РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мастерская общения» 1 класс
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
Речевое развитие учащихся начальных классов - одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы - неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekom.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета МОУ «ООШ№22» От «____» __________20__г. Протокол №_________ | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МОУ «ООШ№22» От «_____» __________20__г. Протокол № _________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «ООШ№22» _____________ Е.И.Боева «_____» __________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Мастерская общения»
Черепковой Дианы Александровны,
учителя-логопеда
1 класс
г. Старый Оскол
2010г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Мастерская общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М., 2000г. Рассчитана на 66 часов (2 ч в неделю)
Цели программы:
- развитие уникального человеческого дара - дара слова, совершенствование устной речи, её выразительности и связности;
- развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);
- расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д);
- развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;
- развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей.
Задачи программы:
- Познакомить с нормами литературного языка.
- Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, развивать навыки вербального и невербального общения.
- Формировать основы рефлексии.
- Бережно относиться к слову, с которым обращаемся к собеседнику, и влиять с его помощью на собеседника (положительно).
- Преодоление барьеров в общении, снятие психологического напряжения, т.е. обеспечение положительного эмоционального благополучия.
Актуальность программы:
Речевое развитие учащихся начальных классов - одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы - неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.
Актуальность работы обусловлена также огромной ролью языка и речи в психическом развитии детей.
Данный курс рассчитан на учащихся начальных классов и направлен на развитие коммуникативной компетенции детей, их способность налаживать общение с окружающими (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности школьника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении коллективных игр, театрализованной и художественно-творческой деятельности.
МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ.
Данные занятия - это общение педагога с детьми, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Педагог-собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации.
Определённую роль играют театральные куклы, персонажи, которые «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения.
Важно верно организовать работу детей во время выполнения коммуникативных ситуаций, заданий. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый обучающийся был активен, участвовал в диалоге, разыгрывал речевые ситуации в микрогруппах, в парах, все вместе, индивидуально.
Речевая разминка проводится в начале занятия, иногда можно менять её место, если это необходимо. Она включает ряд упражнений:
- дыхательные;
-артикуляционные;
-фонетические;
-дикционные.
Их цели: подготовка речевого аппарата к говорению; развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом.
Дыхательные упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении. Вдох - короткий, выдох - длинный. Воздух набираем через нос, а на выдохе считаем (хором), увеличивая счёт постепенно до десяти. Время проведения 3-5 минут. Их лучше проводить в начале занятия.
Фонетические упражнения - цель: следить за правильным дыханием и артикуляцией во время произношения определённых звуков.
Артикуляционные упражнения - цель: контроль над правильным звукопроизношением.
Дикционные упражнения – комплексно решает все вышеназванные задачи: произнося фразу, дети должны правильно дышать, верно артикулировать, чётко произносить звуки.
Речевая разминка состоит из 1-2 упражнений в течение 3 – 4 минут.
Основные средства обучения
- игры словесно-логические;
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- этюды;
- импровизации;
- моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;
- анализ заданных ситуаций;
- свободное и тематическое рисование;
- чтение художественных произведений;
- беседы;
- упражнения по развитию выразительности исполнения(вербальной и невербальной).
Использование средств наглядности поможет сделать занятие более эффективным и оживлённым:
- различные модели;
- раздаточный изобразительный материал;
- аудиокассеты и др.
Дают возможность предоставить речевое поведение персонажей в динамике.
Оценка успехов поддерживает желание заниматься.
Целью завершающей части является создание ощущения эмоционального единства и взаимной поддержки членов группы.
Ожидаемые результаты:
Речевой этикет: слова приветствия, прощания просьбы, благодарности, пожелания. Интонационная выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения).
Культура взаимоотношения: считаться с мнениями и интересами других, справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, сотрудничать во всех видах деятельности, уважать взрослых, внимание и терпимость к детям. Обосновывать своё мнение.
Умения:
Использовать в речи слова: будьте здоровы, счастливого пути, мы рады встрече, будьте добры, будьте любезны, мне бы хотелось, всего вам доброго.
Считаться с мнением сверстников. Сотрудничать в различных видах деятельности. Обосновывать своё мнение.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№п/п | Название раздела | Теория | Практика | Количество часов |
1 | Мир взрослых | 8 | 2 | 10 |
2 | Давайте играть вместе | 7 | 1 | 8 |
3 | Секреты твоего успеха | 5 | 3 | 8 |
4 | Речевой этикет | 5 | 5 | |
5 | Искусство спора и диалога | 3 | 2 | 5 |
Всего 36 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает шесть разделов.
Раздел 1. Мир взрослых людей (развитие потребности общения с взрослыми)
Правила поведения и общения с взрослыми. Знакомство с разными людьми помогает узнать о том, как они живут, о чём думают, что знают. Знать правила знакомства. Для создания доброжелательных отношений следует обращаться друг к другу по имени. У каждого народа свои имена, которые звучат по-разному, человек получает фамилию, имя при рождении; отчество от отца. Значение семьи в нашей жизни. Что может сделать ребёнок для семьи. У каждой семьи есть своя история. Наши друзья – животные, живущие в доме и др.
Раздел 2. Давайте играть вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками).
Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу. Человеку без друзей плохо. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Мои друзья в школе. Ссоры и споры. Играем вместе. Играем в слова. Сочинение диалогов в парах и др.
Раздел 3. Секреты твоего успеха (языки общения; навыки общения с внешним миром).
Происхождение языка. Первые звуки, слова, язык жестов. Древние языки. О богатстве и разнообразии в языке: лексические средства выразительности (эпитеты, сравнения). Малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, чистоговорки). Выражение одной мысли различными структурами предложений. Что такое общение? Для чего общаются люди? Общение с книгой, природой, людьми. Устное и письменное общение. Правила общения. Цели общения. Понимание друг друга и др. Мастерская успешного общения. Давай дружить с тобой, волшебница природа!
Раздел 4. Речевой этикет (формы обращения – благодарность, приветствие, прощание, обращение – просьба, извинения).
Зачем нужна вежливость. Правила ведения диалога. Диалоги на нравственно – этические, экологические и другие темы. Основные правила для участников диалога. Практические умения, навыки, культура поведения в процессе диалога. Упражнения и дидактические игры на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности и др.) Игры на развитие психических процессов: памяти, мышления, речи. Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать. Как управлять выступлением (как начинать и заканчивать выступление), составление писем, конца к сюжету по картинам и др.
Раздел 5. Искусство спора и диалога (мини – диалоги, речевые формулы общения).
Разыгрывание мини-диалогов: по телефону, на улице, в магазине, в транспорте, театре.
- Я принимаю гостей. Я в гостях (правила хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор, торжественная и поздравительная речи за столом).
Композиционное построение рассказа. Составление описательных рассказов. Сочинение небылиц, рассказов по памяти и др. Обучение рассказыванию в парах. Как развить смелость, уверенность в себе и др.
Раздел 6. Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения и др. текстов).
Композиционное построение сказки (зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, конец);
Пересказ рассказов и сказок, сочинение детьми сказок: волшебных, бытовых и о животных (а также по моделям);
Композиционное построение рассказа (обучение рассказыванию в паре);
Сочинение детьми рассказов: по памяти (на основе личного или коллективного опыта), по воображению (небылиц, реалистических или фантастических повествований);
Составление писем, придумывание начала или конца к сюжету по картине, сочинение рассказов на нравственно-этические темы, составление текстов-рассуждений, текстов-доказательств.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
рабочей программы
МАСТЕРСКАЯ ОБЩЕНИЯ
№ заня тия | Содержание обучения, разделы, темы | Цели занятия | Формы и методы обучения | Обеспечение | Сроки |
Мир взрослых людей (развитие потребности общения с взрослыми) | |||||
1.1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета, развитие артикуляционной моторики… | Речевая ситуация, упражнения на интонационную выразительность. | Сказочный персонаж | |
1.2 | Моё любимое имя! | Развитие диалогической речи, учить выражать своё мнение, развивать дикцию, темп, ритм. | Речевая ситуация. | Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка, | |
1.3 | Что в имени моём? | Знакомить детей с историей возникновения имён и фамилий, их значением, развивать умение строить диалог, навык координации совместных действий в группе. | Логические упражнения, схемы описательных рассказов. | Предметные картинки. | |
1.4 | Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья! | Учиться понимать проявление тёплых отношений в семье. Постижение ребёнком своей уникальности, единственности в своём роде. Обогащение и уточнение словаря: название членов семьи, родословная, анкетные данные, значение имени, фамилии. | Речевая ситуация. Чтение и обсуждение стихотворения и пословиц. | Рисунки родословного дерева, карандаши, вырезки из журналов, открытки для составления картины-аппликации «Моя семья». | |
1.5 | Есть ли семья у ….? | Учить рассуждать, объяснять и доказывать. Развитие артикуляционного аппарата. | Речевая ситуация, игра «Кто у кого?» | Предметные картинки, панно зелёного луга, силуэты животных. | |
1.6 | Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей! | Развивать понимание детей о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Воспитание доброжелательности, уважительного отношения к собеседнику. | Речевая разминка, Беседа по теме. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра –драматизация «Всё в порядке». | Пиктограммы | |
1.7 | Я с бабушкой своей дружу… | Совершенствовать диалогическую и монологическую связную речь. Учить детей осознавать, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Воспитывать уважение к старшим. | Беседа, игра «Внимательный ли ты слушатель?», задание «Расшифруй пословицу», игровая ситуация. | Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи» | |
1.8 | Дом, в котором я живу. | Воспитывать у детей потребность радовать своих близких добрыми делами. Развивать невербальные средства общения у детей. | Речевая ситуация. Игра «покажи, не называя», «кто скорее соберёт». Игра « кто, где живёт». | Письмо от марсиан, предметные картинки мебели, план-схема. | |
1.9 | Моё любимое животное | Учить детей интонационной выразительности речи, развивать пантомимические навыки, воображение, инициативу. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, партнёрские качества. | Игровая ситуация, игра-инсценировка, беседа. Дид. игра «Весёлые загадки», подвижная игра «Кошачьи повадки». | Рассказы в картинках, изобразительн. материал, тонированные листья. | |
1.11. | Собака в жизни человека | Учить составлять рассказы (описание, повествование, рассуждение) используя разнообразные средства связи между частями высказывания | Чтение стихотворения, беседа по теме. Дид игра «Чей хвост?» | Картинки (открытки) с изображением собак разных пород, фото собственных домашних животных. | |
Давай играть вместе (развитие потребности в общении со сверстниками) | |||||
2.1. | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | Знакомство с тем, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Развивать чувство красоты поэтического слова. | Дикционное упражнение, беседа, разыгрывание речевой ситуации, игра «слово-творчество», дид. игра «мы разные», упражнение: «что не так». | Предметные картинки, муз сопровождение. | |
2.2 | Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья. | Развивать речевое внимание, регулировать речевое дыхание, закреплять умение составлять рассказы с опорой на иллюстрации. | Дыхательное и дикционное упражнения, беседа, составление рассказа, дид. игра. | Схемы, карандаши, бумага. | |
2.3. | Винтики – конфеточки - мальчики и девочки. | Прививать культуру общения, развивать навыки социального поведения, развивать речевую память и произносительные навыки. | Артик. гимнаст, дид. игры., этюд, игровая ситуация. | Предметные картинки. | |
2.4. | Ссоры и споры | Учить поиску конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора. Развивать невербальные средства общения, интонационную выразительность | Дикционные упражнения. Речевая ситуация. Игра-головоломка. Этюд. | Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра. | |
2.5. | «Если весело живётся». | Учить составлять описание, рассуждение, повествование. Совершенствовать диалогическую и развивать монологическую речь. Развивать навыки импровизации и пантомимики. Воспитывать доброжелательность, коммуникативность. | Речевая разминка, речевая ситуация, худ. слово, игровая ситуация, дид. игра. | Колпачок для петрушки, серия картинок. | |
2.6. | Весёлая хохотальница-перепутаница. | Учить умению фантазировать, сочинять, рассказывать. Развивать творческое воображение, память, внимание. | Речевая разминка, речевая ситуация. Худ. слово, беседа по теме. | Предметные картинки. | |
2.7. | Мы в слова играем – вместе дружно сочиняем | Уточнить понятие «скороговорка». Развивать дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Учить работать вместе, сообща, дружно. | Речевая разминка, речевая ситуация, словесные игры, игра «пиктограммы» | ||
2.8. | В мире звуков. | Показать роль звучащего слова, сформировать у детей представление о звуках речи, опираясь на представление детей о значении этого слова. Развитие фонематического слуха | Речевая разминка, речевая ситуация. | Предметные картинки | |
Секреты твоего успеха (язык общения, навык общения с внешним миром) | |||||
3.1. | Мои умные помощники | Познакомить учащихся с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Учит воспринимать несловесную информацию. Упражнять в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка. | Речевая разминка, ситуация, лексико-грамматические игры и упражнения, словесные игры. | Предметные картинки, Изобразительный материал. Пиктограммы эмоций | |
3.2. | Язык жестов и движений | Развитие коммуникативных способностей. Формировать умение согласовывать свои действия с действием партнёра. Развивать творческую инициативу. Отрабатывать навыки четкого произношения. | Дикционное упражнение, речевая ситуация, этюд на выразительность, мимическая игра, словесная игра. | ||
3.3. | Общение на расстоянии | Познакомить учащихся с целями и средствами общения. Активизация мыслительной деятельности. | Речевая разминка, речевая ситуация, игровая ситуация. | Предметные картинки | |
3.4. | Напишите мне письмо | Закрепить знания о том, с помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнять в записи письма с помощью пиктограмм. | Речевая разминка, речевая ситуация, худ. слово. | Предметы и их картинки. | |
3.5. | Самое удивительное чудо на свете | Показать роль книги в жизни человека. Развивать любовь к книге, бережное отношение к ней. | Речевая разминка, речевая ситуация, беседа, словесные игры | Книги. | |
3.6. | Зрители и актёры | Развивать коммуникативные способности. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Развитие творческой инициативы. | Речевая разминка, театральная речевая ситуация, беседа по теме. | ||
3.7. | Умеет ли разговаривать природа | Закрепить правила поведения, общения с природой. Развитие воображения, пантомических навыков. Учить произносить фразы с определённой интонацией и с разной силой голоса. | Речевая разминка, речевая ситуация, беседа о правилах поведения на природе. Лексико-грамматическая игра. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима. | ||
3.8. | Путешествие в лес | Формировать речевые умения: словесно описывать животных, их поведение, действия. Развитие наблюдательности. Воспитание гуманного отношения к животным | Речевая разминка, игра-инсценировка, речевая ситуация, беседа по теме | Маски-шапочки | |
Речевой этикет формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение. | |||||
4.1. | Всё начинается со слова «Здравствуй- те» | Развивать представление о форме вежливого приветствия, раскрыть значение вежливых слов, учить их правильно употреблять слова в речи. Учить, выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. | Речевая разминка, речевая ситуация. Худ. слово. Словесные игры | ||
4.2. | Это слово говорят, если вас благодарят | Развивать умение уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Продолжать работу над интонационной выразительностью. Развивать воображение, коммуникативные навыки, культуру речевого общения. | Речевая разминка, речевая ситуация. | ||
4.3. | Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) | Учить, вежливо обращаться с просьбой к собеседнику. Учить, интонационно выразительно проговаривать фразы. Развивать воображение, импровизацию в ходе инсценирования, пантомимические навыки. | Речевая гимнастика, речевая ситуация, игровая ситуация. | ||
4.4. | Когда без извинения не обойтись? | Познакомить с правилами общения, которые используются при извинении. Учить находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Воспитывать доброжелательное отношение детей в игре. | Речевая разминка, речевая ситуация, беседа, словесная игра, обыгрывание ситуации. | Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость» | |
4.5. | Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) | Знакомить детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли. Побуждать детей к импровизации, творчеству, развивать коммуникативные навыки. | Речевая разминка, речевая ситуация. Художественное слово. | Предметные картинки. | |
Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения) | |||||
5.1. | Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора). | Расширять понимание детей о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. | Речевая разминка, игровая ситуация, худ. слово. | Мяч, предметные картинки, | |
5.2 | У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.) | Познакомить детей, что телефон это важное средство короткого общения. Закрепить правила общения по телефону. | Речевая разминка, речевая игровая ситуация, словесная игра «Испорченный телефон». | Телефонный аппарат, предметные картинки | |
5.3. | В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя). | Развивать речевое внимание и речевое дыхание, интонационную выразительность, обогащать словарный запас. Учить описывать предмет, закреплять навыки речевого общения в модельной ситуации. | Речевая гимнастика, речевая ситуация, словесная игра «Назови одним словом», худ. слово. | Предметные картинки по теме. | |
5.4. | К нам гости пришли! | Обучать правилам гостевого этикета. Воспитывать навыки доброжелательного общения, уверенность в себе. Развивать интонационную выразительность, творчество и инициативу. | Речевая разминка, речевая ситуация, худ. слово, лексико-грамматическая игра. | Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки. | |
5.5. | Угощения в День рождения | Познакомить детей с правилами столового этикета. Развивать навыки соблюдения чистоты и аккуратности за столом. Развивать интонационную выразительность, желание импровизировать речевые диалоги, речевые формы общения. | Речевая разминка, речевая ситуация, словесная игра. | Предметные картинки. | |
Всего: | 66 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002.
Бабаева Т.И. У школьного порога. –М.,1993.
Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.
Быстрова Т.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.. 2001.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.. 2001.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.,2001.
Графт Т.Р. Азбука общения // Класс.1995.№4.
Джежелей О.В. Колобок: Лит. Игры и забавы – для всех кто любит сказки. - М..1994.
Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 кл. – М., 1995.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника. - М.,1996.
КлюеваН. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.
Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 1-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.
Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.
Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-вопитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.
Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Мастерская поделок"
Эта программа поможет детям 5-6 лет с помощью игр и сказочных героев освоить курс ручного труда за 1-2 класс...
Программа мастерской "Умелые руки"
Программа разработана для 1 класса. Занятия проводятся 2 раза в неделю....
Рабочая программа мастерской "Тайна"
Рабочая программа театральной мастерской "Тайна" для 1 класса...
Рабочая программа часов общения "Этические беседы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа Мастерская Самоделкина
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по трудовому направлению «Мастерская Самоделкина» для 2 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной про...
Рабочая программа Мастерская творчества "Радуга успеха" для 2 класса
Вариант рабочей программы по внеурочной деятельности для 2 класса. Можно использовать и для других классов, но необходимо вносить изменения в соответствии с календарём и интересами учителя, роди...
Рабочая программа Мастерская творчества «Радуга успеха» для 2 класса
Вариант рабочей программы по внеурочной деятельности для 2 класса. Можно использовать и для других классов, но необходимо вносить изменения в соответствии с календарём и интересами учителя, роди...