конспект логопедического занятия.
план-конспект урока логопедии (1 класс) на тему

Логопедическое занятие по теме звук и буква Т.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

                                     

Тема : В гостях у медвежонка Топа

( Звук [т] и буква тэ)

        Учитель – логопед

                                                                         Боловленкова Е.В.    

   Ход  занятия.

1.Оргмомент.

   

    1.Приветствие.

     Посмотрите друг на друга,улыбнитесь.Посмотрите на соседа справа,улыбнитесь ему.А теперь на соседа слева,улыбнитесь.Мы рады видеть друг друга? (Да).У нас хорошее настроение? (Да). Мы готовы к работе?(Да).И у нас все получится.

II. Мобилизующий этап.

     1.Уточнение пространственно-временных представлений.

Какое время года? (Зима)

Какое сегодня число?(…).

Какой день недели?(…)

      2.Упражнение на развитие логического мышления.

  1. К нам должны были прийти сегодня гости.Хотите узнать,кто?

Тогда сложите картинки.

    Дети складывают разрезанные картинки собаки и кота.

     3. Упражнение на развитие  мимической мускулатуры.

-Что-то задерживаются наши гости.Наверное,трудно им добираться:замерзли,устали.

       Изобразите щенка по кличке Пит,который озяб.Нам их жалко.  Покажите,как уныло они бредут по улице,какое грустное у них настроение.Улыбнитесь,ваша улыбка поднимет им настроение.

III.Основная часть.

   1.Формулирование  темы занятия.

          Выставляются картинки кота и собачки.

       Ну вот они и добрались.Встречаем. Это – Тобик,а это- Пит. Какой одинаковый звук вы услышали в этих словах?(Звук т).Сегодня мы вместе с Питом и Тобиком будем слушать и произносить звук т.

   2.Харктеристика звука т по акустическим признакам.

     Попробуем спеть звук т.(Он не поется.) "Потяните" ниточку. (Ниточка рвется.)Вы догадались,какой это звук? (Согласный). Твердый или мягкий?(Твердый).Звонкий или глухой?(Глухой).В каком замке он будет жить?(В синем замке).Каким кружочком мы будем обозначать звук т?(Синим кружочком).

   3.Развитие фонематического восприятия.

    Игра "Поймай звук".Хлопните в ладошки,если услышите звук т:

  1. из ряда согласных звуков:  т,м,к,т,н,р,л,т,н,м;
  2. из ряда слогов:ат,ам,ом,от,ут,ум,ын,ыт.

4.Произношение звука т в слогах и словах.

Место звука т в слове.

 Произнесите слова Пит,Тобик.В каком слове звук т звучит в конце?(В слове Пит.)Где вы услышали звук т в словах Тобик,?(В начале слова.)Я "бросаю" вам звук а и звук т,а вы составьте из них слог.(Ат.)Сколь звуков в слоге ат?(Два звука.)Какой первый звук?(Звук а.)Назовите второй звук.(Т)Обозначьте их кружочками.А теперь поменяйте звуки местами,какой слог получился? (Та.) Пит и Тобик решили навестить своего друга – медвежонка Топа.Они приглашают нас с собой.На чем же мы поедем?

      Перед детьми выставляются картинки:троллейбус,трамвай,автобус,самолет,вертолет ,такси.

      Назовите слова,в которых звук т звучит в конце.(Самолет,

вертолет.)В названии каких машин звук т звучит в начале слова?(Троллейбус,трамвай,такси.) Как эти предметы можно назвать одним словом ?(Транспортные средства, транспорт.) Сможем ли мы все разместиться в такси?(Нет.)Почему не сможем?(Рассуждения детей.) А на  чем мы сможем поехать все вместе?(На автобусе.) Есть ли в этом слове звук т ?Где вы  его услышали ?(В середине слова.) Что нужно сделать, чтобы автобус поехал ? ( Ответы детей.) Заведем моторы:" Та-то-ту,ту-ты-та,от-ут-ит".Еще раз заведем моторы: " Та-то-ту-пу".Какой слог здесь чужой?(Слог пу.)Произнесите слоги та-ту-ты-та.Мотор завелся.

5.Графический диктант.

   Дети, на  автобусе мы поедем выбирать подарки медвежонку Топу.Но чтобы ехать,нам нужна …( дорога.)Давайте ее нарисуем.

6.Упражнения на развитие памяти и внимания.

Запомните и повторите, какие подарки мы отвезем Тобику.

 Повторение детьми слов мед,пальто,туфли,конфеты ,топор,молоток в заданной последовательности.

7.Подбор определений к существительным.

  Скажите Питу и Тобику ,какие бывают конфеты на вкус.(Сладкие.)Они бывают твердые и …(мягкие).Пит говорит,что медвежонок Топ любит "сладкие мед".Правильно ли он сказал?Мед какой?(Сладкий.) А конфеты какие?(Сладкие.)

8.Физкультминутка.

В гости к медвежонку мы полетим на самолете.

      Самолет

Руки в стороны- в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз,два,три,четыре –

Полетел наш самолет.

9. Уточнение и систематизация словарного запаса. Расширение активного словаря.

Вот мы и прилетели к Топу. Кто знает что нужно сделать в первую очередь , придя в гости ? (Поздороваться.) Какими словами можно поздороваться ? ( ответы детей )Поздоровайтесь с ним. Скажите ему приятные слова. Мы привезли Топу подарки , что нужно с ними сделать ? (подарить)Подарите Топу подарки и расскажите о назначении каждого предмета. Ребята, хватит ли Топу одной пары туфель?(Нет.)Почему?( Топу не хватит одной пары туфель , потому что у него четыре лапы.)Что вы предлагаете сделать?

       Рассуждения детей.

    Топ не знает,как сказать правильно:одна туфля или один туфель.Как нужно говорить?Одна…(туфля),одна…(тапочка).

Мгного…(туфель),много…(тапочек).

    Топ приготовил нам угощение,сварил компот. Есть ли в этом слове звук , с которым мы сегодня работаем ? Где вы его услышали  в этом слове?(В конце слова).Чем мы угощаемся?(Компотом.)Топ сварил его из яблоков,значит,компот…(яблочный). Как назвать компот,сваренный из фруктов?(Фруктовый.) Как вы думаете ,понравится ли коту Тобику и собачке Питу фруктовый компот? Посоветуйте Топу,чем их угостить.(Пита можно угостить косточкой,Тобика – сметаной.)

          10.Ознакомление с буквой т.

Все звуки обозначаются особыми значками,которые называются буквами.А вы знаете как выглядит буква, которая обозначает звук т?Покажем пальчиком в воздухе. Выкладывание буквы Т из спичек. Что напоминает буква Т ?На что похожа буква Т?(ответы детей).

    Молоток стучит: " Тук – тук!      Буква Т стоит на крыше:

    Букве Т я старый друг."                Телевизор в доме том.

                                                             Т в антенну превратилась

                                                             И на крыше очутилась.

11.Выявление буквенного гнозиса.

     Сосчитайте, пожалуйста, сколько здесь букв Т.

 12.Чтение прямых и обратных слогов со " звуковой звезды ".

       

13. Штриховка " Самолет ".          

14. Работа в тетрадях.          

                 Дети пишут буквы Т,т.

IV . Итог занятия.

Какую букву мы писали?(Т.)Какой звук она обозначает?(Т.)Куда мы поселили этот звку?(В звуковой замок.)В каком замке будет жить звук т?(В синем замке).Почему?(Звук т – твердый, поэтому будет жить в синем замке.)

Молодцы! Я благодарю вас за работу , а Пит,Топ и Тобик прощаются с вами.

План  занятия.

1.Организационный момент.

1.Приветствие.

2.Мобилизующий этап.

1.Уточнение пространственно-временных представлений.

2.упражнение на развитие логического мышления.

3.Упражнение на развитие мимической мускулатуры.

3.Основная часть.

1.Формулирование темы занятия.

2.Характеристика звука т по акустическим признакам.

3.Развитие фонематического восприятия.

4.Произношение звука т в слогах и словах.Место звука т в слове.

5.Графический диктант.

6.Упражнение на развитие памяти и внимания.

7.Подбор определений к существительным.

8.Физкультминутка.

9.Уточнение и систематизация словарного запаса.Расширение активного словаря.

10.Ознакомление с буквой Т.

11.Выявление буквенного гнозиса.

12.Чтение прямых и обратных слогов со " звуковой звезды ".

13.Штриховка " Самолет ".

14.Работа в тетрадях.

4.Итог занятия.

Тема : " Звук т и буква тэ "

Цель : Профилактика оптической дисграфии.

Задачи :

  1. Совершенствование звуковой стороны речи.Развитие фонематического восприятия с опорой на  речеслуховой, речедвигательный зрительный анализаторы:
  1. развитие звуко-слогового анализа и синтеза;
  2. наблюдательности к языковым явлениям.

  1. Формирование связной речи:

           -  развитие лексического запаса и грамматического строя речи на              

   основе лексической темы " Транспорт ".

  1. Развитие и совершенствование коммуникативной стороны речи:

        -     развитие и совершенствование навыков и приемов самоконтроля;

  1. произвольности общения и поведения.

  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению :
  1. устойчивости внимания ;
  2. способности к запоминанию ;
  3. способности логического мышления ;
  4. способности к переключению.

Оборудование : доска, мел, серии предметных картинок по теме занятия, заготовки для графического диктанта, разрезанные картинки кошки и собаки, спички, заготовки для штрифовки, звуковые замки, ручки, карандаши.

Характеристика группы

  1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

  1. Дефектное произношение звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков.

  1.  Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствии этого у детей наблюдаются:

  1. недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова ;
  2. недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой ;
  3. трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических ошибок).

  1. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

  1. Лексический запас без грубых нарушений.У некоторых детей возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.

  1.  Грамматический строй в пределах нормы.Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

  1. Психологические особенности

  1. Неустойчивое внимание.

  1. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

  1. Недостаточное развитие способности к переключению.

  1. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

  1. Недостаточная способность к запоминанию,преимущественно словесного материала.

  1. Недостаточное развитие самоконтроля,преимущественно в области языковых явлений.

  1. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

                                               Анализ занятия

         Основная задача – своевременное выявление, предупреждение и корреция нарушений чтения и письма. В основу методики положена неразрывная связь между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами : произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной и связной речью.

         Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа чтения и письма, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупредить различные нарушения письма и чтения.

          Предлагаемое занятие – одно из занятий первого этапа коррекции обучения учащихся с нарушениями письма и чтения, обусловленными фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Основная задача первого этапа – сформировать у детей – логопатов полноценные представления о звуковом составе слова.

            Для достижения этой цели представленное занятие подчинено следующим требованием:

  1. всесторонне развивать личность ребенка ;
  2. добиваться, чтобы коррекционное обучение носило воспитывающий характер;
  3. Учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим подбирать доступный материал;
  4. осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  5. добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
  6. использовать наглядность;
  7. строить свои занятия в соответствии с программами школы;
  8. быть в речевом плане образцом для детей, ибо воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным воздействием логопеда.

            Занятие начинается с мобилизующего этапа.Он проводится

сразу после оргмомента.Его цель: в самом начале занятия обеспечить высокий уровень вовлеченности детей в коррекционную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств.

            Содержание мобилизующего этапа составляет группа упражнений, призванных совершенствовать речевые способности, наглядно – действенное мышление и одновременно развивать внимание, память, наблюдательность детей.

              Очень важным структурным компонентом занятия является формулирование темы занятия. Материал подобран таким образом, чтобы дети на основе активной речемыслительной деятельности смогли самостоятельно, с той или иной степенью точности, предвосхитить и сформулировать предназначенную тему.

               Ознакомление детей с новым учебным материалом происходит с помощью частично-поискового метода. Его основу составляет речевое действие. Оно является словесным оформлением практического мыслительного акта, осуществляемого ребенком.

                В процессе организуемых речемыслительных действий дети учатся сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, аргументировано, обосновано выражать свои мысли, формулировать определения понятий.

                С первых дней обучения ведется активная работа по обогащению лексики детей.

                 Чтение слогов с новой буквой совмещается с осуществлением различных интеллектуальных операций. Это позволяет во время формирования навыка чтения активно работать над совершенствованием словесно-логического мышления и развитием других важнейших качеств интеллекта, делать процесс чтения более увлекательным и интересным.

                  Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме занятия, в русле его сюжетной линии, с небольшой мыслительной нагрузкой на детей. Подобным образом проводимая физкультминутка  не разрывает, а, наоборот, соединяет между собой структурные части занятия. Кроме того, она всегда насыщена положительными эмоциями, снимает у детей напряжение, обеспечивает необходимую разрядку, физическую нагрузку, не отвлекая при этом от темы урока.

                   Подбирая упражнения, задания и игры, отдается предпочтение не репродуктивным формам работы, а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность ребенка.

        

логопедический пункт управления образованием

Конспект занятия

                                     

Тема : В гостях у медвежонка Топа

( Звук [т] и буква тэ)

        Учитель – логопед

                                                                          МОУ СОШ № 6

                                                                         Боловленкова Е.В.    

г. Выкса 2006

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

             Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков, сопровождаются мышечным  напряжением – судорогой произносительного аппарата.

             Заикание – сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, заикание возникает у детей 2 – 5 лет, т.е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще у легко возбудимых детей.

              При остро возникшем заикании надо устранить (выяснить) причину, ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в д/ саду, ребенку посещения д/ сада противопоказано (домашний режим – минимум на 2 месяца).Если дома, нужно мобилизовать всех членов семьи. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз.

              Советы логопеда :

  1. смена обстановки : переезд на дачу, к бабушке, поездка в пансионат, санаторий ;
  2. если заикание возникло из – за ревности к младшим, относитесь к старшему ребенку как  к младшему. Дайте ему забытые игрушки, соски. Чаще берите его на руки, баюкайте словно малыша. По возможности так, чтобы дети пожили раздельно;
  3. избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка (даже радостное возбуждение противопоказано);
  4. в новой книге лучше сначала рассмотреть с ребенком картинки, потом рассказать ее содержание. Можно придумывать свои собственные источники. Сериал с продолжением, это хорошо делать перед сном;
  5. приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятия с конструктором. Это успокаивает и развивает тонкую моторику пальцев рук ;
  6. полезно петь, двигаясь под музыку ;
  7. очень укрепляет нервную систему игры с водой, песком. Дети часами готовы пускать в ванной кораблики, печь из песка куличики ;
  8. привлекайте детей к спокойным домашним делам (переборка крупы, раскладывание пуговиц, занятия рукоделием, работа с инструментами).

            Нужно как можно раньше показать ребенка врачу – психотерапевту .Медицинские препараты подбираются строго индивидуально для каждого ребенка (т.к. однозначной схемы не существует и одни и те же медикаменты вызывают у разных детей как успокоение, так и возбуждение ).    

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ

(СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА)

      Ваш ребенок скоро пойдет в школу…Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

       К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Но это в идеале. К сожалению, большой процент детей имеет отставание в речевом развитии. Такие дети нуждаются в занятиях с логопедом. Игры, стихи, считалки, скороговорки, загадки не только служат для выработки правильного произношения, но и помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова. Благодаря этим упражнениям ребенок научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это – главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму. Если ваш ребенок занимается с логопедом, эти игры и упражнения сделают домашние занятия  интересными, веселыми и даже азартными. Они помогут ему быстрее привыкнуть к правильному произношению отрабатываемых звуков. Произнести новый для ребенка звук в слове, использовать его в повседневной речи – дело непростое. А  соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его грамматического строения, места во фразе – задача очень сложная. Необходимо помнить об этом, помогая ребенку выполнять упражнения. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайна ценна.

           Как выполнять эти упражнения ? Прежде всего, будьте  дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

            Конечно, можно ограничиться знакомыми для ребенка словами, но лучше объяснить значение незнакомого слова, привести примеры его употребления. Ведь это еще один способ увеличить словарный запас вашего ребенка.

             Если задание кажется  ребенку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из двух предложенных вами. Только ни в коем случае не предлагайте ребенку механически повторить за вами готовый ответ ! Активная, творческая работа ребенка со словом – вот цель игр и упражнений.

        Что необходимо рассказать ребенку ? Прежде всего объясните, что наша речь состоит из слов, а слова – из звуков. Если  хотя бы один звук исчезнет в слове, то оно будет обозначать совсем другой предмет (крот – рот, снаряд – наряд, кролик - ролик). То же произойдет, если неправильно произносить звуки (рак – лак, лук - жук). Поэтому нужно хорошо слышать и произносить все звуки !

         Легче других произносятся гласные звуки: А, У, О, Ы, И. Гласные звуки всегда произносятся с более или менее открытым ртом. Губы, зубы, язык "не мешают " голосу проходить через рот, не преграждают ему путь ( как, например, при звуках М, Б, Д). Гласные звуки можно тянуть, петь.

          Изучив с помощью упражнений гласные звуки А, У, О, И, Ы, Э и обозначающие их буквы, не спешите переходить к гласным буквам Я, Е, Ё, Ю, так как ими обозначаются двойные звуки ЙА, ЙЭ, ЙО, ЙУ ( йотированные). Оставьте эту сложную для объяснений тему логопеду или учителю. Просто, выполняя задания, познакомьте ребенка с тем, как эти звуки звучат и произносятся в слове.

            Когда мы произносим согласные звуки, струя воздуха встречает на своем пути преграду: язык, губы, зубы, которые прин6имают положение, необходимое для определенного звука. Покажите ребенку, как произносятся звуки М, Б, Д, Р. Произносите отдельные звуки четко, с несколько утрированной артикуляцией. Называйте согласные звуки без призвука Э – не ЭМ, не МЭ, а чистый звук М, так, как он звучит в конце слов ДОМ,  СОМ, ДЫМ. Предложите ребенку закончить слова : ДО – М, СУ – П, МА – К, и он произнесет согласный звук без призвука. Такой звук легко слить с гласным А-А-А-М, М-М-М-О, З-З-З-У. Научите ребенка длительно тянуть первый звук (без перерыва, без остановки!), пока он не сольется со вторым звуком. Таким образом, ребенок поймет, как звуки сливаются в слоги. Он не будет читать слово СТОЛ как СЭТЭОЛЭ.

             Выполняя эти простые "заповеди", вы без труда научите ребенка читать по слогам.

           Объясните ребенку разницу между глухим и звонким  звуком: при произнесении звонкого звука голос участвует в его образовании, а при глухом звуке – нет. Сравните звуки К – Г, Т – Д, П – Б, С – З, Ш – Ж, попросите ребенка приложить руку к горлу при произнесении звонких звуков он  ощутит вибрацию ( " горло дрожит "), а при глухих звуках этого не будет.

             Приступая к изучению нового звука, показывайте ребенку букву, которой это звук обозначается. Ребенок постепенно усвоит, что звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и читаем.

              Если ребенок не может правильно произнести тот или иной звук, обратитесь к логопеду. Он объяснит, как управлять речевым  дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук. Помните: часто это очень сложная и трудоемкая для ребенка работа. Не требуйте, чтобы он сразу правильно употреблял новый для него звук в повседневной речи. Ребенок должен многократно,  иногда  в течении многих дней, повторять его отдельно, затем в слогах, словах, фразах, стихах. Только после этого звук появляется в его обиходной речи.

                    Стихи, насыщенные изучаемым звуком, нужно прочитать ребенку целиком, разобраться вместе с ним в их содержании. Даже если ребенок быстро запоминет стихи, необходимо повторить их несколько раз, чтобы он привык произносить нужный звук в речевом потоке.

                    Вот, пожалуй, и все основные пожелания, которые я хотела высказать перед началом вашего сотрудничества с ребенком в совершенствовании его речи.        

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....