Пир в теремных палатах
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Дети знакомятся с тем, как в давние времена проходили пиршества, кто сидел во главе стола, какие блюда стояли на столе, как были украшены комнаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пир в теремных палатах43.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 02.02.24

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г.

Челябинска»

Класс: 4 «В»

Урок: 8

Время: 14:55-15:35           Кабинет: 212

Студент: Останина Полина Андреевна

Группа: 31

Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока «Пир в теремных палатах»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Расширение знаний об искусстве царской утвари, создание в цвете композицию на тему «Пир в теремных палатах» с использованием живописных материалов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Способствовать творческому отображению окружающего мира;
  2. Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

  1. Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  2. Расширить представления о красоте деревянного зодчества Руси.

Развивающие:

  1. Развивать цветовое восприятие;
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  2. Воспитание у детей интереса и любви к родине.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.

УМК: «Школа России», учебник: Изобразительное искусство: 4 класс. Учебник: Коротеева Е.И, презентация.


ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I. Этап самоопределения к деятельности

15  сек.

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Андреевна. И сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Можете присаживаться.

- Проверьте, чтобы у вас на партах были бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка или салфетка. Давайте начнем.

Дети проверяют готовность к уроку.

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Слайд 1

II. Актуализация знаний и мотивация

1-2мин.

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового

способа

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний.

- Над какой темой вы начали работать в 3 четверти?

- А что вы делали на прошлом уроке?

- Давайте вспомним, что такое узорочье?

- Верно!

- Ребята, а что такое «орнамент»?

- Правильно.

- Ребята, а какие виды орнаменты вы знаете и почему они так называются?

- О чём говорит искусство.

- Выполняли зарисовки народных орнаментов.

- Резные украшения по дереву, как вид декоративного искусства.

- Орнамент – это узор с повторяющими элементами.

- Геометрический орнамент - состоит из геометрических фигур.

Растительный орнамент - составлен из трав, листьев, цветов. Русские мастера изображали красоту именно русской природы, любили и уважали свою Родину.

Зооморфный орнамент - всегда состоит из стилизованных птиц, зверей).

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Слайд 2

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель в занимательной форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач.

- А как вы думаете, что делали в теремах, палатах?

- Вы правы. Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Верно, кто попробует сформулировать цель урока? Для этого нам помогут слова подсказки, которые представлены на экране: «Создание… с помощью…».

- Здорово!

- Устраивали праздники, пиры.

-  Пир в теремных палатах.

- Создание композиции в цвете на тему «Пир в теремных палатах» с использованием живописных материалов.

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения.

Слайд 3

Слайд 4

IV. Открытие нового знания

10-12мин.

Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его

выполнению

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует проблемную беседу по открытию нового знания.

- Ребята, а кто мне скажет, что такое пир?

- Верно. А в честь чего устраивали пиршества?

- Кто-нибудь знает, что такое гридницы?

– В давние времена в княжеских дворцах были большие залы – гридницы. Кровля гридницы высилась на больших деревянных столбах. В гридницах постоянно размещалась или временно собиралась княжеская дружина. Здесь и проходили пиры.

- Особо украшалась палата, в которой проходил пир, причем зависело это не только от уровня пира, но и от присутствия на нем иностранных гостей. Послам всегда стремились показать богатства царя, поэтому в палате ставились специальные поставцы с драгоценной посудой, которая в ходе пира обычно не использовалась. Стены драпировались коврами, столы накрывались красивыми скатертями, а лавки – вышитыми полавочниками. Царские застолья были очень продолжительными. При Иване Грозном пиры длились по шесть и более часов и завершались далеко за полночь. Количество приглашенных гостей исчислялось сотнями и даже тысячами человек. Распоряжался царской трапезой дворецкий. Под его началом находилось 200–300 стольников, чашников, прислуживавших за столом.

- Первым блюдом по традиции был жареный лебедь. Целиком приготовленную птицу на золотом подносе вносили в зал и показывали гостям. Затем лебедя уносили, резали на куски, раскладывали по блюдам и подавали гостям.

- Как вы думаете, как были одеты люди?

- Верно, люди были одеты в кафтаны, черные лисьи шапки, с золотыми цепями на груди, они несколько раз в течение обеда меняли свои наряды.

– Давайте рассмотрим, как художники изображали пир, на картинах: К. Маковский «Боярский свадебный пир в XVII веке»; В. Васнецов «Царевна- лягушка»; А. Рябушкин «Едут!».

-. Что люди делают?

- А как танцуют люди?

- Что вы ещё видите на картинах, моих рисунках?

- Верно!

- Пир — праздничное застолье, большой званый обед или братчина, угощение с обильной едой и напитками, с беседами, шутками, а нередко — с песнями и танцами.

- В честь свадеб, турниров, военных побед.

- Нет.

- В платья, праздничные кафтаны, лисьи шапки.

- Застолья, большие богатые столы.

- Приносят еду, едят, разговаривают, танцуют, играют на музыкальных инструментах.

- Энергично.

- Застолья, большие богатые столы.

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

V.Первичное закрепление во внешней речи

1мин.

Усвоение нового способа действий

Фронтальная работа

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его.

- Итак ребята, вам предстоит выполнить рисунок.

- Но сначала скажите, какая главная задача стоит перед вами на сегодняшнем уроке?

- Обратите внимание на экран. Там вы можете увидеть критерии оценивания ваших работ:

1. Соответствие теме;

2. Законченность;

3. Проявление творчества.

- А сейчас я предлагаю вам размять свои глазки. На экране появиться видео с упражнениями для глаз, ваша задача выполнить представленные упражнения.

Внимательно слушают задание.

-  Создание композиции в цвете на тему «Пир в теремных палатах» с использованием живописных материалов.

УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиции.

Слайд 8

Динамическая пауза

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

20-25 мин.

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Индивидуальная

Самостоятельно рисуют

Индивидуальная работа под музыкальное сопровождение.

- Ребята, я уверена, что ваши рисунки будут прекрасны и интересны. На протяжении вашей работы я включу тихую и спокойную музыку.

- А теперь можете приступать к работе.

Приступают к работе.

УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

VII. Включение в систему знаний

1мин.

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

- Ребята, я считаю до трёх, и мы перестаём работать.

- Вы хорошо поработали, теперь давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили.

- Что такое пир?

- А как назывались залы, в которых проводился пир?

- В честь чего устраивали пиршества?

- Пир — праздничное застолье, большой званый обед или братчина, угощение с обильной едой и напитками, с беседами, шутками, а нередко — с песнями и танцами.

- Гридницы.

- В честь свадеб, турниров, военных побед.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

применения нового

знания

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует выставку всех работ учащихся.

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ.

- Давайте покажем наши работы друг другу. Для этого первый ряд выйдет к доске и покажет нам свои работы, а 2 и 3 оценит по критериям, которые вы можете увидеть на экране.

- Итак, чья работа больше всего соответствует всем критериям? Почему?

- Замечательно, давайте вспомним какая тема и цель была сегодня на уроке?

- Превосходно, покажите класс, если вы достигли цели урока, ладошку – вы не до конца поняли тему, палец вниз – вы не справились с заданием и не поняли тему.

- Отлично, а сейчас нам нужно аккуратно убрать свое рабочее место. Ребята, спасибо за работу, мне было приятно сегодня с вами работать!

Дети оценивают работы друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ума палата

В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебн...

Всероссийский фестиваль творческих и исследовательских проектов "Ума палата"

Презентация экспериментирования в подготовительной группе детском саду....

Родительское собрание "Ума палата"

Данная разработка  поможет учителю провести родительское собрание на тему : "Законы памяти",даст практические рекомендации общепризнанных механизмов , позволяющих упростить запоминание...

Кикины палаты

В Санкт-Петербурге встреча со многими особенно старинными домами подобна соприкосновению с судьбой неизвестного  нам человека, с историей событий его уникальной жизни. Здания, особняки, двор...

Пир в теремных палатах

Во  дворце  же  пир  горой:                                          ...

Технологическая карта урока ИЗО в 4 классе по теме "Пир в теремных палатах (обобщение темы)"

Технологическая карта урока ИЗО в 4 классе по теме "Пир в теремных палатах (обобщение темы)"...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Пир в теремных палатах", 4 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с организации пира в теремных палатах. Задачи урока Планируемые результаты Дидактические: 1. Совершенствовать у...