Логопедическое воздействие при дислалии
статья по логопедии по теме
Контрольная работа по логопедии для студентов педагогических ВУЗов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.r._l.vozdeystvie.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ДИСЛАЛИИ
Содержание
I Введение
II Логопедическое воздействие при дислалии
1.Методика логопедического воздействия
2.Этапы логопедического воздействия
III Заключение
IV Конспект индивидуального занятия при дислалии
V Литература
I Введение
Дислалия - это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, эти нарушения подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay) или (что то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay) или фонетические дефек ты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефек та и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.
В соответствии с предложенными критериями выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.
Многие авторы отмечают, что в ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а иногда в словах и в отраженной речи, а в самостоятельной речи не употребляют (М. А. Александровская). Аналогичные явления отмечаются в ра ботах М. Е. Хватцева, О. В. Правдиной, К. П. Беккера, М. Совака и др. Эти данные свидетельствуют о том, что произноситель ные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности.
О. В. Правдина (1973) выделяет три уровня нарушенного про изношения: полное неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при пра вильном произношении изолированно или в легких словах; не достаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно про износить оба звука. Выделенные уровни отражают этапы усвое ния звука в процессе развития ребенка, выявленные А. Н. Гвоз девым. Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этих этапов он может задержаться или остановиться.
II Логопедическое воздействие при дислалии
II.1. Методика логопедического воздействия при дислалии
Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспро изведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произне сение звука от ненормированного; осуществлять слуховой конт роль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходи мые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные укла ды звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.
Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению. При правильной организации логопедической работы поло жительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалий в ряде случаев успех достигается в ре зультате совместного логопедического и медицинского воздей ствия.
Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии явля ется создание благоприятных условий для преодоления недостат ков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребен ком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая зада ча, подчиненная общей цели логопедического воздействия.
II.2. Этапы логопедического воздействия
Исходя из цели и задач логопедического воздействия, пред ставляется оправданным выделить следующие этапы работы: подготовительный этап; этап формирования первичных произ носительных умений и навыков; этап формирования коммуни кативных умений и навыков.
1. Подготовительный этап. Основная цель его — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для это го необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач.
Одной из важных общепедагогических задач является форми рование установки на занятия: логопед должен установить с ре бенком доверительные отношения, расположить его к себе, адап тировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. У детей неред ко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослы ми. От логопеда требуется особая тактичность, доброжелатель ность; общение с ребенком должно осуществляться без офици альности и излишней строгости.
Важной является задача формирования производных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться вы полнять инструкции логопеда, активно включаться в общение. В задачи подготовительного этапа входит развитие произволь ного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно ана литических операций, операций сравнения и вывода.
К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.
В зависимости от формы дислалии эти задачи могут решаться параллельно или последовательно. При артикуляторных формах (фонематической и фонетической) в тех случаях, когда нет нару шений в восприятии, они решаются параллельно. Формирование рецептивных умений может быть сведено к развитию осознанно го звукового анализа и контролю за собственным произношени ем. При акустико-фонематической форме дислалии главная зада ча заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию правильного произношения зву ков. Чтобы работа над правильным произношением звука при несла успех, ребенок должен уметь его слышать, так как регулято ром нормированного употребления является слух.
При смешанных и комбинированных формах дислалии работа над развитием рецептивных умений предваряет формирование артикуляторной базы. Но в случае грубых нарушений фонемати ческого восприятия она проводится и в процессе формирования артикуляторных умений и навыков.
Работа над формированием восприятием звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других — в ее задачу входит развитие фо нематического восприятия и операций звукового анализа. В тре тьих — ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.
При этом нужно учитывать следующие положения.
• Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сто рону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка нужно специ ально обучать операциям осознанного звукового анализа, не по лагаясь на то, что он спонтанно им овладевает.
• Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки — фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными еди ницами и проводить наблюдения за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.
• Операции звукового анализа, на основе которых формиру ются умения и навыки осознанного опознания и дифференци ации фонем, проводятся в начале работы на материале с пра вильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, опреде лять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимы ми звуками.
• Работу по формированию восприятия неправильно произ носимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное не правильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ре бенка максимально ограничивать или исключить собственное его проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.
• Проговаривания ребенка желательно подключать на после дующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.
При фонематических дислалиях необходимо сформировать недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформи-ровавшееся движение. В тех случаях, ког да звук искажается за счет нарушений в способе или месте его образования, необходимо сочетание обоих приемов.
Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, дидактические требования и методические реко мендации, пособия по исправлению произношения.
При дислалии нет грубых моторных нарушений. У ребенка с дислалией не сформированы некоторые специфические для речи произвольные движения органов артикуляции. Процесс форми рования артикуляционных движений осуществляется как произ вольный и осознанный: ребенок учится производить их и конт ролировать правильность выполнения. Необходимые движения сначала формируются по зрительному подражанию: логопед пе ред зеркалом показывает ребенку правильную артикуляцию зву ка, объясняет, какие движения следует произвести, предлагает ему повторить. В результате нескольких проб, сопровож-даемых зрительным контролем, ребенок добивается нужной позы. При затрудне-ниях логопед помогает ребенку шпателем или зондом. На последующих занятиях можно предложить выполнить движение по устной инструкции без опоры на зрительный образец. Правильность выполнения ребенок в дальнейшем проверяет на основе кинестетических ощущений. Артикуляция считается ус военной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
При работе по формированию правильного произношения необходимо избегать упоминаний о том звуке, над которым ве дется работа.
Логопед в ходе выполнения задания ребенком проверяет, пра вильно ли он выбрал позу для произношения нужного звука. Для этого он просит ребенка про-извести выдох («сильно подуть»), не изменяя позы. При сильном выдохе возни-кает интенсивный шум. Если шум будет соответствовать акустическому эффекту нужно го глухого согласного, значит, поза принята правильно. Если нет, тогда логопед просит ребенка, несколько изменить позу органов артикуляции (чуть-чуть поднять, опустить, продвинуть язык) и снова подуть. Поиски наиболее удачной позы проводятся до тех пор, пока не будет получен положительный результат.
В ряде случаев, прислушиваясь к производимому шуму, ребе нок отождествляет его с нормированным звуком и даже пытается самостоятельно включить в речь. Поскольку это не всегда приво дит к положительным результатам, логопеду следует в таких слу чаях отвлечь внимание от звука, переключив на другой объект.
При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых ока жутся сформированными необходимые движения. Работа ведет ся над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребенка в процессе речевого развития.
Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:
1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
2. Система упражнений по развитию артикуляционной мото рики должна включать как статические упражнения, так и уп ражнения, направленные на развитие динамической координа ции речевых движений.
3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).
4. Занятия должны проводиться кратковременно, но много кратно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переклю чить его на другой вид работы.
5. Уделять внимание формированию кинестетических ощу щений, кинестетического анализа и представлений.
6. По мере овладения движением, необходимым для реализа ции звука, логопед переходит к отработке движений, обязатель ных для других звуков...
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформи ровать у ребенка первоначальные умения правильного произне сения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формиро вание навыков правильного их использования в речи (автомати зация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать).
Необходимость решения указанных задач в процессе логопе дической работы вытекает из закономерностей онтогенетичес кого овладения произносительной стороной речи.
Постановка звука достигается применением технических при емов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф. Ф. Pay выделяются три способа: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный.
При постановке звука в качестве его исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, так как слог — это естественная для звука форма его реализации в речи... Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу нередко оказывается затрудненным. Необходимо предусматривать возможные динамические перестройки артику ляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, так как схемы (программы) сочета ний звуков у ребенка с дислалией не нарушены.
По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации.
Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных зву ков.
Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ре бенок начинает свободно включать в спонтанную речь постав ленный звук. Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над ними. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее про должение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками, т. е. дифференциации.
Работа над дифференциацией звуков способствует нормали зации операции их отбора. При работе над дифференциацией звуков одновременно под ключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его — сформировать у ребенка умения и навыка безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
На занятиях широко применяются тексты, а не отдельные слова, используются различные формы и виды речи, использу ются творческие упражнения, подбирается материал, насыщен ный теми или иными звуками. Подобный материал больше под ходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобран ном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как ча стотность этого звука в специальных текстах превышает нор мальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими.
Случаи сложных или комбинированных функциональных и механических дислалий требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательнос ти в исправлении звуков, а также представления о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие дол жны отрабатываться последовательно.
III Заключение
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспро изведения звуков речи. Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению.
При правильной организации логопедической работы поло жительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалии в ряде случаев успех достигается в ре зультате совместного логопедического и медицинского воздей ствия.
Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии явля ется создание благоприятных условий для преодоления недостат ков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребен ком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая зада ча, подчиненная общей цели логопедического воздействия.
IV Конспект индивидуального занятия при дислалии.
Вид дислалии: боковой сигматизм.
Цель занятия: автоматизация звука ш в слогах, словах и пред ложениях.
Оборудование: зеркало, картинки на слова, содержащие звук ш, тетрадь для домашних заданий.
План занятия:
1. Проверка домашнего задания.
2. Закрепление звука ш в открытых слогах, закрытых слогах и слогах со стечением согласных.
3. Автоматизация звука ш в словах.
4. Автоматизация звука ш в предложениях и стихотворном, тексте.
5. Задание на дом.
Ход занятия
Логопед | Ребенок |
Здоровается с девочкой и предлагает вспомнить, какой звук она училась говорить правильно на прошлом занятии. — Скажи еще несколько раз звук ш, подними язык за верхние зубы, загни кончик языка. Так, пра вильно. — Теперь послушай, на что похож этот звук. — Верно, Таня. Теперь выполним упражнения со звуком ш. Повторяй за мной: ша, шо, шу, ши, ша-шо, ша-шу, ша-ши, аш, ош, уш, иш. — А теперь выполним другое уп ражнение. Повторяй за мной: шпа, шпо, шпу, шпы, шта, што, шту, шты, шка, шко, шку, шки. — Сейчас я буду называть слова, а ты повторяй их за мной, старайся звук ш произносить правильно и четко. — Ты сказала правильно, молодец! — Теперь давай с тобой поиграем. Я тебе дам картинки, а сама буду их называть. Ты должна узнать, в каком слове есть звук ш и в каком месте — в начале слова, в середине или в конце. Слушай внимательно! (называет слова: собака, шуба, ландыш, кошка, школа, карандаш, девочка, мячик, груша, колесо, книга, дерево.) — Хорошо, Таня ты правильно отвечала. Девочке предлагают картинки на звук ш. — Отложи в одну сторону картинки, в названии которых есть звук ш, в другую — в названии которых звука ш нет. — А теперь повторяй за мной ма ленькие предложения, будь внима тельна и произноси звук ш в словах правильно. — Я запишу тебе эти предложения в тетрадь, а ты дома повтори их с мамой или папой. — Расскажи мне стишки, которые мы учили в прошлый раз. — Ты хорошо занималась, про износила звук ш правильно. Завтра мы опять будем заниматься (про щается с девочкой). | — Я училась говорить ш. Ребенок, глядя в зеркало, находит правильное поло жение языка и длительно произносит: ш ... ш...ш... — Так шипит гусь или паровоз, когда пускает дар. Девочка, глядя в зеркало и проверяя положение язы ка, произносит слоги за логопедом. Девочка повторяет. Девочка произносит за логопедом следующие слова: шар, шуба, шапка, шкаф, шум, шутка, машина, ве шалка, каша, душ, наш, ваш. Девочка слушает и после того, как логопед на зовет три слова, определяет наличие звука ш, его место в слове или отсутствие этого звука. Девочка выполняет за дание. Девочка произносит: «У Маши шар. Миша нашел шишки. Шура пошла в школу. У Наташи много игрушек. Кошка поймала мышку. В поле много ромашек. Миша надел шубу, шапку, шарф и варежки». Девочка рассказывает: «Баю-баю, кыш-кыш-кыш! Как тебе не стыдно, мышь! Перестань в сенях бродить! Можешь кошку разбудить!» |
V Литература
1.Гриншпун Б.М. Дислалия. – М., 1989
2. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- М., 1999
3.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону,2002
4.Рау Е.Ф. и Синяк В.А. Логопедия. – М., 1969
5.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М. 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кукольный театр как одно из средств логопедического воздействия
Одна из основных задач логопедического обучения - это поиск новых, наиболее эффективных способов передачи знаний. Решение ее может быть связано с широким использованием в логопедической работе кукольн...
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дислалией.
Материал для начинающих логопедов....
«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»
Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.Игры и упражнения по развити...
Курсовая работа по логопедии (Дизартрии) Особенности дефектов озвончения у детей с дислалией
В курсовой работе рассказывается о особенностях деффекта озвончения и способах его устранения....
Использование логопедического массажа как активного метода воздействия, направленного на коррекцию различных речевых расстройств
Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно зн...
Обмен опытом «Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ в рамках логопедического воздействия»
Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.Функциональная грамотность- это отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в обществ...
Статья "Коррекционно-логопедическая работа по устранению артикуляторно-фонематической формы дислалии"
В статье описываются наиболее распространенные нарушения произносительной стороны речи, а именно избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех осталь...