Технологическая карта урока ИЗО 4 класс "Златоустовская гравюра на стали» (Эскиз тарелки, завершение работы над композицией)".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Чебан Дарья Александровна

Тема урока: «Златоустовская гравюра на стали» (Эскиз тарелки, завершение работы над композицией)».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: закрепление знаний  у обучающихся  о изделиях Златоустовской гравюры на стали, завершение работы над композицией.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Обобщить знания обучающихся о Златоустовской гравюре на стали;
  2. Формировать умение работать фломастерами, завершить композицию.

 

Предметные:

  1. Знать об Златоустовской гравюре на стали.
  2. Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности обучающихся;
  2. Развивать мышление, познавательные интересы.

Личностные:

1. Проявлять творческое отношение к процессу обучения.

2. Развивать воображение.

Воспитательные:

1. Формировать самостоятельность;

2. Формировать аккуратность при помощи организации рабочего места;

3. Расширение кругозора и повышение общей культуры обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 26.11.2024

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс:

Урок: 4

Время: 11:35-12:15      Кабинет: 207

Студент: Чебан Дарья Александровна

Группа: 43

Учитель: Миронова Елена Николаевна

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока: «Златоустовская гравюра на стали» (Эскиз тарелки, завершение работы над композицией)».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: закрепление знаний  у обучающихся  о изделиях Златоустовской гравюры на стали, завершение работы над композицией.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Обобщить знания обучающихся о Златоустовской гравюре на стали;
  2. Формировать умение работать фломастерами, завершить композицию.

Предметные:

  1. Знать об Златоустовской гравюре на стали.
  2. Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности обучающихся;
  2. Развивать мышление, познавательные интересы.

Личностные:

1. Проявлять творческое отношение к процессу обучения.

2. Развивать воображение.

Воспитательные:

1. Формировать самостоятельность;

2. Формировать аккуратность при помощи организации рабочего места;

3. Расширение кругозора и повышение общей культуры обучающихся.

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

КСамоопределение к деятельности (1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностном уровне

Ф

Словесный метод:

слово учителя

Учитель мобилизирует внимание класса и приветствует учащихся.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Дарья

Александровна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

-Давайте встанем ровно, улыбнемся друг другу и приготовимся к уроку.

- Я желаю всем вам продуктивной работы на уроке и вдохновения!

Приветствуют учителя.

Р: планировать свои действия.

Л: устойчивый интерес к новым способам познания.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный метод:

слово учителя

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний.

-Над какой темой мы работаем в этой четверти?

- С какими старинными народными ремеслами

Урала вы познакомились на прошлом уроке?

-Посмотрите на экран, вам представлены

изделия златоустовской гравюры.

-Что такое гравюра?

-Верно, гравировальный иглой рисунок процарапываются по стали. Это трудно и трудоёмко, потому что сталь – один из самых твёрдых металлов.

- На прошлом уроке вы рассматривали гравюру, какие этапы изготовления она проходит?

-Какие цвета используются в гравюре?

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают

пройденный материал,

повторяют.

- «Искусство родного края –

Урала»

-Златоустовская гравюра

Просмотр работ.

- Гравюра – это вид графического рисунка на стали.

- Штамповка формы;

Гравирование рисунка;

Роспись;

Травление;

Золочение.

- Синий, зеленый, черный, серый.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учебная презентация

Постановка учебной заачи (2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный метод:

слово учителя

Учитель в занимательной (познавательной)

форме или ситуации подводит учащихся к

самостоятельному определению темы и учебных задач.

- Что вы начали выполнять на прошлом уроке?

-Все ли успели выполнить?

- Предположите, какова тема урока?

- Посмотрите на слайд и дополните высказывания:

Мы ставим такую цель:

Мы узнаем…

Мы закончим…

Формулируют тему,цели урока.

-Эскиз тарелки. Златоустовская гравюра на стали.

-Нет, мы только начали работу над композицией

-Златоустовская гравюра на стали. Эскиз тарелки, завершение работы над композицией.

Дополняют высказывания.

Цели: мы узнаем историю изделий, что изображают. Мы закончим работу над композицией Златоустовской гравюры.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учебная презитация

«Открытие»  детьми нового знания (3 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: учебны

й диалог;

Наглядный: словарный картинный план

Учитель организует проблемную

(эвристическую) беседу или полилог по

открытию нового знания.

-В каком веке зародилась Златоустовская гравюра?

-Кто стал основоположником Златоустовской

школы украшенного холодного оружия?

- Верно, это был Иван Николаевич Бушев.

-Что было первыми изделиями?

- В начале урока вы уже назвали этапы изготовления, а теперь давайте рассмотрим более подробно.

Штамповка формы: получение заготовки

различных предметов: ножей, подносов и др.

Гравирование рисунка: процесс создания рисунка на металле резцом или иглой.

Роспись: на подготовленную чистую поверхность изделия кистью наносится рисунок лаком.

Травление: травлению подвергается поверхность, не защищённая лаком. Изделие опускают в ванну со специальным раствором.

Золочение: изделие также опускают в ванну со специальным раствором, благодаря которому на поверхности металла образуется тонкий слой золота, который от трения приобретает

металлический блеск.

- Отлично. Сейчас мы с вами внимательнее

рассмотрим изделия, которые нам предстоит

сделать.

Учитель проводит анализ образцов, композиций.

- Посмотрите внимательно на тарелки. Какие

сюжеты изображены на них?

- Что можно увидеть на пейзаже?

- Почему в гравюре рисуют реки, озера?

-Какие деревья могут быть изображены?

- Какие цвета используют в гравюре?

Учитель проводит педагогический показ

приёмов выполнения практического задания

Пед. показ.

- Сегодня мы закончим композицию, которую вы выполняли на прошлом уроке.

-Что вы уже выполнили?

-Отлично, сегодня мы оживим нашу композицию.

-Посмотрите на облака, чтобы их оживить, мы

можем сделать кудрявые штрихи, можем просто подчеркнуть облака. Какие цвета будем

использовать?

-Теперь перейдем к горам, нам обязательно нужно подчеркнуть тень. Что еще есть у гор?

-Гора должна сохраниться белая, но в ней будут вот такие разломы, тень.

-Дальше переходим к реке. Посмотрите какие

штрихи изображены?

-Реку изображаем сине-зеленой, штрихи наносим горизонтально, оставляя просветы- блики. Чем дальше, тем таких линий будет ….

А можем ли мы применить кудрявую штриховку?

-Посмотрите внимательно, чего у нас еще не

хватает?

-Посмотрите, как я его рисую. Рисую так, чтобы оно не было черным, оно поблескивает. Изображаю крупно ствол, затем сучья и от них идут ветки, обязательно изображаем маленькие веточки.

Теперь нам необходимо одеть наше дерево,

кудряво, а можем изобразить листья.

А можем нарисовать елочку. Догадайтесь как, я ее рисую из отдельных иголочек. В елке должна быть вершина и внизу каждого яруса синий цвет, как будто это тень.

-Как и чем мы можем заполнить землю на переднем плане?

-Травку рисуем, начиная в разные стороны, много, чтоб она закрыла землю. Рисуем не из одной точки (показ на доске).

-Посмотрите, как выполнили ребята из другого

класса. Грубо, торопились, так выполнять

композицию не нужно.

А вот так выполнили работу взрослые люди, они не торопились, рисовали аккуратно.

Участвуют в

эвристической беседе по

теме урока.

-Златоустовская гравюра

зародилась в начале 19 века.

-Иван Николаевич

Бушуев.

- Первыми изделиями было

холодное оружие.

Рассматривают этапы.

Анализируют с учителем образцы, запоминают

этапы работы.

- Природа Урала.

- Лес, горы, деревья, реку,

озеро.

- Потому что Урал-край озер.

-Ель,береза,сосна.

- Синий, зелёный, чёрный

(жёлтый фон).

- Бордюр, горизонт, горы, облака, реку.

-Синий, зеленый.

- Разломы.

-Штрихи горизонтальные.

- Меньше.

- Да, река журчит.

- Деревьев.

- Травой.

Л: выраженная познавательная мотивация; устойчивый интерес к новым способам познания.

К: слушать собеседника, соблюдать правила общения;

учитывать разные мнения, участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

П: проявлять познавательную инициативу.

 П: учится анализу образцов.

 Л: учится планированию,

выполнения задания.

 П: воспринимает новые способы выполнения задания.

 П: осознаёт последовательность действий.

Учебная презентация

Первичное закрепление (2 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Внешний контроль

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его. Определяет критерии качества выполнения задания.

- Давайте повторим этапы нашей работы и

составим план творческой задачи.

- Что мы делаем в первую очередь? Затем?

Оценивать ваши композиции мы будем по

следующим критериям. Прочтите их.

1.оригинальность композиции

2.разнообразие штриховки

3.соблюдение правил перспективы

- Какую композицию мы можем назвать

оригинальной?

- Какие характерные черты есть у Златоустовской гравюры?

- Повторите правила перспективы.

- Желаю вам успеха и вдохновения. Вы всегда

можете обратиться ко мне за помощью.

Внимательно слушают учителя, определяют

творческую задачу и запоминают критерии

оценивания.

Повторяют этапы:

1. Облака

2. Горы

3. Река

4. Деревья

5. Трава

Читают критерии.

- Которая не похожа на

остальные.

- Изображение природы,

синий, черный и зелёные

цвета, бордюр.

- Предметы уменьшаются к

линии горизонта.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Парная работа

Учитель организует индивидуальную

продуктивную работу, поощряет активность и творчество.

- Ребята, ваш эскиз может быть совершенно не похожим на чужие эскизы, это ваше творчество и взгляд на него.

Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания.

-Заканчивайте…

-Приступайте к выполнению…

Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением

-Эта композиция непохожа на другие, видна

уникальность, но она еще не совсем закончена.

Выполняют творческое

задание.

 Л: учится сохранять учебную задачу.

 Р: учится соблюдать

последовательность работы.

 Р: учится выполнять задание в общем темпе.

Учебная презентация, музыкальное сопровождение.

н) Включение в систему знаний,  

повторение  

(7-8 мин)

Фронтальная

Словесный: диалог

Форма контроля: взаимоконтроль, фронтальный опрос

Организует самооценку работы учащихся по соответствующим критериям.

- Сейчас вы станете настоящими творческими

экспертами.

Давайте с вами устроим выставку. Нам

необходимо 2 эксперта для анализа работ.

 - Какая композиция вам понравилась больше

всего? Почему?

- Каждый из вас может выбрать по 3-4 работы.

Далее вам необходимо доказать, что они

правильно и творчески выполнены, используя

критерии (на доске):

1.оригинальность композиции;

2.разнообразие штриховки;

3.соблюдение правил перспективы

- Какие чудесные и разнообразные тарелки у

вас получись.

- Отлично! Вы молодцы, спасибо за

работу. Урок окончен.

Проводят оценку работ

одноклассников,

самооценку

Проводят взаимооценку,

анализируют свои успехи и

неуспехи.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: анализ.

Работы обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ИЗО "Златоустовская гравюра на стали. Эскиз росписи холодного оружия" 4 класс

Конспект урока по изобразительному искусствуДисциплина:  изобразительное искусство Тема урока: Златоустовская гравюра на стали. Эскиз росписи холодного оружия. Тип урока: урок-вариация....

4 класс. Технологическая карта по теме: "Златоустовская гравюра на стали. Эскиз росписи тарелки"

Цель: ознакомление детей с промыслом «Златоустовская гравюра на стали» и выполнение эскиза тарелки в стиле промысла. Планируемые результаты:предметные:−    уметь ...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Златоустовская гравюра на стали (эскиз тарелки, завершение работы над композицией)» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Закрепление знаний учащихся о изделиях Златоустовской гравюры на стали; создание условия для изготовления эскиза тарелки и завершения работы ...

Технологическая карта урока технологии, УМК "Школа России", 2 класс, тема: "Завершение работы над мешочком всякой всячины"

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о декорировании изделий; украшение мешочка декоративными элементами (розами из лент, кружевами).Задачи урока:Дидактические: 1) дать общее представление о ...

Технологическая карта урока технологии, УМК "Школа России", 2 класс, тема: "Завершение работы над изделием миска с элементами хохломской росписи"

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о виде декоративного искусства – хохломская роспись.Задачи урока:Дидактические:1) дать общее представление о росписи золотая хохлома;2) учить выполн...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Все имеет строение. Эскиз сумочки - сувенира" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока:формирование первичных умений видеть конструкцию предмета; ознакомление учащихся с техникой создания эскиза сумочки.Задачи урока:Дидактические: 1.Учить видеть конструкцию в каждом пред...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Образ и характер сказочного героя (завершение портрета)" (УМК Школа России, 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умения раскрытия характера образа сказочного героя, используя художественные средства выразительности.Задачи урока: Дидактические:1. Учить выбирать цв...