Родительское собрание "Ума палата"
методическая разработка (2 класс) на тему

Самарина Людмила Владимировна

Данная разработка  поможет учителю провести родительское собрание на тему : "Законы памяти",

даст практические рекомендации общепризнанных механизмов , позволяющих упростить запоминание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc40 КБ
Office presentation icon roditelskoe_sobranie.ppt75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самарина Людмила Владимировна

учитель  начальных классов Муниципального общеобразовательного автономного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г.Шимановска» Амурской области

Родительское собрание.

Тема: « Ума  палата»

  Цель: оказание помощи семье в вопросах обучения и воспитания детей  младшего школьного  

             возраста;

             роль родителей в развитии познавательного процесса обучающегося – памяти.

Наверняка в жизни у вас бывали случаи, когда вы что-либо забывали. Особенно знакомо это состояние школьникам. «Ведь я же учил это!»- восклицают они. «Почему же я не могу теперь этого вспомнить?». Почему же мы порой не можем вспомнить информацию и воспроизвести ее потом? Ученые расходятся во мнении относительно механизмов работы нашей памяти. Однако существует несколько практически общепризнанных механизмов, позволяющих упростить запоминание, сделать его надежнее и облегчить воспроизведение запомненной информации. Эти механизмы можно назвать законами памяти.

Законы памяти.

1.Закон внимания.

   Для хорошего запоминания необходима концентрация внимания на материале. Вот несколько факторов, которые негативно влияют на сохранении информации в памяти и которые нужно по возможности исключить:

- посторонние мысли,

- отвлекающие воздействия ( шум, радио, ТВ, звонки…),

- усталость, раздражение,

- спешка.

2. Закон яркости.

  Лучше всего запоминается  все яркое и необычное. За день вы встречаете множество людей, но вечером можете вспомнить только тех из них, кто чем-то выделялся, отличался от других. Поэтому перед запоминанием будет полезно попытаться придать информации яркий, необычный вид.

3. Закон значимости.

   По значимости для человека информацию можно разделить на три группы.

В первую попадает жизненно важная информация ( режим питания, знания об опасностях…). Она запоминается без усилий и практически навсегда.

Ко второй  группе относится интересная и субъективно важная для человека информация. Она тоже усваивается относительно легко.

К третьей группе относится вся остальная информация. Она усваивается хуже всего.  К сожалению, такой информации подавляющее большинство. Отсюда вытекает несколько законов, облегчающих запоминание:

* Закон интереса.

  Как уже было сказано, информация, относящаяся к интересам человека (вторая группа), запоминается легко. Поэтому нужно хотя бы временно заинтересовать себя тем, что собираешься запомнить.

* Закон мотивации.

 Необходимо убедить себя в важности для вас запоминаемой информации. Представьте, какие выгоды принесет вам ее запоминание: более быстрое продвижение по  службе, победа в викторине.Тогда информация временно во вторую группу и будет запоминаться значительно надежнее.

* Закон деятельности.

  Информация, с которой вы производите какие-то действия, запоминается лучше. Поэтому попробуйте что-нибудь сделать с ней: что-то подсчитать, сравнить ее с чем-то.

. * Закон понимания и осмысления

  Пытаться запомнить что-либо,  не понимая, - практически безнадежное дело. Поняв и осмыслив информацию,  вы очень поможете своей памяти.

* Закон предыдущих знаний.

  Запоминаемая информация взаимодействует с той, что уже хранится в вашем мозге. Происходит установка ассоциативных связей, сравнение, выделение общих признаков… Поэтому чем больше у вас информации по какой-либо теме, тем легче запоминается новая  информация по этой теме. И вообще, чем больше вы знаете, тем легче усваиваются новые знания. Так что, чтобы запомнить лучше, запоминайте больше.

*закон настройки и установки.

  На запоминание нужно настроиться. Прежде всего решите для себя, сколько времени вам нужно помнить запоминаемые данные: день, год, всю жизнь. Это поможет мозгу правильно разместить их.

  Перед запоминанием бегло просмотрите материал, который нужно запомнить. Это подготовит мозг к его запоминанию, позволит оценить сложность материала.

  Очень полезно перед запоминанием вспомнить известный вам материал по этой теме. А для улучшения вспоминания представьте себе ситуацию, когда вы будете вспоминать это, экзамен например.

*закон тормозов памяти.

Существует два процесса, тормозящие (ухудшающие) запоминание. Проактивное торможение: предыдущая запоминаемая информация ухудшает запоминание последующей.

Ретроактивное торможение: последующая запоминаемая информация ухудшает запоминание предыдущей.

Наличие данных процессов связано с тем, что даже после завершения восприятия запоминаемой информации в мозгу идут процессы ее усвоения и размещения. В связи с этим можно дать следующие рекомендации по запоминанию:

*запоминайте важную информацию утром или вечером. В это время влияние процессов торможения наименьшее.

* Делайте перерывы при запоминании. Во время перерывов нельзя получать никакую другую информацию (читать, смотреть телевизор, слушать музыку). Это уменьшит влияние процессов торможения.

* Не запоминайте однотипную информацию друг за другом. Так, не следует учить математику после запоминания исторических дат. И там, и там работа происходит с цифрами. Это затруднит запоминание.

* Не делайте сразу после запоминания ничего сложного для вас. Мозг сосредоточится на сложной деятельности и не сможет  правильно  разместить запоминавшуюся информацию.

Следующие два закона позволяют упростить вспоминание информации.

* Закон временного слоя.

Информация хранится в памяти слоями. Типов этих слоев очень много, и одним из них является временной слой. Вся информация, запоминавшаяся примерно в одно время, хранится рядом. Поэтому, если вам нужно что-то вспомнить, попробуйте припомнить то, что вы делали в тот день, когда к вам поступила нужная информация.

* Закон тематического слоя.

  Еще одним из слоев памяти является тематический.

Вся информация по сходной тематике хранится в мозге рядом.  Поэтому, пытаясь вспомнить что-то, попробуйте вспомнить близкую по тематике информацию. Например, если вы забыли название города, вспомните названия нескольких других городов.

Пытаться запомнить что-либо, не понимая, - практически безнадежное дело. Поняв и осмыслив информацию, вы очень поможете своей памяти.

Секреты памяти.

Изучение памяти проводится с давних времен. Первым серьезным исследователем памяти был древнегреческий философ Аристотель (конец 4 века до нашей эры), который оставил нам трактат « О памяти и воспоминании».  Следует заметить, что к ХХ1 веку ни биология, ни медицина все еще не проникли в тайны процессов памяти до конца.

Человеческая память представляет собой бесконечно сложный механизм: это функция мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, отбирать, сохранять и уничтожать воспоминания.

 Мозг состоит из миллиардов нервных клеток, которые называются нейронами. Нейроны – это пленка, на которую записывается информация, а участок мозга под названием гиппокамп (извилина в основании височной доли головного мозга) «включает и выключает» запись.

Человек-компьютер!

В  Германии человек с самой лучшей памятью в мире установил новый рекорд. Всего за полсекунды испанец Рамон Компайо сумел запомнить комбинацию из 16 цифр, записанных на листе бумаги. Ранее ему удавалось повторить вереницу из 23 тысяч слов, которую ему дали прослушать лишь однажды. Уникальный испанец обладает одним из самых высоких уровней интеллекта в мире и читает книги со скоростью две с половиной тысячи слов в минуту.

II Знакомство родителей класса с результатами тестирования: « Объем механической памяти,

    отсроченной, смысловой»

III Обсуждение данной темы с родителями.  Из опыта семьи.

Используемая литература:

Материалы  факультета психологии Иркутского государственного педагогического университета, 2004 год. Конференция.

Журнал «Школьный психолог».№4,2003 год.

Журнал  «Вопросы психологии» №3, 2000 год.                                  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «Ума палата»

Слайд 2

Законы памяти Закон внимания; Закон яркости; Закон значимости; Закон интереса; Закон мотивации;

Слайд 3

Закон деятельности; Закон понимания и осмысления; Закон предыдущих знаний; Закон настройки и установки; Закон тормозов памяти.

Слайд 4

Рекомендации по запоминанию Запоминайте важную информацию утром или вечером. В это время влияние процессов торможения наименьшее.

Слайд 5

Делайте перерывы при запоминании. Во время перерывов нельзя получать никакую другую информацию ( читать, смотреть телевизор, слушать музыку). Это уменьшит влияние процессов торможения.

Слайд 6

Не запоминайте однотипную информацию друг за другом. Так, не следует учить математику после запоминания исторических дат. И там, и там работа происходит с цифрами. Это затруднит запоминание.

Слайд 7

Не делайте сразу после запоминания ничего сложного для вас. Мозг сосредоточится на сложной деятельности и не сможет правильно разместить запоминавшуюся информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ума палата

В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебн...

Всероссийский фестиваль творческих и исследовательских проектов "Ума палата"

Презентация экспериментирования в подготовительной группе детском саду....

Кикины палаты

В Санкт-Петербурге встреча со многими особенно старинными домами подобна соприкосновению с судьбой неизвестного  нам человека, с историей событий его уникальной жизни. Здания, особняки, двор...

Интеллектуальная игра для 3-х классов "Ума палата"

Интеллктуальную игру "Ума палата" можно провести среди учащихся школ 3 класса, а также использовать как районную игру среди учащихся нескольких школ.Дети проходят 5 станций.  В начале и...

Пир в теремных палатах

Во  дворце  же  пир  горой:                                          ...

Технологическая карта урока ИЗО в 4 классе по теме "Пир в теремных палатах (обобщение темы)"

Технологическая карта урока ИЗО в 4 классе по теме "Пир в теремных палатах (обобщение темы)"...

Грановитая палата московского кремля

История Граноитой палаты....