Артикуляционная гимнастика основа правильного звукопроизношения
картотека (1, 2, 3, 4 класс)
Комплексы артикуляционной гимнастики для правильного произношения звуков речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_kak_osnova_pravilnogo_proiznosheniya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения
- Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
- Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем какие звуки нарушены у ребёнка.
Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики
- Упражнения выполняются от простого к сложному.
- Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
- На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют
10-15 раз. - Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.
- Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.
- Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.
Сказка о Весёлом Язычке
- Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
- Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Лягушки»).
- Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).
- Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).
- Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).
- Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).
- Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).
- Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).
- Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Лягушки»), а затем первую- губы (сомкнуть губы)
Развитие речевого дыхания
- Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнение артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более
3-5 раз.
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания
- Футбол
- Снегопад
- Листопад
- Бабочка
- Кораблик
- Шторм в стакане
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
- 1. Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. - 2. Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти. - 3. Лягушка – хоботок
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок». - 4. Окошко
На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто). - 5. Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти. - 6. Иголочка
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. - 7. Лопаточка-иголочка
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка». - 8. Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна. - 9. Качели
Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна. - 10. Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков с-сь-з-зь-ц
- Вначале выполняются упражнения на развитие речевого дыхания, чтобы ребёнок научился направлять выдыхаемый воздух посередине языка.
- 1. Лягушка – хоботок
- 2. Лопаточка
- 3. Накажем непослушный язычок
Положить широкий язычок между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»
- 4. Киска сердится
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз»-выгнуть язык горкой, на счёт «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается - 5. Упрямый ослик
Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, с силой произносить сочетание ИЕ.
- 6. Трубочка
Открыть рот, свернуть язык трубочкой и длительно подуть в эту трубочку. - 7. Качели
- 8. Чистим нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть – неподвижна. - 9. Посчитай нижние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть – неподвижна.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков ш-ж щ-ч
- 1. Лягушка – хоботок
- 2. Лопаточка
- 3. Накажем непослушный язычок
- 4. Чашечка
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. - 5. Бублик
Выполнить упражнение «Хоботок». Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы на счёт до пяти. Зубы должны быть сжаты. - 6. Фокус
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа. - 7. Лошадка
8. Маляр
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна. - 9. Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (намазать) губку вареньем - 10. Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. - 11. Гармошка
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков л-ль
- 1. Лягушка – хоботок
- 2. Лопаточка
- 3. Накажем непослушный язычок
- 4. Вкусное варенье
- 5. Качели
- 6. Пароход.
Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Следить - кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта.
- 7. Индюк.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить – язык должен быть широким.
- 8. Маляр
- 9. Чистим верхние зубки.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо-влево с внутренней стороны. - 10. Посчитай зубки.
В этом комплексе «считаем» верхние зубы. - 11. Поймаем звук «л»
Улыбнуться, во время произнесения звука «а» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук «л».
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков р-рь
- 1. Качели
- 2. Маляр
- 3. Чистим верхние зубы
- 4. Посчитай верхние зубы
- 5. Лошадка
- 6. Грибок
- 7. Гармошка
- 8. Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться
- 9. Комарик
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з. Следить чтобы рот не закрывался.
- 10. Моторчик
Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами) быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону
Упражнения для развития подъязычной уздечки
Подъязычная уздечка должна иметь длину 1,5 см. Если уздечка укороченная, то нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки ш – ж – щ – ч – л – ль – р – рь. Не спешите подрезать уздечку. Она очень эластичная и растягивается от специального комплекса упражнений. Однако если уздечка слишком укорочена, возможно, и понадобится хирургическое вмешательство, т.к. это может стать причиной неровного роста зубов.
Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, выполняйте каждый день следующие упражнения:
- 1. Маляр
- 2. Барабан
- 3. Лошадка
- 4. Грибок
- 5. Гармошка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношенияХорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка ...
Роль артикуляционной гимнастики в развитии правильного звукопроизношения.
Данная статья раскрывает всю важность артикуляционой гимнастики в развитии речи ребенка....
РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
В ДАННОЙ СТАТЬЕ СОБРАНЫ АРТИКУЛЯЦИОНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ....
Долгосрочный педагогический проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка...
Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков
В работе «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков» уделяется внимание трудностям звуковой стороны речи. Коррекцию звукопроизношения предлагается ...
МАСТЕР – КЛАСС «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
Данная работа содержит методические рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики...
Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»
Повышение логопедической компетенции родителей в преодолении нарушений звукопроизношения у детей Ознакомить родителей с результатами диагностики речи детей;Познакомить с направлениями работ...