Урок окружающего мира по теме "Деревья. Лес."
план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме
Цель: Развитие устной монологической речи.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умения и навыки пересказа.
- Формировать умение составлять рассказ по аналогии.
- Учить грамматически правильно оформлять речь.
Коррекционные:
- Развивать зрительную и слуховую память, внимание.
- Расширять лексический словарь учащихся по теме.
- Учить интонационной выразительности речи.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: схемы, сигнальные карточки, иллюстрации с изображением деревьев в разное время года, таблицы; ветки березы, сосны, ели, рябины. А также оборудование кабинета: массажные дорожки и коврики, сенсорный крест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchestvitelnye.rar | 165.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по теме "Деревья. Лес". 4-й класс
Цель: Развитие устной монологической речи.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умения и навыки пересказа.
- Формировать умение составлять рассказ по аналогии.
- Учить грамматически правильно оформлять речь.
Коррекционные:
- Развивать зрительную и слуховую память, внимание.
- Расширять лексический словарь учащихся по теме.
- Учить интонационной выразительности речи.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: схемы, сигнальные карточки, иллюстрации с изображением деревьев в разное время года, таблицы; ветки березы, сосны, ели, рябины. А также оборудование кабинета: массажные дорожки и коврики, сенсорный крест.
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся путешествовать по лесу.
Физ.минутка с использованием массажного оборудования (Рисунок1):
- Наступила зима. В лесу выпал первый снежок. Все тропинки и дорожки замело. Звери сами решили проложить себе тропинку.
За мамой-медведицей шел медвежонок.
За мамой-лисицей крался лисенок.
За мамой-ежихой бежал ежонок.
За мамой-зайчихой прыгал зайчонок
II. Вступительная беседа.
На доске фотоиллюстрации с изображением леса.
- Лес красив в разное время года: и весной, и осенью, и летом, и зимой.
- Что является главным украшением леса? (Деревья).
- Какие деревья растут в наших лесах?
III. Основная часть.
- В наших лесах очень много разных деревьев. И каждое дерево, как и человеческая жизнь, имеет свою историю и свою судьбу.
Самое красивое, загадочное дерево - береза.
Обучение пересказу (по методике Ефименковой Л.Н.).
1. Сейчас я прочитаю рассказ "Березка". Будьте внимательны, послушайте, чтобы потом пересказать. В этом рассказе встретится слово "лаковые" (слово записано на доске), вы можете объяснить значение этого слова? Лаковые - покрытые блестящей пленкой, как лаком.
"Березка.
На опушке леса растет молодая березка. Ствол у нее прямой и тонкий. Кора белая с черными пятнышками. Ветки тонкие и гибкие.
Листочки круглые с зубчатыми краями. Они блестят, как лаковые. Весной березка цветет, и цветы ее похожи на длинные сережки.
Люди называют березку белоствольной красавицей".
2. Работа со схемой на доске.
- Какой у березки ствол?
- Какая кора?
- Какие листочки?
- Как называют цветы березки?
- Как называют люди березку?
3. Пересказ с опорой на схему.
Работа над лексическим словарем
- Как можно ласково назвать березку? (березонька).
- Как называется лес, в котором растут только березки? (березовый, березняк) "березняк" - слово записано на доске.
4. Работа над графической памятью
- Про березку люди сложили много песен и стихов. Вспомните:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную:
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках:
- Запишите первую строчку по памяти.
6. Развитие мелкой моторики.
Составление букета из веток березы, сосны, ели, рябины.
7. Активизация лексического словаря.
1) - Ветки каких деревьев вы использовали? (березы, сосны, ели, рябины).
- Чем отличаются ветки сосны и ели? (Они покрыты иголками: хвоей, хвоинками).
- Какие еще деревья покрыты хвоинками? (пихта, лиственница).
- Как называется лес, в котором растут ели и сосны? (еловый лес, ельник (на доске), хвойный лес сосновый лес, сосновый бор).
2) - В хвойном лесу всегда сумрачно (обратить внимание детей на иллюстрацию соснового леса). Деревья стоят близко друг к другу и тянутся к солнцу. А тяжелые ветки не пропускают свет. Сумрак царит вокруг. Птицам летать по такому лесу нелегко.
Объяснение значения слов "сумрак" - полумрак, неполная темнота, "сумрачный" - угрюмый, печальный.
- Составьте предложения о хвойном лесе, используя слова из таблицы .
Воздух чистый Тишина волшебная Сумрак загадочный Полумрак таинственный |
8. Составление рассказа по схеме (по методике Ефименковой Л.Н.).
1) Звукобуквенный анализ.
- Главная обитательница хвойного леса - ель.
Составьте с помощью сигнальных карточек схему слова "ель".
2) Работа со схемой
- Придумайте рассказ "Ель" по схеме . Первое предложение этого рассказа: "В хвойном лесу выросла красавица-ель".
- Ствол у ели какой? (тонкий, прямой, темно-коричневый).
- Кора какая? (толстая, шершавая).
Объяснение значения слова "шершавая" (слово записано на доске).
- Какие ветки? (тяжелые, мохнатые).
- Чем покрыты ветки? (иголками). Какими? (тонкими, колючими).
- Чем украшает себя ель зимой? (шишками). Какими? (чешуйчатыми). Слово записано на доске.
Объяснение лексического значения слова "чешуя".
Чешуя - мелкие, твердые пластинки.
3) Самостоятельное составление рассказа с опорой на схему.
9. Физ.минутка с использованием упражнений на дыхание.
Прогулка по хвойному лесу.
- Воздух хвойного леса самый чистый. Он насыщен кислородом, поэтому детские лагеря, санатории, дома отдыха строятся рядом с ними. Представим, что и мы находимся в хвойном лесу.
Упражнение: глубокий и медленный вдох через нос и быстрый выдох через рот.
10. Исключение лишнего. Работа у сенсорного креста.
- Прочитайте, определите лишнее слово. Почему оно лишнее?
- карточка 1: ЛИПА ЕЛОВЫЙ ЕЛЬ БЕРЕЗА
- карточка 2: ОСИНА ДУБ КЛЕНОВЫЙ ТОПОЛЬ
- карточка 3 ШЕРШАВЫЙ ЧЕШУЙЧАТЫЙ МАТОВЫЙ ШИШКА
- карточка 4: БЕРЕЗНЯК ЕЛЬНИК ДУБНЯК ЛЕСНИК
Матовый - слово записано на доске.
Объяснение значения слова "матовый" - неблестящий.
При объяснении значения слова "дубняк" обратить внимание на фотоиллюстрацию.
11. Анализ текста
1) Чтение текста.
- Посмотрите на наш букет. Про какое дерево мы еще не говорили? (Про рябину). Прочитайте текст о рябине.
- Что нового вы узнали про это дерево?
РЯБИНА
Рябина - одно из самых любимых деревьев на Руси. Ствол ее покрыт серой гладкой корой. Листья продолговатые, сверху - матово-зеленые, снизу - серо-зеленые.
Цветки мелкие, белые, с сильным запахом, плоды сочные. По тому, как обильно цветет она, определяли раньше многое: и погоду, и каков урожай овощей и хлебов ожидается. А нет рябины какой год, и осень не осень - так привычен на Руси рябиновый огонь.
Плоды рябины собирают после первых заморозков, когда они приобретают горько-кислый вкус. Из них варят варенье, начинки для конфет, а также используют как витамины и применяют при заболеваниях сердца, крови, суставов, почек, желудка.
Ягодой рябину называют лишь в обиходе, а строго говоря, ее плоды - маленькие яблочки: мясистые, с семечками внутри.
Живет рябина долго - сто-двести лет.
2) Анализ текста.
- Какой у рябины ствол?
- Какие цветы? Листья? ( Матово-зеленые).
- Матовые. Это какие? (Неблестящие).
- Какие плоды? Где они применяются?
- Сколько живет рябина?
3) Вы когда-нибудь видели рябиновый лес, где растут одни рябины? (Нет). У рябины всегда много друзей и она растет в смешанном лесу.
IV. Заключительная часть:
- Ребята, о каких деревьях мы сегодня говорили?
- С какими новыми словами познакомились?
V. Домашнее задание.
- Составьте рассказ или сказку о рябине.
Использованная литература
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. Издательство: Владос, 2006.
- А.И. Максаков. Правильно ли говорит ваш ребенок. "Просвещение" 1988.
- Л.И. Марченко. Осень. Методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников. Москва "Дрофа" 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...