Программа кружка "Занимательная логопедия".
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Бакулина Валентина Леонидовна

Цель кружка "Занимательная логопедия" - создание условий для успешного усвоения учащимися первых классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи материала по русскому языку и чтению. Занятия кружка проводятся один раз в неделю в интересной, увлекательной форме с использованием ИКТ, дидактических и компьютерных игр, сказочных сюжетов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_kruzhok_zanimatelnaya_logopediya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

                     Программа кружка "Занимательная логопедия"

 

       для учащихся первых классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

       Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии речи является серьёзным препятствием в усвоении программы

общеобразовательной школы.

      Коррекция недоразвития речи детей осуществляется на логопедических занятиях.

Основная задача логопедических занятий - предупреждение неуспеваемости школьников,

обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Именно поэтому основное внимание учитель- логопед должен уделять учащимся первых классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

     

      Цель кружка "Занимательная логопедия" - создание условий для успешного усвоения учащимися первых классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи материала по русскому языку и чтению. Занятия кружка проводятся один раз в неделю в интересной, увлекательной форме с использованием ИКТ, дидактических игр, артикуляционных и логоритмических упражнений. На занятиях кружка используются сказочные сюжеты, добро побеждает зло. Дети выполняют задания Белоснежки, помогают Иванушке найти Жар-птицу, помогают гномам спасти Снегурочку от Бабы-Яги. На занятиях кружка проще создать для учащихся ситуацию успеха.

   

       Задачи кружка "Занимательная логопедия".

  1.  Коррекция звукопроизношения.
  2. Формирование полноценных фонематических представлений.
  3. Развитие навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов.
  4. Овладение чтением и письмом, как видами речевой деятельности.
  5. Предупреждение и коррекция дисорфографических ошибок учащихся

             на письме

  1. Уточнение и обогащение лексического запаса.
  2. Развитие связной речи учащихся.
  3. Воспитание у детей языкового чутья.
  4. Развитие интереса к русскому языку, как к учебному предмету.
  5. Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе по развитию связной речи.

      Организация деятельности младших школьников на занятиях базируется на основных принципах логопедической науки.

  1. Принцип развития предполагает первоочередное выделение тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  2. Принцип системности предполагает воздействие на все стороны речевой системы, позволяет своевременно выявлять и предупреждать нарушения как в устной, так и в дальнейшем в письменной речи учащихся.
  3. Принцип обходного пути, использования сохранных анализаторов, позволяет формировать новую функциональную систему в обход пострадавшего звена.
  4. Общедидактические принципы   предполагают использование научности, доступности, сознательности и активности, наглядности, занимательности, индивидуального подхода, связи теории с практикой.

 

            Знание русского языка создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего   владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка «Занимательная логопедия"

                                                                                                                                                       

следует   обращать  на  задания,   направленные на  развитие  устной  и  письменной  речи

учащихся, на воспитание у них чувства языка. В отборе коррекционного материала к занятиям учитель-логопед должен ориентироваться на связь с программным материалом по русскому языку.

       Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, сказочные сюжеты, дидактический и раздаточный материал, пословицы, поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Часть дидактического материала даётся в стихотворной форме, что способствует его более лёгкому усвоению и запоминанию. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

      Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий кружка "Занимательная логопедия".

      На занятиях кружка используются ИКТ, компьютерные программы для коррекции нарушений устной и письменной речи. Учащимся предъявляется речевой материал компьютерной программы, адаптированный к целям и задачам коррекционного занятия. Работа с компьютером должна составлять часть занятия, по времени соответствующую гигиеническим требованиям к возрасту учащихся, и органично сочетаться с традиционными методами коррекции устной и письменной речи.

     Гармоничное сочетание традиционных средств и возможностей ИКТ в коррекционной работе с детьми позволило:

- существенно повысить мотивацию к логопедическим занятиям;

- развивать внимание детей к языковым явлениям за счёт использования динамичности, красочности, сюрпризных моментов, которые предоставляет презентация в программе "Power point";

- повысить уровень самоконтроля за счёт видимости достижений ребёнка;

- повысить эффективность и качество исправления речевых недостатков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, сократить время на коррекционную работу.

        По окончании данного курса у учащихся должны быть:

- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

- поставлены и автоматизированы  все звуки;

- уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены  конструкции простого предложения;                                                                                                          

- введены в активный словарь слова-термины: звук, слог-слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение.

                                           Обучающиеся должны знать:

  1. отличие звука от буквы; признаки гласных и согласных звуков;
  2. согласные глухие и звонкие, твёрдые и мягкие;
  3. пары согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости;
  4. способы обозначения мягких согласных на письме;
  5. правила оформления предложения на письме

                                                                                                                                         

                                      Обучающиеся должны уметь:

                                                                       

  1. правильно произносить все звуки речи;
  2. выполнять слоговой и звукобуквенный анализ и синтез слов;
  3. дифференцировать твёрдые и мягкие согласные;
  4. дифференцировать согласные, имеющие акустико-артикуляционное сходство;
  5. дифференцировать согласные, имеющие кинетическое сходство;
  6. находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой?

            какая? какое? какие? что делал? что сделал?

  1. правильно оформлять предложение на письме.

                                                     Литература

Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные. – М., 2005.

Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М., 1994.

Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – Санкт-Петербург, 2005.

Волина В. Учимся играя. – М., 1994.

Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 1 – 2 классы. – Волгоград, 2005.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -

М.,1991.

Лопухина И.Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.,1995.

Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2007.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.  

М., 2008.                              

Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М., 2007.

Никиферова Л., Буйко В. Логопедическая азбука. – Екатеринбург, 2007.

Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – Санкт-Петербург, 1996.

Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – Санкт- Петербург, 1998.

Плешакова Е.П. Русский язык. Коррекционно-развивающие упражнения. 1 – 2 классы. –

Волгоград, 2006.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.

Полякова А.В. Превращения слов. -

Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Логопедическая азбука. – Ростов-на-Дону, 2006.

Семёнова Е.Е. Занимательная грамматика. – М., 1995.

Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2002.

Юрова Е.В. Коррекция устной речи. – М., 1998.

Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. – М., 2000.

        

                                                                                                                                             

                                                                                                                             

Программа. 1 класс (28 часов)

     №                      

Тема занятия.

      1.

Знакомство с жителями Королевства слов, звуков, букв.

Предложение, слово, слог, звук.

      2.

Путешествие на Марс. Слоговой анализ слов.

      3.

Путешествие в город мастеров. Звуковой анализ слов.

      4.

Гласные звуки и буквы. Звуки и буквы А, О в цирке.

      5.

Дифференциация а-о.

      6.

Игры звуков и букв И, У.

      7.

Дифференциация и-у.

      8.

В гостях у Пыха. Звук [ы], буква ы.

      9.

Экскурсия со звуком и буквой Ээ.

    10.

Добрый волшебник – ударение.

    11.          

Знакомство с ударными мастерами.

    12.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

Бом и Бим в походе.

    13.

Звонкие и глухие двойняшки.

    14.

Дифференциация б-п. Белоснежка на балу у принца.

    15.

Дифференциация т-д. Экскурсия по городу.

    16.

Дифференциация б-д. Прогулка по лесу.

    17.

Дифференциация п-т. Принцесса и Трубадур.

    18.

Дифференциация к-г. Герда в поисках Кая.

    19.

Дифференциация в-ф. В гостях у феи и волшебника.

    20.

Дифференциация с-з. Солдат и Золушка.

    21.

Дифференциация с-ш. Проделки старухи Шепокляк.

    22.

Дифференциация з-ж. Лесная школа.

    23.

Дифференциация ш-ж. Иванушка ищет Жар-птицу.

    24.            

Дифференциация ч-ц. Чайка и цапля.

    25.

Дифференциация с-ц. Фокусы звука [ц].

    26.

Дифференциация ч-щ. В гостях у шипящего дракончика.

    27.

Дифференциация л-р. Мальвина учит Буратино.

    28.

Итоговое  занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы логопеда в общеобразовательной школе.

В программе описаны основные направления работы учителя-логопеда на логопункте в общеобразовательной школе. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочие программы по логопедии

В работе представлены рабочие программы для 1-4 классов...

Рабочая программа по логопедии( коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия) 2 кл

Представлена рабочая программа по логопедии, 2 кл., дисграфия, обусловленная недоразвитием фонематического восприятия. В программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по логопедии

Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся с ОНР  с 1-го, испытывающих трудно­сти формирования  устной и письменной речи (письма и чтения)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...