Учимся читать
статья по логопедии по теме

Беликова Наталья Николаевна

Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_chitat.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

На сегодняшний день возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программа обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребёнка грамотному чтению, тем легче будет ему учиться в школе.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Если ребёнок испытывает трудности в овладении чтением, то и информация плохо усваивается,  это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, а так же к учёбе в целом.

Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.

В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук М в слогах, словах.

Можно использовать игру «Поймай звук»

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребёнка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук М.

На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие буквы одинаково - т.е. так, как звучит звук.

Например, звук М произносим отрывисто: М. И букву М необходимо называть так же: М. Ни в коем случае не эм!

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. так:  ребёнок сначала называет буквы слога М, А – и только после этого читает сам слог: МА. Правильное чтение – это чтение слогами. И пусть в начале обучения ребёнок сколько угодно долго читает первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая. Лишь бы он не останавливался после первой буквы. Лишь бы он прочёл слитно буквы слога.

 Существует много разнообразных приёмов, помогающих детям лучше запомнить зрительный образ букв. Буквы можно лепить из пластилина, снега, теста. А так же выкладывать из палочек, спичек, мозайки, верёвок, шнурков, фасоли, гороха, пуговиц. Писать на песке, манной крупе, вырезать из цветной бумаги.

Хорошо зарекомендовал себя приём «Зоркий глаз». Для этого необходимо взять листок из старой детской книги, газеты или журнала и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы О на этой странице».

Для наилучшего запоминания зрительного образа букв обязательно используются и заучиваются с детьми стихи про буквы:

На калитку посмотри

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок!

Букву Г я не боюсь,

Г не злой, а добрый гусь.

Хорошо известно всем:

Где метро, там буква М

А теперь смотри, дружок:

В нашей строчке гребешок.

Не могу никак понять:

Что им можно расчесать?

Букву С писать не просто.

С как серп кривой и острый.

Для закрепления зрительного образа буквы соотносятся с каким – либо сходным предметом по величине и форме: О – колесо, З – змея, С – серп, полумесяц.

После того, как дошкольник хорошо запомнил несколько букв, можно поиграть с ним в следующие игры:

Игры на формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.

  1. Найти букву, среди графически сходных. Например: А, Л; П, Н, И; Р, В; и т.д.
  2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом.
  3. Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.
  4. Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
  5. Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.
  6. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
  7. Дописать букву.
  8. Назвать буквы наложенные друг на друга.
  9. Определить правильно и неправильно написанные буквы.
  10. «На что похожа буква?»
  11. Конструирование букв из элементов.
  12. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.
  13. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене (дермолексия).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учись читать.

Дидактический материал для первоклассников. При помощи этой презентации ребёнок учится читать по слогам....

Родительское собрание "Ребёнок учится читать"

Данное родительское собрание может быть проведено во 2-4 классах с целью развития у родителей интереса к формированию у детей желания читать....

"Сказочная азбука. Играем, учимся читать" (Книга для дошкольников и их родителей) Авторы: Малютина Н.П., Писмарёва Н.В.

Книга предназначена для дошкольников и их родителей. Пособие поможет ребенку сделать первые шаги в обучении чтению. В книге представлены несложные занимательные упражнения , которые превратят занятия ...

Памятка "Учись читать выразительно"

Памятка поможет ученику приготовить выразительное чтение любого текста....

Учим читать с Сергеем Михайловым

Данная статья предлагает знакомство с авторскими методиками Сергея Михайлова по обучению детей чтению....

Статья "Учиться читать, чтоб учиться читая".

Начиная с 90х годов 20 века, чтение рассматривается как ключ к веку информации, как фундаментальное право каждого каждого человека , как условие его развития, а так же условие развития нации в целом. ...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Закрепление и обобщение знаний по теме: «Учим буквы – учимся читать»

Технологическая карта урока обучения грамоте  с презентацией по УМУ "Школа 2100". Тема урока:"Закрепление и обобщение знаний по теме: "Учим буквы - учимся читать". Форма урока: урок - закрепление...