"Программа по развитию и коррекции внимания детей с ОВЗ"
рабочая программа по логопедии
Для развития и коррекции внимания детей с была разработана программа, в основу которой положена работа Малашинской Л.И., и Осиповой А.А. В связи с особенностями детей программа рассчитана на 12 занятий, которые проходят 2 раза в неделю, длиться занятие 20 – 30 минут. Занятия по развитию внимания проводятся и индивидуальной и подгрупповой форме (подгруппа состоит из 4 – 5 человек)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionnaya_rabota_po_razvitiyu_vnimaniya.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по развитию внимания
детей с ОВЗ
Психодиагностика свойств внимания детей с ОВЗ должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное опи сание произвольных когнитивных действий и реакций.
Для развития и коррекции внимания детей с была разработана программа, в основу которой положена работа Малашинской Л.И., и Осиповой А.А. В связи с особенностями детей программа рассчитана на 12 занятий, которые проходят 5 раз в неделю, длиться занятие 20 – 30 минут. Занятия по развитию внимания проводятся и индивидуальной и подгрупповой форме (подгруппа состоит из 3 – 4 человек)
Программа развития и коррекции внимания.
Цель: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
Задачи:
- Развитие произвольного внимания, его устойчивости, концентрации, переключения, объема, распределения;
- Развитие сенсорного, слухового, моторно - двигательного внимания;
- Коррекция основных свойств внимания, устойчивости, концентрации, распределений, объема, сосредоточения;
- Повышение познавательного интереса;
- Повышение мотива достижения успеха и снижение мотивации избегания неудачи, развитие самооценки
В структуру занятия включается:
I. Вводная часть (Разминка.)
Цель настроить ребенка на положительную работу.
- упражнения на переключение внимания : «ручеек»
- Развитие активного внимания: «Смотри на руки», «Слушай команду»
- Развитие наблюдательности, внимания «В магазине зеркал»
II. Основная часть:
Цель: коррекция основных видов и свойств памяти.
1. Развитие активного внимания: .«Слушай звуки», «Смотри на руки», «Слушай команду»
2. Развитие слухового внимания: «Четыре стихии», «Что слышно», «Испорченный телефон», «Кого назвали тот и лови», «Узнай по голосу»
3. Развитие сенсорного внимания: «Найди два одинаковых предмета», «В магазине зеркал», «Исключение лишнего».
4. Развитие моторно двигательного внимания: «Кто летает», «Совушка – Сова», «По новым местам».
5. Развитие произвольности внимания: «Найди все отличия», «Найди дорожку», «Выкладывание предложенного узора из палочек»
6. Развитие скорости внимания: «Кого назвали тот и лови», «Найди пять отличий».
7. Развитие концентрации внимания: «Кого испугался охотник?», «Срисовывание по клеточкам», «Нанизывание бусинок по образцу», «Выкладывание узора из мозаики по образцу».
8. Развитие переключение внимания: «Найди пять отличий»
9. Развитие устойчивости внимания: .»Корова Маня и ее хозяйка».
10. Развитие объема внимания: .»Найди два одинаковых предмета»,«Кого испугался охотник?», «Срисовывание по клеточкам», «Нанизывание бусинок по образцу»
III. Заключительная часть:
Рефлексия проведенного занятия.
Занятие № 1
Задачи: настроить на работу; развитие активного внимания; развитие сенсорного внимания, объема внимания; развитие моторно – двигательного внимания.
- Вводная часть. (разминка)
Игра «Ручеек»
- Основная часть.
1. Игра «слушай звуки»,
цель: Развитие активного внимания
оборудование: Запись с высокими и низкими звуками
2. Задание «Найди два одинаковых предмета»
Цель: Развитие сенсорного внимания, объема внимания.
3. Игра «Кто летает?»
Цель: развитие моторно – двигательного внимания
Оборудование: Список названий предметов
- Завершающая.(рефлексия)
Занятие № 2
Задачи: развитие слухового внимания, развитие произвольного внимания и переключение внимания, развитие моторно – двигательного внимания
- Вводная часть. (разминка)
Игра «ручеек» (психогимнастика)
II Основная часть.
1. Игра «Что слышно?»
Цель: Развитие слухового внимания
Оборудование: Предметы издающие знакомые звуки
2. Задание «Найди пять отличий»
Цель: Развитие произвольного внимания и переключение внимания
Оборудование: рисунки
3.Игра «Кто летает?»
цель: развитие моторно – двигательного внимания
оборудование: Список предметов
III. Завершающая.(рефлексия)
Занятие № 3
Задачи: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, сенсорного и слухового внимания,
I Вводная часть. (разминка)
Игра «ручеек» (психогимнастика)
II. Основная часть.
1.Выкладывание узора из мозаики по образцу
Цель: Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.
Оборудование: Мозаика,
2 Упражнение «исключение лишнего»
Цель: Развитие объема внимания, сенсорного внимания.
Оборудование: рисунки
3 Игра «Узнай по годосу»
цель: Развитие слухового внимания
оборудование: Повязка на глаза.
- Завершающая.(рефлексия)
Занятие № 4
Задачи: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развитие моторно – двигательной памяти, воспитание выдержки
- Вводная часть. (разминка)
Игра «Что слышно?»
Цель: Развитие слухового внимания.
- Основная часть.
1. Задание. Выкладывание узора, предложенного психологом из палочек
Цель: Развитие произвольного внимания, мелкой моторики.
Оборудование: палочки
2.Игра «По новым местам»
Цель: Развитие моторно – двигательной памяти
оборудование: Нарисованные круги или обручи.
3.Игра «Совушка – Сов
Цель: Формирование внимания, воспитание выдержки
Оборудование: Нарисованные гнезда, маска совы
- Завершающая.(рефлексия)
Занятие № 5
Задачи: развитие концентрации, объема внимания, развитие сенсорного внимания, моторно – двигательной памяти, мелкой моторики руки,
- Вводная часть. (разминка)
Игра «ручеек» (психогимнастика).
- Основная часть.
1. Задание: Выкладывание узора из мозаики по образцу
Цель: Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.
Оборудование: мозаика
2. Задание «Найди два одинаковых предмета»
Цель: Развитие сенсорного внимания, объема внимания.
Оборудование: рисунки
3. Игра «по новым местам»
Цель: Развитие моторно – двигательной памяти
Оборудование: Круги или обручи
- Завершающая.(рефлексия)
Занятие № 6
Задачи: развитие сенсорного внимания, объема, устойчивости внимания, воспитание выдержки
- Вводная часть. (разминка)
Игра «Что слышно?»
Цель: Развитие слухового внимания.
- Основная часть.
2. Задание «Найди два одинаковых предмета».
Цель: Развитие сенсорного внимания, объема внимания.
Оборудование: рисунки.
2..Задание « Корова Маня и ее хозяйка»
Цель: Развитие устойчивости внимания
Оборудование: карточка
3. Игра «Совушка - Сова».
Цель: Формирование внимания, воспитание выдержки.
Оборудование: Нарисованные гнезда, маска совы.
III. Завершающая.(рефлексия)
Занятие № 7
Задачи Развитие слухового внимания, развитие произвольного внимания, развитие моторно – двигательной памяти
- Вводная часть. (разминка)
Упражнение «смотри на руки».
Цель: Развитие активного внимания
- Основная часть.
1. Игра «Узнай по голосу».
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: Повязка на глаза.
2. Задание «найди пять отличий».
Цель: Развитие произвольного внимания.
Оборудование: рисунки.
3. Игра «по новым местам».
Цель: Развитие моторно – двигательной памяти.
Оборудование: Круги или обручи
- Завершающая.(рефлексия)
Занятие № 8
Задачи Формирование внимания, воспитание выдержки Развитие сенсорного внимания, объема внимания Развитие внимания, координации слухового анализатора
- Вводная часть. (разминка)
Игра «в магазине зеркал»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, памяти
- Основная часть.
1. Игра « Совушка - Сова».
Цель: Формирование внимания, воспитание выдержки.
Оборудование: Нарисованные гнезда, маска совы.
2. Задание «Найди два одинаковых предмета».
Цель: Развитие сенсорного внимания, объема внимания.
Оборудование: рисунки.
3. Игра «Четыре стихии».
Цель: Развитие внимания, координации слухового анализатора.
- Завершающая.(рефлексия)
Занятие № 9
Задачи: Развитие произвольного внимания Формирование внимания, развитие скорости реакции Развитие произвольного внимания
- Вводная часть. (разминка)
Цель: настроить работу; установить эмоциональный контакт.
Игра «Что слышно?»
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: Предметы, издающие знакомые звуки
- Основная часть.
Цель: коррекция различных видов внимания.
1. Задание «найди все отличия»
Цель: Развитие произвольного внимания
Оборудование: рисунки
2. Игра «Кого назвали тот и лови.»
Цель: Формирование внимания, развитие скорости реакции.
3. Задание «найди дорожку»
Цель: Развитие произвольного внимания
Оборудование: карточка
- Завершающая.(рефлексия)
Занятие № 10
Задачи Развитие устойчивости внимания Развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки Развитие концентрации и объема внимания
- Вводная часть. (разминка)
Цель: настроить работу; установить эмоциональный контакт.
«Испорченный телефон»
Цель: Развитие слухового внимания
- Основная часть.
Цель: коррекция различных видов внимания.
1.Задание « Корова Маня и ее хозяйка»
Цель: Развитие устойчивости внимания
Оборудование: карточка
2.Срисовывание по клеточкам
Оборудование: образцы
3. Упражнение «Кого испугался охотник?»
Цель: Развитие концентрации и объема внимания
Оборудование: карточка
- Завершающая.(рефлексия)
Занятие № 11
Задачи Развитие произвольного внимания и переключение внимания Развитие мышления и объема внимания. Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки
- Вводная часть. (разминка)
Цель: настроить работу; установить эмоциональный контакт.
Упражнение «Слушай команду»
Цель: Развитие активного внимания
- Основная часть.
1. Задание «Найди пять отличий»
Цель: Развитие произвольного внимания и переключение внимания
Оборудование: рисунки.
2. Упражнение «исключение лишнего»
Цель: Развитие мышления и объема внимания.
Оборудование: рисунки.
3. Выкладывание узора из мозаики по образцу.
Цель: Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.
Оборудование: мозаика
1I1 Завершающая.(рефлексия)
Занятие № 12
Задачи Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев рук Развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки Развитие концентрации и объема внимания
- Вводная часть. (разминка)
Цель: настроить работу; установить эмоциональный контакт.
Упражнение «смотри на руки».
Цель: Развитие активного внимания
- Основная часть.
1.Нанизывание бусинок по образцу
Цель: Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев рук
2.Срисовывание по клеточкам
Цель: Развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки.
Оборудование: образцы
3. Упражнение «Кого испугался охотник?»
Цель: Развитие концентрации и объема внимания
Оборудование: карточка
- Завершающая.(рефлексия)
Библиография
- Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.
- Бадалян Л. О. Невропатология. – М., 2000
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997. – 336с.
- Григорьева Л.П. «Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями. // Ж. Дефектология № 1, 2002
- Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – Л., 1977.
- Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс,1998
- Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. – Л. «Наука»,1985
- Иванов М. М. Техника эффективного запоминания.
- Малашинская Л.И., Осипова А.А.. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.=104 с.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика(ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
- Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом./ Под ред. М. В. Ипполитовой. – М.,1989.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997. С. 21. ** Там же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...
Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...
Программа развития и коррекции внимания для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание очень важно. При наличии внимания мыслительные процессы ...
Проект «Это Я» разработан на основе программы эмоционально-личностного развития «В мире друзей» Е.В.Котовой и программы тренингового развития и коррекции эмоционального мира «Давай познакомимся!» И.А Пазухиной.
Актуальность, новизна, психолого-педагогическая целесообразность программы «Переменка» состоит в том, что во многих семьях, в которых растет и воспитывается «особый» ребенок де...
"Игры на развитие и коррекцию внимания"
Конспект урока на коррекцию и развитие слухоречевого и зрительноо внимания для учащихся начальной школы, имеющих интеллектуальные нарушения (программа 8.2)...
Упражнения на развитие различных сторон внимания детей младшего школьного возраста
Мастер - класс для учителей начальных классов...
Роль семьи в развитии и коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитани...