Предупреждение развития дисграфии у учащихся 1 классов. Календарное планирование.
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) по теме
Предупреждение развития нарушений письменной речи у учащихся 1 классов общеобразовательной школы актуально во все времена. Точная диагностика и своевременная помощь - вот слагаемые успеха коррекционной работы учителя-логопеда. Составляя календарный план коррекционоой работы, каждый логопед исходит из собственных реальных представлений о группе детей, с которыми ему предстоит заниматься, но всегда важно иметь перед глазами чей-то пример. Предлагаю вашему вниманию примерное календарное планирование занятий по предупреждению дисграфии у учащихся 1 классов общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_profilaktika_disgrafii.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема преодоления нарушений письменно речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы в последнее время приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что среди слабо успевающих и неуспевающих учеников большой процент составляют дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развитии письменной речи. Нарушение письма осложняют усвоение учебной программы, оказывают отрицательное влияние на эффективность обучения и являются частой причиной резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей поведения. С каждым годом категория детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи, увеличивается. Это определяет актуальность своевременной профилактики дисграфии у учащихся первых классов.
Для того, что бы выявить предпосылки нарушения письма у учащихся первых классов, необходимо тщательное обследование (состояние звукопроизношения, слуховой дифференциации акустически близких звуков, сформированность фонематического анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, состояние лексико-грамматического строя речи).
Задача логопеда вовремя выявить предпосылки дисграфии и провести работу по предупреждению нарушения письма, учитывая механизм нарушения, его симптоматику и психологические особенности учащихся, опираясь на знания основных принципов коррекции, методов и приемов работы.
Примерный календарный план по предупреждению дисграфии у детей первых классов представлен далее.
Календарный план работы с детьми 1-ого класса по предупреждению дисграфии
Месяц | Звуки, буквы | Грамматика. Звуко-слоговой анализ и синтез | Грамматический строй речи | Лексика |
Сентябрь | и [и] а [а] п [п] [п’] г [г] [г’] | Развитие фонематических восприятий. Выделение ударного слога. Выделение начального согласного звука. | Слова-предметы (живые и неживые). Уменьшительно-ласкательная форма существительных. | Осень Овощи фрукты |
Октябрь | т [т] [т’] р [р] [р’] о [о] н [н] [н’] ы [ы] ы- и (диффер) о –а (диффер) | Звуко-буквенный анализ и синтез. Выделение первого и последнего звуков. Анализ прямого и обратного слога. Чтение слогов и простых слов. | Преувеличительная форма существительных. Слова-синонимы. Слова-антонимы. | Птицы (зимующие, перелетные). |
Ноябрь | к [к] [к'] у [у] б [б][б'] у-и (диффер) г-к (диффер) д [д] [д’] б- п (диффер) | Звуко-буквенный анализ и синтез. Чтение простых слов. Преобразование прямого слога в обратный и обратного в прямой. | Согласование существительного с числительными. Единственное и множественное число существительных. Слова-признаки. | Деревья (хвойные, лиственные) |
Декабрь
| д-т (диффер) б-д (диффер) л [л] [л’] р-л (диффер) м [м] [м’] в [в] [в’] ф [ф] [ф’] в-ф (диффер) | Развитие фонематических представлений и восприятий. Дифференциация твердых и мягких звуков. Звуко-буквенный анализ и синтез. Чтение слов. Выделение последнего согласного звука. | Согласование существительного с прилагательным. Предлоги (с, на, по, к). Схемы предлогов. | Животные (дикие, домашние) |
Январь | с [с] [с’] з [з] [з’] з-с (диффер) й [й’] | Дифференциация звонких и глухих звуков. Схемы слов. Дифференциация понятий «слог», «слово». Деление на слоги | Образование относительных прилагательных. Предлоги (над, под, около, из). Схемы предлогов. | Зима. Одежда. |
Февраль | и-й (диффер) ч [ч’] ш [ш] ш-щ (диффер) | Ударение. Чтение слов. Деление на слоги. Слоговой анализ и синтез. | Образование качественных прилагательных. Предлоги (за, до, через, из-за). Схемы предлогов. Правописание ЧУ-ЩУ. Правописание ЧА-ЩА.. | Животные (хищные, травоядные, грызуны). |
Март | ж [ж] ж-ш (диффер) ц [ц] ц-т’ (диффер) э [э] | Развитие фонематических представлений и восприятий. Выделение гласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой анализ и синтез. | Образование притяжательных прилагательных. Правописание сомнительных гласных в конце слова. Правописание ЖИ-ШИ. | Обувь. Головные уборы. |
Апрель | [й] е [э] [й] я [а] [й] ё [о] [й] ю [у] Мягкий знак щ-ц (диффер) | Составление схемы слов по индивидуальным картинкам. Чтение слов сложной звуковой структуры. Чтение слов со стечением согласных. Предложение (схемы предложений, анализ предложений). Двусоставное предложение. | Слова-действия. Префиксальный способ образования слов. Согласование существительного с глаголом. Большая буква в начале предложения. Написание простых предложений. | Весна. Транспорт. |
Май | тверд. и мягк. согл. перед гл. а-я тверд. и мягк. согл. перед гл. о-ё тверд. и мягк. согл. перед гл. у-ю тверд. и мягк. согл. перед гл. ы-и | Схемы предложений. Анализ предложений. Распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. | Род имен существительных. Родственные слова. Правописание безударных гласных. Написание сложных предложений. | Насекомые. Цветы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Предупреждение дисграфии у учащихся 1-ых классов». Календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа "Предупреждение дисграфии у учащихся 1-ых классов" составлена специалистом ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкиной Ириной Николаевной.Данная программ...
Презентация. Предупреждение развития дисграфии и дислексии у младших школьников
Презентация. Предупреждение развития дисграфии и дислексии у младших школьников...
Русский язык 3 класс.Календарное планирование.Школа России
Русский язык.3 клсс.Календарное планирование .Школа России....
Программа по предупреждению смешанной дисграфии, дизорфографии 1 класс 2 год обучения (программа 7.2)
Программа по русскому языку сложна и насыщена разнообразным речевым материалом. У учащихся с ЗПР проявляются и закрепляются проблемы, вызванные недоразвитием речи. Данная программа направлена на преду...
Использование игр и игровых приемов для предупреждения дисграфии у учащихся первых классов.
Для некоторых детей характерным является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия.Фонемат...
Предупреждение и коррекция дисграфии у учащихся школ VIII вида
Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии возрастает в связи с тем, что в последние годы в школу поступает все большее количество детей, испытывающих трудности в усвоении программы по...
Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой)
Егорова Дарья Сергеевна,Учитель-логопед МБУДО «ДООспЦ»; Владимир, Россия Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьев...