Исследование нарушений чтения у младших школьников общеобразовательной школы.
методическая разработка (логопедия) на тему

Андреева Ирина Борисовна

 В работе представлены цели, задачи, методы и организация исследования нарушений чтения у младших школьников.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Цель, задачи, методы и организация исследования

ЦЕЛЬ констатирующего эксперимента: выявить специфические трудности в овладении чтением младшими школьниками общеобразовательной школы.

В соответствии с целью были выдвинуты следующие ЗАДАЧИ:

– Изучить литературные данные с целью научно-теоретического обоснования и разработки методики констатирующего эксперимента.

– Экспериментально изучить особенности речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме.

– Исследовать своеобразие процесса овладения чтением учащимися 2 класса массовой школы, а именно сформированность у них таких характеристик чтения, как скорость, способ, правильность, выразительность и понимание прочитанного.

МЕТОДЫ, используемые в работе:

– организационные (выбор базы исследования, отбор детей в экспериментальную и контрольную группу);

– эмпирические (наблюдение за учащимися; беседа, констатирующий эксперимент);

– количественные и интерпретационные (количественный и качественный анализ полученных данных).

Научно-теоретическое обоснование методики исследования

Научно-теоретической основой исследования явились положения о чтении как о сложном психофизиологическом процессе, а также современные представления о речевых и психологических предпосылках усвоения навыка чтения.

1. Известно, что чтение представляет собой сложный интегративный психофизиологический процесс, осуществляемый при непосредственном участии и контроле со стороны высших отделов центральной нервной системы и при совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов. Чтение включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв, соотнесение букв со звуками и звукового образа слова с его звучанием.

В процессе чтения условно выделяют две стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона процесса чтения включает узнавание букв, соотнесение зрительного образа написанного слова с его звуковой формой и слитное произнесение слога и слова. Смысловая сторона процесса чтения (понимание) представляет собой основную его цель.

Между этими сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. И это не случайно, так как правильное понимание читаемого предопределяется точностью зрительного восприятия, соотнесением зрительного, речеслухового и кинестетического образа слова. С другой стороны, процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания прочитанного.

2. Правильное овладение чтением у детей возможно при наличии следующих условий:

1) Если ребенок дифференцирует звуки речи, то есть когда у него имеется четкий образ звука и когда звук не смешивается с другим звуком ни по слуху, ни артикуляторно. В том случае, когда у ребенка нет четкого звукового образа звука, соотнесение звука с буквой становится затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками. И, наоборот, разные буквы могут называться одним и тем же звуком. Усвоение буквы в этом случае происходит замедленно, за буквой не устанавливается определенного звучания.

2) Если у ребенка имеется представление об обобщенном звуке речи, то есть о фонеме. В процессе выделения звука из слова ребенок должен во всем разнообразии его звучания, зависящем от положений звука в слове, уловить некоторое основное, постоянное качество вариантов звука, независимо от его постоянных свойств. Таким образом, ребенок должен отвлечься от второстепенных свойств звуков и выделить фонему. Только при этом условии в процессе обучения чтению формируется представление о графеме, о соотнесении буквы с фонемой.

3) Если у ребенка достаточный уровень фонематического развития. Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с этой буквой. Однако в процессе чтения слога единицей зрительного восприятия на этой ступени является буква. А чтобы слитно прочитать слог, необходимо представить тот слог устной речи, который включает соответствующие звуки, причем эти звуки следуют друг за другом в той же последовательности, в какой даны буквы в слоге. То есть для преодоления трудностей слияния звуков в слоги необходимо сформировать у детей не только умение различать и выделять звуки, но и четкие представления о звуковом составе слога, слова устной речи, т. е. необходим достаточный уровень развития фонематических функций.

4) Если у ребенка достаточный уровень развития грамматического строя речи. Если у ребёнка нарушен грамматический строй речи, нет опоры на точные языковые обобщения, на чёткие представления о закономерностях образования и изменения слов и их сочетаемости в предложении, смысловая догадка в этом случае либо отсутствует, либо играет отрицательную роль, так как приводит к большому количеству специфических дислексических ошибок. Если морфологическая структура слова недостаточно осознаётся детьми, то в процессе чтения не возникает правильной смысловой догадки, и возникает аграмматизм, связанный с трудностями восприятия тонких грамматических значений, обусловленных морфологической структурой слова.

5) Если у ребенка достаточно развиты зрительный анализ, синтез а также пространственные представления. Эти условия необходимы потому, что для ребенка, начинающего читать, буква является сложным графическим элементом. Каждая буква состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе и сходных по начертанию, необходимо осуществить зрительный анализ каждой буквы, выделить составляющие ее элементы. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении буквенных элементов, то усвоение зрительного образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений.

Таким образом, в норме у детей должны быть сформированы следующие функции:

1) звукопроизношение и фонематическое восприятие (дифференциация, различение фонем);

2) умение воспроизводить звуко-слоговую структуру слова;

3) языковой анализ и синтез (и прежде всего возможность выделения звуков из речи и синтез их в слово);

4) грамматический строй речи (а именно функции словообразования и словоизменения);

5) зрительно-пространственные представления: гнозис, праксис, мнезис (способность определять сходство и различие букв, возможность точного запоминания зрительного образа букв).

В целом, опираясь на данные теоретические положения, нами была составлена методика констатирующего эксперимента.

Содержание методики констатирующего эксперимента

В методике были использованы задания, предложенные в работах А.Н. Корнева /25/, О.Б. Иншаковой /19/, Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной /50/, а также Р.И. Лалаевой и Л.В. Венедиктовой /30/.

Перед началом экспериментального обследования, с детьми проводилась беседа, целью которой являлось установление атмосферы взаимопонимания между испытуемым и экспериментатором, содействие созданию у ребенка мотива для выполнения предлагаемых заданий. В ходе проведения эксперимента обращалось внимание на то, понимает ли ребенок инструкцию, выполняет предложенные задания с интересом или формально, как реагирует на затруднения в процессе деятельности (теряет интерес к работе или продолжает ее), какова эмоциональная реакция при завершении выполнения задания. При анализе результатов учитывались количество ошибок, допущенных ребенком при выполнении проб, скорость выполнения заданий, а также характер ошибок и степень самостоятельности.

Исследование велось по следующим направлениям. 

I. Исследование звукопроизношения.

II. Исследование фонематического восприятия (слуховой и слухо-произносительной дифференциации звуков).

III. Исследование звуко-слоговой структуры слова.

IV. Исследование языкового анализа и синтеза (простых и сложных форм фонематического анализа, фонематического синтеза, слогового анализа и синтеза, анализа предложений на слова и синтеза предложений из слов).

V. Исследование грамматического строя речи (функций словообразования и словоизменения).

VI. Исследование зрительно-пространственных функций (оптико-пространственного гнозиса и праксиса, умения конструировать и реконструировать буквы).

VII. Исследование процесса чтения.


I. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Процедура: Исследование звукопроизношения проводилось по общепринятой в логопедической практике методике: детям предъявлялась картинка и предлагалось назвать изображенный на ней предмет.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи, что/кто это?».

Речевой материал: включал слова различной звуковой и слоговой структуры. Исследуемые звуки (свистящие – [с], [с']; [з], [з']; [ц]; шипящие – [ш]; [ж]; [ч]; [щ]; сонорные – [л], [л']; [р], [р']) находились в начале, конце или середине слова:

Оценка выполнения: 

4 балла – правильное произношение всех звуков;

3 балла – нарушение произношения одной фонетической группы звуков;

2 балла – нарушение произношения двух групп звуков;

1 балл – нарушение произношения свыше двух фонетических групп звуков.

II. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1). Исследование слуховой дифференциации.

Процедура: На столе перед учеником раскладывались пары картинок и предлагалось показать ту картинку, которая будет названа.

Речевой материал: почка - бочка, катушка - кадушка, кора - гора, софа - сова, зуб - суп, сайка - зайка, лук - люк, круг - крюк, банка - банька, мишка – мышка, сом - том, зверь - дверь, лиса - лица, кочка - кошка, рак - лак, крыша - крыса, мишка - миска, роза - рожа.

Инструкция: «Покажи картинку, которую я назову».

2). Исследование слухопроизносительной дифференциации

Процедура: Ученику четко произносятся слоги (ребенок сидит рядом с экспериментатором, чтобы устранить возможность чтения с губ) и предлагается их повторить.

Инструкция: дается инструкция: «Сейчас я буду читать тебе слоги, ты внимательно их слушай и повторяй за мной, как эхо». При произнесении слогов лицо экспериментатора экранируется в целях устранения возможности чтения с губ.

Речевой материал: серии из трех слогов со слогообразующими гласным /а/. Порядок предъявления слогов случайный: ма-на-ма, ся-зя-ся, ча-тя-ча, ба-па-ба, ля-ра-ля, ва-ба-ва, ва-фа-ва, на-ня-на, ща-ча-ща, га-ка-га, за-зя-за, ла-мя-ла, ша-ща-ша, да-та-да, ра-ря-ра, ца-ча-ца, за-са-за, са-ша-са, ря-ля-ря, ша-жа-ша, за-жа-за, ся-са-ся, ла-ра-ла, ца-са-ца, ва-ра-ва, ла-ля-ла, ха-ка-ха, ба-да-ба, фа-ша-фа, да-за-да, са-та-са, пя-тя-пя, да-га-да.

Оценка выполнения: 

4 балла – правильное, безошибочное выполнение;

3 балла – нарушение слуховой дифференциации по одному признаку;

2 балла – замена, смешение звуков по каким-либо двум различным признакам дифференциации;

1 балл – нарушение слуховой дифференциации более, чем по двум дифференциальным признакам.

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Процедура: Ребенку предъявлялась по очереди картинка и предлагалось назвать ее. Если ребенок не знал какое-либо слово, ему разъяснялось его значение. Если ребенок называл правильно или же допускал ошибку, переходили к следующей картинке (ошибки не исправлялись).

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи мне, что это такое?».

Речевой материал: 

односложные слова с простой структурой: кот, дом, мяч, шар, нож, рак.

односложные слова со стечением согласных: хлеб, ключ, танк, слон, торт, мост.

двусложные слова из двух открытых слогов: ноты, муха, вата, рыба, весы, пила.

двусложные слова с одним закрытым слогом: петух, веник, мешок, замок, банан, лошадь.

двусложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, кепка, туфли, лампа, сумка, ведро.

двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: стакан, кровать, клубок, фартук, рюкзак, медведь.

двусложные слова с двумя стечениями согласных: кружка, свечка, кнопки, кресло, звезда, свекла.

трехсложные слова из открытых слогов: машина, корова, лопата, лимон, собака, малина.

трехсложные слова с закрытым слогом: телефон, самолет, самовар, молоток, барабан, помидор.

трехсложные слова со стечением согласных: бабочка, подушка, ромашка, улитка, ботинки, рубашка.

трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: светофор, автобус, пистолет, карандаш, вертолет, цыпленок.

трехсложные слова с двумя стечениями согласных: скакалка, перчатки, игрушки, кисточка, ласточка, расческа.

Оценка выполнения: 

4 балла – правильное воспроизведение всех слов;

3 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, ошибки в трехсложных словах;

2 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, ошибки в трех- и двухсложных словах или в словах со стечениями согласных;

1 балл – нарушение слоговой структуры и звукового оформления слов даже в односложных словах или словах с открытыми слогами.

IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Исследование состояния фонематического анализа

1). Выделение первого гласного ударного звука.

Процедура: Экспериментатор показывает школьнику картинку, называет слово и предлагает назвать первый звук в данном слове.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это утка. Скажи, какой первый звук в этом слове».

Речевой материал: астра, окна, иглы, утка, эхо.

2). Выделение первого согласного звука.

Процедура: Экспериментатор показывает школьнику картинку, называет слово и предлагает назвать первый звук в данном слове.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это санки. Скажи, какой первый звук в этом слове».

Речевой материал: ландыш, танк, кот, санки, дерево.

3). Выделение последнего гласного звука.

Процедура: Экспериментатор показывает школьнику картинку, называет слово и предлагает назвать последний звук в данном слове.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это пила. Скажи, какой последний звук в этом слове».

Речевой материал: пила, грибы, кольцо, кенгуру, очки.

4). Выделение последнего согласного звука.

Процедура: Экспериментатор показывает школьнику картинку, называет слово и предлагает назвать последний звук в данном слове.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это кот. Скажи, какой последний звук в этом слове».

Речевой материал: кот, автобус, дом, шар, стул.

5). Определение местоположения звука.

Процедура: Экспериментатор называет слово, ребенок должен определить место звука «ш» в слове.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Покажи ту картинку, где звук «ш» слышится в начале (середине, конце) слова».

Материал: шапка, кошка, карандаш, шуба, малыш, машина, каштан.

6). Определение последовательности и количества звуков в слове.

Процедура: Экспериментатор показывает школьнику картинку, называет слово и предлагает назвать все звуки в данном слове по порядку и сосчитать их.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это стул. Назови все звуки в этом слове по порядку и посчитай, сколько всего звуков в слове стул».

Речевой материал: дом, муха, стул, кошка, диван, стакан, сапоги, машина, катушка.

Оценка выполнения: 

4 балла – правильное выполнение всех инструкций, ошибок не допущено;

3 балла – ошибки в заданиях на исследование сложных форм фонематического анализа многосложных слов и слов со стечениями согласных;

2 балла – ошибки в сложных формах анализа слов простой слоговой и звуковой структуры;

1 балл – ошибки во всех предложенных заданиях, нарушение простых и сложных форм звукового анализа.

2. Исследование фонематического синтеза

Процедура: Экспериментатор называет звуки и предлагает составить из них слово.

Инструкция: «Я назову тебе отдельные звуки, а ты скажи, какое слово можно составить из этих звуков?».

Речевой материал: звуки, данные в правильной последовательности, из которых можно составить слова: н-о-с; ш-а-р; д-о-м; к-о-т, к-о-ш-к-а; л-а-п-а; л-и-с-т; п-о-л-к-а, с-л-о-в-о.

Оценка выполнения: 

4 балла – правильное выполнение инструкции, ошибок не допущено;

3 балла – требуется повторное воспроизведение звуков, после которого ребенок правильно синтезирует звуки в слово;

2 балла – требуется повторное воспроизведение звуков, ошибки в синтезе слов со стечением согласных;

1 балл – требуется повторное воспроизведение звуков, ошибки в синтезе односложных слов или перечисление звуков без слияния.

3. Исследование состояния слогового анализа

Процедура: Экспериментатор произносит слово и предлагает ученику назвать все слоги по порядку и сосчитать их количество.

Инструкция: «Сейчас я произнесу слово, а ты назови мне все слоги в данном слове по порядку и определи, сколько всего слогов в этом слове».

Речевой материал: мяч, стол, булка, стена, береза, кнопка, экскаватор, квадрат, земляника.

Оценка выполнения: 

4 балла – правильное выполнение задания, ошибок не допущено;

3 балла – выполнение с повторного предъявления слова; допущено ошибки в многосложных словах со стечением согласных; 

2 балла – увеличение или сокращение количества слогов в словах сложной слоговой и звуковой структуры, подсчет производит с опорой на материальные действия;

1 балл – нарушение порядкового и количественного анализа в простых словах.

4. Исследование состояния слогового синтеза

Процедура: Экспериментатор медленно с небольшими паузами произносит слоги, из которых ученику необходимо составить слово.

Инструкция: «Сейчас я буду произносить слова по слогам. Ты внимательно слушай меня, а потом скажи слово слитно. Некоторые слоги «забыли» свое место. В таком порядке из них невозможно составить правильные слова. Помоги слогам вспомнить, где они стояли. Поставь их на нужные места, тогда получится правильное слово».

Речевой материал: слова: роза, канава, шуба, стена, потолок, машина, сковорода, молоко, лягушка, представленные следующим образом: ро-за, ка-на-ва, ба-шу, на-сте, по-то-лок, ма-на-ши, ско-во-ро-да, ко-ло-мо, ля-гуш-ка.

Оценка выполнения: 

4 балла – правильное выполнение задания;

3 балла – ошибки в синтезе слов, предъявленных в нарушенной последовательности слогов;

2 балла – ошибки в синтезе многосложных слов и слов, данных в правильной последовательности слогов;

1 балл – неправильное выполнение заданий, многочисленные ошибки.

5. Анализ предложения на слова

Процедура: Экспериментатор произносит вслух предложение и просит ученика внимательно прослушать его, назвать все идущие по порядку в данном предложении слова и определить, количество слов в предложении.

Инструкция: «Сейчас я произнесу предложение, а ты назови мне все слова в нем по порядку и посчитай, сколько всего слов в этом предложении».

Речевой материал: предложения: Дети сажают дерево. Мальчик поливает цветы. Мама купила новую куклу. По дороге едет машина. На улице идет дождь. Ребята собирают в лесу грибы. В класс пришел новый ученик.

Оценка выполнения: 

4 балла – правильное выполнение задания;

3 балла – определение слов в предложениях требует их повторения, ошибки в предложениях с предлогом, допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно;

2 балла – допускаются ошибки в половине предложений, ошибки в предложениях из пяти слов и предложениях с предлогом, задания выполняются с привлечением моторного компонента в виде загибания пальцев рук;

1 балл – задания выполняются только с помощью логопеда при неоднократном исправлении им ошибок, повторение предложения вслед за экспериментатором.

6. Синтез предложения из слов

Процедура: Экспериментатор медленно с небольшими паузами произносит слова, из которых ученику необходимо составить связное предложение.

Инструкция: «Внимательно прослушай слова, постарайся изменить некоторые из них, порядок их расположения и составить предложение.

«Сейчас я буду произносить отдельные слова. Ты внимательно слушай меня, и составь из них связное предложение. Некоторые слова «забыли» свое место. В таком порядке из них невозможно составить правильное предложение. Помоги словам вспомнить, где они стояли. Поставь их на нужные места, тогда получится связное предложение».

Речевой материал: слова: утро, светить, солнце; художник, картина рисует; писать, мама, письмо; в, грибы, собирать, лес, дети; на, ловить, мальчики, пруд, рыба.

Оценка выполнения: 

4 балла – правильное выполнение задания;

3 балла – синтез предложений из слов требует повторения отдельных слов, допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, ошибки возникают только при синтезе предложений с предлогами;

2 балла – безошибочное составление половины предложений с помощью логопеда, ошибки при синтезе предложений с предлогами и при синтезе предложений из слов, данных в нарушенной последовательности;

1 балл – стойкие ошибки в установлении смысловой и синтаксической связи слов в предложении, задание не выполняется даже при многократном повторении слов, повторение слов вслед за экспериментатором.

V. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

1. Исследование функции словообразования

1). Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Процедура: Ученику предъявляется картинка, называется слово и предлагается назвать маленький предмет.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это стакан. Как назвать маленький стакан? Назови его ласково?»

Речевой материал: стакан, дом, стол, стул, нос, хвост, лоб, стекло, перо, звезда, коляска, кувшин.

2). Образование слов, обозначающих детенышей животных.

Процедура: Ученику предъявляется картинка, называется слово и предлагается назвать детеныша данного животного (птицы).

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это корова. Как назвать детеныша коровы?»

Речевой материал: корова, лошадь, коза, овца, рыба, верблюд, свинья, волк, утка, курица, лиса, заяц.

3). Образование качественных прилагательных.

Процедура: Ученику задаются вопросы.

Инструкция: «Как назвать зайца за трусость? Какой он? Если осенью часто идут дожди, как назвать такую осень? Какая она?».

Речевой материал: жадный человек, холодная зима, трусливый заяц, дождливая осень, морозный день, солнечное утро.

4). Образование относительных прилагательных.

Процедура: Ученику задаются вопросы.

Инструкция: «Скажи, если варенье из малины, то оно какое? Если ножницы сделаны из металла, то значит они какие?».

Речевой материал: лист клена, шуба из меха, ножницы из металла, суп из грибов, сок из сливы, варенье из яблок, салат из моркови, гора из снега, джем из черники, крыша из соломы, варенье из груш, сок из винограда, занавеска из ситца, шишка сосны.

5). Образование притяжательных прилагательных.

Процедура: Ученику предъявляется картинка, и предлагается ответить на вопросы.

Инструкция: «Скажи, чья эта лапа? А чей это хвост?».

Речевой материал: хвост рыбы, голова лисицы, лапа медведя, дупло белки, гнездо вороны, яйцо утки, хвост волка, панцирь черепахи.


Оценка выполнения: 

4 балла – правильное выполнение задания;

3 балла – допущены единичные ошибки, выполнение задания с помощью экспериментатора в виде отдельных уточнений, использование наиболее продуктивных способов словообразования для данной модели;

2 балла – выполнение задания только по образцу позволяет правильно образовывать лишь отдельные словоформы, использование неправильной формы для данного задания, но имеющейся в системе русского языка;

1 балл – допущены многочисленные ошибки с использованием неправильной формы словообразования, использование ненормативных суффиксов, умение образовывать новые словоформы не сформировано, ошибки не исправляются, отказ от выполнения.

2. Исследование функции словоизменения

1). Образование множественного числа существительных в именительном падеже.

Процедура: Ученику дается инструкция.

Инструкция: «Подбери к слову пару, например: дом - дома».

Речевой материал: стол, нож, мяч, дом, окно, сосед, крыша, слива, стул, яблоко, звезда, лев, ухо, дятел, перец.

2). Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

Процедура: Ученику предъявляется картинка, и предлагается ответить на вопросы.

Инструкция: «Что изображено на картинки, какого цвета изображенный предмет».

Речевой материал: синяя футболка, синие баклажаны, синий ремень, синее ведро, красный свитер, красная ваза, красные туфли, красное платье.

3). Согласование существительных с числительным.

Процедура: Детям необходимо согласовать предложенные слова с числительными «два» и «пять». Для наглядности были предложены картинки.

Инструкция: «Посмотри на картинку, что это? А если бы их было два, как нужно сказать. А если – пять. Пример: шар – два шара – пять шаров».

Речевой материал: 2 куклы – 5 кукол, 2 кубика – 5 кубиков, 2 машины – 5 машин, 2 мяча – 5 мячей, 2 книги – 5 книг, 2 карандаша – 5 карандашей, 2 ручки – 5 ручек, 2 дерево – 5 деревьев, 2 кошки – 5 кошек.

4). Название существительных в родительном падеже.

Процедура: Школьнику предъявляются парные картинки и дается инструкция:

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке есть медведь? А на этой картинке нет. Кого нет на второй картинке?»

Речевой материал: кукла – нет куклы, медведь – нет медведя, машина – нет машины, заяц – нет зайца, мяч – нет мяча, ручка – нет ручки, книга – нет книги, стул – нет стула, кубик – нет кубика, кровать – нет кровати.

Оценка выполнения: 

4 балла – правильное выполнение задания;

3 балла – допущены единичные ошибки, выполнение задания с помощью экспериментатора, использование наиболее продуктивных форм изменения слов, а также допускаются ошибки в словах, требующих изменения основы слова;

2 балла – выполнение задания только по образцу, допущены ошибки в словах с безударными флексиями;

1 балл – допущены многочисленные ошибки изменения слов, как с безударными, так и с ударными флексиями, ошибки не исправляются, отказ от выполнения.


VI. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ

1). Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса.

Процедура: Исследуется умение ребенка ориентироваться в частях собственного тела. С этой целью экспериментатор предлагает ему выполнить  различные инструкции. В ходе выполнения инструкций логопеда выясняется, владеет ли ученик такими пространственными понятиями, как «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «справа», «слева», «впереди», «позади».

Инструкция: «Подними правую руку, левой рукой дотронься до правого уха и правой рукой закрой левый глаз. Покажи, где у меня правая рука, а где у меня левая рука. Покажи, где верх стола, а где низ стола. Назови, какие предметы находятся справа от тебя, а что слева от тебя. Перечисли предметы, стоящие позади тебя. Что находится впереди тебя».

Оценка выполнения: 

4 балла – правильное и точное выполнение задания;

3 балла – допущены единичные ошибки в пространственной ориентировке, большинство которых исправляется после замечаний экспериментатора; требуется медленное дробное повторение инструкции; длительный поиск нужного направления или стороны;

2 балла – замедленное, неуверенное выполнение, смешение пространственных понятий, зеркальное выполнение инструкции;

1 балл – многочисленные ошибки или хаотичное выполнение.

2). Исследование умения конструировать и реконструировать буквы.

Процедура: Экспериментатор демонстрирует школьникам элементы печатных букв, просит их внимательно рассмотреть. Затем предлагает составить из них буквы.

Инструкция: «Посмотри внимательно, это буквы. Только некоторые части у них отломались. Построй букву правильно».

Оценка выполнения: 

4 балла – правильное и точное выполнение задания;

3 балла – замедленное, неуверенное выполнение, длительный поиск направления и места элементов;

2 балла – ошибки в виде лишних элементов или пропуск элементов букв; длительный поиск нужного направления;

1 балл – многочисленные ошибки, неправильное расположение элементов букв или зеркальное отображение.

VII. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ

Процедура: Учащимся был предложен для чтения текст «Как я ловил раков». В конце каждой строки указанно количество прочитанных на данный момент слов. Для выяснения степени понимания смысла прочитанного были заданы вопросы: Сколько ручейков текут в деревне? Где мальчики ловят раков? Что мальчики с ними делают? Что боялся сделать мальчик? Почему? Что посоветовал ему друг? Эти вопросы задавались по той части текста, которая была прочитана учеником за 1 минуту. 

Инструкция: «Постарайся читать правильно и быстро».

Речевой материал:

В нашей деревне текут два ручейка. В них живёт   (9)

много раков. Мальчики ловят их руками под камнями,  (17)

дырах между корнями или под берегом. Потом они (26)

варят их и лакомятся ими. Одного рака я получал от        (36)

моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный. 46)

Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать,         (54)

а трудно сделать. У раков своё оружие – клешни,  (63)

которыми они щиплются как следует. Кроме того, я  (71)

боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно (80)

прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг (88)

посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому.  (96)

Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо.  (103)

Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить        (112)

из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень (122)

понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. (130)

В пруду я нашёл глубокое место и сунул палку в воду.  (141)

Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел (150)

Нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и,          (160)

Наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил (169)

Мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень (177)

Осторожно вытянул свою удочку из воды – и рак лежит на траве. (188)

Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они (197)

были красными! И очень вкусными! (202)

Оценка выполнения (производилась по трём критериям):

Критерий скорости чтения:

4 балла - высокая скорость чтения, от 60 слов в минуту и выше;

3 балла - средняя скорость чтения, от 45 до 59 слов в минуту;

2 балла - низкая скорость чтения, от 30 до 44 слов;

1 балл - очень низкая скорость чтения, 29 и менее слов в минуту.

Критерий правильности чтения:

4 балла - не более 3 ошибок с самокоррекцией;

3 балла - не более 6 ошибок на уровне слова, большая часть исправлена самостоятельно;

2 балла - до 6 ошибок на уровне слова и слога, без самокоррекции;

1 балл - множественные ошибки на разных уровнях.

Критерий понимания смысла прочитанного:

4 балла - полное понимание смысла прочитанного, ребёнок отвечает на все вопросы.

3 балла - включает все смысловые фрагменты при полном отсутствии второстепенных подробностей.

2 балла - фрагментарность или незначительное изменение смысла;

1 балл - отсутствие понимания или грубое искажение смысла.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушения чтения у младших школьников в условиях "Центра диагностики и консультирования"

Организация коррекционно-развивающего обучения по преодолению и предупреждению ошибок чтения у детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях в условиях "Центра диагностики и консультиро...

Преодоление нарушений чтения у младших школьников

Задания для преодоления нарушения чтения и письма у детей младшего шкльного возраста....

Предупреждение дизорфографии у младших школьников общеобразовательной школы

Предупреждение дизорфографии у младших школьников  общеобразовательной школы...

Методика исследования нарушений чтения у младших школьников

Методика исследования нарушений чтения у младших школьников  В основу методики  положены современные представления о процессе формирования навыков чтения, о функционал...

ВКЛЮЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Среди методов коррекции логопедических нарушений сположительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. По мнению Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д.Б. Элькони...

Система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

«Коррекция нарушений чтения у младших школьников»

Нарушения чтения, или дислексия, являются распространенной проблемой у младших школьников. Они могут проявляться в затруднениях с декодированием, пониманием текста, запоминанием информации и т.д. Несв...