Система работы учителя-логопеда
статья по логопедии (3 класс)
Система логопедической коррекции недостатков письма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_uchitelya-logopeda.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме
Система логопедической коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи, занимает особое место в системе всей работы учителя-логопеда в массовой общеобразовательной школе.
Фонологические замены, смешения являются довольно распространенным видом дисграфических ошибок.
Кроме того, можно отметить преобладание определенной группы ошибок: смешение твердых и мягких согласных, ошибки при обозначении мягких согласных на письме.
Представляем систему логопедической коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в ошибках обозначения мягкости согласных на письме.
Данная система предполагает реализацию следующих этапов:
Этапы работы
- Поисковый
- Изучение анамнестических данных о развитии обучающихся.
- Анализ реальной ситуации: первичное обследование письменных работ (классные, домашние, контрольные, творческие работы по русскому языку).
- Анализ полученных данных.
- Аналитический
- Постановка коррекционных, образовательных, воспитательных целей, определение задач.
- Комплектование групп для коррекционных занятий.
- Составление плана реализации.
- Взаимодействие с учителями начальных классов, родителями обучающихся, педагогом-психологом, социальным педагогом, администрацией школы через систему консультаций.
- Практический
- Выполнение плана работ: логопедическая коррекция недостатков письма, организованная учителем – логопедом во время групповых, индивидуальных занятий.
- Текущий контроль.
- Контрольный
- Повторное обследование письма
- Оценка полученных результатов
- Оценка продвижения
Принципы, методы, формы логопедического воздействия при коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием
Система логопедической коррекции, целью которой является устранение фонологических ошибок, основывается на принципах общей и специальной педагогики.
- Принцип комплексности.
- Патогенетический принцип
- Принцип максимальной опоры на различные анализаторы
- Принцип опоры на сохраненные звенья нарушенной функции
- Принцип поэтапного формирования умственных действий
- Принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому)
- Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала.
- Принцип системности.
- Онтогенетический принцип
Организуя логопедическую коррекцию письма, логопед использует различные методы.
- Словесные методы, которые представляют собой инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание и т.п.
- Наглядные методы: наблюдение и обследование предметов и явлений окружающего мира при помощи анализаторов.
- Практические методы, которые представляют собой способы организации детской деятельности.
Реализация логопедической коррекции возможна через организацию групповых и индивидуальных занятий.
Кроме того, максимально результативной коррекционная работа школьного логопеда будет только в том случае, если учитель-логопед хорошо знает и учитывает при логопедическом воздействии психологические особенности детей с недостатками письма, обусловленными фонематическим недоразвитием речи.
Смешение и замены на письме букв, обозначающих твердые и мягкие фонемы, обусловлены целым рядом факторов:
- неумением на слух дифференцировать твердые и мягкие звуки,
- нарушением произношения,
- трудностью актуализации букв, обозначающих гласные второго ряда, необходимых для обозначения мягкости согласных на письме.
Цель логопедической коррекции письма в данном случае сводится к устранению или минимализации дисграфических ошибок в обозначении мягкости согласных на письме. Ее достижение обеспечивает решение следующих задач:
- уточнить артикуляцию твердых и мягких согласных
- дифференцировать на слух твердые и мягкие фонемы в изолированном положении, в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте
- сформировать представления учащихся о двузначности букв, обозначающих парные по мягкости согласные звуки, в зависимости от влияния последующей буквы
- сформировать навыки обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда
- сформировать навыки обозначения мягкости согласных на письме с помощью буквы «Ь»
- сформировать навыки самоконтроля за обозначением мягкости согласных на письме разными способами
Система логопедической коррекции недостатков письма, обусловленных нарушением распознавания твердых и мягких фонем, предполагает реализацию следующих этапов:
- Уточнение артикуляции твердых и мягких фонем
- Дифференциация изолированных звуков
- Дифференциация согласных на уровне слога, обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда
- Дифференциация согласных на уровне слова, обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда
- Дифференциация согласных на уровне предложений, обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда
- Дифференциация согласных на уровне текста, обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда
- Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы «Ь»
Уточнение артикуляции твердых и мягких фонем
Уточнение артикуляции твердых и мягких фонем происходит с опорой на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
Детям следует указать, что произношение мягких звуков отличается от произношения твердых большим напряжением губ. При произнесении мягких звуков губы растянуты в большей степени, чем при артикуляции твердых.
Дифференциация изолированных твердых и мягких звуков
При дифференциации изолированных звуков можно использовать следующие упражнения:
- Игра «Покажи нужный домик»
Логопед произносит звуки, дети с помощью сигнальных карточек зеленого и синего цвета определяют твердость или мягкость этого согласного.
- Игра «Бусы»
Логопед произносит звуки, дети закрашивают кружочки-«бусинки» зеленым и синим карандашами, определяя твердость или мягкость этого согласного.
- Игра с мячом «Назови пару»
Логопед называет твердый или мягкий звук, дети, перебрасывая мяч логопеду, называют его пару.
На этом и последующих этапах закрепляются знания обучающихся о парных твердых и мягких согласных, непарных твердых и непарных мягких согласных, о двузначности букв, обозначающих согласные звуки (показываем детям, что одна и та же буква предполагает двоякое звучание в зависимости от последующей гласной).
Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных
Для закрепления дифференциации твердых и мягких согласных на уровне слога можно использовать следующие упражнения:
- Игра «Покажи нужный домик»
Логопед произносит слоги, дети определяют твердость или мягкость звука и поднимают соответствующую карточку зеленого или синего цвета.
- Игра «Паровозик»
Логопед произносит слоги, дети закрашивают зеленым и синими карандашами «вагончики», определяя твердость или мягкость согласных.
- Игра с мячом «Назови пару»
Логопед называет слоги с твердым или мягким звуком, дети, перебрасывая мяч логопеду, называют парный слог.
- Чтение парных слогов
Логопед предлагает детям прочитать парные слоги и подчеркнуть в них согласные синим или зеленым карандашом в зависимости от того, какой звук обозначает данная буква.
- Диктант «Цветные слоги»
Логопед диктует слоги, дети записывают их цветными ручками: синим цветом – буквы, обозначающие твердые согласные, зеленым – буквы, обозначающие мягкие согласные, красным – буквы, обозначающие гласные звуки.
- Игра «Кто больше?»
Логопед предлагает детям составить, как можно больше слогов по схемам Даны буквы: с, т, я, ё, и, ю, е.
- Игра «Договори (допиши) слог»
Логопед произносит часть слова, дети договаривают и записывают нужный слог (голу…, тетра…, картин…)
- Игра «Выбери нужный слог»
Логопед произносит слово, дети выбирают только тот слог, в котором есть мягкий согласный. Для этого упражнения можно использовать словарные слова.
На этом этапе ведется работа с парными гласными, отрабатываются навыки обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда, формируются навыки выполнения действий по алгоритму. Дети учатся рассуждать по плану:
- прочитай слог
- назови гласную букву
- назови согласный, мягкость которого она обозначает
Примерный ответ учащегося: «МЯ – буква «Я» обозначает мягкость согласного [М']»
Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слова, обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных
Для закрепления дифференциации твердых и мягких звуков на уровне слова можно использовать следующие упражнения:
- Игра «Покажи нужный домик»
Логопед произносит слова, дети определяют твердость или мягкость первого звука и поднимают соответствующую карточку зеленого или синего цвета.
- Игра «Разложи картинки»
Логопед предлагает учащимся распределить картинки на две части по наличию мягких и твердых фонем: в начале и середине слова.
- Игра «Кто больше?»
Логопед дает детям задание придумать как можно больше слов, которые начинаются с твердых или мягких согласных.
- Игра «Заменялки»
Логопед произносит слова, ученики заменяют в них первый звук на парный твердый или мягкий согласный и называют новые слова: мыл – мил, рад – ряд, лук – люк. Затем сравнивают слова по звучанию и значению.
- Игра «Допиши слово»
Логопед предлагает часть слова, дети должны договорить его либо вставить слог в середину и записать слова целиком:
вени…, цып…та, …лефон.
- Игра «Столбики»
Логопед диктует слова, ученики записывают их в два столбика в зависимости от твердости или мягкости первого звука.
- Игра «Лото»
Логопед раздает карточки с картинками, в названии которых первый звук твердый или мягкий согласный. Детям предлагается закрыть фишками зеленого или синего цвета эти картинки в зависимости от того, какой звук первый.
- Игра «Кто самый внимательный»
Логопед предлагает ученикам определить место мягких звуков в слове с помощью перфокарта или звуковой линейки. Логопед произносит слова, дети отмечают в «окошечках» точками твердые согласные и гласные, мягкие согласные обозначают буквами.
- Игра «Верни убежавшие буквы»
Логопед предлагает учащимся вставить пропущенные буквы: пропущенные согласные: …етер, …едведица
пропущенные гласные: бер…за, л…сица
- Игра «Рассыпавшиеся слова»
Логопед дает задание ученикам составить из разрезной азбуки слова, соответствующие схемам
- Игра «Слова наоборот»
Логопед предлагает детям придумать слова, противоположные по значению так, чтобы первый звук был мягким:
слабый - …, богатый - …, грустный - …
- Игра «Измени слова по вопросам»
Логопед дает задание ученикам изменить слова по вопросам:
Что? Нет чего?
Книга Нет книги
Линейка Нет линейки
Затем дети сравнивают слова по звучанию и значению.
- Игра «Один – много»
Проводится аналогично предыдущему заданию
Аптека – аптеки, ученик – ученики.
- Игра «Карлик и великан»
Логопед предлагает детям изменить слова так, чтобы они стали обозначать маленькие или огромные предметы:
дом – домик – домище
нос – носик – носище
Затем дети сравнивают слова по звучанию и значению.
На этом этапе продолжается отработка навыков рассуждения по алгоритму. Примерный ответ учащегося: «БЕРЁЗА – буква «Е» обозначает мягкость согласного [Б'], буква «Ё» обозначает мягкость согласного [Р']»
Дифференциация твердых и мягких звуков на уровне предложения,
обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных
Для закрепления дифференциации твердых и мягких звуков на уровне предложения используются следующие задания:
- Придумай предложения со словами – квазиомонимами: вол – вёл, завод – зовёт, дымка – Димка.
- Придумай предложение по картинке так, чтобы все слова начинались с мягких согласных.
- Выбери подходящее по смыслу слово и дополни им предложение, определи мягкость или твердость первого звука подобранных слов:
мишка – мышка: Кошка поймала … . Даше купили плюшевого …
рад – ряд: Петя был очень … . Мама купила билет в первый … .
- Послушай предложения, назови слова с мягкими согласными в начале (середине, конце)
Грачи свили гнездо на высоком дереве.
- Прочитай предложение и вставь пропущенные буквы карандашами (ручками) синего и зеленого цвета в зависимости от того, какой звук пропущен – твердый или мягкий
На с…ене ви…ит кра…ивый ко…ёр.
- Составь предложение из данных слов, запиши в тетрадь, подчеркни синими и зелеными карандашами буквы, обозначающие мягкие и твердые согласные:
Школьники, сцене, на, номерами, с, замечательными, выступали.
- Запиши предложения под диктовку.
Дифференциация твердых и мягких звуков на уровне текста,
обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных
На этом этапе проводятся следующие упражнения:
- Разложи сюжетные картинки в нужной последовательности. Составь предложения так, чтобы получился рассказ. Запиши его в тетрадь. Подчеркни слова, в которых есть мягкие согласные.
- Прочитай предложения. Запиши их в таком порядке, чтобы получился рассказ. Подчеркни все мягкие согласные зеленым карандашом, твердые – синим.
- Прочитай рассказ, замени выделенные слова на слова с противоположным значением так, чтобы первый звук был мягким.
Наступила холодная лето. Ночь стал короче Выпал последний снег. Черным покрывалом укрылись леса и поля. Утром ударил слабый мороз.
- Прочитай предложение. Придумай свои предложения так, чтобы получилась интересная история и запиши ее в тетрадь.
Однажды щенок нашёл варежку.
Найди и подчеркни слова, в которых все согласные твердые или мягкие.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы «Ь»
Работа по обозначению мягкости согласных на письме с помощью буквы «Ь» проводится по следующему плану:
- обозначение мягкости согласных на уровне буквы
- обозначение мягкости согласных на уровне слога
- обозначение мягкости согласных на уровне слова
- обозначение мягкости согласных на уровне предложения
- обозначение мягкости согласных на уровне текста
На начальном этапе формирование навыков обозначения мягкости согласных с помощью буквы «Ь» используются слова – квазиомонимы.
Примерный речевой материал: угол – уголь, мел – мель, шест – шесть, ел – ель, брат – брать, жар – жарь и т.д.
Вначале сравниваются слова с конечным твердым и мягким согласным звуком. Затем включаются слова, в которых дифференцируемые твердые и мягкие согласные звуки находятся в середине слова: банка – банька, галка – галька, полка – полька и т.д.
Работа над словами – квазиомонимами проводится в следующей последовательности (мягкий знак в конце слова):
- дифференциация значений слов с опорой на картинки
- сравнение звучания двух слов, определение количества звуков в словах, составление графической схемы слов под картинками
- определение конечного звука в первом и втором словах
- обозначение буквами конечных звуков слов
- прочтение и запись слов с опорой на схему
Итогом этой работы является закрепление детьми правила: мягкость согласного звука в конце слова обозначается с помощью мягкого знака.
Можно предложить детям разучить стихотворение Е. Измайлова «Мягкий знак».
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно:
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
В дальнейшем предлагаются следующие задания:
- Поднимите карточку с буквой «Ь», когда услышите слова с мягким согласным на конце слова. При этом слова даются с постепенным усложнением слоговой структуры: мель, карась, окунь, шмель, дверь и т.д.
- Опрели место мягкого знака в слове на «звуковой» линейке или перфокарте, укажи, мягкость какого зувка он обозначает.
- Прослушай слова, запиши только мягкий согласный и букву «Ь»: огонь – нь, фасоль – ль, кровать – ть.
- Прочитай слова, вставь пропущенные буквы: меда…, песо…, дива…, календа…, костё…
- Прослушай слова, запиши только слог, в котором есть мягкий согласный и букву «Ь»: медаль, цепь, фонарь, покрась, учитель.
- Запиши под диктовку пары слов: был – быль, кров – кровь, плакат – плакать и т.д.
- «Спрячь» мягкий знак в середину слова. Добавь слог –ки к названиям картинок. Запиши полученные слова.
Варианты предъявления материала:
- на доске вывешиваются картинки с изображением одного и нескольких предметов (куль – кульки, зверь – зверьки, уголь – угольки, карамель – карамельки)
- логопед предлагает картинки с изображением только одного предмета, обучающиеся должны записать название этих картинок в единственном числе и самостоятельно придумать и записать эти слова во множественном числе.
- Придумай слова по образцу (одновременно ведется работа над словообразованием): Саша – Сашенька, Маша – Машенька, учить – учитель, строить – строитель.
- Найди ошибку. На доске или карточке записаны слова, в некоторых из них пропущен мягкий знак или написан лишний. Дети должны исправить ошибки и записать слова в тетрадь без ошибок: санки, албом, палма, персик, пальто, мосьты, релсы, крылцо, писмо, филм, больница.
- Вставь, где нужно, букву «Ь»: белый гус…, тёплый ден…, серый волк…, густой лес…, стал…ные кон…ки, бур…ная вес…на и т.д.
- Спиши словосочетания, заменяя выделенные слова словами, противоположными по значению: сладкая ягода, большой камень, слабый голос, здоровый ребенок и т.д.
- Измени слова так, чтобы они стали писаться с мягким знаком в середине слова, запиши слова парами: банка, галка, полка, пенки.
- Послушай предложения, выбери и запиши слова, в которых пишется мягкий знак. В качестве лексического материала используются пословицы, поговорки, строки из литературных произведений.
- Послушай предложения. Назови слова, похожие по звучанию. Назови их сходство и отличие. Запиши слова парами: Маше шесть лет. Около сарая стоит шест.
- Составь предложения из слов: пришла, осень, золотая; день, короче, становится.
- Письмо по памяти или диктанты предложений и текстов, насыщенных словами и мягким знаком на конце и в середине слов.
Речной окунь не может жить в солёной воде. Он живёт только в пресной воде. У окунька есть острые шипы. Шипами он может сильно уколоть.
На этом этапе продолжается работа по выработке и закреплению навыков рассуждения по алгоритму. Примерный ответ обучающегося: «КАРАСЬ – буква «Ь» обозначает мягкость согласного [С']». Также уточняем представление детей о букве «Ь»: буква «Ь» звука не обозначает.
Результативность системы работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме
Завершающим этапом в системе работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме, является контрольный этап. Он предполагает реализацию следующих мероприятий:
- Повторное обследование письма
- Оценка полученных результатов
- Оценка продвижения
Основная цель школьного логопеда заключается в повышении качества образования и воспитания обучающихся за счет своевременного выявления причин слабой успеваемости отдельных учеников по родному языку и выбор наиболее эффективных путей коррекции нарушений устной и письменной речи.
Организуя коррекционную работу по устранению нарушений письменной речи в условиях общеобразовательной школы, логопед опирается на разработки А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой и др.
Вашему вниманию была представлена система логопедической коррекции одного из направлений в общей работе школьного логопеда по устранению недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи. Мониторинг развития письменной речи обучающихся подтверждает эффективность использования данной системы для оптимизации процесса обучения детей русскому языку.
Литература
- Детская логопсихология/ под ред. В.И. Селиверстова. – М.:ВЛАДОС, 2008
- Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма// Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1961
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 1998
- Логопедия/ под ред. Волковой Л.С. – М.: Просвещение, 1989
- Мисаренко Г.Г. Обучение фонемному анализу в первом классе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Основы логопедической работы с детьми/ под ред. Чиркиной Г.В. – М.: АРКТИ, 2002
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995
- Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1985
- Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Просвещение, 1958
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2000
- Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 2-го класса (начало обучения) Задание №1 Составьте слово из предложенных букв: АЛПАК Задание №2 Запишите следующие слова в столбик под диктовку: уголь мальчик ёлка маяк Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом. Задание №3 Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО. Задание №4 Послушайте слова и запишите только названия ягод: малина, помидор, картофель, смородина, лук, вишня, капуста. Задание №5 Поставьте в словах из задания №3 ударение и разделите их на слоги. Задание №6 Диктант: «Наши собаки» У нас живет собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегали за нами. Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 2-го класса (конец обучения) Задание №1 Запишите следующие слова в столбик под диктовку: болезнь наводнение покрошить носатый родители Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова. Задание №2 Запишите следующие слова в строчку под диктовку: огурчик, чайка, тетрадь. Разделите их на слоги вертикальной чертой. Задание №3 Составьте словосочетания с одним из слов из задания №2 существительное+прилагательное (предмет и его признак) Задание №4 Составьте звуковые схемы к словам: ЯЗЫК, ЕГОРКА Задание №5 Диктант: «Весна» Пришла весна. Текут ручьи. Зеленеет травка. Появились первые весенние цветы. На деревьях распустились молодые листья. На березках появились сережки. В лесу слышны голоса птиц. Грачи вьют гнезда. Медведь вылез из берлоги. Зайцы меняют зимнюю шубку.
Источник: http://logoportal.ru/diagnosticheskie-rabotyi/.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя-логопеда с леворукими детьми.
Особенности протекания психических процессов обусловленные механизмами межполушарного взаимодействия....
Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"
Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...
Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме
В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффек...
Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме
Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме...
«Азбука словесного искусства» в системе работы учителя-логопеда
В статье дана краткая характеристика дополнительной образовательной программы «Азбука словесного искусства: Раз, два, три, четыре, пять! Мы идем читать!» Она может быть реализована учителем-логопедом ...
Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В данной программе представлены теоретические основы, этапы реализации программы....
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)
В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...