Формирование правильных дифференцированных движений речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики
статья по теме
В статье описываются классификации артикуляционных упражнений, сформулированы требования, которые необходимо предъявлять к артикуляционным упражнениям при различных нарушениях звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правильных дифференцированных движений речевого аппарата с помощью артикуляционной
гимнастики
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Выработать движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. А.Н. Гвоздев писал, что звук представляет собой сложный комплекс таких кинем (движение органа речи при производстве звука), которые легко разъединяются и слагаются в новые единства, так что из их комбинации может получиться отсутствующий в усваиваемом русском языке звук... Выработка той или иной кинемы открывает возможность к усвоению всех звуков, которые не могли быть произнесены ребенком из-за ее отсутствия.
Необходимо сформировать недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. В тех случаях, когда звук искажается за счет нарушений в способе или месте его образования, необходимо сочетание обоих приемов.
Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, дидактические требования и методические рекомендации. Процесс формирования артикуляционных движений осуществляется как произвольный и осознанный: ребенок учится произносить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются сначала по зрительному подражанию: логопед перед зеркалом показывает правильное выполнение упражнения, объясняет какие движения следует произвести, предлагает ему повторить.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка. При образовании различных звуков каждый орган артикуляционного аппарата занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.
В современной логопедии существует две классификации артикуляционных упражнений.
Автором первой классификации является Т.Б. Филичева. По данной классификации все артикуляционные упражне6ния делятся на две группы: статические и динамические.
Статические упражнения направлены на удержание определенной артикуляционной позы.
Динамические упражнения направлены на переключение с одного уклада на другой, противоположный первому.
Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:
- Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
- Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
- Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).
- Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.
- Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
- По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.
Автором второй классификации является М.Ф. Фомичева. Она делит все упражнения на общие и специальные.
К общим упражнениям относятся все статические и все динамические упражнения.
К специальным относятся упражнения, необходимые для постановки каждого отдельного звука.
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.
- Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.
- Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.
- Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков.
- Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука «л».
- Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука «р».
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.
Требования, предъявляемые к артикуляционной гимнастики:
В старшей группе следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.
В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков. Эта работа способствует развитию у ребенка фонематического слуха.
При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения. Работа ведется над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребенка в процессе развития.
При дизартрии нарушение произносительной стороны речи обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Нарушение звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.
К таким структурам относятся:
- периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нижней челюсти, глотки, гортани. диафрагмы, грудной клетки);
- ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;
- ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, крика, смеха, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др.
При проведении артикуляционной гимнастики с детьми с дизартрией большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий.
На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением других, более сохранных анализаторов(зрительного, слухового, тактильного). Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к проприоцептивным ощущениям ребенка. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата.
Перед работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дошкольного возраста у ребенка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Ребенка учат по инструкции закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.
Для развития достаточной силы мышц лица, губ используют специальные упражнения с сопротивлением, применяя стерильные салфетки, трубочки. Ребенок обхватывает трубочку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки взрослого вытянуть ее изо рта.
Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие, менее дифференцированные движения языка вначале в пассивном плане, затем в пассивно-активном и, наконец, активные движения.
Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляют произвольными покашливаниями.
Важным разделом артикуляционной гимнастики является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и движений челюсти. Полезны упражнения по стимуляции движений кончика языка при открытом рте, неподвижной челюсти. Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, длительно, используя общий комплекс и специфические упражнения. Работа облегчается использованием игр, которые подбираются в зависимости от характера и степени тяжести поражения артикуляционной моторики, а так же с учетом возраста ребенка.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (комплекс упражнений). М., 2000 г.
- «Логопедия». Учебник под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М., 1999 г.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва-Воронеж, 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития речевого аппарата, применяемые во время обучения в грамоте.
Во время обучения в грамоте на каждом уроке применяются различные упражнения для артикуляционной разминки и для дыхательной гимнастики. В данном материале эти упражнения даны на русском и якутском язы...

Строение и функции речевого аппарата
Презентация является приложением вводного занятия, которое направлено на формирование первоначальных знаний о физиологическом строении речевого аппарата;наблюдение за работой орг...

Развитие речевого аппарата на уроках чтения в начальной школе
В статье отображен опыт работы со скороговорками на уроках чтения в начальной школе. Прилагаются скороговорки....

Подготовим речевой аппарат
Подготовим речевой аппарат. Провожу в начале урока, перед изучением нового материала....
Формирование правильной осанки у школьников с помощью уроков физкультуры
Формирование правильной осанки у школьниковс помощью уроков физкультурыКрасненкова Татьяна Николаевна,учитель физической культурыГБОУ Гимназия №540...