Конспект урока по изобразительному искусству "Художник в цирке"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Райхерт Елена Павловна

Расширение представлений детей о цирковом искусстве, о прфессиях артистов цирка, создание образа клоуна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по ИЗО в 3 классе63.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по изобразительному искусству

«Художник в цирке» в 3 классе

Тема урока: «Художник в цирке».

Цель: развитие эстетического отношения к жизни, интереса к цирковому искусству.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи:

Образовательная: расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника в создании образа клоуна (грим и костюм), формировать представление об эмоциональном значении цвета для создания образа;

Развивающая: развивать творческую и познавательную активность; эстетическое восприятие, чувство цвета;

- развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению;

- развивать практические навыки работы с художественными материалами (акварель, гуашь, фломастеры, восковые мелки и др.)

Воспитательные: воспитывать уважение к труду цирковых артистов; уважительное отношение к идеям и мнениям других, развивать аккуратность и усидчивость.

Оборудование для учителя: мультимедийное оборудование, ПК, экран, мультимедийная презентация « Художник в цирке. Веселые клоуны».

Оборудование для учащихся: краски, альбом, кисть, стаканчик с водой.

Новые слова: реквизит, жонглер, дрессировщик, эквилибрист, иллюзионист, гимнаст, клоун.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

-Введение понятия «цирк», обогащение словарного запаса.

-Подвести детей к желанию создать своего клоуна и рассказать о нём на уроке.

Метапредметные:

Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия

Коммуникативные УУД:
- Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Регулятивные УУД:
- Овладение умением творческого видения с позиции художника , т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, корректировать, оценивать.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орган.момент

Мотивация

Добрый день.

Есть волшебные слова:

Скажешь, сразу тишина.

Повнимательней дружок,

Начинается урок.

Давайте с вами проверим, готовы ли вы к уроку.

У вас на столах должны лежать: альбомный лист, краски, стаканчик с водой, , простой карандаш, ластик, палитра, салфетка

Учащиеся садятся за рабочее место,

проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

В III четверти мы работаем над темой, которая называется «Художник и зрелище».

Когда по телевизору показывают фильм, то в титрах обязательно пишут фамилии людей, которые его создали. Первой, как правило, пишут фамилию режиссера, который фильм поставил, потом — оператора, который этот фильм снял, а третьей идет фамилия художника. Он придумывает, как будет выглядеть каждый герой, как надо оформлять каждую сцену. Словом, художнику для создания фильма приходится выполнять огромную работу. Но такую работу художники проводят не только при съемке фильмов.

— Давайте вспомним, в каких видах искусства необходима работа художника?

Ответы детей: в театре, на телевидении, в цирке, при постановке различных зрелищных шоу, гала-концертов

Постановка темы урока

- Отгадайте загадку и вы узнаете тему сегодняшнего урока

Есть страна на белом свете,

Где сильны все и отважны.

Звери, взрослые и дети –

Ловок там и весел каждый.

Обезьяны, попугаи, тигры,

Львы, слоны, медведи

Здесь танцуют и играют,

Ездят на велосипеде.

Посмотрите-ка: гимнасты,

Силачи и акробаты

Ловко ходят по канату, -

Тут артист и клоун каждый

- Как называется эта страна? (Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Художник в цирке».)

- Цирк любят взрослые и дети. Среди всех зрелищ, пожалуй, самое яркое и веселое – цирк!

— Приходилось ли вам бывать в цирке или видеть цирковое представление по телевизору?

— Каких цирковых артистов вы запомнили, в каких номерах они выступали?

— Чем вам запомнились их номера? (Ответы школьников.)

Учитель читает отрывок из стихотворения Маршака «Цирк»

В цирке все такое яркое, запоминающееся, что просто захватывает дыхание. Звучит музыка, смеются и веселят всех клоуны. Проходят цирковые номера, и кажется, что один из них лучше другого. После представления все зрители обычно выходят в приподнятом, радостном настроении, словно побывали на настоящем празднике. И не последняя в этом заслуга художника. Ведь яркий разноцветный свет, в котором сверкают костюмы, и крашения артистов на арене – все это дело его волшебной кисти.

- Цирк!

- Здание с ареной, где даются зрелищные представления с периодически меняющимся коллективом

Словарная работа

Для того чтобы четко представить себе, над чем работает в цирке художник, объясним несколько новых для вас слов.

Занавес - это штора, которая отделяет место выхода актеров от зрительного зала.

— Какая ткань лучше подойдет для занавеса цирка? (Плотная, потому что за занавесом во время выступлений, стоят, ожидая своего выхода, другие артисты.)

Костюмы — это наряды артистов (людей и животных).

- Отличается ли костюм гимнаста от костюма клоуна?

- Как вы по костюму узнаете, кто перед вами - фокусник или наездница на коне?

Реквизит — это предметы, которые нужны при показе циркового номера.

- Какой реквизит нужен жонглеру?

- Какой реквизит нужен канатоходцу?

Освещение — это разноцветный свет, который сопровождает номер.

- Какое освещение нужно гимнасту под куполом цирка?

- Как с помощью освещения сделать цирковой номер нескучным?

Видите, как много всего нужно для показа циркового номера на арене: костюмы, реквизит, освещение. И над всем этим работают художники.

Актуализация знаний учащихся

Цирк - в переводе с латинского означает «круг». Первый Международный День цирка прошел 17 апреля в 2010 году.

Россия славится своими цирковыми династиями, самыми известными из которых являются Дуровы, Запашные, Кио, Филатовы, Кантемировы, Багдасаровы.

Династия Дуровых. Он создал учреждение "Театр Крошка", где выступали дрессированные животные.

Кио – династия иллюзионистов.

Династия Филатовых ведет свой отсчет с 1836 года. Основоположник династии Иван Лазаревич Филатов – артист-дрессировщик хищных животных, а также основатель системы зооцирков в СССР. Мировую известность династии принес аттракцион "Медвежий цирк", созданный Валентином Филатовым в 1949 году.

Багдасаровы – династия укротителей тигров, которая берет свое начало с дедушки ныне знаменитых дрессировщиков Карины и Артура Багдасаровых – Николая Андреевича Язева.

Один из самых старейших цирков России – Московский цирк Никулина на Цветном бульваре в Москве считается одним из лучших цирков мира.

Самым большим цирком в мире является Московский государственный цирк на проспекте Вернадского. Он был открыт 30 апреля 1971 года. За время своего существования цирк представил более 100 различных программ, в которых принимали участие лучшие артисты русского и зарубежного цирка.

Беседа о цирковых профессиях

- Какие цирковые профессии вы можете назвать?

Представьте, вы сейчас, затаив дыхание, во все глаза смотрите на арену. И перед вами…дрессированные животные, клоуны, эквилибристы, жонглёры, акробаты, воздушные гимнасты, иллюзионисты.

Профессия фокусник, гимнаст, клоун, дрессировщик, я думаю, вам знакома. А кто такой жонглер? Эквилибрист?

Жонглер – фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы».

Эквилибристика - упражнения, состоящие в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате.

- А как вы думаете, какая профессия в цирке считается самой сложной?

Правильно. А почему профессия клоуна считается самой сложной?

- А давайте опишем представителя этой профессии.

- А что можно сказать про внешний вид клоуна?

- Как вы думаете, кто делает костюмы цирковым артистам?

Есть такая профессия в цирке – художник по костюмам. Это он придумывает одежду для артистов, старается сделать ее необычной, красочной (обтягивающие, блестящие костюмы гимнастов, строгие или загадочные у фокусников), а для клоуна – смешной, яркой.

- Какие цвета присутствуют в одежде клоуна?

- Как одним словом можно сказать?

- Какое настроение у вас становится, когда вы видите клоуна в такой одежде?

Да, оказывается с помощью цвета можно передать настроение.

Что еще использует художник для создания образа клоуна?

Художник помогает клоунам смешить зрителей. Он придумывает не только необычный костюм для клоуна, но и грим, который делает его лицо очень забавным

Жил на арене рыжий клоун,

Как будто счастьем нарисован!

Улыбкой, красками одежды

Дарил он радугу надежды:

И детворе, и людям взрослым.

С ним было сказочно и просто.

- Акробат, жонглер, дрессировщик, эквилибрист, иллюзионист, гимнаст, клоун

- Клоун

- Любимец детей, весельчак,

-Яркий,

пестрый, красочный

- Светлые, солнечные.

-Яркие

Постановка целей урока

- Какая тема будет нашего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

- изображение образа весёлого клоуна

- нарисовать и передать весёлое настроение клоуна

Физминутка

- Кто знает, как называется перерыв между действиями спектакля?

- Вот и у нас с вами антракт. Вообразите себя дрессированными мартышками.

Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Стихотворение сопровождается соответствующими движениями

Антракт

Творческая практическая работа

- Сегодня мы будем рисовать самого смешного, самого веселого любимца всей детворы. Кто это? Правильно, это клоун.

-Скажите, из каких частей состоит фигура клоуна?

- Кто напомнит, с чего начинаем рисовать?

-Так как клоун у нас стоит, его фигура больше вытянута вверх, поэтому лист бумаги располагаем вертикально.

Фигура клоуна не должна быть маленькой, нам необходимо нарисовать ее на весь лист бумаги.

-Приступаем к рисованию весёлого клоуна. Посмотрите на схему.

- Какие геометрические фигуры вы видите?

- Какую геометрическую фигуру напоминает голова? (Круг)

- Какую геометрическую фигуру напоминают туловище, руки, ноги? (Овал)

Посмотрим на соотношение размера головы по отношению к туловищу. Голова должна быть не очень большой и не очень маленькой по отношению к туловищу.

Руки не очень короткие и недлинные.

- Приступаем к рисованию весёлого клоуна.

(Звучат детские песни о цирке и клоунах)

Повторение последовательность выполнения работы:

1. изобразить фигуру клоуна;
2. одеть фигуру в яркий костюм;

3. нарисовать на лице клоуна смешной грим.

- Клоун

-Голова, туловище, руки, ноги

-С расположения листа

- Геометрические фигуры

Рефлексия

Выставка рисунков.

Создание праздничной атмосферы: вырезание шаров, серпантина… (Музыкальное сопровождение )

Итог.

- Какие профессии цирка вы запомнили?

- Чем занимается художник в цирке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПРОГРАММА Т.Я. ШПИКАЛОВОЙ, Л.В. ЕРШОВОЙ, 2 КЛАСС, «ПЕРСПЕКТИВА» ТЕМА УРОКА: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ В СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ И НАТЮРМОРТЕ»

Конспект урока по изобразительному искусству Программа Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, 2 класс, «Перспектива»Тема урока: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ В СЮЖЕТНОЙКОМПОЗИЦИИ И НАТЮРМОРТЕ»...

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б.М. Неменского на тему урока: "Весенний натюрморт"

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б. М. Неменского на тему урока: «Весенний натюрморт»...

Конспект урока по изобразительному искусству «Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер. Урок 2», 3 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: создание условий для продолжения знакомства детей с ордерной системой архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты: Предметные:- освоить знания об ордерной системы...

План-конспект урока по изобразительному искусству «Урок Победы».

9 мая 2020. 75 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Этот день остается общей национальной радостью и гордостью. Чем дальше от нас весна 1945 года , тем яснее становится в...

Урок ИЗО по теме Портрет, план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Задачи;Изучение особенностей в выполнении основной части портрета.использование имеющихся навыков и умений в построении портрета.Применить творческий подход в изображении композиции на тему «пор...