Театрализованная игра "Таинственная страна звуков"
презентация к уроку по логопедии (2 класс) по теме
Театрализованная игра "Таинственная страна звуков" призвана систематизировать знания раздела русского языка "Фонетика" и предназначена для учащихся 2-3-их классов. Элементы театрализации превращают обучающую игру в настоящий праздник, который раскарасит школьную жизнь в яркие краски. Несколько участников школьной театральной студии, предельно простые костюмы, лишь обозначающие образ, презентация с интересными заданиями и праздник готов!
Учиться весело - это здорово!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariyteatralizovannoyigrynovaya_papka.zip | 30.8 КБ |
prezentaciyateatr_igry_microsoft_office_powerpoint.zip | 480 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная обучающая игра
«Таинственная страна звуков» для 2 - 3-их классов
Автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории ГОУ ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга Григорьева Надежда Анатольевна
Цель игры: Формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческой игры с элементами театрализации
Задачи:
- развивать культуру речи;
- стимулировать активную речевую деятельность;
- систематизировать фонематические представления;
- способствовать профилактике дисграфии;
- ознакомить с приемами драматизации;
- совершенствовать навыки коллективного взаимодействия и творческой самостоятельности;
Познавательные ориентиры:
- Общие представления о фонетике;
- Ударные и безударные гласные;
- Звонкие и глухие согласные;
- Твердые и мягкие согласные;
Этапы игры:
- Представление карты или слайд-шоу о стране звуков
- Фонетические шарады от Царевны Фроси
- Загадки от волшебника УДАРЕНИЕ и ошибки бабушки Безударушки
- Два адмирала
- Принцесса на горошине
- Викторина
- Домашнее задание – инсценировка
- Подведение итогов игры
Несколько слов от автора:
Праздник в школе всегда радостное событие, а если во время творческого мероприятия решаются еще и учебные задачи, то цены этому празднику нет. Соединив в себе элементы театрализации, творческий порыв и занимательный учебный материал, игра вносит разнообразие и обогащает процесс обучения, мотивирует учеников к самостоятельной познавательной деятельности, раскрепощает и одухотворяет внутренний мир.
Учиться весело – это здорово!
Участники: 10-15 человек из класса, всего три команды. Возможно участие всего класса как одной команды. Возраст - ученики 2-3-их классов.
Оформление сцены: сцена оформлена декорациями в стиле «Сказочная страна», в центре экран для показа слайдов. Перед началом игры на экране должен быть слайд №2 с темой мероприятия.
Оформление актового зала: в зале должны быть сформировано три «острова» для команд, стол для жюри и места для болельщиков;
Технические средства: мультимедийная аппаратура, экран, микрофоны, динамики;
Домашние задания: команды заранее получают три домашних задания. Первое – придумать название и девиз команды (и то и другое должно быть связано с темой игры). Второе задание - представление страны звуков (это может быть карта, фильм-путешествие или экскурсия, в которых должна содержаться максимальная информация о звуках речи, представление должно сопровождаться комментариями). Третье задание – это театрализованное представление из «жизни звуков» на заданную тему: «Однажды в …», «Гарий Йотер и фонетический камень», «Алиса в таинственной стране звуков» (выступление должно быть рассчитано на 2-3 мин).
Сценарий театрализованной обучающей игры:
Действующие лица и исполнители: (исполнителями ролей могут быть как старшеклассники, так и ученики начальных классов)
Два скомороха
Царевна Фрося
Волшебник Ударение
Бабушка Безударушка
Принцесса на горошине
Адмирал Глеб Глухарёв
Адмирал Пётр Звонарёв
Взрослый ведущий
Вступительное организационное слово ведущего
Ведущий: Уважаемые зрители, замечательные команды, сегодня мы собрались с вами вместе в путешествие по удивительной таинственной стране звуков «Фонемии». Нас ожидает веселая и интересная игра, в которой всех нас ждет успех! Но прежде, чем мы начнем, я представлю вам жюри, оно будет оценивать ваши знания и творческие идеи, выставлять баллы и в конце игры объявит победителей.
Представление жюри
Ведущий: А теперь познакомимся с нашими командами.
Команды представляются, говорят хором свои девизы (игра рассчитана на 3 команды).
Под музыку на сцену выходят Скоморохи.
1-ый Скоморох: Добрый день вам господа,
Рады видеть вас всегда!
2-ой Скоморох: Нынче праздник в государстве,
Собрала нас всех игра!
1-ый Скоморох: С вами вместе мы, друзья,
Время проведем не зря –
Тайны звуков мы узнаем,
И проверим здесь себя.
2-ой Скоморох: Фонетической страной
Управляет день деньской
Юная Царевна Фрося -
Не сыскать такой другой.
Из ворот выходит Царевна Фрося.
Царевна Фрося: Думу думала с утра,
Все ж составить нам пора
Путеводник или карту
Всех владений.
1-ый Скоморох: Это да!
Царевна Фрося: Сделай!
1-ый Скоморох: Но…
Царевна Фрося: Без лишних слов!
1-ый Скоморох: Не, не хватит мне мозгов.
2-ой Скоморох: Пусть ребята нам помогут,
Ведь у них проект готов. (слайд №8)
Команды показывают и комментируют свои карты или слайд-шоу страны звуков. Жюри оценивает оригинальность идеи, эстетику выполнения домашнего задания и речевое сопровождение показа. (Представление должно укладываться в 1-2 минуты)
1-ый Скоморох: Новый слушайте указ! Тык, мык, пык
(разворачивает свиток, но читает плохо)
2-ой Скоморох: Я прочту его сейчас! (отнимает у 1-го скомороха)
Мудрая Царевна Фрося
Озадачить хочет вас!(выходит Царевна Фрося)
Царевна Фрося: Загадаю вам шарады,
Что такое, вы не рады?
Сможете их отгадать,
Если будете вы знать, что…
Ведущий: Шарада – это разновидность загадки. К фонетическим загадкам или фонетическим шарадам относятся: метаграммы, анаграммы и логогрифы (слайд № 10) Итак, слушайте внимательно фонетические загадки от царевны Фроси!
Царевна Фрося: Первая команда отгадывает метаграмму (слайд № 11, ответ – слайд №12), вторая – анаграмму (слайды №13 и 14), третья – логогриф (слайды № 15 и 16).
Ведущий: Просим наше многоуважаемое жюри подвести итоги по двум конкурсам «Домашнее задание» и «Фонетические шарады от царевны Фроси».
Жюри объявляет результаты конкурсов. Царевна Фрося и Скоморохи хвалят ребят и уходят за кулисы, а на сцене в сопровождении загадочной мелодии появляются Волшебник Ударение и Бабушка Безударушка.
Волшебник Ударение: Я Волшебник Ударенье,
Изменить могу значенье
Очень даже многих слов…
Бабушка Безударушка: Докажи!
Волшебник Ударение: Так я готов! (слайд №17)
Были белки – вот белки,
Были полки – вот полки,
Козлы были – вот козлы,
Кружки превращу в кружки,
Цифру сорок в шесть сорок…
Кто б еще такое смог?
Бабушка Безударушка: Да, силен ты, что сказать,
А ребятам загадать
По одной загадке можно?
Волшебник Ударенье: Это для меня не сложно! (слайд №18 и 19)
Ребята отгадывают загадки Волшебника Ударение, каждой команде по одной загадке.
Бабушка Безударушка: Написала я стишок!
Волшебник Ударение: Это очень хорошо!
Бабушка Безударушка: Но сомненья есть, поверь,
Ты ошибочки проверь. (слайд № 20)
Бабушка Безударушка читает стих
Волшебник Ударенье: Ох, да здесь ошибок тьма,
Помогайте, детвора!
Ведущий: Каждая команда получает текст стихотворения Бабушки Безударушки – исправляет ошибки и сдает жюри. Кто больше найдет ошибок, тот и победит в этом конкурсе.
Команды выполняют задания
Ведущий: А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание. Подберем проверочные слова, в которых безударная гласная станет ударной. (Слайд №21)
Жюри подводит итоги по результатам конкурсов. Волшебник Ударение и Бабушка Безударушка хвалят ребят и уходят, а на сцене под музыкальное сопровождение «Жил отважный капитан» выходят Адмиралы.
1-ый Адмирал: Что ж нам делать, Адмирал?
2-ой Адмирал: Я такого не видал!
Может юнги нам помогут –
Все расставят по местам! (слайд №22)
1-ый Адмирал: Адмирал Глеб Глухарев
Вел свой флот средь островов,
С курса правильного сбился
И в итоге заблудился.
2-ой Адмирал: Адмирал Пётр Звонарёв
Из заморских из краев
Вел свой флот и днем и ночью…
1-ый Адмирал: Ну и заплутал?
2-ой Адмирал: Так точно.
1-ый Адмирал: В бухте звонкой и глухой
Ждут давно уж нас с тобой.
Ведущий: Команды, поможем славным адмиралам, укажем путь их кораблям.
Командам раздаются листочки с заданием, которые после выполнения сдаются жюри.
Ведущий: А теперь вы можете убедиться сами в правильности ваших ответов.
На слайде идут перестановки слов
Ведущий: Почему именно эти корабли поплыли в Глухую бухту, а другие в Звонкую? Как можно проверить звонкие согласные звуки, находящиеся в позиции оглушения? Давайте подберем проверочные слова.(слайд № 23)
Жюри подводит итоги конкурса, Адмиралы благодарят ребят за помощь и удаляются. А на сцену выходят Царевна Фрося и Принцесса на горошине. (слайд№24)
Царевна Фрося: Как сегодня ты спала,
Иностранная сестра?
Принцесса на горошине: Хоть спала на трёх перинах,
А постель была жестка.
Царевна Фрося: Из лебяжьего пера
Пять подушек я дала,
Десять одеял пуховых…
Принцесса на горошине: Ах, заснуть я не смогла!
Царевна Фрося: Знаю, как тебе помочь –
Будешь спать ты в эту ночь.
Сделать звуки чуть помягче
Все участники не проч. (слайд №25)
Царевна Фрося и Принцесса на горошине раздают командам задания. Команды выполняют их и передают в жюри.
Ведущий: Сравним ваши ответы с правильными.
На слайде к словам добавляется Ь. Ведущий просит объяснить значение слов. Жюри подводит итоги конкурса. На сцене появляются все участники представления.
1-ый Скоморох: Викторину начинаем!
2-ой Скоморох: На вопросы отвечаем!
В конкурсе «Викторина» вопросы задаются по очереди каждой команде. Жюри ставит баллы за правильные ответы.
Волшебник Ударение: Как превратить ОСЛА в ОРЛА?
Бабушка Безударушка: В каком слове 4 раза повторяется звук «У»?
1-ый Адмирал: Как животное с иглами на теле превратилось в змею?
2-ой Адмирал: Какие слова состоят из 100 согласных?
Принцесса на горошине: Как из удочки получается уточка?
1-ый Скоморох: Как КАПЛЮ превратить в ЦАПЛЮ?
2-ый Скоморох: Чем заканчивается день и ночь?
Царевна Фрося: Как превратить КОТА в КИТА?
Ведущий: В каком слове 40 гласных?
Царевна Фрося: В зал теперь мы поспешим,
Будем рады от души
Посмотреть спектакли ваши,
А когда начать, мы скажем.
Все герои спускаются в зрительный зал, садятся на заранее приготовленные для них места и громко говорят: «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ».
Команды по очереди показывают свои инсценировки. После этого на сцене вновь появляются все герои представления.
Ведущий: Наша игра близится к окончанию, и мне бы хотелось еще раз напомнить всем присутствующим, что мы сегодня побывали в таинственной стране звуков «Фонемии», где живут и не тужат фонемы.
Царевна Фрося: Звуки делятся на две неравные группы: большую из них составляют согласные, а меньшую – гласные.
1-ый Адмирал: Гласных звуков всего 5, а согласных 34.
2-ой Адмирал: Но тем не мене большинство всегда соглашается с меньшинством, потому что говорить одними согласными невозможно.
Бабушка Безударушка: Гласные звуки бывают ударными и безударными.
1-ый Скоморох: Согласные звуки бывают сонорными и шумными.
2-ой Скоморох: А шумные в свою очередь глухими и звонкими.
Принцесса на горошине: Еще согласные бывают мягкими и твердыми.
Царевна Фрося: Мы вспомнили сегодня важные орфограммы, узнали, что такое фонетические шарады.
Волшебник Ударение: Поняли, что ударение может менять смысл слов.
Ведущий: Мы сегодня не говорили об интонации, фонетических словах, речевых тактах и фразах, которые также изучает наука фонетика, и именно этому будет посвящена наша следующая игра. А теперь пришло время подвести итоги и объявить победителей.
Жюри подводит итоги игры. Герои оглашают имена победителей в номинациях: «Любимец публики», «Театральный дебют», «Король или королева премьеры», «Золотая кисть» (за лучшую карту), «Генератор идей» и др. Ведущий объявляет об окончании мероприятия.
Используемая литература:
- Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»: книга для логопедов. – М.: «Просвещение», 1991.
- Л.М. Козырева «Различаем глухие и звонкие согласные» тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: «Академия развития: Академия Холдинг», 2003.
- И.Р.Калмыкова «Таинственный мир звуков». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко»,1998.
- В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке». Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр.отд-ние, 1990.
Музыкальное сопровождение: «The Entertainer» Скотт Джоплин
Подписи к слайдам:
Из опыта внедрения элементов театрализации в обучающий процесс и досуговую деятельность учеников младших классов
Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории
ЦПМСС Калининского район Санкт-Петербурга
Григорьева Надежда Анатольевна
2011 год
Театрализованная обучающая игра «Таинственная страна звуков»
ЦЕЛЬ:
Формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческой игры с элементами театрализации
ЗАДАЧИ:
развивать культуру речи;
стимулировать активную речевую деятельность;
ознакомить с приемами драматизации;
совершенствовать навыки коллективного взаимодействия и творческой самостоятельности;
систематизировать фонематические представления;
способствовать профилактике дисграфии;
Познавательные ориентиры
Общие представления о фонетике;
Ударные и безударные гласные;
Звонкие и глухие согласные;
Твердые и мягкие согласные;
Домашнее задание
1. Придумать название команды и девиз;
2. Нарисовать карту страны звуков, подготовить ее представление (возможно объединение детских рисунков в слайд-щоу);
3. Подготовить костюмированную инсценировку о
гласных и согласных звуках;
Этапы проведения игры
Представление карты или слайд-шоу о стране звуков
Фонетические шарады от Царевны Фроси
Загадки от волшебника УДАРЕНИЕ и ошибки бабушки Безударушки
Два адмирала
Принцесса на горошине
Викторина
Домашнее задание – инсценировка
Представление карты или слайд-шоу о стране звуков
Фонетические шарады
МЕТАГРАММА – загаданное слово узнается с помощью замены одного звука другим;
АНАГРАММЫ – слова разгадываются путем перестановки звуков и букв;
ЛОГОГРИФЫ – загаданное слово узнается благодаря прибавлению или отбрасыванию звука или буквы;
Метаграмма
С «п» – на дереве весною,
С «т» – писать кончаешь мною,
С «б» – я тара в магазине,
С «к» – в болотистой низине.
ПОЧКАТОЧКАБОЧКАКОЧКАОРФОГРАММА?
Анаграмма
Задачу ты решишь свободно:
Я – небольшая (а может и большая) часть лица.
Но прочитай меня с конца –
Во мне увидишь что угодно.
НОС – СОН
Логогрифы
Я грохотать как гром умею
Мне ядра для стрельбы нужны,
Но «о» прибавь – и я повею
Покоем мирной тишины.
ПУШКА - ОПУШКА
Волшебник Ударение
Загадки от волшебника УДАРЕНИЕ
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
Коль меня ты не откроешь –
То и в дом не попадёшь,
Коль меня ты не построишь –
Так во мне не поживёшь.
Ошибки бабушки Безударушки
На лисной опушке жела-была сторушка,
У неё в кодушке плавала легушка.
Квакала начами, на луну гледела,
Только из кодушки выпрыгнуть не смела.
Сердце у сторушки было залатое,
Потому лигушка прыгает на воле.
На лесной опушке жила-была старушка,
У неё в кадушке плавала лягушка.
Квакала ночами, на луну глядела,
Только из кадушки выпрыгнуть не смела.
Сердце у старушки было золотое,
Потому лягушка прыгает на воле.
Поберите проверочное слово
ЛЕСНОЙ –
ЖИЛА –
СТАРУШКА –
КАДУШКА –
ЛЯГУШКА –
НОЧАМИ –
ГЛЯДЕЛА –
ЗОЛОТОЕ –
ЛЕС
ЖИТЬ
СТАРЫЙ
КАДКА
ЛЯЖКА
НОЧЬ
ГЛЯДЯ
ЗОЛОТО - ПОЗОЛОТА
Белые кораблики и бегающие словечкиглухая звонкаябухта бухта
Бере…
Остро…
Водопа…
Компа...
Приве…
Моро...
Гама…
Ду…
Су…
Горо……
Шка…
Сле…
Подберите проверочное слово
БЕРЕГ –
ВОДОПАД –
ОСТРОВ –
СУП –
ДУБ –
ГОРОД –
ШКАФ –
МОРОЗ –
КОМПАС –
СЛЕД –
ГАМАК –
ПРИВЕТ –
БЕРЕГА
ВОДОПАДЫ
ОСТРОВА
СУПЫ
ДУБЫ
ГОРОДА
ШКАФЫ
МОРОЗЫ
КОМПАСЫ
СЛЕДЫ
ГАМАКИ
ПРИВЕТЫ
Принцесса на горошине
мел
ь
угол
мол
ь
ь
жар
ь
брат
ь
топ
ь
ел
ь
вес
ь
Викторина:
Как превратить ОСЛА в ОРЛА?
В каком слове 4 раза повторяется звук «У»
Как животное с иглами на теле превратилось в змею?
Какие слова состоят из 100 согласных?
Как из удочки получается уточка?
Как КАПЛЮ превратить в ЦАПЛЮ?
Чем заканчивается день в ночь?
Как превратить КОТА в КИТА?
В каком слове 40 гласных?
Подсказки в картинках
Театральные истории о звукахКостюмированная инсценировка о гласных и согласных
Подведение итогов игры
Награждение команд и отдельных участников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки, ритмики "В стране звуков"
Для учащихся 1 класса ГКОУ РО школы-интерната V вида г.Зернограда...
Путешествие в страну звуков и букв
Сценарий логопедического утренника...
Урок по обучению грамоте "Путешествие в страну Звуков и Букв"
На уроке закрепляются знания звуков и букв, их соответствие....
Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)
представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....
Внеклассное занятие. «Будем всегда вместе или осеннее путешествие в страну звуков и букв».
Цели: 1. Проверить знание детьми алфавита, знание правил русского языка. Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.2.Развивать речь, мышление, память, ко...
Конспект интегрированного занятия "Волшебная страна звуков и букв"
Внеурочная работа....
« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».
Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:· Расширять словарный запас·...