урок развития речи "Овощи"
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

Дубова Людмила Александровна

Цель. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность)  на основе  обобщения и уточнения знаний, полученных по теме.

Задачи урока.

1) Общеобразовательные:

-развивать точность словоупотребления при описании овощей; упорядочить и обобщить знания детей об овощах, их происхождении, их целебных свойствах и способностях предупреждать и излечивать болезни;

-формировать умение использовать смысловые оттенки значений слова;

-обогащать словарный запас слов активизировать словарный запас по данной теме..

2) Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);

- корригировать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении предметов;

-развивать вербальную память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

- развивать логическое мышление;

- развивать критическое мышление;

- развивать интерес к опытно-поисковой деятельности;

3) Воспитательная:

-воспитывать эмоциональную адекватность поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи

3 класс

Обобщающий урок  

Тема. Овощи.

Цель. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность)  на основе  обобщения и уточнения знаний, полученных по теме.

Задачи урока. 

1) Общеобразовательные:

-развивать точность словоупотребления при описании овощей; упорядочить и обобщить знания детей об овощах, их происхождении, их целебных свойствах и способностях предупреждать и излечивать болезни;

-формировать умение использовать смысловые оттенки значений слова;

-обогащать словарный запас слов активизировать словарный запас по данной теме..

2) Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);

- корригировать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении предметов;

-развивать вербальную память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

- развивать логическое мышление;

- развивать критическое мышление;

- развивать интерес к опытно-поисковой деятельности;

3) Воспитательная:

-воспитывать эмоциональную адекватность поведения.  

Оборудование: овощи (предметные картинки и натуральные продукты), ИКТ – компьютер со слайдами; графическая запись слова, слова на карточках, корзинки, приготовленные овощи;  раздаточный материал: набор предметных картинок овощей,  «бегущая» лента,  таблица для домашней работ, рисунки – раскраски.          

Ход урока

   

1. Орг. м.

Приглашение на урок.

- Начинается урок. Я желаю всем…(прочитайте  слово, используя ту букву, которая указана цифрой)       

     2    лужа

     1    дождь   

     2    пасмурно                            

     3    туча

     2    листопад

Дети: удачи

- К какому времени года можно отнести все эти слова?

Дети: к осени

 -Чтение стихотворения учителем

                    Листва желтеет на деревьях,

                    Дожди бывают часто очень,

                    И птицы к югу улетели,

                    Холодный ветер – это осень!

- Покажите, как холодно.

Дети показывают движения руками.

(Чтобы нам было тепло, вспомним про солнышко)

                   Поглядело солнце вправо,

                   А потом налево

                  Лучи свои расправило

                  И нас теплом согрело.

Дети показывают движениями как тепло.

2 .Сообщение темы

    -Расшифруйте тему урока:    □ ◊ □ ○

□ –буква о,  ◊ - в,  ○- щ,  - и  (овощи)

Дети: это овощи.

-Вспомним стих про Натку, повторяет наизусть весь класс, 1 ученик показывает овощи по порядку из стихотворения, беря их из корзинки:

Что растёт у Натки                       Вот томат и перец здесь,

На зелёной грядке?                           Чесночок на грядке есть.

Свёкла, репа, сельдерей,                  и зелёный молодец

Вот лучок стоит порей.                Под листочком огурец.

Тут у нашей Натки рос                Кабачок, кабачок

Горошек сладкий,                         лёг у грядки на бочок.

Да и тут не пусто                      Патиссоны, баклажаны

Выросла капуста.                       –Ну, а где же здесь бананы?

                                                     Не ищите вы их тут!

                                                     В Африке они растут!

  Ребёнок называет: Свекла, репа, сельдерей, лук-порей, горох, капуста, помидор, перец, чеснок, огурец, кабачок, патиссон, баклажан.

 

3. Актуализация знаний         

А) Где растут овощи?  

Дети: на огороде, в поле

- Обратите внимание на этих детей.

                (плакат «Уборка урожая»)

-Чем они заняты?

Дети: убирают урожай овощей

-В какое время года собираем овощи?

Дети: собираем овощи осенью

Уборка урожая осенью: в поле, в саду, в огороде (показ сюжетных картинок).

-Кто из вас помогал в уборке урожая дома?

-Сами ли вырастают овощи?

Дети: нет, их сажают,

С помощью чего?

Дети: сажают семенами.

-Когда их сеют?

Дети: сеют семена весной

-Что нужно делать, чтобы получить хороший урожай?

Дети: поливать, рыхлить, удобрять

Б) история овощей (рассказывает учитель)

-Многие овощи были привезены к нам из-за границы. Капуста, петрушка с берегов Средиземного моря, огурец и свёкла из Индии, помидор и кабачок из Америки, репа, морковь, лук из Азии.

4. Работа по теме.

Сбор урожая 

-Посмотрите на картину, для каких-то овощей нужны лопаты, а для других нет. (плакат «уборка урожая»)

-Как нужно собирать овощи, кто знает?

Д: их нужно выкапывать, срезать, срывать

На доске появляются слова на карточках:

                        Выкапывают           Срезают          Срывают  

- Разложите картинки с овощами под эти слова.

                                      Морковь                капуста                помидоры

                                     Картофель              тыква                   огурцы

                                     Лук                                                        горох

                                     Свёкла, чеснок

У детей на партах картинки с овощами, выходят и прикрепляют рисунок на доску, составляя словосочетание:

Д: морковь выкапывают и т.д.

- Повторим ещё раз все вместе –«выкапывают…., срезают….., срывают …..»

Д: выкапывают морковь, картофель, лук, свёклу, чеснок. И т.д.

  Упражнения на внимание

- Посмотрите и скажите, что на доске справа; слева;  вверху;  внизу;  слева внизу;  справа вверху; в середине.   (На доске лист с картинками овощей).

Д: слева помидор, огурец. Справа лук, редиска. Вверху помидор, лук. Внизу огурец, редиска. Слева внизу огурец. Справа вверху лук. В середине капуста.

Ласково

-Назовите ласково: морковь, редис, помидор, лук, капуста, огурец, горох.

Д: морковка, редиска, редисочка, помидорка… (повторяют несколько человек)

Составление рассказа-описания про овощ

Узнать на ощупь

- А теперь вам нужно узнать овощ на ощупь, но не называть его, а суметь рассказать о нём по плану-картинкам  на доске. Все остальные, догадавшись о чём идёт речь, показывают нужную картинку на вашем столе.

План – цвет, форма, какой на ощупь, на вкус, что можно приготовить.

- повторим какие бывают овощи по форме?

Д: круглые, овальные, вытянутые

-на ощупь?

Д: гладкие, твёрдые, шероховатые, с пупырышками

-На вкус?

Д: сладкие, кислые, горькие, острые, сочные, хрустящие.

Описание овоща

Д: это овощ, растёт в огороде, на грядке, он красный, круглый, гладкий, сладкий, сочный, из него можно приготовить сок, положить в суп, съесть сырым, посолить.

Отгадали, вытаскивает овощ из мешочка, показывая всем, что верно.

    (Овощи - Картофель, огурец, лук, морковь, помидор).

5. Физминутка

1. Если нравится тебе….

(под музыку поют песенку и выполняют движения)

2. Упражнение на расслабление

-Давно не было дождя и овощи завяли: сначала опустились головки, потом — листики, а потом согнулся весь стебелек до земли.

       (Дети показывают, как завяли овощи. На счет «раз»— опускают головы, «два» — роняют руки вдоль туловища, «три» — приседают на корточки

-Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать.

      (Дети повторяют упражнение в обратном порядке.)

-Подул ветерок. (Дети поднимают руки над головой.)

-Зашумели стебельки. (Покачивают руками.)

-Затих ветерок. (Дети  опускают  руки  вниз.)

6. Продолжение работы

Лексические упражнения

- Как называется сок из моркови? Из капусты? Из свеклы? Из картофеля? Из помидора?

Д: морковный, капустный, свекольный, картофельный, томатный.

Игра «Маленькие повара»

-Я начинаю предложения, вы его заканчиваете, добавляя что и какой (ое)? Повторяете потом предложение целиком. (На доску вывешивается карточка «какой? суп» и т.д.)

Из гороха можно приготовить ….. (какой? суп).  

Ребёнок: гороховый суп  (повторяют это по отдельности все ученики)

-повтори предложение (1 ученик).

Ребёнок: Из гороха можно приготовить гороховый суп.

-Повторим все вместе. И т.д.

Д: Из гороха можно приготовить гороховый суп.

                                                                                    И т.д.

Из картофеля можно приготовить …. (какое? пюре).     Карточки - слова                    

Из капусты можно пожарить …..(какие? котлеты).

Из свёклы можно приготовить …. (какой? салат).

Из тыквы можно сделать …. (какой?  сок).

-Повторим ещё раз – из гороха какой суп?

Д: гороховый суп

-Из картофеля какое пюре?

Д: картофельное пюре.                   И т.д.

Вот какой славный обед мы приготовили!

-Что же можно делать с овощами?

Д: варить, солить, жарить

-Прочитайте на доске слова (на карточках)

Жарить  Варить  Солить  Сушить

-Что значит «сушить»?

Д: овощ высох, сморщился.   (показ сушеного овоща - красный сладкий перец)

-Если овощи пожарить, они станут какие?

Д: жареные.

Вывешивается на доску карточка с этим словом.

Жареные

Д: варёные

Вывешивается   карточка.

Варёные

Д: солёные.

Появляется на доске карточка 

Солёные

Д: сушёные

Прикрепляется карточка с этим словом

Сушёные

Жареные    варёные   солёные   сушёные

(карточки на доске)

Игра «Угадай на вкус»

-Теперь знаете. Какие могут быть овощи при приготовлении, легко узнаете их на вкус.

(ребёнок закрывает глаза, даю ему что-нибудь попробовать и так каждому)

Д: «Я съел …..  .»

Свежий огурец, солёный огурец, свежий помидор, солёный помидор, сырая морковь, варёная морковь или картофель, свежая капуста.

Игра «над и под»

-Овощи растут над землёй и под землёй.  Выберите  из большой корзинки в маленькую корзинку – те, что растут над землёй.

Свёкла                                              огурец

Лук                                                 помидор

Картофель                                   петрушка

Морковь                                         перец

Чеснок                                        

Д: «Над землей растёт …..  »    

Д: «Под землёй растёт …..   .»

Упражнение «Капуста»    

                         

Тук! Тук! Тук! Тук!                     Ритмичные удары ребром ладони по столу.

Раздается в доме стук.                      

Мы капусту нарубили.              Хватательные движения обеими руками.

Перетерли                       указательный и средний пальцы трутся о большой                  

Посолили

И набили плотно в кадку.                        Удары обеими руками по столу

Все теперь у нас в порядке!                    Отряхивают руки

7.Закрепление

  Отгадать загадки

-Узнаем, как вы умеете отгадывать загадки, догадаетесь ли, что это.

                             На компьютере – слайды (читают и отгадывают)

                            Верно угадали – появляется картинка и слово

Морковь           Кабачок            Чеснок  

Огурцы            Картошка          Капуста

У ребят на партах лист бумаги- «бегущая лента» с рядом написанных букв.

Учитель читает загадку на слух. Дети должны её отгадать, зачеркнув на ленте указанные буквы.

Бегущая лента:

-Отгадайте мою загадку:

         Хоть я сахарной зовусь,

         но от дождей я не размокла.

         Крупна, кругла, сладка на вкус,

         Узнали вы меня? Я…

 -Правильный ли ваш выбор узнаете, если на бегущей ленте зачеркнете следующие буквы: м,о,б,з

с м в о ё б к з л а.    

Д: свёкла

                                     

8. Итог

-Для чего нужны овощи?

Д: чтобы расти, быть здоровыми.

-Какая польза от овощей?

Д: в них витамины

-Овощи дают нам витамины, укрепляют наш организм. А ещё овощами можно лечиться.

    -в картофеле много витаминов, которые помогают работе сердца.

   -лук и чеснок защищают от болезней.

  - у моркови есть витамин А – витамин роста, морковным соком лечат болезни печени, сердца.

   Все другие овощи тоже помогают укрепить наше здоровье. А значит в нашем питании, на столе  они должны быть всегда.

9. Оценки   

-Выберите то настроение, которое  у вас сейчас от сегодняшнего урока  (на доске карточки-настроения).

- В конце урока я хочу сказать вот что:  (показ листа бумаги с написанными буквами)

-Прочитайте что здесь написано?

С  б  п  с  о  а  и       м  е  в  с !

4  6  2  1  7  3  5       4   3  1  2        

Д: Спасибо всем!

Учитель оценивает работу каждого на уроке.

10. Домашнее задание

- «Проведи правильно стрелки» карточка

(капуста, картофель, горох, свёкла – их особенности).

 Задание по карточке

 - Раскрасить картинки с овощами (у каждого своя картинка).

2     лужа

1     дождь

2     пасмурно

3     туча

2     листопад

 

М  О  Б  Г

М  О  Б  Г

М  О  Б  Г

М  О  Б  Г

М  О  Б  Г

М  О  Б  Г

Плод-стручок,

семена-горошины.                                                                  Клубни

                                                                                                  продолговатые,

                                                                                                  овальные.  

                                                                                           

                                                                                       

свёкла

Имеет усики.

                                                                                                            Богата

                                                                                                   крахмалом.                                                                                    

картофель

Добавляют

 в винегрет.                                                                              Содержит много    

                                                                                                    сахара.

капуста

Состоит из кочана

и стебля-кочерыжки.

                                                                                             Семена     консервируют                

                                                                       для пищи.

горох

Зеленого цвета.

Плод-стручок,

семена-горошины.                                                                  Клубни

                                                                                                  продолговатые,

                                                                                                  овальные.  

                                                                                           

                                                                                       

свёкла

Имеет усики.

                                                                                                            Богата

                                                                                                   крахмалом.                                                                                    

картофель

Добавляют

 в винегрет.                                                                              Содержит много    

                                                                                                    сахара.

капуста

Состоит из кочана

и стебля-кочерыжки.

                                                                                             Семена     консервируют                

                                                                       для пищи.

горох

Зеленого цвета.

Плод-стручок,

семена-горошины.                                                                  Клубни

                                                                                                  продолговатые,

                                                                                                  овальные.  

                                                                                           

                                                                                       

свёкла

Имеет усики.

                                                                                                            Богата

                                                                                                   крахмалом.                                                                                    

картофель

Добавляют

 в винегрет.                                                                              Содержит много    

                                                                                                    сахара.

капуста

Состоит из кочана

и стебля-кочерыжки.

                                                                                             Семена     консервируют                

                                                                       для пищи.

горох

Зеленого цвета.

Плод-стручок,

семена-горошины.                                                                  Клубни

                                                                                                  продолговатые,

                                                                                                  овальные.  

                                                                                           

                                                                                       

свёкла

Имеет усики.

                                                                                                            Богата

                                                                                                   крахмалом.                                                                                    

картофель

Добавляют

 в винегрет.                                                                              Содержит много    

                                                                                                    сахара.

капуста

Состоит из кочана

и стебля-кочерыжки.

                                                                                             Семена     консервируют                

                                                                       для пищи.

горох

Зеленого цвета.

Плод-стручок,

семена-горошины.                                                                  Клубни

                                                                                                  продолговатые,

                                                                                                  овальные.  

                                                                                           

                                                                                       

свёкла

Имеет усики.

                                                                                                            Богата

                                                                                                   крахмалом.                                                                                    

картофель

Добавляют

 в винегрет.                                                                              Содержит много    

                                                                                                    сахара.

капуста

Состоит из кочана

и стебля-кочерыжки.

                                                                                             Семена     консервируют                

                                                                       для пищи.

горох

Зеленого цвета.

Плод-стручок,

семена-горошины.                                                                  Клубни

                                                                                                  продолговатые,

                                                                                                  овальные.  

                                                                                           

                                                                                       

свёкла

Имеет усики.

                                                                                                            Богата

                                                                                                   крахмалом.                                                                                    

картофель

Добавляют

 в винегрет.                                                                              Содержит много    

                                                                                                    сахара.

капуста

Состоит из кочана

и стебля-кочерыжки.

                                                                                             Семена     консервируют                

                                                                       для пищи.

горох

Зеленого цвета.

Жарить

Варить

Солить

Сушить

Жареные

Варёные

Солёные

 

Сушёные  

С   Б   П   С   О   А   И

4       6       2        1       7       3       5

М   Е   С   В    !

4        3       2       1

С   П   А   С   И   Б   О

В   С   Е   М    !

какой? суп

какое? пюре

какие?котлеты

какой? салат

какой? сок

выкапывают

срезают

срывают

гороховый суп

картофельное пюре

капустные котлеты

свекольный салат

тыквенный сок

морковный сок

тыквенная каша

В картофеле много витаминов, которые помогают работе сердца.

Лук и чеснок защищают от болезней.

В моркови есть витамин А – витамин роста.  

Морковным соком лечат болезни печени и сердца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.

В материале отражены особенности эмоционального  развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Школа раннего развития (Уроки развития речи)

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Все родители хотят,чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе,учились легко и с интересом.Курс "Развитие речи дошкольников" расчитан на 46 ...

Открытый урок по ритмике в 1 классе Тема урока: «Развитие координации в уроке ритмики»

Тема урока: «Развитие координации в уроке классического танца»Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений....