Система работы учителя-логопеда с леворукими детьми.
статья по логопедии по теме
Особенности протекания психических процессов обусловленные механизмами межполушарного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levorukie.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Седых Н.В.
Белгородская обл.
г. Старый Оскол
МАОУ «СОШ №24 с УИОП»
Система работы учителя-логопеда с леворукими детьми.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от протекания психических процессов, индивидуальных характеристик функциональной ассиметрии мозга и механизмов межполушарного взаимодействия. Ученые выделяют три ведущих типа организации мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный.
Условия и организация обучения | Правополушарные учащиеся | Левополушарные учащиеся |
Пространственная организация | Рабочая полусфера - левая | Рабочая полусфера -правая |
Цветовая организация | Светлая доска – темный мел | Темная доска – светлый мел |
Условия, необходимые для успешной учебной деятельности | Связь информации с реальностью, практикой. Творческие задания, эксперименты. Музыкальный фон. Речевой и музыкальный ритмы. Образы, контекст. | Абстрактный, линейный стиль изложения информации. Неоднократное повторение учебного материала. Тишина на уроке. Технология, детали. |
Формирование мотивации | Завоевание авторитета. Престижность положения в коллективе. Установление новых контактов. Социальная значимость деятельности. | Стремление к самостоятельности. Глубина знаний. Высокая потребность в умственной деятельности. Потребность в образовании. |
Восприятие материала | Целостное. Интонационная сторона речи. Визуалы, кинестетики. | Дискретное (по частям). Смысловая сторона речи. Аудиалы. |
Деятельность | Приверженность практике. Чувство тела, ритма. Анализирование от целого к частям. Отсутствие проверять работу. | Приверженность теории. Чувство ритма. Анализирование - от части к целому. Наличие проверять работу. |
Речь | Интонация. | Синтаксис, семантика. Структура речи. |
Память | Непроизвольная, наглядно-образная. Визуальная и мышечная. | Произвольная, знаковая, слуховая. |
Мышление | Наглядно-образное, оперирование с образами. Спонтанное. Эмоциональное. Интуитивное, трехмерное (в пространстве). | Абстрактно-логическое. Оперирование цифрами, знаками. Рациональное, формальное. Программируемое. Двухмерное. |
В последнее десятилетие просматривается устойчивая тенденция к учету индивидуальных и психо-физиологических особенностей ребенка при обучении и коррекции отклонений в развитии. Существуют комплексы упражнений, позволяющих активизировать работу полушарий мозга (А.В. Семенович,2002; П. Денинсон, Г. Денинсон 1997; А.Л. Сиротюк 2003). Буквально до последнего времени школьные методики обучения были ориентированы на использование и развитие левого полушария, логического мышления, анализа, т.е. на тех учащихся, которые в настоящее время составляют наименьшую группу в классе. Но с появлением компьютеров и использованием информационных технологий в обучающем процессе, правополушарный тип получил большую возможность успешно реализовать себя в процессе обучения.
Учитывая эти данные, для постановки и автоматизации звуков у детей левшей, целесообразно использовать игры с опорой на зрительный анализатор. Это выбор заданных букв из ряда других, нахождение точечного рисунка на определенный звук и обведение его по контуру. Составление рассказа по опорным картинкам на заданный звук. Составление коллажей с вырезанными картинками на автоматизированный звук. Полученную информацию важно закрепить и в этом хорошим подспорьем служат мнемодорожки. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания и сохранения информации.
Учитывая особенности леворукого ребенка, следует работать над синхронизацией межполушарного воздействия. И этому могут помочь кинезиологические упражнения. Это упражнения, направленные на содружественные движения рук и одновременные движения рук и ног. Возможно использование этих заданий на физкультминутках не только на логопедических занятиях, но и в классе. С использование логоритмики левши получают дополнительный шанс в успешном обучении.
При обучении письму необходимо учитывать трудности зрительно-пространственной ориентировки. На данном этапе необходима работа по ориентировке на тетрадном листе и закреплению понятий «лево – право». Для этого используются: пальчиковый сухой бассейн, «зашумленные картинки», графические диктанты разной сложности. При недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв, целесообразно копировать различные фигуры и воспроизводить их по памяти. Конструировать буквы из элементов с последующим комментированием действий. Очень важно при обучении леворукого ребенка письму научить его комментировать свои действия при написании «сложных» букв. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в формировании навыка письма, но практически не поддаются переучиванию. Умение комментировать пригодится при заучивании словарных слов, где каждую букву ребенок прописывает в воздухе «не ведущей» рукой и проговаривает.
Нередко леворукие дети делают попытку читать справа налево, теряют строки. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напоминать или «маркировать» руку. Если эти способы не дают эффекта, можно попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Так нужно читать до автоматизации нужного направления в тексте. Для увеличения скорости чтения можно использовать тексты в перевёрнутом виде, это первичное прочтение, а затем читаем традиционно.
Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия.
Список литературы:
Логинова Е.А. Нарушения письма Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. –Санкт-Петербург « Детство-Пресс», 2004
Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2001 ( Готовимся к школе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование в работе учителя-логопеда бланкового метода с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»
В данной работе представлены бланк экспресс-диагностики по Фотековой(адаптированный), таблица по анализу вида ошибок и таблица динамики количества ошибок за год.Все таблицы использую в написании отчет...
Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме
В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффек...
Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме
Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме...
«Азбука словесного искусства» в системе работы учителя-логопеда
В статье дана краткая характеристика дополнительной образовательной программы «Азбука словесного искусства: Раз, два, три, четыре, пять! Мы идем читать!» Она может быть реализована учителем-логопедом ...
Работа учителя-логопеда в школе с детьми с ОВЗ
Статья посвящена актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО. Рассматриваются особенности коррекционной логопедической работы с детьми ОВЗ ...
Система работы учителя-логопеда
Система логопедической коррекции недостатков письма...
Особенности работы учителя-логопеда с умственно отсталыми детьми.
Данный материал может помочь как студентам-дефектологам, так и учителям начальной школы. В данной статье описываются особенности устной и письменной речи умственно отсталых детей, место логопедической...