Занятие по логопедии. "Различение звуков Ш-Ж"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Сухова Марина Михайловна

В  конспекте логопедического занятия, указаны коррекционно-развивающие задачи, решаемые в ходе занятия.

Занятие направленно на развитие слуховой дифференциации звуков:  ш,ж; учащиеся упражняются в определении места звуков: ш-ж, в слове, 

в произношении слов  со сложной слоговой структурой; уделяется место и звуко-буквенному анализу слов; развитие логического мышления. 

 Указаны последовательные этапы логопедической коррекции по различению шипящих звуков и букв:  Ш -Ж.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия по логопедии.

Тема: "Различение звуков «ж - ; - ш»

Сухова Марина Михайловна, учитель-логопед

Коррекционно-развивающие задачи. 

  1. Учить решать логические задачи. Развивать слуховое внимание логическое мышление.
  2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ж] и [Ш].
  3. Учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки звуко-слогого анализа.
  4. Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры.
  5. Повтор в правилах Жи и Ши.

Задание 1. Взрослый предлагает внимательно послушать, подумать, и решить логические задачи:

- На Машином платье были нарисованы три груши и два яблока. Одну грушу и одно яблоко съели. Сколько осталось?
- Стоит в поле береза. На березе четыре ветки. На каждой ветке два яблока. Сколько всего яблок?
- По озеру плыли три курицы и два петуха. Сколько птиц плыло по озеру?

Задание 2. Работа со звуком и буквой Ш.

  1. Взрослый просит детей отгадать загадку и выполнить задания:

- Живет в воде, когти на спине, щука не проглотит, колюч да не ёж. (ёрш). Назовите всё слово и последний звук в нем.

  1. - Артикуляция звука [Ш] :

- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- широкий язык наверху, образует “чашечку” ;
- теплая воздушная струя идет по центру языка;
- горлышко “молчит” .

Символы звука : змея шипит: ш-ш… Характеристика звука (согласный, всегда твердый, глухой)

Дидактическое упражнение “Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ш]:

ж , ш, з, с; шо, жу, аз ; шуба, кожа, стол…

  1. Выучить скороговорку:

Шли шесть мышей, нашли шестнадцать грошей.

  1. Повтор буквы Ш.

Буква Ш с тремя шипами – не хватать её руками.

Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать или закрасить

(вылепить из пластилина, изготовить из проволоки).

Задание 3. Работа со звуком и буквой Ж.

  1. Взрослый просит детей отгадать загадку и выполнить задания:

- Он ходит, голову задрав, не потому что, важный граф, не потому что, гордый нрав, а потому что, он …(жираф) Назовите всё слово и первый звук в нем.

  1. - Артикуляция звука [Ж] :

- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- широкий язык наверху, образует “чашечку”;
- теплая воздушная струя идет по центру языка;
- горлышко “работает” .

Символы звука : жук жужжит : ж-ж-ж… Характеристика звука (согласный, всегда твердый, звонкий)

  1. Дидактическое упражнение “Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ж]:

ж , ш, з, б; шо, жу, аз ; заяц , рожь, крыша…

  1. Выучить скороговорку:

Ёжику на ужин жук жужжащий нужен.

  1. Повтор буквы Ж.

Ж похожа на жука, только не жужжит пока.

Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать или закрасить

(вылепить из пластилина, изготовить из проволоки).

Задание 4.

Сравнить артикуляцию звуков [Ж] и [Ш] (найти общее и различие , обратив внимание на “на работу горлышка”).

Задание 5. Сравнить слова:

жар – шар , уши – ужи , жить – шить.

Физминутка.

Задание 6. Взрослый называет слово целиком, а дети по слогам ( упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры; оъяснить значение незнакомых слов, составить с каждым словом предложение):

дирижабль, штукатур, дирижер , путешествие, шлагбаум, кораблекрушение.

Задание 7. Отгадать загадки, заполнить таблицу, ответить на дополнительные вопросы.

1. Позову – и подойдет, на колени ляжет, если очень попрошу, сказку мне расскажет, мягонькая шерстка, круглые глазищи, и расходятся от щек длинные усищи (кошка).

  1. Звуко-буквенный разбор слова “кошка”
  2. Мама- кошка, папа- ..? (кот), детки-..? (котята).
  3. Назовите со словом “нет” : кошка- нет кошки, кот – нет кота…
  4. Опиши внешний вид и характер кошки ( пушистая, ласковая, усатая…)

2. Ползун – ползет, иголки везет (ёжик)

  1. Звуко-буквенный разбор слова “ёжик”
  2. Мама-ежиха, папа- ..? (ёж), детки-..? (ежата).
  3. Посчитай от двух до десяти парами:
    два ежа, четыре ежа, шесть ежей…
  4. опиши внешний вид и характер ежей (колючий, круглый, маленький…)

3. В этом стойле за оградкой спит и ест моя … , причешу её , и грива ляжет волнами красиво(лошадка).

  1. Звуко-буквенный разбор слова “лошадь”
  2. Мама-лошадь, папа- ..? (конь), детки-..? (жеребята).
  3. “Дом” для лошадей (конюшня).
  4. Составить небольшой рассказик про лошадей.

4. Скажите, ребята, из вас кто не знает моржа, что живет у холодной воды? Красная книга его охраняет, дом его там, где господствуют льды.

  1. Звуко-буквенный разбор слова “морж”
  2. Мама-моржиха, папа- ..? (морж), детки-..? (моржата).
  3. Опиши внешний вид и характер моржа.

  1. Найти лишнее слово ( морж – животное холодных стран).

Задание 8. Повтор правила “Жи и Ши пиши с буквой И”. Самостоятельная работа по карточкам “Вставь пропущенные буквы” :

Лыж…, мыш.. , ш…ло, ж..раф, ж…знь, ерш…

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв  К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания использую...