Обобщение опыта по теме "Приемы, Направленные на развитие речи младших школьников".
материал по логопедии на тему
В данной работе оаскрывается актуальность проблемы, взляды психологов, методистов на проблему развития речи, исследования уровня развития речи. Материал содержит приложения и будет полезен учителям начальных классов, логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Приемы, направленные на развитие речи младших школьников.
Оглавление
Актуальность проблемы с. 2-3
Взгляды психологов и психолингвистов на проблему развития речи с.3-5
Взгляды методистов на проблему развития речи с. 5-6
Исследование уровня развития речи с. 6-10
Заключение с. 10-11
Приложение 1 с. 12
Приложение 2 с. 12
Приложение 3 с.12-13
Приложение 4 с. 13-14
Приложение 5 с.14-15
Приложение 6 с. 15-18
Приложение 7 с. 19-20
Библиография с. 21
Актуальность проблемы
Важность исследования проблемы развития речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник при поступлении в школу. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.
Развитие речи была и остаётся очень актуальной темой современного образования, так как речь - один из видов общения, которая необходима людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информации, в познании, образовании, она обогащает человека духовно. Речью называют общение с помощью языка – языковой системы.
Развитие речи учащихся – важнейший аспект обучения родному языку и литературному чтению. Последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.
Общение один из важнейших факторов общего психологического развития ребенка. Одним из основных элементов формирования личности младшего школьника, является развитие речи и словаря ребенка, овладение богатством родного языка. Чем свободней и полней ребенок будет выражать свои мысли, тем легче будет происходить его общение с окружающими людьми.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться — сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное — эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимание, его организации и корректировке. Важнейшим достоинством современного этапа обучения русскому языку является повышенное внимание к речевой подготовке школьников.
Взгляды психологов и психолингвистов на проблему развития речи
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатством родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своё речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его – дошкольный и школьные периоды. В раннем детстве у ребенка возникает потребность общения, которую он удовлетворяет посредством гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как средство передачи своей мысли и понимания чужой. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Психологи (А.А.Леонтьев, А.В.Петровский, С.А.Рубинштейн и др.) рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания, как вид специфической, человеческой деятельности, обеспечивающий общение. По словам А.А.Леонтьева, речь - процесс перехода от «речевого замысла» к его воплощению в значениях того или иного языка и далее к реализации во внешней речи – устной и письменной .
По определению психолога Г.С. Немова, речь - один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речь является основным средством человеческого общения. Без него человек не имел бы возможности получать и передавать другим свои мысли и чувство. Благодаря речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека не ограничивается личным опытом, а и обогащается опытом людей . Как указывает Н.И.Жинкин, речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передавать другие мысли и чувство. Через речь опыт одного человека становится доступным другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. Речь - канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания . По мнению Л.В. Занкова, речь - ведущая форма общения и мышления на основе используемых средств языка.
К.Д. Ушинский придавал огромное значение развитию устной и письменной речи учащихся. Основой обучения родному языку, по его мнению, должно стать развитие мысли и речи, которое начинается с осознанного понимания смысла слова.
Известные психолингвисты А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя и психологи А.Н.Соколов, Н.И.Жинкин рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности.
По утверждению И.А.Зимней, речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения. Следовательно, речь — это язык в действии, в общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда мы передаем сообщение, мы говорим или пишем. Таким образом, существуют четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо.
Взгляды психолингвистов на проблему развития речи показывает, что при всех различиях определений в них, есть много общего. Прежде всего, речь рассматривается как процесс, средство обеспечивающий общение. Следовательно, для всех исследователей является бесспорным положение о том, что речь перестраивает все психические вопросы: восприятие, мышление, память и другие. Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Все психолингвисты сходятся во мнении, что речь, как правило, реализуется в общении, что речь – ведущая форма общения, это деятельность говорящего.
Взгляды методистов на проблему развития речи
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и начальный школьный периоды.
Развитие речи ребенка — не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Для этого необходимы условия. Под методическими условиями мы понимаем, создание оптимальных условий, способствующих более успешному развитию речи учащихся. Под методическими условиями мы понимаем основные положения, заключающие в себе требования к способам и путям научения, формирования и усвоение каких-либо понятий, выработки практических умений и навыков. Методические условия развития речи: создание на уроке речевой среды, потребность в высказывании, речевая активность самого учащегося.
По мнению Р.С.Львова, речь – это способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
Т.Г. Рамзаева, под развитием речи в узком смысле понимает овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями.
По мнению М.С. Соловейчик, нужно вооружить учащихся определенными знаниями о речи, о том, например, что, говоря о чем-то, можно повествовать, рассуждать, что-то описывать и оценивать, что в высказывании всегда должен быть «стержень» (тема и основная мысль), на которую, как в детской пирамидке, в определенной системе «нанизываются» предложения и так далее. Эти знания, конечно, не самоцель. Они нужны лишь для того, чтобы помочь каждому ребенку научиться сознательно, относиться к речи, направлять свои усилия на ее совершенствование.
В современной методике существуют разные методические подходы, направленные на развитие речи. В основе курса «русский язык» в начальной школе М.С.Соловейчик взят деятельностный подход. Речь является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельностью. Признание этого факта и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи — с позиций теории речевой деятельности. В основу работы над развитием связной речи «русский язык» Т.Г. Рамзаева положила системный подход. Под системой понималась определенная последовательность методических приемов в проведении упражнений, обеспечивающих увеличение самостоятельности учащихся при их выполнении.
Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность не возможна, а, следовательно, невозможна и успешное развитие речи учащихся. Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения, или коммуникации. Второе условие речевого развития ребенка – создать речевую среду. Еще одно условие – речевая активность самого ребенка.
Исследование уровня развития речи
Мною проводилось исследование с целью:
- определить уровень развития речи учащихся;
- использовать приемы, направленные на развитие речи учащихся.
Были выделены критерии речи М.Р.Львова:
• Содержательность
• Логичность
• Языковая правильность речи
• Точность, ясность речи
• Выразительность
В соответствии с критериями мною были выделены три уровня выполнения заданий:
1. Высокий – раскрывает тему, речь последовательна, понятна, доказательна, убедительна, быстро включается в диалог, делает правильный выбор слов, правильно строит предложения и текст, верно, строит высказывания, отсутствуют неточное употребление слов и повторы слов, в своей речи использует интонацию, паузы, речь выразительна.
2. Средний – раскрывает тему, речь не последовательна, понятна, доказательна, не убедительна, не всегда правильно строит предложения, иногда неточно употребляет слова, в своей речи использует интонацию, паузы.
3. Низкий – поверхностно раскрывает тему, речь на последовательна, понятна, не доказательна, с трудом включается в диалог, не точный выбор слов, допускает грубые ошибки в построении предложений и текста, делает большие паузы, речь не выразительна.
В первом классе я определила уровни развития речи детей и увидела, что почти у половины учащихся низкий уровень развития речи.
класс | Высокий | Средний | Низкий |
1 класс | 19% | 36% | 45% |
В своей работе я использовала следующие приемы, направленные на развитие речи учащихся:
- Работа над развитием речевого аппарата
Работа над развитием речевого аппарата включает в себя следующие виды действий.
1). Постановка правильного дыхания.
Навыки правильного дыхания пригодятся детям в последующей работе. Выразительно читая стихи и другие тексты, они смогут произносить прочитанное не в быстром темпе, а спокойно, соблюдая паузы в нужном месте. (Приложение 1)
2). Развитие правильного звукопроизношения (внятности речи). Цель этой работы - формирование умения выделять тот или иной звук интонационно, прислушиваться в произношение, стремление повторить его как можно чище. Этому способствуют чистоговорки, скороговорки, артикуляционная зарядка.
Чистоговорки и скороговорки следует произносить медленно, работая над каждым звуком. (Приложение 2)
- Уточнение лексического значения слов и обогащение словарного запаса.
С целью уточнения смысла слов и обогащения словарного запаса я стараюсь пробудить интерес учеников к отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение (состав), произношение, написание, его значение. И здесь вновь на помощь приходит игра.
Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё. (Приложение 3)
- Формирование грамматических навыков
Большое внимание уделяю предупреждению использования ошибочных словосочетаний в речи; правильному употреблению слов в предложении, согласовывая их в роде, числе и падеже; осознанному построению предложений. (Приложение 4)
- Работа над связной речью.
Одним из приемов развития связной речи являются речевые разминки.
Речевые разминки – это короткие по времени динамичные речевые упражнения. Они проводятся в непринужденной обстановке, а главная их цель – развитие умения строить диалог, рассуждать, рассказывать.
В зависимости от цели упражнений выделяются несколько типов речевых разминок: 1) вопрос – ответ; 2) игровой диалог; 3) воображаемая ситуация. (Приложение 5)
- Составление сказки с использованием динамической картины
Работу по созданию сказки с использованием «динамической картины» делю на этапы:
1. Введение героев сказки или рассказа.
Герои вводятся через описание:
- Как называется водоем, со всех сторон окруженный берегами? В нем прозрачная чистая вода, нет сильного течения. (Озеро). Через словарь:
- Высокое водяное растение, листья тонкие, длинные, имеет удлиненную коричневую шишку. (Рогоз), через загадку:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка).
2. Составление словаря урока и предложений.
Учитель уточняет значение слов. Например, когда дети подбирают прилагательные к слову дуб, то чаще всего говорят: «большой». Учитель уточняет значение слов «большой» и «могучий». Кода учитель спрашивает: «Что делала белка?», дети отвечают: «Летала над поляной». В данной ситуации учитель просит детей показать это действие руками, сравнить его с действием «порхала». Учитель уточняет также место расположения героев: на краю поляны или посредине? день был пасмурный или солнечный? В данной ситуации дети чувствуют себя полноправными соучастниками создания сказки, так как именно они предложили расположить избушку не на краю леса, а посредине лесной поляны, именно они хотели, чтобы поляна была цветущей.
3. Коллективное рассказывание сказки.
Сказку начинаем пересказывать все вместе, хором (негромко) стоя у доски. В своей работе я использую коллективный пересказ сказок. Хочу отметить: именно этот вид работы является успешным для не уверенных в себе детей, имеющих проблемы в обучении. У первоклассников - мышление наглядно-действенное, этому все, что они говорят, они показывают: дерево большое, бабочка порхает, птица летит.
4. Индивидуальный пересказ.
Сказка пересказывается хорошо успевающим учеником, чтобы дети в качестве образца слышали красивый и правильный пересказ.
5. Домашнее задание.
Прошу детей дома рассказать сказку маме. А мама пишет рассказанную ребенком сказку. При этом родителям разрешается редактировать сказку ребенка, т.к. это будет делаться вместе с ним. Хочу отметить, что ввиду большой эмоциональной работы на уроке дети сами рассказывают сказку во всех подробностях. Большой проблемы с домашним пересказом не возникает. На следующий день дети рассказывают сказку от лица автора. (Приложение 6);
- Работа со словарем (Приложение 7).
Во втором классе я повторно определила уровни развития речи детей. Результаты исследования позволили установить следующее, что в 1 классе на высоком уровне находится на 7 % меньше, чем во 2 классе; на среднем уровне в 1 классе на 8% меньше, чем во 2 классе; на низком уровне в 1классе на 15% больше, чем во 2 классе.
Количество учащихся и процентное соотношение уровня развития речи отражены в таблице.
Сравнительный анализ уровня развития речи
классы | Высокий | Средний | Низкий |
1 класс | 19% | 36% | 45% |
2 класс | 26% | 44% | 30% |
Заключение
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.
Речь - один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информации, в познании, образовании, она обогащает человека духовно. Речь выполняет функции общения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника средством успешного обучения в школе.
Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность не возможна, а, следовательно, невозможна и успешное развитие речи учащихся. Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения, или коммуникации. Второе условие речевого развития ребенка – создать речевую среду. Еще одно условие – речевая активность самого ребенка.
Исследования показали, что систематическое использование приемов, направленных на развитие речи учащихся, повышает уровень развития речи.
Приложение 1
- выдыхаем резко, чтобы «задуть свечу»;
- выдыхаем продолжительно, «надуваем воздушный шарик»;
- чья бумажная снежинка дальше пролетит по воздуху?
- чья бумажная рыбка дальше проплывет по парте?
Приложение 2
У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стоит стол в углу.
Можно использовать игры на подражание:
Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда: «Га-га-га!»
Наши курочки в окно: «Ко-ко-ко!»
А как Петя-петушок
Раным-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
- «Прочитай шепотом, беззвучно, тихо, громко»;
- «Прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно» и т.п.
Приложение 3
- назвать слова близкие (противоположные) по смыслу;
- из числа предложенных вниманию слов найти лишнее (например, «лиса, медведь, волк»), сказать об их сходстве и различии, четко обосновать свое мнение;
- назвать слово, расположить буквы в алфавитном порядке;
- назвать новое слово, поменяв порядок слогов, букв (например, «гила - игла»);
- объяснить значение слов, поменяв в одном из них букву (например, «бочка -точка»);
- изменить в предложенных словах ударение, сказать, как при этом изменилось значение слова (например, «замок, стрелки»).
При работе с синонимами я предлагаю ученикам выполнить следующие задания:
- «Соедини в пары следующие слова: метель, рубеж, вьюга, граница».
- «Запиши в порядке уменьшения качеств следующие слова: маленький, крохотный, небольшой».
- «Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить: пунцовый, кумачовый - флаг, мак».
- «Замени в предложении глагол: «В магазине мы деньги теряем (тратим)».
«Уточни образ действия: «Собака съела конфетку (проглотила, сгрызла)».
Приложение 4
1) Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках:
* Лучше нас лесных ... (ежей) нет на свете ... (сторожей).
* Тишина царит в дремучем ...
2) «Найди ошибку»:
* Зимой в саду расцвели яблони.
* В полу лежит красивый ковер.
3) Составление предложений по разным моделям:
* Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко).
4) Распространение предложения:
* Ярко светит солнце.
На небе ярко светит солнце.
На небе ярко светит весеннее солнце.
На небе ярко светит и играет весеннее солнце.
5) Изменение порядка слов:
* На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.
6) Восстановление деформированного предложения:
* лесу, роет, в, лиса, нору
7) Составление предложения по аналогии:
* Песок сыплют, а воду...
8) Составление ответа на вопрос:
* Кто летает? Кто пишет стихи?
9) Добавление придаточных предложений:
* Мы завтра пойдем в лес, если...
10) «Объясни»:
* Собака идет на кухню. Она выпивает молоко у кошки. Кошка недовольна.
(Почему недовольна кошка?)
11) Согласование существительных и местоимений:
* «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга).
Согласование глаголов и существительных:
* Река... (шумела)
* Море ... (шумело)
* Лес... (шумел)
* Листья... (шумели)
12) Порядок слов в предложении.
На доске записываю предложение «Маленькие дети вошли в сказочный лес», прочти предложение в таком порядке слов: 2,3,4,6 или 3,4,5,6,1,2
Приложение 5
«Знакомство»
- Ребята, давайте познакомимся с Ваней. Спросите его о семье, о том, что он больше всего любит.
Упражнение «Встреча».
«Встреча» - ролевая игра, в которой участвуют двое. Например, Саша выходит к доске и получает рисунок маски. Толя, ориентируясь по выражению лица-маски, начинает диалог.
- Что случилось? Почему ты плачешь?
- У меня сильно болит зуб.
- А ты лекарство принимал?
- Да, но ничего не помогает.
- Тогда обязательно сегодня сходи к врачу.
Конкурс на лучшего выдумщика. Например, придумайте невероятную историю о том, как вы вчера провели вечер.
Игра «Радужная шкатулка». В красочно оформленную шкатулку я помещаю шарики разного цвета. Ребенок достает шарик и по ассоциации с цветом составляет предложение. Например, участник игры достает желтый шарик и говорит:
- Выглянуло желтое солнышко.
Следующий ученик берет другой шарик (допустим, белый) и продолжает рассказ:
- По небу плывут белые облака. И т. д.
Приложение 6
Тема «Звуки [з], [з']. Буквы 3, з. Сочинение сказки с использованием «динамической картины» (развитие речи).
Цель: познакомить учеников с буквами 3, з, звуками [з], [з']; учить читать слова с новыми буквами; развивать творческое воображение и речь детей.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк. Начинаем наш урок. Сегодня у нас пятница. Что происходит у нас в этот день? (К нам в гости приходит сказка.) то надо сделать, чтобы сочинить сказку? (Надо собрать, то есть придумать, 5 героев.)
2. Составление предложений, уточнение значения слов.
- Как называется место, где растет много деревьев? (Лес. На краю доски появляется запись слова «лес». Каждый раз, когда в сказке появляется новый герой, карточка с его названием появляется на доске.)
- Какие деревья будут расти в нашем лесу? (Березы, ели, осины.)
- Какие березы (ели, осины)? Составим предложение. (В лесу росли белые березки, высокие ели, стройные осины. На доске появляются рисунки берез, елей, осин.)
- Лес был очень густой и труднопроходимый.
- Как называется маленький деревянный домик? (Избушка.)
- Посмотрите внимательно на нашу избушку и составьте предложение.
На краю леса стояла маленькая избушка. На доске появляется рисунок избушки и табличка с надписью «избушка».
- Угадайте, кто жил в этой избушке?
Маленький,серенький
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
- Открою вам секрет: зайчишка был ужасно непослушным. Жил он вместе с
папой. Составим предложение о зайчишке и его папе.
В этой избушке жили-были непослушный зайчишка-шалунишка и мудрый папа-заяц. В нашей сказке еще один герой.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
- Это белка. В дупле старого дуба жила рыжая белка.
Физкультминутка.
Как прыгают зайцы - герои нашей сказки? Как прыгает белочка? - Сколько частей в сказке? О чем говорится в каждой части? С каких слов начинается каждая часть?
3. Составление сказки.
- Мы собрали всех героев нашей сказки. Давайте позовем сказку.
- Сказка, приходи!
Учитель начинает говорить предложение, а дети подхватывают, продолжают. При этом учитель конструирует всю картинку сказки на доске, передвигает рисунки с изображениями героев. Таблички с надписями остаются на краю доски.
«Жили-были папа заяц и его сынишка зайчишка-шалунишка. Зайчик был очень непослушным и строгий папа-заяц не разрешал ему уходить далеко от избушки. Жили они в маленькой избушке на краю леса. Лес был густой, труднопроходимый. В этом лесу росли белые березы, высокие ели, стройные осинки.
Однажды ярко светило солнышко, и зайчишка отправился гулять. Он шел по тропинке и любовался цветами и бабочками.
- Ребята, как вы думаете, что может случиться с ребенком, который не слушается папу? (Он может заблудиться.)
- Давайте представим, что мы маленькие зайчики. Что увидит зайчишка, если посмотрит направо, налево, вверх. Что он скажет? Как будет себя чувствовать?
Вдруг он обернулся и не увидел своей избушки. Он посмотрел направо, налево, а кругом только высокие сосны да ели, даже неба не было видно. Тут он понял, что заблудился. Сел зайчик на пенек и горько заплакал.
- Ребята, как вы думаете, кто ему может помочь? (Белочка.) Составим
предложение.
Его плач услышала рыжая белочка.
- Что она спросит? Что ей ответит зайчик?
Она спросила: «Что случилось, почему ты плачешь? «Я заблудился и теперь не могу попасть домой», - ответил зайчик.
- Ничего страшного, я помогу. Я поднимусь на самую высокую елку и посмотрю, где находится твой дом.
Белочка поднялась на дерево и увидела избушку. Она показала зайчику, по какой тропинке ему надо идти. Зайчик сказал белочке спасибо и побежал домой.
- Как вы думаете, что скажет папа-заяц сынишке-зайчишке?
Папа-заяц обрадовался, что зайчишка вернулся домой, но все же поругал его непослушание. Он сказал: «Запомни, дети должны слушаться родителей, потому что родители мудрее своих детей».
- Как можно закончить сказку? (С тех пор сын всегда слушался папу.)
- Что мы сочинили? (Сказку.) Докажите. (Волшебные слова в начале сказки. Звери разговаривают. Зайцы живут в домике. Добро побеждает.)
- Чему учит сказка? Родителей надо слушаться, они мудрее детей.
4. Коллективный пересказ сказки.
Все дети выходят к доске и стоя (вполголоса) хором вместе с учителем рассказывают сказку. При этом все действия героев показывают руками: летают, ругают и голосом - зашумел, запела, улыбнулась и т. д.
5. Пересказ сказки.
Сказку как образец правильного пересказа по частям пересказывают «сильные» учащиеся.
- Если вам понравилась сказка, нарисуйте ее и расскажите маме. Пусть мама
запишет вашу сказку. Завтра на уроке мы будем ее рассказывать.
6. Характеристика звуков [з], [з].
- Назовите главного героя сказки.
- Выделите первый звук в слове зайчик. Дайте характеристику звука. Дети у доски и в тетрадях делают звуковой анализ слова.
- Назовите это животное. (Зебра.) Выделите первый звук. Что вы знаете о нем? Звуковой анализ слова зебра.
Физкультминутка.
- Если в слове слышим звук [з], топаем, если звук [з'] - хлопаем. (Звери, замок, зима, коза, зеркало.)
7. Чтение слогов, слов.
Звуки [з], [з']. обозначаются буквами 3, з. Чтение слогов с доски.
за зо зу зе зы зи зем зеб зуд зар
Чтение слов:
зима, заря, зубы, замок...
Прочтите слова на табличках. Соотнесите слова с картинками сказки.
Итог урока.
Приложение 7
СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ
Беспокойное Бодрое Боязливое Веселое Возбужденное Возмущенное Волшебное Воспевающее Восторженное Высмеивающее Героическое Грустная радость Грустное Добродушное Добродушно-насмешливое Жуткое Загадочное Задиристое Заносчивое Звонкое Капризное Ликующее Любование Мечтательное Мрачное Насмешливое Нежное Нетерпеливое Обиженное Ожидание Печальное Поучительное | Привередливое Прихотливое Прославляющее Радостная готовность Радостная грусть Радостное Робкое Светлое Сердитое Серьёзное Сказочное Скорбное Скрытное Смешное Солнечное Сонное Сосредоточенное Готовности к подвигу Сочувствующее Таинственное Теплое Тихое Торжественное Тоскливое Тревожное Уютное Хвалебное Хвастливое Хмурое Шаловливое Шумное Шутливое |
КАКОЙ ВАШ ГЕРОЙ?ч
Аккуратный Старательный Трусливый Грустный Отзывчивый Чуткий Любознательный Трудолюбивый Храбрый Отважный Честный Жестокий Умный | Грубый Глупый Добродушный Гостеприимный Ласковый Осторожный Льстивый Назойливый Неряшливый Упрямый Внимательный Находчивый Капризный | Талантливый Слабохарактерный Ленивый Искренний Мужественный Решительный Мудрый Откровенный Воспитанный Веселый Забавный Легкомысленный Веселый |
Библиография
1. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа, 2006. -319с.
2. Жинкин И.И. Психологические основы развития речи. М., 1953
3. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – М., 2000.
4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Немов Г.С. Психология. М.-ВЛАДОС, 1999.
6. Оморокова М.И.Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М.:АРКТИ,2001.-160 с.
7. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: издательский центр «Академия»,1995.-496 с.
8. Развитие речи первоклассников на основе динамических картин: Из опыта работы Добрыниной О.Ю., учителя начальных классов МОУ СОШ № 3 г. Облучье.- Биробиджан: ОблИУУ, 2008.
9. Соловейчик М.С. Русский язык в начальной школе. Теория и практика обучения. - М.: издательский центр «Академия», 1997. - 383 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"
В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...
Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"
Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...
Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "
Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...
обобщение опыта по теме: "развитие речи младшего школьника"
Во все времена любой человек владеющий грамотной речью выделяется среди людей. Это приобретается в течении всей жизни, но в большей степени на первой ступени обучения. В наше время, когда в жизни люде...
«Развитие речи младших школьников» (из опыта работы над сочинением).
Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать н...
Статья из опыта работы "Развитие речи младших школьников как основа успешного обучения"
Статья из опыта работы на тему: "Развитие речи младших школьников как основа успешного обучения"....