Рабочая программа по преодолению фонетических ,фонетико-фонематических нарушений речи у детей младшего школьного возраста
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме
Рабочая программа по преодолению фонетических, фонетико-фонематических нарушений речи у детей младшего школьного возраста составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Цель программы: Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей обучающимся, имеющим речевые нарушения,освоение основной образовательной программы начального общего образования и успешную социализацию в обществе.
Адресат: обучающиеся 1 класса с ФФНР,ФНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2115»
(ГБОУ Школа №2115)
Рабочая программа
по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей младшего школьного возраста
Составитель:
Учитель-логопед СП № 2
Межуева Наталья Геннадьевна
Пояснительная записка.
Коррекционная работа проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом НОО.
В соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования деятельность образовательной организации должны быть направленна на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися (в том числе обучающимся с нарушением речи) основной образовательной программы начального общего образования.
Важным условием для успешного обучения детей с нарушением развития речи является организация коррекционно-педагогической работы.
Рабочая программа по коррекции ФФНР, ФНР составлена на основе:
- Программно-методических материалов «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» О.А. Ишимова. С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение ,2014.
- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. Т.Б. Бессоновой. М.: АПК и ППРО, 2010.
- Авторской программы Ефименковой Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». М. 1996; - Авторской программы Дорофеевой С.Е., Семенюты Л.В., Маленьких Л.А. «Коррекция нарушений речи у младших школьников». М., 2011
Цель: Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей обучающимся, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы начального общего образования и успешную социализацию в обществе.
Адресат: обучающиеся 1 класса с ФФНР, ФНР (недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов устной речи).
В ходе реализации программы важным является решение следующих задач:
- развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи (обогащение, закрепление, активизация словаря);
- совершенствование грамматической правильной речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающихся, тесной преемственности между занятиями по коррекции звукопроизношения , обучения грамоте и развитием речи.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе узкоспециальных принципов обеспечения логопедической работы:
- учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
- комплексность с точки зрения развития речи младших школьников;
- воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода);
- опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности;
- учет закономерностей нормального хода речевого развития.
В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать;
- учет ведущей деятельности;
-поэтапность. В логопедическом процессе следующие этапы: диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции звукопроизношения, подготовка органов артикуляционного аппарата, отработка правильного речевого дыхания), постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков, оценка и контроль (оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов);
-учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с каким-либо отклонением, индивидуален;
-взаимодействие (сотрудничество с родителями). Роль родителей в устранении речевой проблемы – одна из ведущих;
-формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения;
-систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации.
Характеристика состава обучающихся.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. К тому же, наблюдается незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем.
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение звукового оформления речи при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Причиной искаженного произнесения звуков обычно являются недостаточная сформированность или нарушения артикуляторной моторики.
Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у младших школьников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Педагогические условия и средства реализации программы.
Коррекционно-развивающая работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений проводится во время специально организованных занятий.
Периодичность занятий | ||
Индивидуальные | Индивидуально- подгрупповая | Подгрупповая |
ФНР 2 раза в неделю | 1 раз в неделю | |
ФФНР 2-3 раза в неделю | 3 раза в неделю | 2 раза в неделю |
Групповые и фронтальные занятия.
Для групповых и фронтальных занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 25-30 мин.
Основная цель подгрупповых занятий – формирование навыков коллективной работы. На этих занятиях дети учатся оценивать качество речевых высказываний сверстников.
Индивидуальные занятия.
Продолжительность занятий – ФНР – 3-6 мес., ФФНР –1 год. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями. Продолжительность индивидуальных занятий – 15-20 мин. – 2 раза в неделю.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии. На индивидуальных логопедических занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях ребенок овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах сложной и несложной слоговой структуры. Выпуск детей производится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Материально-техническое обеспечение.
Для проведения логопедических занятий должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
• оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
• технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
• классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
• демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
• вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
• экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику;
• дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
• библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Программно-методическое обеспечение
1. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
2. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
3. О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. М.: Просвещение 2014
Учебные средства:
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
- Коноваленко С.И. Комплект рабочих тетрадей для закрепления звуков.
- Тетрадь-помощница «Развитие речи» О.А. Ишимова, В.Д. Подотыкина. М.: Просвещение 2014
Планируемые результаты логопедической работы.
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
-правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
-чётко дифференцировать все изученные звуки;
-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
-различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
-производить элементарный звуковой анализ и синтез;
-придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов;
-ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.
-овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Содержание логопедических занятий по преодолению ФФНР, ФНР.
Произношение | Фонематическое восприятие | Развитие речи |
1 период | ||
Выработка дифференцированных движений артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Закрепление навыков правильного произношения звуков. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические признаки. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями детей). Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окрашенности речи. | Развитие способности дифференцировать неречевые и речевые звуки. Развитие способности дифференцировать звуки речи по высоте и силе голоса. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых слов. Знакомство с буквами, обозначающими звуки. Соотнесение буквы и звука. Знакомство с анализом и синтезом слогов, слов. Различение односложных и многосложных слов. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного в конце слова. | Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление употребления формы родительного падежа с предлогами. Согласование притяжательных местоимений с существительными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации действий. Объединение предложений в текст. Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графический планы. |
2 период | ||
Продолжение работы над подвижностью речевого аппарата. Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах. Дифференциация сохранных звуков (с проговариванием), различающихся по твердости - мягкости, глухости-звонкости в словах и фразах. | Определение наличия звука в слове. Распределение картинок, название которых включает: дифференцируемые звуки, определенный заданный звук. Определение места звука в слове, выделение гласного звука после согласного. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. Анализ и синтез слов простой и сложной слоговой структуры. Закрепление понятия «твердый - мягкий», «звонкий-глухой» и их дифференциация. | Закрепление в самостоятельной речи навыка: согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже, согласования порядковых числительных с существительными. Закрепление умения подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова, составлять слова по демонстрации действий, картине, вопросам. Распространение предложений за счет введения однородных членов предложения. Закрепление навыка составления предложений по демонстрации действий, рассказа по картине с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графический планы. |
3 период | ||
Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация звуков по месту образования, в прямых и обратных слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и фразах, коротких текстах, стихах. Закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Совершенствование интонационной выразительности речи. | Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей схеме слова. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слога с заданным количеством звуков. Определение количества звуков в слове. Определение порядка следования звуков в слове. Определение звуков, стоящих перед и после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков. | Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, ленточка), прилагательных (сосновая). Подбор однородных слов (машина подъехала к дому). Употребление предложных конструкций (залез под шкаф). Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель). Формирование навыка повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности. Формирование навыка составления рассказа с элементами творчества. Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка . |
Продолжительность программы: 0,5-1 год
Общее количество тем: 33
Количество проверочных работ: 2
Календарно - тематическое планирование подгрупповых занятий для детей с ФФНР.
Тема | Содержание | Ча сы | По пла ну | Факт |
1«Осен-ний пейзаж» Звук О и буква О. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки об осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о явлениях природы). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение звуков в слово. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука О. Характеристика гласного О. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на заданный звук, определение места звука. | 2 |
2«Осен-ний пейзаж. Дети собирают грибы» Буква Е. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки об осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о явлениях природы). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на букву Е. | 2 | ||
3«Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме». Звук и буква А. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки ). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук А, определение места звука слове. | 2 | ||
4«Зим- ний пейзаж. Звук и буква И. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук И, определение места звука слове. | 2 | ||
5«Зим-ний пейзаж. Дети кормят птиц» Звуки Н, Н` и буква Н. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки ). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука в слове, последнего звука в слове. Особенности произнесения, уточнение артикуляции. Характеристика твердого и мягкого согласного. Звуковой анализ с опорой на схему слова со звуком Н. | 2 | ||
6«Зим- ний пейзаж Дети лепят снеговика». Звуки Т Т` и буква Т. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Т, определение места звука слове. | 2 | ||
7«Весенний пейзаж» Звуки С С` и буква С. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о явлениях природы). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук С, определение места звука слове. | 2 | ||
8«Весенний пейзаж Звери и их детеныши». Звуки Р Р` и буква Р. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Р, определение места звука слове. | 2 | ||
9«Весенний пейзаж Дети вешают скворечник». Звуки В В` и буква В. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук В, определение места звука слове. | 2 | ||
10«Летний пейзаж» Звуки Л Л` и буква Л. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Л, Л`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Л , Л` , определение места звука слове. | 2 | ||
11«Летний пейзаж Луг. Стадо». Звуки К К` и буква К. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков К, К`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук К , К` , определение места звука слове. | 2 | ||
12«Летний пейзаж. Отдых людей» Звуки М, М` и буква М. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков М, М`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук М , М` , определение места звука слове. | 2 | ||
13 «Двор» Звуки Д Д` и буква Д. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки об осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о явлениях природы). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Д, Д`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Д , Д` , определение места звука слове. | 2 | ||
14 «Двор. Домаш-ние птицы и живот-ные» Звуки П П` и буква П. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки об осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о явлениях природы). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков П, П`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук П , П` , определение места звука слове. | 2 | ||
15. «Двор. Домаш-ние живот-ные» Звук У и буква У. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки ). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3.Деление слова на слоги. Деление слова на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука У. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук У , определение места звука слове. | 2 | ||
16.«Улица» Буква Я. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Описание маршрута движения от дома до музея с использованием предлогов направления (к, от, из, по, до, и т. д) и предлогов места (на, в, под, у и т. д). Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3.Деление слова на слоги. Определение первой буквы в слове. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на букву Я , определение места буквы в слове. | 2 | ||
17.«Улица. Люди» Звук Ы и буква Ы. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. 3.Деление слова на слоги. Определение последнего звука в слове. Особенности произнесения, уточнение артикуляции. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов со звуком Ы в середине слова , определение места буквы в слове. | 2 | ||
18«Комната» Звуки Г Г` и буква Г. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций. 3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Г, Г`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Г , Г` , определение места звука слове. | 2 | ||
19«Комната с ме-белью» Звуки З З` и буква З. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций. 3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков З, З`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук З , З` , определение места звука слове. | 2 | ||
20 «Комната. Семья» Звуки Б Б` и буква Б. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций. 3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Б, Б`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Б , Б` , определение места звука слове. | 2 | ||
21 «Сквер» Звук Ч и буква Ч. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций. 3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука Ч. Характеристика звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов со звуком Ч в начале слова , определение места звука слове. | 2 | ||
22 «Сквер. Люди» Звук Й и буква Й. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций. 3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука Й. Характеристика звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов со звуком Й в начале слова , определение места звука слове. | 2 | ||
23 «Цирк клоун» Звуки Х Х` и буква Х. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций. Составление короткого рассказа «Случай в цирке» о неожиданном участии в цирковом представлении (помощь клоуну). 3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Х, Х`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Х , Х` , определение места звука слове. | 2 | ||
24 «Афри-ка. Дикие животные» Звук Ж и буква Ж. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций. 3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Ж. Характеристика звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Ж , определение места звука слове. | 2 | ||
25 «Цирк. Фокусник» Звук Ш и буква Ш. | 1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций. 3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука Ш. Характеристика звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Ж, определение места звука слове. | 2 | ||
26-27 конф-ликт лексических тем. «Зимний пейзаж. Дети собирают грибы» Буква Ю. Звук Ц и буква Ц. | 1.Беседа по лексической теме: сопоставление наглядного содержания сюжетной картинки (сравнение и противопоставление). Называние зимних и осенних месяцев. Подбор слов с учетом многообразия лексико-грамматических связей. Подбор слов противоположных по значению, для завершения предложения. Классификация предметов по одному или нескольким признакам. Работа с устойчивыми выражениями (поговорки о зиме, осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о погодных явлениях). Работа над четкостью произнесения коротких фраз 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций. 3. 1.Деление слов на слоги, на звуки. Определение первой буквы в слове. Подбор слов на букву Ю. Звуковой анализ слов с опорой на схему слова. Подбор слов на букву Ю , определение места буквы в слове слове. 3.2 Деление слов на слоги, на звуки. Определение последнего звука в слове. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука Ц. Характеристика звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Ц, определение места звука слове. | 2 | ||
28-29 конф-ликт лексических тем. «Осенний пейзаж. Дети лепят снеговика» . Звук и буква Э. Звук Щ и буква Щ. | 1.Беседа по лексической теме: сопоставление наглядного содержания сюжетной картинки (сравнение и противопоставление). Называние зимних и осенних месяцев. Подбор слов с учетом многообразия лексико-грамматических связей. Подбор слов противоположных по значению, для завершения предложения. Классификация предметов по одному или нескольким признакам. Работа с устойчивыми выражениями (поговорки о зиме, осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о погодных явлениях). Работа над четкостью произнесения коротких фраз 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций. 3. 1.Деление слов на слоги, на звуки. Определение первой буквы в слове. Подбор слов на звук Э. Уточнение артикуляции. Звуковой анализ слов с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Э , определение места звука в слове. 3.2 Деление слов на слоги, на звуки. Определение последнего звука в слове. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука Щ. Характеристика звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Щ, определение места звука слове. | 2 | ||
30-31 конф-ликт лексических тем. «Летний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц» . Буква Ё. Звуки Ф, Ф` и буква Ф. | 1.Беседа по лексической теме: сопоставление наглядного содержания сюжетной картинки (сравнение и противопоставление). Называние зимних и осенних месяцев. Подбор слов с учетом многообразия лексико-грамматических связей. Подбор слов противоположных по значению, для завершения предложения. Классификация предметов по одному или нескольким признакам. Работа с устойчивыми выражениями (поговорки о зиме, осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о погодных явлениях). Работа над четкостью произнесения коротких фраз 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций. 3. 1.Деление слов на слоги, на звуки. Определение первой буквы в слове. Подбор слов на букву Ё. Звуковой анализ слов с опорой на схему слова. Подбор слов на букву Ё , определение места буквы в слове. 3.2 Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Ф, Ф`. Характеристика твердого и мягкого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Ф , Ф` , определение места звука слове. | 2 | ||
32-33 конф-ликт лексических тем. «Летний Весенний пейзаж. Летний отдых людей» Буква Ь, Ъ. | 1.Беседа по лексической теме: сопоставление наглядного содержания сюжетной картинки (сравнение и противопоставление). Называние зимних и осенних месяцев. Подбор слов с учетом многообразия лексико-грамматических связей. Подбор слов противоположных по значению, для завершения предложения. Классификация предметов по одному или нескольким признакам. Работа с устойчивыми выражениями (поговорки о зиме, осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о погодных явлениях). Работа над четкостью произнесения коротких фраз 2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций. 3. 1.Выбор слов с буквой Ь. Деление слов на слоги. Анализ слов с опорой на схему слова с Ь, определение места буквы в слове. 3.2 Выбор слов с буквой Ъ. Деление слов на слоги. Анализ слов с опорой на схему слова с Ъ, определение места буквы в слове. | 2 |
Литература.
1.Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва, “Просвещение”, 1991 г.
2.Ишимова О.А., Шаховская С.Н.,Алмазова А.А «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» М. Просвещение 2014 год
3.Карцева Т.В. “Планирование логопедической работы в начальной школе” ж-л “Логопед” № 6, 2009 г.
4.Сукач Л.М. “Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников”, Москва, “Просвещение”, 1985 г.
5.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе”. – М.: “Когито – Центр”, 1999.
6.Ястребова А.В. “Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений” – М.: АРКТИ, 1999.
7.Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповые занятия. М.: Просвещение, 1998г.
8.Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика». Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста-СПб.: КАРО. 2006г.
9.Пожиленко Е.А. «Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л», Санкт- Петербург: Каро, 2006 г.
10.Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков», Москва – Владос, 1999 г.
11.Ткаченко Т.А. «Коррекция фонетических нарушений у дошкольников», Москва, 2005 г.
12.Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений», сборник упражнений и практических рекомендаций.
13.Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Дети с ФФНР. Воспитание и обучение. М., 2009г.
14.Ястребова А.В. Лазаренко О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность.-М.:Арктур,2001.
15.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
16.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978
17.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
18.О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001
19.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
20.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999
21.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002
22.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000
23.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011
24.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал.-Волгоград:Учитель,2001
Приложение
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
Планирование
индивидуальной логопедической работы (нужное отметить +)
c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- постановка и коррекция звуков:
- группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- группа шипящих – Ш, Ж
- группа аффрикатов Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные – П, Б, М + мягк.
- губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
- заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
- Другие __________________________
- автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
- определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
- определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха.
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
- словообразование;
- словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
- расширять предметный словарь;
- расширять словарь признаков;
- расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
- формировать умение составлять рассказ по картинке;
- формировать умение составлять рассказ по серии картин;
- формировать умение составлять пересказ;
- формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
- развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР по средствам абилитационной педагогики.
Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функц...
Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и воспитания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...
Особенности нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обу...
«Профилактика нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста».
Данный материал имеет практическую направленность. Предлагается комплекс игр-упражнений, направленных на профилактику нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста....
Нарушение письменной речи у детей младшего школьного возраста.Способы их предупреждения и устранения.
Письменная речь - это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи....
Коррекция фонетического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста
Преодоление недостатков в речевом развитии...
Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"
В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим н...