Пир в теремных палатах
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Дети знакомятся с тем, как в давние времена проходили пиршества, кто сидел во главе стола, какие блюда стояли на столе, как были украшены комнаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дата: 02.02.24 Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г. Челябинска» Класс: 4 «В» Урок: 8 Время: 14:55-15:35 Кабинет: 212 | Студент: Останина Полина Андреевна Группа: 31 Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна Методист: Буторина Валентина Владимировна |
Тема урока «Пир в теремных палатах»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: Расширение знаний об искусстве царской утвари, создание в цвете композицию на тему «Пир в теремных палатах» с использованием живописных материалов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: «Школа России», учебник: Изобразительное искусство: 4 класс. Учебник: Коротеева Е.И, презентация.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
I. Этап самоопределения к деятельности 15 сек. | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Андреевна. И сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Можете присаживаться. - Проверьте, чтобы у вас на партах были бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка или салфетка. Давайте начнем. | Дети проверяют готовность к уроку. | УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. | Слайд 1 |
II. Актуализация знаний и мотивация 1-2мин. | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний. - Над какой темой вы начали работать в 3 четверти? - А что вы делали на прошлом уроке? - Давайте вспомним, что такое узорочье? - Верно! - Ребята, а что такое «орнамент»? - Правильно. - Ребята, а какие виды орнаменты вы знаете и почему они так называются? | - О чём говорит искусство. - Выполняли зарисовки народных орнаментов. - Резные украшения по дереву, как вид декоративного искусства. - Орнамент – это узор с повторяющими элементами. - Геометрический орнамент - состоит из геометрических фигур. Растительный орнамент - составлен из трав, листьев, цветов. Русские мастера изображали красоту именно русской природы, любили и уважали свою Родину. Зооморфный орнамент - всегда состоит из стилизованных птиц, зверей). | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | Слайд 2 |
III. Постановка учебной задачи 1 мин. | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель в занимательной форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач. - А как вы думаете, что делали в теремах, палатах? - Вы правы. Кто догадался, какая тема нашего урока? - Верно, кто попробует сформулировать цель урока? Для этого нам помогут слова подсказки, которые представлены на экране: «Создание… с помощью…». - Здорово! | - Устраивали праздники, пиры. - Пир в теремных палатах. - Создание композиции в цвете на тему «Пир в теремных палатах» с использованием живописных материалов. | УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения. | Слайд 3 Слайд 4 |
IV. Открытие нового знания 10-12мин. | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует проблемную беседу по открытию нового знания. - Ребята, а кто мне скажет, что такое пир? - Верно. А в честь чего устраивали пиршества? - Кто-нибудь знает, что такое гридницы? – В давние времена в княжеских дворцах были большие залы – гридницы. Кровля гридницы высилась на больших деревянных столбах. В гридницах постоянно размещалась или временно собиралась княжеская дружина. Здесь и проходили пиры. - Особо украшалась палата, в которой проходил пир, причем зависело это не только от уровня пира, но и от присутствия на нем иностранных гостей. Послам всегда стремились показать богатства царя, поэтому в палате ставились специальные поставцы с драгоценной посудой, которая в ходе пира обычно не использовалась. Стены драпировались коврами, столы накрывались красивыми скатертями, а лавки – вышитыми полавочниками. Царские застолья были очень продолжительными. При Иване Грозном пиры длились по шесть и более часов и завершались далеко за полночь. Количество приглашенных гостей исчислялось сотнями и даже тысячами человек. Распоряжался царской трапезой дворецкий. Под его началом находилось 200–300 стольников, чашников, прислуживавших за столом. - Первым блюдом по традиции был жареный лебедь. Целиком приготовленную птицу на золотом подносе вносили в зал и показывали гостям. Затем лебедя уносили, резали на куски, раскладывали по блюдам и подавали гостям. - Как вы думаете, как были одеты люди? - Верно, люди были одеты в кафтаны, черные лисьи шапки, с золотыми цепями на груди, они несколько раз в течение обеда меняли свои наряды. – Давайте рассмотрим, как художники изображали пир, на картинах: К. Маковский «Боярский свадебный пир в XVII веке»; В. Васнецов «Царевна- лягушка»; А. Рябушкин «Едут!». -. Что люди делают? - А как танцуют люди? - Что вы ещё видите на картинах, моих рисунках? - Верно! | - Пир — праздничное застолье, большой званый обед или братчина, угощение с обильной едой и напитками, с беседами, шутками, а нередко — с песнями и танцами. - В честь свадеб, турниров, военных побед. - Нет. - В платья, праздничные кафтаны, лисьи шапки. - Застолья, большие богатые столы. - Приносят еду, едят, разговаривают, танцуют, играют на музыкальных инструментах. - Энергично. - Застолья, большие богатые столы. | УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
V.Первичное закрепление во внешней речи 1мин. | Усвоение нового способа действий | Фронтальная работа | Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его. - Итак ребята, вам предстоит выполнить рисунок. - Но сначала скажите, какая главная задача стоит перед вами на сегодняшнем уроке? - Обратите внимание на экран. Там вы можете увидеть критерии оценивания ваших работ: 1. Соответствие теме; 2. Законченность; 3. Проявление творчества. - А сейчас я предлагаю вам размять свои глазки. На экране появиться видео с упражнениями для глаз, ваша задача выполнить представленные упражнения. | Внимательно слушают задание. - Создание композиции в цвете на тему «Пир в теремных палатах» с использованием живописных материалов. | УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиции. | Слайд 8 |
Динамическая пауза | ||||||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой 20-25 мин. | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия | Индивидуальная Самостоятельно рисуют | Индивидуальная работа под музыкальное сопровождение. - Ребята, я уверена, что ваши рисунки будут прекрасны и интересны. На протяжении вашей работы я включу тихую и спокойную музыку. - А теперь можете приступать к работе. | Приступают к работе. | УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта. | |
VII. Включение в систему знаний 1мин. | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов. - Ребята, я считаю до трёх, и мы перестаём работать. - Вы хорошо поработали, теперь давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили. - Что такое пир? - А как назывались залы, в которых проводился пир? - В честь чего устраивали пиршества? | - Пир — праздничное застолье, большой званый обед или братчина, угощение с обильной едой и напитками, с беседами, шутками, а нередко — с песнями и танцами. - Гридницы. - В честь свадеб, турниров, военных побед. | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) 3-5 мин. | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует выставку всех работ учащихся. Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ. - Давайте покажем наши работы друг другу. Для этого первый ряд выйдет к доске и покажет нам свои работы, а 2 и 3 оценит по критериям, которые вы можете увидеть на экране. - Итак, чья работа больше всего соответствует всем критериям? Почему? - Замечательно, давайте вспомним какая тема и цель была сегодня на уроке? - Превосходно, покажите класс, если вы достигли цели урока, ладошку – вы не до конца поняли тему, палец вниз – вы не справились с заданием и не поняли тему. - Отлично, а сейчас нам нужно аккуратно убрать свое рабочее место. Ребята, спасибо за работу, мне было приятно сегодня с вами работать! | Дети оценивают работы друг друга. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ума палата
В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебн...

Всероссийский фестиваль творческих и исследовательских проектов "Ума палата"
Презентация экспериментирования в подготовительной группе детском саду....

Родительское собрание "Ума палата"
Данная разработка поможет учителю провести родительское собрание на тему : "Законы памяти",даст практические рекомендации общепризнанных механизмов , позволяющих упростить запоминание...

Кикины палаты
В Санкт-Петербурге встреча со многими особенно старинными домами подобна соприкосновению с судьбой неизвестного нам человека, с историей событий его уникальной жизни. Здания, особняки, двор...
Технологическая карта урока ИЗО в 4 классе по теме "Пир в теремных палатах (обобщение темы)"
Технологическая карта урока ИЗО в 4 классе по теме "Пир в теремных палатах (обобщение темы)"...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Пир в теремных палатах", 4 класс
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с организации пира в теремных палатах. Задачи урока Планируемые результаты Дидактические: 1. Совершенствовать у...