Логопедическая неделя в детском доме - школе
методическая разработка по логопедии по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_v_rabote_logopeda_i_uchitelya_nachalnyh_klassov.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов
Сотрудничество учителя-логопеда с учителями начальных классов
Нарушение речи – распространённое явление среди учеников младших классов. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта. Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве учителя и логопеда. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда и учителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия.Учитель
Проблема взаимодействия
Ученик
Логопед
Сотрудничество в изучении проблемы
Сотрудничество в преодолении проблемы
Разрешение учебных проблем в ходе урока
Коррекционные занятия в необходимой мере
Активная роль
Активная роль
Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Учитель начальных классов и логопед стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Логопедическая работа в начальных классах нашего образовательного учреждения условно делится на четыре этапа: ориентировочный, диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции. Поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе логопеда и учителя. На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно.
Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для детей, имеющих ОНР.
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому логопед не дает заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией. Например, при автоматизации звука [р] на учебном материале по русскому языку логопед предлагает детям такие задания:
- прочитать словарные слова с буквой «р»;
- прочитать и записать названия птиц (сорока, ворона, утка);
- составить предложения с этими словами и т.д.
Логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями.
При этом необходимы:
- учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
- учет возрастных особенностей детей;
- предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
- закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
- придание обучению воспитывающего характера;
- всестороннее развитие личности учащегося.
Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий.
Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма логопед периодически проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.
В целях пропаганды своих занятий логопед ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.
Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Логопед выступает здесь с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению.
Логопед, как и учителя начальных классов, является членом медико-психолого-педагогического консилиума, на заседаниях которого рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие для участников республиканского семинара директоров детских домов и школ - интернатов, Благотворительная акция с приглашением спонсоров - гостей с предприятий г. Рузаевка
" РОССИЯ - РОДИНА МОЯ! "Добрый день дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашем детском доме! Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о России.Цель нашего мероприятия: расширить знания о родн...
Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"
Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться п...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности воспитателя группы продленного дня, воспитателей школ-интернатов, детских домов, воспитателя общежития за межаттестационный период (за последние 3-5 лет) Давыдовой Людмилы Анатольевны ФИО во
Аналитический отчёт для аттестаии на первую категорию воспитателя ГПД...
Выступление на городской педагогической секции учителей начальных классов «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в образовательно-воспитательной среде детского дома»
В данном выступлении отражены основные приемы введения проблемной ситуации на уроках в начальной школе....
Психолого-логопедическая неделя в школе
Общешкольное мероприятие, которое проводится в течение недели и предлагает участие всей школы: школьников, учителей и воспитателей....
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Добрые дети - дому венец. Детские игры - школа здоровья"
Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: "Добрые дети - дому венец. Детские игры - школа здоровья". Конспект составлен по УМК "Перспектива"...
Сценарий празднования дня рождения Детского дома «Под крышей дома своего»
Сценарий празднования дня рождения Детского дома «Под крышей дома своего»...