Психолого - педагогическая готовность к школе.
статья по логопедии по теме

В данном материале освещаются требования современной школы к развитию речи будущих первоклассников.Рекомендуются пути и методы речевой подготовки детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребёнка  к школе

  Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, в процессе которого проявляется  его познавательная и предметная деятельность.

 Наиболее значимым для ребёнка  6 - 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка.

Качество учебной деятельности будет зависеть от того, на сколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  1. хорошее физическое развитие ребёнка;
  2. развитый физический слух;
  3. развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
  4. нормальное функционирование  ЦНС;
  5. владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции);
  6. произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
  7. познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
  8. коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний  и представлений,   но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Особые критерии готовности к школьному обучению для усвоения ребёнком русского языка как средства общения:

  1. сформированность звуковой стороны речи (ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением);
  2. полная сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки русского языка);
  3. готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи (умение выделять звуки в начале, середине, конце слов; разложить и собрать слово из звуков, букв, слогов).

Школьники с несформированной звуковой стороной речи, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих; твёрдых — мягких). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывая смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка- почка).

  1. умение пользоваться разными способами словообразования (правильно употреблять слова с уменьшительно — ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных);
  2. сформированность грамматического строя речи (умение пользоваться развёрнутой фразовой речью; умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным  словам и картинкам; владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять самостоятельно рассказ — описание).

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным  проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы,  и создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических  и синтаксических ошибок.

Одно из главных направлений педагогической работы в начальных классах – развитие речи учащихся. От его уровня зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.

Нарушения речи многообразны, они имеют различную выраженность и зависят от  причины и структуры дефекта.

Речевые нарушения условно можно разделить на три группы:

  1. Фонетические – дефекты произношения отдельных звуков и их групп;
  2. Фонематические – нарушение произношения отдельных звуков и недостаточное их различение по акустическим и артикуляционным признакам;
  3. Несформированность языковых средств - произношение и различение звуков,  низкий уровень словарного запаса и грамматического строя.

Основная задача родителей:

Вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат

Советы логопеда:

  1. не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка; не перегружайте его речевыми занятиями; игры и упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту;
  2. при общении с ребёнком следите за своей речью; говорите с ним не торопясь; звуки и слова произносите чётко и ясно; непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните;
  3. не подделывайтесь под детскую речь; не злоупотребляйте уменьшительно — ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие;
  4. своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи; будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее — тактично поправить то или иное слово; если ребёнок торопится высказывать свои мысли или говорит тихо, напомните ему «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
  5. не оставляйте без ответа вопросы ребёнка; и не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»; если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка, такие записи не только помогут в работе над речью, но и со времен будут хорошим подарком для сына или дочери.

Логопедические игры:

  1. Развитие фонематического слуха и восприятия (назови предметы в квартире на заданный звук; собери из звуков слово или разложи слово на звуки; выдели звуки в начале, середине и конце слова).
  2. Развитие двигательного анализатора — мелкой моторики пальцев рук (пальчиковые игры; конструирование; с помощью метода обрывания бумаги изготовить любую букву; с помощью ниток, верёвок, шнурков выложить любую букву или вылепить её из пластилина).
  3. Развитие речевого дыхания (надуй воздушный шарик; дуть через соломинку; сдуй снежинку с ладошки; фокусник; задуй свечу).
  4. Для развития зрительного анализатора (назвать предметы по их контуру; выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке; назвать перечёркнутые изображения; показать правильно написанные буквы).
  5. Развитие речедвигательного анализатора (контроль за правильным произношением звуков; проговаривание чистоговорок и скороговорок при правильном звукопроизношении).
  6. Хвалите своих детей;
  7. Проявляйте свою любовь и заботу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая готовность к школе.

В данном материале освещаются требования современной школы к развитию речи будущих первоклассников.Рекомендуются пути и методы речевой подготовки детей к школе....

Диагностика психолого-педагогической готовности первоклассников

Диагностика психолого-педагогической готовности первоклассников...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе.

В статье раскрыто содержание понятия "психологическая готовность ребёнка к школе".Раскрыта структура и содержание готовности к обучению в школе. Представлены тесты, по которым родитель, педа...

презентация по теме "Психолого - педагогическая готовность ребёнка к школе".

В данной презентации представлен материал для родителей дошкольников, воспитателей. Рассмотрена структура и содержание готовности к обучению в школе, выделено основное содержание понятия "психоло...

Статья «Формирование психолого-педагогической готовности воспитателя к инклюзивному образованию детей»

Ребенку предоставлена возможность выразить свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, где педагог даст оценку положительным действиям детей, тем самым закладывая в личности каждого реб...

Модель психолого-педагогического сопровождения начальной школы

Подробно об основных этапах сопровождения педагогом-психологом образовательного процесса младших школьников....