Технологическая карта урока изо "Жостовский расписной поднос" (3 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Тема урока «Жостовский расписной поднос»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: развитие умений выполнения собственной творческой композиции Жостовского подноса.

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Дидактические:

1) продолжить изучение последовательного выполнения росписи жостовских подносов.

2) вспомнить приемы жостовского письма, формирующего букет: замалевок, тенежка, бликовка, уборка или привязка.

Предметные:

1) знать основные мотивы и композиции жостовской росписи;

2) учиться выполнять этапы работы жостовского письма.

Развивающие:

1) развивать способность выполнять работу по предложенному алгоритму для решения творческой задачи;

2) стремиться развивать детскую фантазию, свободное применение приёмов кистей росписи.

Личностные:

1) применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности, проявлять творчество, эмоциональность;

2) выражать художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства.

Воспитательные:

1) воспитывать художественный вкус и чувство красоты.

 

 

УМК: Учебник ИЗО 3 класс, Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата: 08.10.2024

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 3 « » (1 четверть)

Урок: ИЗО

Время: 09:40-10:20          Кабинет: 

Студент: Сафарова Рената Марселевна

Группа: № 45

Учитель:

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока «Жостовский расписной поднос»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: развитие умений выполнения собственной творческой композиции Жостовского подноса.

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Дидактические:

1) продолжить изучение последовательного выполнения росписи жостовских подносов.

2) вспомнить приемы жостовского письма, формирующего букет: замалевок, тенежка, бликовка, уборка или привязка.

Предметные:

1) знать основные мотивы и композиции жостовской росписи;

2) учиться выполнять этапы работы жостовского письма.

Развивающие:

1) развивать способность выполнять работу по предложенному алгоритму для решения творческой задачи;

2) стремиться развивать детскую фантазию, свободное применение приёмов кистей росписи.

Личностные:

1) применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности, проявлять творчество, эмоциональность;

2) выражать художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства.

Воспитательные:

1) воспитывать художественный вкус и чувство красоты.

УМК: Учебник ИЗО 3 класс, Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

 Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут Рената Марселевна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Желаю вам хорошего настроения и успехов!

- Приветствуют учителя.

Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке

2.  Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует   учащихся, убеждает верности их знаний

- Вспомните, над какой темой мы начали работать в этой четверти?

- Как вы понимаете слова «Искусство в нашем доме»?

-Какие старинные предметы мы уже рисовали на прошлых уроках?

-Искусство в нашем доме.

Л: строит речевое высказывание

М: активно участвует в общей работе

П: учится структурировать знания

презентация

3. Постановка учебной задачи
2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа, наглядный

 Учитель в занимательной (познавательной) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач

-Кто сможет рассказать, с каким красивым старинным предметом вы познакомились. Рассказ по плану.

1. Где появился?

2. Из чего изготовлен?

3. Что рисуют на подносах? Какие цветы выполнены крупно? А на какие цветы похожи мелкие?

        

4. В чем особенность орнамента?

5. Какой подходящий цвет для фона?

-В селе Жостово.

-Из металла.

-На подносах рисуют цветы. Крупно выполнены – розы, пионы, георгины. Мелко – ромашки, колокольчики, незабудки.

-Цветы выполнены реалистично.

-Темный фон – коричневый, синий, зеленый, фиолетовый цвета.

М: учится формулировать учебную задачу,

осуществляет целеполагание

Презентация

4. "Открытие" детьми нового знания

7
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

эвристическая беседа,

частично-поисковый наглядный

Демонстрационный,

Фронтальный опрос

Демонстрационный

Объяснительно- иллюстративный

Знаменитый Жостовский букет!

Красно-алые бутоны

В изумрудах листьев тонут.

Незабудки и пионы

Обрамляют розы омут.

Есть на жостовском подносе

И букет, в ночи горящий,

Птица-жар, что весть приносит.

- Давайте определим задачи на урок с помощью опорных слов. (на слайде)

Выполним…

-Верно.

-Сегодня мы продолжим работу с Жостовским подносом. Только теперь мы будем выполнять ее на формах из бумаги!

-Давайте с вами вспомним, какие этапы соблюдают художники при росписи цветов и листьев.

-Верно, что такое замалевок?

-Какие этапы мы выполняем дальше? Объясните суть каждого этапа.

-Что такое тенежка, бликовка, уборка? От каких слов произошли названия этих этапов?

 Анализ:

-Посмотрите на эти композиции, чем они отличаются? В чем особенность 1, 2 композиций?

Пед.показ:

-Посмотрите на доску, скажите мне, в каком месте на подносе мне нужно закрепить этот большой и красивый цветок?

-Все, верно. Кто хочет выйти к доске и составить свою композицию?

2 ученика работают у доски, аппликативно собирают композицию.

-Чем можно дополнить вторую композицию, чтобы она получилась богатой и завершенной?

-Сядьте удобно, посмотрите, что вам будет необходимо сделать на примере композиции с одним цветком. Посмотрите на доску и запомните последовательность выполнения работы.

-Выполним роспись подноса.

-

-С замалевка.

-Замалёвок- это цветовой силуэт будущего цветка.

- Тенежка, бликовка, уборка.

-Тенёжка - наложение тени. Название произошло от слова «тень». С помощью тенёжки цветы обретают объем. Отмечаются места теней; Бликовка – это  выделение светлых мест белилами. От слова «блик»; Уборка – это уточнение формы цветка, его лепестков, нанесение прожилок на листья. Уборка – украшение.

-В первой композиции выполнен один цветок в центре подноса, а во второй – букет маленьких цветов в центре с орнаментом из листьев.

-В центре.

-Листьями.

М: активно участвует в общей работе

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

К: учится работать в коллективе,  прислушиваться к мнению участников

П: учится анализу  образов

Л: учится  планированию выполнения задания

П: воспринимает новые способы выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

Презентация

Образцы учителя

Технологическая  карта

Образцы учителя

5. Первичное закрепление
0,5  мин

Усвоение нового способа действий

 Опрос беседа

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его

Определяет критерии качества выполнения задания

-Ваша задача – выполнить собственную композицию украшения подноса.

Обратите внимание на критерии оценивания:

  1. Оригинальность композиции букета.
  2. Соблюдение этапов рисования элементов.
  3. Цветовое разнообразие.
  4. Аккуратность.

- Прочитайте их.

-Можете приступать к работе, желаю успехов!

Читают критерии.

П: учится формулировать учебную задачу

6. Самостоятельная работа с самопроверкой
20-25  мин


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

- Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество

- Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания

- Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением

Выполняют свои работы.

Л: учится сохранять учебную задачу

Р: учится соблюдать последовательность работы

Р: учится выполнять задание  в общем  темпе

Презентация

Музыкальное сопровождение

7. Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обобщающий опрос,

наглядный

 Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов

-Итак, ребята, закончили работу, отложите ваши кисточки. Подведем итог урока.

-Какая творческая задача стояла перед вами сегодня на уроке?

-Как вы считаете, справились ли вы с ее выполнением?

-Здорово! Вы молодцы!

-Выполнить собственную композицию Жостовского подноса.

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

Презентация, образцы учителя

8. Рефлексия деятельности

3-4 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический анализ, стимулирование успехов

Учитель организует выставку всех работ учащихся

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ-

Организует самоанализ работ отдельных учащихся

- А сейчас давайте устроим выставку работы.

 Посмотрим, какие у вас интересные работы получились. Сейчас я попрошу оценить рисунки 2-х экспертов, чьи работы соответствуют критериям.

- Ребята, посмотрите на ваши работы. Глядишь на них и улыбаться хочется. Вы сегодня хорошо и творчески поработали на уроке. Молодцы!

Критерии оценивания:

1) Оригинальность.

2) Цветовое разнообразие.

3)Аккуратность.

- Молодцы! Убирайте свое рабочее место.

Р: учится анализировть собственные результаты и проводить сравнение с образцом

Р: учится пониманию оценки работ по заданным критериям

Л: осуществляет контроль качества выполнения задания

  Практические работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока ИЗО «Жостовский поднос» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование знания о народном промысле - Жостово;формирование умения использовать приемы жостовской росписи в декоративном творчестве.Задачи...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...

Технологическая карта урока во 2-в классе по предмету математические представления по теме «Составление и решение примеров по картинке».

Целью данного материала является продолжать учить обучающихся составлять и решать примеры по картинкам. Урок составлен для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями. Материал также подобран дл...

Технологическая карта урока ИЗО «Жостовский поднос – украшение нашей кухни», 3 класс

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний учащихся о искусстве Жостовской росписи, развитие умений выполнения элементов Жостовского подносаЗадачи урокаДидактические...