постепенно заглаживая нанесем оракл на зеркала
(педагог показывает, иллюстрируя свои действия слайдами).
(дети с родителями наклеивают оракл на зеркало)
Теперь нарисуем перманентным маркером в правом нижнем остатки снега и кусочки льда.
( дети рисуют)
Теперь вырежем нарисованные кусочки макетным ножом, и освободившееся от оракла куски зеркала, покроем слоем матирующей пасты «Glassmoz», покрывать будем пластиковой карточкой не очень толстым слоем, но равномерно, без царапин.
(педагог показывает, иллюстрируя свои действия слайдами).
( родители вырезают макетным ножом, вместе с детьми вынимают нужные кусочки оракла и наносят пасту)
Педагог: Чтобы протравить зеркальное стекло матирующей пасте потребуется время, это время составляет 15 минут.
Мы же пока вернемся к теме подснежников. Подснежниками принято называть первые весенние цветы, которые расцветают после или даже во время таяния снега, но это обобщающее слово, на самом деле это могут быть разные растения, например: лютичная ветреница, сон-трава. На наших дачах первыми из под снега выглядывают крокусы они бывают белые, ярко-желтые, розово-малиновые и фиолетовые. Также рано в лесах распускаются дикие фиалочки и сон-трава, которые тоже называют подснежниками. В городе первым появляется ?
(дети или родители называют цветки мать-и-мачехи)
Сейчас я разложу на столе изображения первых весенних цветов, Вы своей парой выберете наиболее понравившийся и нарисуете эскиз цветка, который мы после снятия пасты нарисуем на зеркале витражными красками. Избегайте, пожалуйста, очень мелких лепестков и листьев, так как будет трудно потом нанести витражную краску.
( дети с родителями создают эскиз цветка)
Педагог: Вспомним, что такое «витраж», из чего и каким образом он создается?
(участники МК высказывают свои версии).
А что такое имитация?
(участники МК высказывают свои версии).
«Витражная роспись «, является одной из самых распространённых имитаций витража, роль металлической решетки в ней играет рельефный контур по стеклу (демонстрирует контуры), а роль цветных стекол, специальные витражные полупрозрачные краски (демонстрирует краски)
«Витражная роспись по стеклу» выполняется следующим образом: сначала наноситься контур, он может быть черным, как в классическом витраже, а может быть любого цвета. Контур наносится аккуратно, чтобы получалась ровная красивая линия. Если трудно рисовать сразу контуром, можно сначала использовать специальный карандаш, рисующий по стеклу – стеклограф, но нужно точно попасть линия в линию, поэтому я всегда рисую сразу контуром, не используя стеклограф. Если какая-то линия получилась не правильно ее легко можно удалить косметическим диском, пока контур не высох и 565 растворителем или ацетоном, когда контур уже высох, но они могут оставить мутноватые разводы на стекле, поэтому ими лучше не злоупотреблять.
(педагог показывает, иллюстрируя свои действия слайдами).
Педагог: Но прежде чем мы начнем наносить контур, нам следует удалить пасту и снять оракл с зеркала. Это делается следующим образом, той же пластиковой карточкой паста осторожно собирается в банку, в дальнейшем ее можно будет использовать повторно. Потом работа опускается в теплую воду, не снимая оракла, и остатки пасты осторожно смываются губкой. Далее оракл снимается и зеркало или стекло еще раз тщательно промывается вымытой губкой и сушится или протирается салфеткой.
(участники МК снимают пасту)
Давайте рассмотрим, что у нас получилось, не правда ли это похоже на чудо!!!
Теперь нам следует нанести контур, пожалуйста, не наносите тычинки цветов и прожилки листьев, иначе трудно будет наносить краску, мы это сделаем позже, сверху красочного слоя.
Выбирая цвета контуров, пожалуйста, используйте палитру.
(участники МК наносят контуры)
Педагог: Последний самый интересный этап состоит в нанесении витражных красок. Витражные краски достаточно жидкие, поэтому капля краски наносится в серединку, пространства, которое нам нужно покрыть краской, а затем носиком распространяется по остальному пространству, если вам кажется, что носик слишком толстый можно использовать зубочистку.
(педагог показывает, как это сделать)
Так же с помощью зубочистки можно смешать два цвета. При таком способе в серединке возникает новый третий цвет и переход выглядит более нежным.
(педагог показывает, как это сделать)
Так как белый цвет в данном виде витражных красок не прозрачный , то очень красиво и эффектно смотрятся яркие цвета, добавленные в белый, соединяясь с ним они образуют разноцветные мраморные разводы, при более длительном перемешивании можно получить новый непрозрачный цвет.
(педагог показывает, как это сделать)
Обрати внимание, что в «витражной росписи» краска не должна выходить за пределы контура.
( участники МК наносят витражные краски)
Педагог: Чтобы работа выглядела законченной и эффектной, можно украсить ее стеклянной галькой, имитирующей капельки воды или кусочки снега и льда, приклеить их можно с помощью специального клея.
(педагог показывает, как это сделать)
( участники МК декорируют работу стеклянной галькой).
Пока наши работы подсыхают, давайте заполним схемы - алгоритмы с последовательностью действий, чтобы Вы не забыли как работать в новых технологиях, на одной стороне странички речь идет о «Матировании стекла», а на другой о «Витражной росписи по стеклу» давайте начнем с матирования, а потом сверим результаты, кто первым напишет огласит ответы для всех.
(участники МК заполняют схемы - алгоритмы, педагог напоминает название матрующей пасты, красок и клея и дает адреса магазинов, где их можно приобрести).
Педагог: Давайте пройдем по кругу и вместе рассмотрим все работы. Мне было весело и интересно работать с Вами, надеюсь, мы еще встретимся и поработаем вместе, я желаю вам всего наилучшего и творческих успехов.
(участники МК прощаются с педагогом).
Предварительный просмотр:
Алгоритм-схема
Последовательности действий декоративно-прикладной технологии
«Матирование стекла (зеркального стекла)»
« Матирование стекла»- это способ декорирования стекла при помощи травления специальной пастой, при травлении разрушается верхний слой стекла или зеркального стекла и он становится белым и матовым.
последовательность выполнения действий
(пожалуйста, впишите недостающие действия)
Алгоритм-схема
Последовательности действий декоративно-прикладной технологии
« Имитация витража «Витражная роспись по стеклу»
« Витражная роспись по стеклу»- имитация витража, в которой роль металлической решетки играет рельефный акриловый контур для стекла, а роль цветного стекла – полупрозрачные витражные краски.
последовательность выполнения действий
(пожалуйста, впишите недостающие действия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража живописью пластилином на стекле" для детей 6-12 лет.
Конспект был написан для проведения открытого занятия районного этапа всероссийского конкурса педагогических достижений педагогов дополнительного образования "Сердце о...
Конспект занятия: Мастер класс « Модульное оригами. Подснежники в вазе»
Цель занятия: Развитие у детей способностей к конструктивному и художественному творчеству, используя элементы техники «Оригами». Задачи:1. Совершенствовать ме...
Конспект занятия: Мастер-класс "Цветок пуансеттия"
Цель. Научить изготавливать цветок «Пуансеттия» из атласной ленты, с соблюдением технологической последовательности и техники...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Евгений Рачев - художник иллюстратор"
Конспект занятия внеурочной деятельности "Путешествие в мир искусства" в 1 классе....
"Свинка - символ года" конспект занятия (мастер-класс) - рисуем, лепим свинку.
1) - лепим свинку-сувенир - символ 2019 года. Используем пластмассовую капсулу из киндера и пластилин. 2) - Поэтапно рисуем свинку двумя способами: в фас и профиль. Рисуем, лепим свинку. У м...
План- конспект занятия (мастер-класса) на тему: Краски- танцующие на воде (техника «Эбру»)
Изучение и апробирование нового нетрадиционного способа рисования в технике «Эбру»....